Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

Вирусные политики формируют телевизионную культуру

Артём Китаев, магистр журналистики
МГГУ им. М.А. Шолохова

В статье исследуется потенциал взрослой анимации как средства отображения политической действительности. Объектом исследования являются мультфильмы, транслируемые на ведущих российских телеканалах, выходящих в эфир в период с начала 90-х по 2013 год.

Ключевые слова: политическая анимация, мультсериалы для взрослых, политическая культура зрителя, гражданская культура.

Cкачать статью в .pdf

Современная популярная культура немыслима без взрослой сатирической анимации, которая является своеобразной квинтэссенцией попа, впитавшей основные его тенденции. Мультсериалы для взрослой аудитории транслируют многие отечественные и зарубежные телеканалы, а на сумках и бейсболках современных подростков всё чаще изображены Эрик Картман из «Южного парка» или Бендер из «Футурамы». Да и мужчины постарше не прочь надеть футболку с Гомером Симпсоном…

В 2003 году американские ученые КрейгДетвейлер и Барри Тайлорустановили, что поп-культура оказывает формирующее воздействие на идентичность человека, социума и ценностей внутри современного Западного общества. Телевидение, а значит и взрослая анимация, роль которой невозможно игнорировать ввиду огромной популярности и высоких рейтингов, не только влияют на понимание концепций ценности, красоты, добра, но и формируют пространство, в котором сами эти идеи обсуждаются.
Важнейшим следствием трансляции сатирических мультфильмов является формирование политической культуры зрителя. В современной политологии её определяют как «совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и поддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества».

Существует несколько эталонных типов политических культур, которые, впрочем, в чистом виде давно не встречаются. Зато их синтез позволяет сформировать так называемую гражданскую культуру, которая является наиболее распространенной и одновременно оптимальной для стабильного функционирования политической системы. Для этого типа культуры свойственно сочетание пассивных подданнических настроений граждан с их активной гражданской и политической позицией.

В середине XX в. был сформулирован тезис о том, что «пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных структур, в рамках которых она функционирует». Аналогичному влиянию подвержена и телевизионная мультипликация. Высокая публичность политической сферы и гражданские свободы в США и Европе позволяют сценаристам касаться самых неполиткорректных тем. «Симпсоны», «Южный парк», «Гриффины» и другие мультсериалы не стесняясь касаются самых резонансных событий, будь то выборы президента или вопрос о легализации однополых браков. В России подобной свободой пользовались разве чтонекоторые анимационные передачи телеканала НТВ до начала 2000-х.Последующее укрепление государственной власти значительно ослабило самостоятельные центры влияния в политике и медиа, что негативно отразилось на отечественной взрослой мультипликации. Так злободневных «Кукол» и «Тушите свет!», которые были направлены на формирование активной политической культуры,сменили более поверхностные и пассивные «Мультличности». И этот сериал на данный момент является единственным представителем современной взрослой российской мультипликации. Остановимся на нём подробнее.

В «Мультличностях» наша страна предстаёт как весьма успешное государство с относительно стабильной экономикой. Однако у зрителя складывается такое представление исключительно потому, что речь о каких-либо экономических проблемах просто не идет. Вместо этого на первый план выходят беды других стран, которые сильно перемешаны с национальными стереотипами. Так Белоруссия экспортирует только два продукта – картошку и тракторы. О сырьевой зависимости России при этом не сказано ни слова. Вмультсериале применяется классическая политическая технология переключения внимания.

Регресс отечественной сатирической анимации подобно лакмусовой бумажке указывает на снижение градуса политической активности в стране и способствует формированию пассивной политической культуры в России. Западные же мультсериалы, напротив, концентрируются на внутренних проблемах, способствуя включению зрителей в политический процесс и формированию у них активной гражданской позиции. Упомянутый выше «Южный парк» неоднократно вызывал широкий общественный резонанс. Так было с сериями о цензуре, терроризме, экономическом кризисе и многими другими. Нужно отметить, что создатели западных мультфильмов в основной массе выступают с общегражданских позиций, так как не имеют какого-либо отношения к политическим организациям и институтам власти. Даже о своих политических пристрастиях мультипликаторы обычно умалчивают, подчеркивая тем самым свою беспристрастность в отражении политической действительности и настроений общества.

