Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

Проект «Газеты в образовании» −  спасительная соломинка для региональной прессы

Елена Карягина,
экс-главный редактор ИД «Ять», г. Коломна

 

Девять лет назад в России стартовал проект «Газеты в образовании». Многое ли мы знаем о нем, а, может, даже не слышали? Попытаемся разобраться, как и зачем этот проект появился в нашей стране, как развивается, каковы его успехи ириски, и, конечно, перспективы.

Ключевые слова: издательский дом, тираж, новые технологии работы с аудиторией, медиаобразование в СМИ.

Cкачать статью в .pdf

О проекте

ГАЗЕТЫ В ОБРАЗОВАНИИ / NEWSPAPERS IN EDUCATION – всемирный проект, цель которого – использование газет в системе образования в качестве инструмента и источника информации практически для любой дисциплины. Данный проект реализуется под эгидой WAN (Всемирной Газетной Ассоциации)в 30 странах мира. (http://www.wan-ifra.org)

Программе был дан старт в газете TheNew York Times еще в 1930-м году. Перенимать успешный опыт сотрудничества вскоре стали другие издательства.На сегодняшний день в мире насчитывается около 700 действующих центров программы, в которой участвуют как печатные, так и электронные издания.

Спустя 74 года, вфеврале 2004 г. на нововведения откликнулась Сибирь.О том, как все начиналось, рассказывает куратор проекта «Газеты в образовании» (ГвО) ИД «Алтапресс» г. Барнаул с 2006 по апрель 2013г. Елена Сальникова:« Нас, прежде всего, волновали проблемы удержания и увеличения тиража, привлечения молодого читателя, возвращения интереса к чтению газет. Опорой стала одна неожиданная идея.Нашли в сети Роксану Мордухович (Roxana Morduchowicz, автор книги «Подростки и социальные сети», эксперт NIE, Аргентина – прим. ред.). Пригласили ее на встречу.Послушали. Впечатлились рассказанными с большим желанием начали разрабатывать на основе мировой идеи свой проект, адаптировать его к нашей российской реальности. Сначала было много энтузиазма, мало информации, море позитива, куча смелых и нестандартных идей, большая поддержка редакции, заинтересованность руководства и неограниченная фантазия участников».
Барнаульский эксперимент

В течение последующих лет редакция общественно-политической газеты «Свободный курс» (ИД «Алтапресс») совместно с образовательными учреждениями г. Барнаула занималась развитием проекта, нарабатывая уникальный опыт. О том, какие объемы работ пришлось выполнить, свидетельствует редакционная хроника:

«2004/05 учебный год: адаптация международного проекта в отдельном регионе России. Участвуют13 школ г. Барнаула: 20 классов, 480 учащихся и 26 преподавателей (гуманитарные предметы). Образована группа, в которую, помимо руководителей издательского дома и редакции газеты, сотрудник редакции.(?)

Продумана технология доставки газет в школы и распространения их по классам. Учителя — участники проекта – получают свежий номер бесплатно одновременно со всеми подписчиками и изучают его целую неделю. Потом в школы поступают газеты для учащихся — экземпляры, не проданные в нашей розничной сети.Именно с этого момента и начинается совместная работа учителя и учеников над газетой,осуществляемая по прилагаемым к ней рекомендациям для учителей:провести сочинение и отправить в редакцию, дать домашнее задание с использованием материалов номера, организовать в классе диспут и пригласить журналиста «Свободного курса»,подготовить вопросы к нашей «Прямой линии»,присоединиться к какой-нибудь акции газеты и так далее.

Изготовлена «Книжка участника проекта» (форма для ежемесячных интерактивных контактов редакции и школы). Педагоги записывают в нее разработанные ими методики преподавания с использованием газеты, свои пожелания редакции, указывают на трудности, с которыми им пришлось столкнуться. Книжки ежемесячно сдаются редакционному руководителю проекта и регулярно обсуждаются на общих тренингах. Все это делается в рамках объявленного редакцией конкурса:по итогам года лучший учитель получает премию, самый «газетный» класс награждается футболками с логотипом газеты.
Проводится конкурс школьных сочинений (только для участников проекта). Лучшие работы в течение всего года публикуются в газете.

Разработана серия тематических упражнений для выполнения при использовании газеты на уроке.
Проводятся встречи журналистов со школьниками.

Для учителей подготовлено пособие «Все тайны редакции» (как делается газета).

