Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Медиаграмотность и информационная культура в современной российской школе

Бондаренко Е.А.
Бондаренко Е.А.
зав. лаб. медиаобразования ИСМО РАО,
кандидат педагогических наук, доцент

Cкачать статью в .pdf

Сейчас, когда можно дать объективную оценку итогам первого этапа «информационного взрыва», большинство исследователей, нанимающихся проблемами изменений в образовании, говорят о необходимости формирования информационной культуры школьников. Само понятие информационной культуры включает в себя наряду с информологическим аспектом (совокупность умений, знаний и навыков поиска, отбора, анализа информации, направленных на удовлетворение потребностей в информации), аспекты культурологический (понимаемый как способ бытия человека в информационном обществе) и мировоззренческий (определяющий долю активного участия личности в преобразовании мира). Таким образом, в современном обществе информационная культура становится не столько набором прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в библиотеках, медиатеках, компьютерных сетях, сколько определенным критерием развития личности, характеризующим диалогичность восприятия, вариативность, открытость системы знаний. Наличие информационной культуры предполагает также степень овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, особыми методами и технологиями. Здесь следует говорить как о формировании медиаграмотности (о грамотности в области восприятия, понимания, интерпретации текстов СМИ), так и  об информационной грамотности (комплексе наиболее общих умений и навыков работы с информацией).

В Европе были выделены четыре сферы, которым общее среднее образование должно подготовить человека - к постоянному обучению (long-life learning), активной социальной жизни, экономической активности и профессиональной деятельности. С учетом национальных, социально-экономических, культурно-исторических особенностей эти подходы были отражены в системе образования всех европейских стран. Стандарт в этих условиях обуславливает структуру и непосредственное функционирование образовательного процесса (обучение, учение, самообразование), формирование соответствующего содержания образования, выстраивание (в том числе и законодательное) системы требований, регулятивов, критериев, ориентиров, определение уровней (обязательных, необязательных). Причем, независимо от того, используется или не используется понятие стандарт, он присутствует (и не важно под каким названием) как точка отсчета и соотношения при организации образования и его обеспечении.

В рамках реформ  российского образования разрабатывается методология включения в систему образования внешкольных ресурсов (создание образовательной среды); развитие модели образования, ориентированного на будущее, и создание системы самообразования, способствующего формированию способов учения и развитию компетенций. Сам образовательный процесс в новых стандартах рассматривается, как взаимодействие обучения и самообразования.

Что же необходимо в настоящий момент?

В первую очередь следует разобраться с терминологией. Если грамотность в широком понимании термина – не только умение читать и писать на предложенном языке, но еще и способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания, то медиаграмотность – это умение как понимать и анализировать медиатексты, так и создавать их.

Информационная грамотность добавляет к этому комплекс умений работать с информацией – классифицировать ее по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую, излагать в соответствии с заданными параметрами и пр. Медиаграмотность идеологична, в то время как информационная грамотность более инструментальна.

Не следует забывать и о цели формирования любого вида грамотности. Часто это характеризуют как степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, что на самом деле есть часть общей культуры, т.е. цель формирования медиаграмотности – медиакультура, а если рассматривать этот процесс шире – информационная культура.

Медиаобразование – оптимальный способ достижения этой цели. Медиаобразование как идеология педагогической деятельности в данной ситуации является гарантией эффективности формирования общих учебных умений, информационной культуры учителя и обучающегося.

Однако области, где наиболее эффективна реализация медиаобразования, постоянно меняются. Так, в настоящее время оптимальными областями, где необходима медиаобразовательная работа, являются:
сфера обеспечения информационной безопасности личности (умение ориентироваться в медиапространстве, грамотно осуществлять навигацию, бороться с эффектами медиавирусов и интернет-аддикции);
сфера поиска информации (умение составлять поисковые запросы, отбирать и фильтровать информацию, сохранять и изменять ее по заданным параметрам; важно здесь также осуществление и стимулирование потребности в новой информации)
сфера восприятия и интерпретации медиатекста (восприятия, понимания, освоения контекста, умения воспринимать концепцию и скрытый смысл /скрытые смыслы/ медиатекста, умение выстраивать свою концепцию по поводу полученной информации);
сфера медиатворчества (создания собственных медиатекстов – как самостоятельно, так и в соавторстве; от репродуктивного уровня – через креативный – к творческому);
практическое освоение медиапространства (умения соблюдать этику общения в медиапространстве, понимать направленность медиатизированного диалога; степень участие в создании и функционировании медиапространства на различных уровнях – от локального (например, школьного) медиапространства до общемировых информационных сетей). 