Помимо общественных явлений и политических процессов взрослая сатирическая анимация не обходит вниманием и персон, которые за ними стоят. Узнаваемые политики становятся авторитетными персонажами мультфильмов, центрами внутрисюжетного влияния, и потому их образы способны оказывать воздействие на политическую культуру зрителей ещё в большей мере, чем обезличенное отражение политического процесса. Важную роль при этом играет такая политическая технология, как формирование имиджа. К примеру, через последние серии «Кукол» красной линией проходит идея несостоятельности Владимира Путина как лидера и несамостоятельности как политика – негативная реакция зрителей обеспечена. А в знаменитом эпизоде «Мультличностей», в котором Путин и Медведев поют новогодние частушки, напротив, формируется положительный образ первых лиц государства.

Телепередача вызвала бурную реакцию в российской и зарубежной прессе. Иностранные журналисты отмечали, что после многолетнего политического медиавакуума показ пародии на государственном канале является знаковым событием. При этом частушки были единодушно охарактеризованы как «слабые», «беззубые» и «не содержащие прямой критики глав государства».

Несмотря на последовавшую критику в итоге образ Владимира Путина получил хорошие имиджевые дивиденды. В ролике он создает впечатление сильного политика, который может решить любую проблему. Его отношения с Дмитрием Медведевым имеют партнерский и дружеский характер, что несколько смягчило образ удаленного от народа верховного чиновника. Новогодняя пародия привела к совершенно четким сдвигам в политической культуре россиян. Телеведущий Владимир Познер истолковал скетч как сигнал к возрождению сатиры на российском телевидении. Причем, шутить над президентом и премьером «Первому каналу» позволили сверху, с целью привлечения молодой аудитории. Как минимум, отчасти предположение телеведущего оказалось верным: ролики с частушками набрали на Youtube по несколько миллионов просмотров и стали вирусными. Судя по оставленным комментариям, многие пользователи, даже отрицательно настроенные к власти, находили шутку удачной и говорили о её позитивном восприятии. Несмотря на свою содержательную слабость, успех пародии показал богатые перспективы использования анимационного искусства для политических целей. Французский социолог и философ Пьер Бурдьё ещё в 90-х писал в своей книге «О телевидении и журналистике»: «В мире, движимом опасением показаться скучным и необходимостью развлекать во что бы то ни стало, политическая жизнь является неблагодарным сюжетом, по возможности исключающимся из программы в лучшее эфирное время, мало захватывающим и даже печальным зрелищем, которое необходимо сделать интересным». Именно мультипликация позволяет сделать политику интересной и, что немало важно, привлечь к ней молодежь.


Роман Сафронов.Эмиль Дюркгейм в «Южном парке» // MacGuffin, 2012. [электронный ресурс]URL:http://yourmacguffin.com/evilstudies/emile_durkheim/ (датаобращения: 01.06.2013)

Detweiler C., Taylor B.A Matrix of Meaning. – Grand Rapids: Baker Academic, 2003. – С. 24.

МельвильА.Ю.[и др.]Политология: учеб. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013 – С. 426.

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Национальный институт прессы, ВАГРИУС, 1998. – С. 223.

Российский мультфильм про Путина и Медведева удивил инопрессу: оказывается, над ними можно шутить // NEWSru.com, 2010. [электронный ресурс]URL: http://newsru.com/russia/01jan2010/putin_multfilm.html (дата обращения: 14.03.2013)

Пьер Бурдьё. Журналистика и политика// Социологическое пространство Пьера Бурдьё. [электронный ресурс]URL: http://bourdieu.name/content/bourdieu-journalistika-i-politika (дата обращения: 27.05.2013)

Дополнительная информация