2005/06 учебный год: совместный проект «Института развития прессы — Сибирь» и «Алтапресса» «Правовое просвещение подростков». Третьим партнером становится барнаульский лицей № 130. С остальными учебными заведениями (11 школ Барнаула: 23 класса, 540 учащихся и 28 преподавателей) редакция работала по схеме 2005 года.Открыт интернет-сайт проекта: http://edu.altapress.ru

2006/07 учебный год: расширение географии проекта. К барнаульским школьникам и учителям подключились четыре школы Троицкого района Алтайского края. Помимо учителей гуманитарных дисциплин в проект вошли преподаватели математики, экономики.
Реализован новый план публикаций в рубрике «Газета в образовании» (разные, но значимые явления жизни Алтайского края за его 70-летнюю историю, например: война и появление интернета, целина и самиздат, первые промышленные гиганты и первые видеосалоны и пр.).

Участники проекта получают Всемирные паспорта газетного читателя. Этот документ разработан Всемирной газетной ассоциацией (WAN).

Появляются первые спонсоры школ: 400 школьников на нашу газету подписал Алтайский банк Сбербанка России» (http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200705491&mark=2)

Сегодня впроекте«Газета в образовании» ИД «Алтапресс» задействованывсе школы Барнаула (около 100). Еженедельно в них доставляются около 3000 экз. газеты при ее общем недельном тираже в 19000 экз.Каждый номер по своему выбору читают теперь 68% участников проекта, для 32% чтение газеты связано только с заданием учителя. Все участники проекта стали более информированными о процессах, происходящих в крае. Выросло количество школьников, семьи которых стали выписывать газету на дом.

По-моему, отличный пример, как из озабоченности начала «нулевых»редакция «Свободного курса» фактически стала методическим образовательным центром с широкими интерактивными возможностями, социально активным медиа.Своего рода городской медиацентр? Да, вполне возможно.

Под эгидой АНРИ
Успех NIE в Барнауле вдохновил другие издательские домаРоссии.В 2009 году к проекту подключился Альянс независимых региональных издателей (АНРИ, anri.org.ru), был создан единый центр «ГАЗЕТЫ В ОБРАЗОВАНИИ» –сайтEDUPAPER.RU.Этот ресурсиспользуют издатели, учителя, школьники из любого города,в любом регионе. Здесь публикуются новости проекта, обмениваются мнениями и идеями, сообщается об акциях и мероприятиях. Перенос «центра тяжести» проекта из Сибири в Москву позволил выйти ему на качественно новый уровень развития, значительно углубиться и расшириться. АНРИ стал организатором проекта NIE в России.Сегодня именно АНРИ осуществляет всю проектную деятельность при участии около 30 издателей от Калининградадо Якутска.

Вот каково мнение кураторапроекта АНРИ Елены Сурковой: «Всех участников проекта условно можно разделить на три группы: актив, середнячки и аутсайдеры. К первой группе, безсомнения, мы относим газеты «Свободный курс», «Курьер. Бердск»,«Шахтинские известия»,«Красное знамя» (г. Глазов),«Родная земля»(пос. Рамешки Тверской области),«Страна»(Калиниград), «Аспект» (Новосибирская область). Редакции ведут обширную и интереснейшую работу, развиваются сами и развивают проект, обогащая его все новым и новым уникальным опытом, методиками, идеями. Середнячки подтягиваются к лидерам, с третьей группой не все понятно – мы, разумеется, ждем рывка и окончательного понимания важностиучастия в проекте, это же одна из отличных возможностей выжить в стремительно меняющемся медиамире. И успешный опыт коллег – тому прямое подтверждение. Мне бы хотелось, чтобы количество участников проекта значительно увеличилось по стране, изменился их качественный состав, и чтобы актив составлял уже большую его часть. Мы над этим усиленно работаем, этот проект мне бесконечно дорог и мне хочется, чтобы он развивался и дальше».