В постиндустриальном обществе информационная культура становится не столько набором прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в библиотеках, медиатеках, компьютерных сетях, сколько определенным критерием развития личности, характеризующим диалогичность восприятия, вариативность, открытость системы знаний. Наличие информационной культуры предполагает также степень овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, особыми – наиболее общими – методами и технологиями.

Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии (формирование коммуникативной компетенции, аудиовизуальной и информационной грамотности) на основе мировоззренческих позиций (развитие критического мышления, выработка собственных концепций на базе информационных потоков, передаваемых по различным каналам связи).

Разработка и практическая реализация педагогического комплекса формирования и развития информационной культуры - одна из наиболее актуальных задач современной школы. Разработка и использование технологий медиаобразования в школе может идти по следующим направлениям:

  • формирование критического мышления на основе наглядного использования медиатекстов в преподавании отдельных предметов с целью интеграции медиаобразования и данного предмета [интегрированное медиаобразование];
  • изучения практики современных медиа – работа над школьными печатными изданиями, изучение основ видеосъемки и монтажа в школьных кино- и телестудиях (что способствует как формированию собственной позиции по отношению к медиа информации через реализацию художественно-творческого потенциала личности, так и формированию медиаграмотности, необходимой для гражданина будущего общества) [специальное или социокультурное медиаобразование].

Объединение этих направлений представляет собой комплексное медиаобразование, т.е. использование всего комплекса возможностей медиатехнологий для активизации процесса образования в целом.

С нашей точки зрения, в современных российских школах необходимо именно комплексное медиаобразование, поскольку оно объединяет преимущества формирования медиакультуры во всей деятельности учащихся (урочной, внеурочной, внеучебной).

По концепции комплексного медиаобразования, в качестве групповых показателей индикаторов медиаграмотности предлагается использовать:

  • характеристики области обеспечения информационной безопасности личности,
  • факторы восприятия, понимания, интерпретации медиатекстов/информационных сообщений,
  • критерии практического освоения личностью современного медиапространства.

Отметим, что одним из основных актов формирования информационной грамотности является развитие критического мышления. Критическое мышление – это не только критическое восприятие информации, но в первую очередь ее многосторонний анализ, который может брать в качестве исходных любые факторы, однако итогом процесса должно стать понимание общей концепции медиатекста, направленности коммуникации.

Анализ итогов восприятия приводит учеников не только к пониманию медиатекста, но и к выработке собственной концепции, своего мнения по поводу концепции. предложенной автором медиатекста. В настоящее время есть попытки рассматривать множество локальных методик анализа медиатекста – герменевтический, семиотический, этический и т. п. (А.В.Федоров, 2003), однако на практике анализ всегда является комплексным – многоаспектность информации предполагает необходимость многостороннего подхода к рассмотрению текста, изложенного языком массовой коммуникации и погруженного в контекст современного восприятия масс-медиа.

Развитие умений работать с информацией не должно носить эпизодический характер, хотя и может иметь разные формы по отношению к различным областям знания; следует добавить, что это наиболее важно в начальной и средней школе, когда закладывается система восприятия, обработки, соотношения информации. Для старшего школьного возраста более существенно именно развитие критического мышления - мир предстает перед старшими школьниками во всем многообразии своих информационных связей, и умения сопоставлять, анализировать, отбрасывать несущественное и концентрироваться на необходимом, убедительно аргументировать свою точку зрения и понимать, что могут существовать несколько правомерных позиций по одной и той же проблеме помогают как социальной адаптации старшеклассников, так и их профессиональной ориентации.

Отметим, что для полноценного формирования информационной культуры равно необходимы специальные занятия или виды деятельности, которые помогали бы формированию системы восприятия и анализа информации и на уроке, и вне урока – такие, как изучение языка и выразительных средств СМИ (спецкурсы по основам экранной культуры, детской журналистике, в том числе и телевизионной), как проектная деятельность – выполнение творческого проекта ставит подростков перед необходимостью освоения различных видов информационных умений – от отбора, накопления, переработки информации и изложения ее в другой форме до умений чисто технологических (видеомонтаж или компьютерная верстка). И здесь без навыков критического мышления – анализа и отбора информации, умения оценить степень ее важности, выразить свое мнение, – не обойтись.

Это приводит нас к необходимости обратить особое внимание и на сферу детского медиатворчества. Обратимся, например, к сфере детской журналистики. Здесь подросток получает шанс не только копировать ту систему средств массовой информации, которую он видит, но создать нечто свое, сформировать свой взгляд на мир. Детская журналистика в области телевидения становится одной из важнейших точек интеграции комплекса ценностных ориентаций, информационных умений, знаний об окружающем мире и выбора будущей профессии. При этом медиаобразовательный курс может быть как элективным (предпрофильным), так и просто развивающим курсом дополнительного образования. Определяющим в формировании критического мышления для такого курса является сочетание деятельностного и диалогического (коммуникативного) подходов в учебном процессе.