Уникальный ресурс
Опыт, приобретенный редакциями в ходе участия в проекте, очень разнопланов. Это же почти десять лет непрерывной работы. И,уверена,с течением времени он потребует более пристального изучения и анализа. Возможно, в 2014 году, к первому серьезному юбилею, появится монография-методичка,обобщающая передовые творческие наработки и промахи участников.Пока же можно констатировать, что формы взаимодействия в цепочке «редакция-школа-ученик» могут быть бесконечно разнообразны.Мастер-классы, семинары и вебинары, конференции,конкурсы, викторины, фестивали и турниры, общешкольные и городские мероприятия, праздники, совместные походы – инструментарий поистине велик. Плюс к этому: участие в проекте позволяет постоянно подпитываться идеями и мыслями российских и зарубежных коллег, творчески их перерабатывать, соотнося с местными особенностями.В газете «Шахтинские известия»(Ростовская обл.)решили,например, календарным годам давать названия школьных предметов.

Год физкультуры (2011) прошел буквально на « ура». 2012-й, Год литературы и русского языка, заставил горожан задуматься о необходимости правильно говорить и писать, а рубрика «Рейд по ошибкам», объединившая присланные читателями фото увиденных ошибок, позволила добиться их исправления на всех уровнях, и в результате нашла свою постоянную прописку на страницах газеты.

2013-й, объявленный Годом краеведения и истории, принес очередные находки! Развивается сеть юнкоровских пунктов, в школах, участниках проекта,при помощи редакции создаются информационные центры, которые в новом учебном году регулярно начнут производить свой собственный школьный контент, оживлять часто заформализованные школьные сайты, активно взаимодействуя с редакцией. Планируется ежемесячный выпуск четырехполосной газетной вкладки, посвященной работам школьников.И все это без миллионных инвестиций,в буквальном смысле за счет активации внутренних редакционных и школьных ресурсов. Если смотреть на эти новации под несколько иным углом, то становится очевидно, что сегодня газета в школе – это и некое воспоминание о пионерской/комсомольской организациях, идея, энергия которых способны были объединить школьников всех возрастов вокруг простых и понятных целей: познай себя, свой город, страну и общество, изменись сам и измени окружающий мир к лучшему,что делало детей активными со-участниками школьных событий и городских процессов, вывело их из on-line в of-line на реальную площадку. Социальные сети – это, разумеется, новая сила, но силу печатного слова во влиятельной городской газете пока еще никто не отменял.

Плюсы

В проекте три участника: редакция – педагоги, учителя - ученики. (?)И важно отчетливо понять с самого начала: «Газеты в образовании» – это долгосрочное сотрудничество трех сторон,которое выгодно всем: школы получают уникальную возможность использовать в новых образовательных технологиях самую оперативную и актуальную информацию с привязкой к местному контенту; подростки со школьной скамьи учатся регулярно читать газеты и самостоятельно искать интересующую их информацию; издатели формируют будущую аудиторию своих изданий, помогают детям, подросткам, молодым людям осознать тот факт, что газеты и журналы – естественная составная часть их информационного пространства.

Все эти плюсы можно отнести к качественным показателям. Количественные – стабильность или рост тиража, увеличение числа подписчиков (если этот вид распространения актуален для региона), появление новых рекламодателей, спонсоров проекта.

Вот еще одн омнение барнаульцев, пионеров проекта: «У каждой из сторон — своя корысть. Для школ — это статусно. Участие в проекте «Газеты в образовании» — признак респектабельности и «продвинутости» школы. Для детей — невероятно интересно. Экскурсии в редакцию, встречи с «живыми» журналистами и возможность публиковать свои работы в популярной и влиятельной газете, сильно выделяться на фоне сверстников — все это престижно для барнаульских старшеклассников. Учителям, помимо всего прочего, просто нравится работать с редакцией:встречаться на наших семинарах с коллегами из других школ,чувствовать уважение к своей работе, заинтересованность в своем мнении…А что от этого имеет газета? Мы «выращиваем читателей», увеличиваем тиражи и в перспективе получаем новые кадры, еще не испорченные странными представлениями о нашей профессии теоретиками отрасли». (http://old.journalist-virt.ru)

Угрозы
Плюсы очевидны, понятны и при успешном маркетинге даже измеримы. Но на смену восторгам рано или поздно приходит…следующий номер. И за ним еще. И еще.И так на протяжениимногих лет – «…мы в ответе за тех, кого приручили»…Пообщавшись с кураторами проектаЕленой Сурковой (АНРИ),Еленой Сальниковой (ИД «Алтапресс», Барнаул), Ларисой Ковалевой (ИД «БукЪвица», г. Бердск) ,Беллой Севостьяновой («Шахтинские известия», г. Шахты) удалось выяснить следующие «узкие» места проекта:

АНРИ:
- общие российские негативные тенденции в отношении свободы слова, независимой прессы;
-отсутствие источников финансирования;
- отсутствие у многих издателей понимания важности проекта, его возможностей;
- недостаточная популяризация, продвижение проекта.