Возможности экранного образа и перспективы его развития чрезвычайно расширяются, если рассмотреть развитие мультимедийных технологий. Однако пока это самая малоисследованная область творчества учащихся – возможно, потому, что в этом творчестве наиболее века доля репродуктивной деятельности ( можно взять чужие картинки, чужой текст и создать «свой» медиатекст, где очень трудно пока грань между заимствованным, подражательным и самостоятельным)..

Перечисленное выше доказывает, что возможности творчества на основе мультимедиатехнологий невероятно обогащают образовательный процесс – но и требуют немалых дополнительных затрат: труда, времени, сил, соответствия материально-технической базы поставленным задачам. Причем больше времени уходит и у педагога, и у ученика. К сожалению, зачастую отношение к аудиовизуальному творчеству в мультимедиа таково, что дополнительные затраты времени никем не принимаются во внимание. Администрации учреждений дополнительного образования часто кажется, что для обработки фотографий или видеосъемок нужно минимальное время; и вместо реализации творческого проекта с отделкой смысловых деталей и отработкой механизмов овладения технологией детские коллективы (или их руководители) сдают на скорую руку сделанные «творческие отчеты» о текущих мероприятиях. Следует помнить, что одна из главных характеристик детского творчества – свобода выбора (темы, идеи, материала), и педагог здесь может быть консультантом, советчиком, соратником – но не руководителем, который заставляет коллектив безоговорочно подчиняться «производственной необходимости».

Освоение медиаобразовательных технологий в дополнительном образовании – при широкой интеграции в проекты как учебной, так и внеучебной информации – в настоящее время становятся подлинным ресурсом повышения эффективности обучения и воспитания в целом. Один из наиболее перспективных путей освоения медиаобразовательных технологий – создание в каждом учебном учреждении, помимо интеграции медиаобразования в учебные предметы, системы подготовки и защиты творческих проектов, что немаловажно и для выстраивания моделей профильного образования, освоению азов будущей профессии, подготовки к поступлению в институты.

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Она предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из компонентов современной системы образования.

Рассмотрим как пример одну из частных моделей освоения медиаобразовательных технологий – выполнение телевизионных (видео) проектов, которые должны быть сделаны через интеграцию предметов учебного плана и самостоятельную творческую работу детской телестудии.

Для создания видеофильма или одной передачи школьного телевидения необходим последовательный труд целого коллектива, реализующийся по этапам “мозговой атаки”, разработки сценарного плана, видеосъемки (работа оператора), видеомонтажа (работа монтажной бригады), написания докторского текста, озвучания, реального выхода на аудиторию. Здесь в центре каждого этапа может стоять один ученик (или группа подростков), чья деятельность для успешного достижения конечного результата должна обладать большой долей самостоятельности.

Большое внимание уделяется в первую очередь вопросам овладения информационной грамотностью, т.е. умению понимать язык средств массовой коммуникации и полноценно истолковывать смысл полученной информации; умению общаться и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке массовой коммуникации, адекватности взаимодействия с информацией в системе средств массовой коммуникации (определение направления и конкретных способов поиска информации, выбор источников и определение степени доверия к информации данных источников, трактовка информации, создание собственной концепции).

Идеалом для выполнения такого проекта является реализация принципа межпредметной интеграции на новом уровне, когда изучаемые технологии неразрывно связаны с освоением комплекса традиционных предметов- литературы, истории, географии и других, когда подготовка собственного медиатекста (экранного произведения) как побочную цель рассматривает освоение учебного предметного материала.

Таким образом, технологии медиаобразования становятся логичным фрагментом и неотъемлемой частью современной образовательной среды. И формирование критического мышления, и реализация художественно-творческого потенциала личности находятся в русле базовых преобразований современной школы. Однако педагогические концепции медиаобразования шире узкопрофессиональных – это направление педагогики не ограничивается поисками эффективного использования всех возможностей мультимедиа или телекоммуникаций. Это «идеология педагогической деятельности» (А.А. Журин, 2009), наиболее общая стратегия формирования информационных умений на материалах СМИ.

Подчеркнем также, что в предметных стандартах второго поколения изначально заложены медиаобразовательные аспекты, набор которых в каждом конкретном предмете определен спецификой изучаемой области человеческой деятельности. Это дает основания для вывода: с принятием стандартов второго поколения роль медиаобразовательных технологий в учебном процессе возрастает, и только от нас будет зависеть, насколько будут реализованы предоставляемые новыми стандартами конкретные возможности.

Дополнительная информация