ИД «Алтапресс»:
- такие проекты должны поддерживаться фондами, грантами,возможно государством, лишь при некотором финансовом участии издателей;
-подмена цели - основной фактор риска, приводящий к несостоятельности проекта.

ИД «БукЪвица»:
- нужна поддержка управления образования г. Бердска, согласованность совместных действий;
- редакция нуждается в обновлении стратегии развития проекта;
- необходимо искать новые пути и формы взаимодействия с молодежной аудиторией.

«Шахтинские известия»:
- состав читательской аудитории с началом проекта стал меняться, приходится балансировать между интересами взрослых и подростков.
- понимаем, что нужна работа в детских садах и колледжах, вузах, но пока неможем определиться, как и какими силами этоправильно сделать.

Все эксперты также отметили нехваткубазовых и оперативных знаний о медиасреде, новых тенденциях рынка, новейших научных и технологических разработках в области медиа. И не только этих знаний не хватает участникам: основы подростковой психологии, социологии, планирования,проектной деятельности, маркетинга, логистики – со всем этим сотрудникам редакций приходится многократно сталкиваться в ходе реализации проекта. Восполнение этих пробелов – ключ к более успешной работе проекта, один из путей развития сотрудников и всей редакции в целом.

Человеческий фактор

Еще одна из угроз, которую отметили эксперты: человеческий фактор. Нередко бывает так: проект ярко и резонансно стартует, вредакции «головокружение от успехов», всевоодушевлены и готовы помогать, но проходит полгода и вся работа по проекту уже висит на одном (в лучшем случаедвух) штатных журналистах, у которых помимо «Газеты в образовании» есть еще и постоянная редакционная нагрузка.В итогезачастуютребуют и план публикаций на целый год, и мегакреатива,и роста тиража, и поиска новых рекламодателей,ипродвижения и распространения проекта, вплоть до раздачи газет школьникам.Редакцию можно понять – штаты по нынешним временам не раздуешь (оптимизация!),и ответственного за проект тоже не освободишь от других задач(до школ ли, когда свою основную работу едва успеваешь выполнять).

ДА,вовлеченность в этот проект предполагает значительную активность редакции (и внешнюю,и внутреннюю). Но невсе могутбыстро перестроиться - начать взаимодействовать с учителями, учениками, родителями, чиновниками, ходить в школы, готовить мероприятия, самообразовываться – то естьфактически перевести работу редакции в новые рамки.Осознав масштабы «бедствия»,редакция продолжает существовать в удобномрежимекопипаста и стагнации проекта, если она в нем участвовала.Вот до такой прозы снисходят великие цели и начинания.Кто в этом виноват? Не буду перечислять, каждый из читателей этого журнала все и так прекрасно знает.

Некоторые мысли
У этой публикации не было цели детально исследовать проект «Газеты в образовании».Скорее предполагалосьзнакомство с ним с обозначениемнекоторойконкретики, с приведением имен вступивших на этот путь, ссылки на ихи мой собственный опыт участия в нем как главного редактора ИД «Ять» (г. Коломна) с 2010 по 2012 гг. Я должна признать его неудачным.При всех осознаваемых преференциях, хороших задумках войти в каждую школу с газетой, создать там новостные центры, которые быобъединялисьна интернет-платформе ИД «Ять» с дальнейшей возможностью развития школьной городской социальной сети, мощной профориентационной составляющей, практикума в Швеции, мы не продвинулись ни на шаг.

Причиной стала цела я совокупностьфакторов:отсутствие бюджета (ни копейки),постоянная подмена коммерческим отделомцелейи задач проекта, отсутствие мотивации у редакции, предполагаемого куратора - штатного журналиста и общая боязнь новых нагрузок. Планы свалить на одну девушку более 40 школ города и района, контроль за созданием интернет-платформы, ведениетрех тематических разделов в еженедельнике – это было за гранью добра и зла. Мне очень жаль, что вышло все именно так, а не иначе. Год назад я покинула свой пост, вышла из системы, и теперьмогу ее описать. «Газеты в образовании» - отличный проект, предоставляющий массу новыхвозможностей. Не панацея, конечно, от всех редакционных бед и проблем, но шанс – однозначно. Особенно сейчас, когда региональная печатная прессабешено теряет очки, переставая быть оперативной и интересной.

Проектная деятельность позволяет получить доступ к подросткам и их молодым родителям – самой желанной читательской аудитории.По моим ощущениямв стране настаетзамечательное время, когда людям становится не все равно, что происходит вокруг, они хотятзнать, как все устроено в их городе,как и чтоработает, хотят контролировать власть.В этой ситуациигазета с эксклюзивнымдостовернымместным контентом, созданным профессиональной редакцией, читателями и их детьми,уверенно выходит на первый план.Надо осознавать еще и то,что сегодня газета – это уже негазета в привычном понимании, а совокупность всех медийных ресурсов редакции – ее сайты, страницы в соцсетях, радио, TV (если есть), а также внешняя социальная активность – это такой уверенный модератор местной реальности. И, как мне кажется, счет идет уже на месяцы – или редакции перестраиваются, и как вариант, проект «Газеты в образовании» выносит их в стремнину, или они становятся болотом, которое ни бесплатно, ни тем более за деньги уже никому не нужно.

Врезка 1

Сайты активных участников проекта «Газета в образовании»:
www.kurer-sreda.ru – ИД «БукЪвица», г. Бердск;
http://altapress.ru - ИД «Алтапресс», г. Барнаул;
www.shakhty-media.ru - газета «Шахтинские известия», г. Шахты, Ростовская область;
www.edupaper.ru – сайт проекта «Газеты в образовании», АНРИ, Москва.

Врезка 2

Несколько советов от барнаульцев по привлечению молодых читателей:

  • старайтесь, чтобы связь с газетой была приятным занятием, а не работой;
  • вовлекайте преподавателей и семью в газетные проекты и кампании;
  • создайте яркий имидж издания;
  • сделайте знания «модными» и ценными. Каждый любит показать, как много он знает, вот почему викторины знатоков так популярны.

Врезка 3

Издательский дом «Алтапресс» — крупнейшаянезависимая российская медиакомпания. Учредители — журналисты, которые сегодня возглавляют предприятие. В компании трудятся более 1000 человек. «Алтапресс» выпускает 11 газет и журналов, каждое из изданий занимает свою нишу на рынке прессы. Главными провозглашенными ценностями компании являются свобода слова, соблюдение стандартов качественной журналистики и приоритет интересов человека и общества над интересами государства.

Врезка 4
АНРИпредоставляет участникам проекта следующие возможности:


1. Ежегодная всероссийская конференция «Газеты в образовании», на которой встречаются издатели, учителя, участвующие в проекте или желающие присоединиться к нему. Подробнее информацию о Конференциях 2009, 2010, 2011 и 2012 годовможно посмотреть на сайте edupaper.ru.
2. Поддержка связи с международным центром проекта: перевод методических материалов, презентаций, организация общения.
3. Предоставление участникам проекта «Паспортов Читателей». Паспорта – это занимательные образовательные буклеты, которые распространяются в школах среди учеников. В этом году международный центр NiE реализует «Футбольные паспорта читателей», в том числе и на русском языке.
4. Поддержка заявок номинантов Всемирного конкурса молодых читателей WAN Youngreadersaward. Если вы реализуете интересный социальный проектна базе редакции газеты, направленный на молодую аудиторию,вы можете стать номинантом конкурса, заполнив заявку на сайте проекта или обратившись к нам.
5. Размещение информации о вашем издательском доме на сайте проекта и использование сайта как инструмента для общения.
6. Осуществление информационной e-mail рассылки по участникам проекта и партнерам.
7. Организация площадок и возможностей для обмена методическими материалами, технологиями и наработками; сайт edupaper.ru, сайт anri.org.ru, конференции и круглые столы.

Врезка 5

Как стать участником проекта «Газеты в образовании» в России.

ШАГ 1. Узнать о проекте и его идеологии.
ШАГ 2. Познакомиться с коллегами в России.
ШАГ 3. Получить вдохновение, а также рекомендации коллег для реализации проекта в своем городе.
ШАГ 4. Присылать свои новости, материалы редактору сайта. Принимать участие в Конференциях по проекту.
Контактное лицо: Елена Суркова, куратор проекта в России, тел. (495) 783 68 84, почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Фото из архиваэкспертов.

Дополнительная информация