Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

Школьное медиаобразование и его влияние на медиаактивность личности

Шуева Лилия СергеевнаШуева Лилия Сергеевна
Педагог дополнительного образования
ГБОУ ЦДОД Детского Телевизионного Учебного Центра,
студентка факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: В статье рассматривается проблема влияния современных СМИ на становление личности подростка, необходимость создания детских масс-медиа и центров дополнительного образования для того, чтобы школьники имели возможность проявлять свою медаактивность и формировать собственную медиакультуру.

Ключевые слова: медиаактивность, медиаграмотность, медиасреда, психологической здоровье подростка, критическое мышление, медаикультура, журналистика.

SCHOOL MEDIAEDUCATION AND ITS INFLUENCE ON MEDIA ACTIVITY PERSON

L.S. Shueva
State center for additional education Children's Television Training Center
Sholokhov Moscow State University for the humanities

Abstract: The article is devoted to the problem of influence of modern media on the development of the adolescent's personality, necessity of create children's media and center for additional education for pupils have the opportunity to show their media activity and develop their own media culture.

Keywords: media activity, media literacy, media environment, psychological health of  teenager, critical thinking, media culture, journalism.

Cкачать статью в .pdf

В современном мире дети очень рано соприкасаются со средствами массовой коммуникации, которые оказывают значительное влияние на воспитание, мировоззрение и социализацию ребенка. В таких условиях необходимо сформировать у подростков активную позицию по отношению к масс-медиа для того, чтобы они смогли ориентироваться в информационном пространстве без опасности для своего психологического здоровья. Развитие детского телевидения, газет и любых других видов детских СМИ будет способствовать этому, а участие подростка в создании детских информационных продуктов не только обезопасит его от ненужной и вредной информации, расширит его коммуникативные способности, но и путем включения его в процесс реальной информационной деятельности позволит стать ему медиаграмотной личностью. Это в свою очередь обеспечит ему наиболее благоприятное ощущение себя частью медиасреды.

Конечно, усвоение ребенком культурных ценностей и жизненных ориентиров - это большей частью обязанность семьи. Тем не менее, этому должны способствовать и другие социальные институты, а прежде всего масс-медиа.  А.В. Шариков, В.П. Чудинова так оценивают эту ситуацию: "Так, в целом, семья и школа придерживаются примерно одной системы ценностей, в основе которой — гуманность, трудолюбие, уважение к личности и пр., тогда как во многих средствах массовой информации как в скрытой, так и в открытой форме проповедуются асоциальные «ценности»: стяжательство, алчность, безудержное потребление, демонстрируются модели агрессивного поведения, пренебрежения человеческой личностью, отвергаются нормы морали, выработанные столетиями в разных культурах мира".

В связи с этим в современном обществе назрела необходимость создания таких масс-медиа, которые бы оказывали созидательное воздействие на подрастающее поколение, заботились бы о психологическом здоровье личности. Сейчас стали все чаще появляться различные виды детских средств массовой информации. Главное их отличие - четко выраженная возрастная ориентация. В целом любые масс-медиа, нацеленные на детскую аудиторию, должны выполнять следующие функции: образовательную, познавательную, воспитательную, профориентационную и развлекательную. Именно, тогда можно будет говорить о положительном вкладе современных СМИ в социализацию личности человека.

Детские масс-медиа - это любые печатные или аудиовизуальные средства, которые имеют своей целью просвещать и обучать молодое поколение, прививать подросткам общекультурные ценности. В частности рассмотрим детское телевидение, которое может быть организовано следующими путями: телевидение, которое делают профессиональные журналисты для детей, и телевидение, которое делается руками самих подростков. По мнению Антона Ломоносова, директора киношколы ШАГ, "Детское телевидение, то есть ТВ, сделанное руками детей, - это их собственное творческое самовыражение, взгляд на современную жизнь, природу, взаимоотношения между собой, родителями, окружающим миром" .

В связи с этим сейчас все больше создается детских телевизионных студий.  Кроме того, повсеместно создаются детские, подростковые, юношеские газеты, как школьного, так и более высоких уровней – районного, муниципального, регионального. Корреспондентами таких СМИ являются и сами дети, и взрослые. Например, в Москве на сегодняшний день около 100 творческих телевизионных студий, в которых ребята учатся журналистике, киноискусству, анимации и так далее. Организованы они обычно или на базе школ или как самостоятельные учреждения дополнительного образования. Во главе таких творческих студий и учреждений стоит или один человек, или целая команда профессионалов, готовых помочь детям в освоении медиапространства.  Руководителями являются те люди, которые понимают, как важно воспитывать и развивать в детях самые лучшие, гуманистические качества и творческое мышление.

В Южном округе города Москвы еще в 1995 году был создан Московский городской детский телевизионный учебный центр. В этом центре дополнительного образования существуют несколько мастерских: детское телевизионное агентство, мастерская телевизионно-компьютерных технологий,  "Звукотехника" и другие. Таким образом, у школьников, которые посещают эти занятия, есть возможность не только познакомиться с работой журналиста, но и попробовать себя в других медийных профессиях.

Мы подробнее остановимся на творческой составляющей телевизионного процесса, на журналистах, которых подготавливают в Детском телевизионном агентстве. Эта мастерская - основополагающая в телецентре и самая старшая. Учащиеся всех студий ДТА неоднократно принимали участие в различных фестивалях и получали призовые места.

В подразделении 12 студий, каждая из которых имеет свои особенности и проекты. На базе ДТА создаются следующие программы: "Детские теленовости", "Ракурс", "Уроки вежливости".

В создании "Детских теленовостей" принимают участие несколько студий ДТА. Во-первых, "Тележурналистика" под руководством А.Д. Кошкиной, которая является главным редактором Детского телевизионного центра. Под ее чутким надзором составляется сценарий выпуска новостей, который ориентирован на то, чтобы юные зрители смогли поближе познакомиться с жизнью своего района и города. Еще одна студия, которая готовит сюжеты для "Детских теленовостей" - "Своими глазами". Там ребята обучаются педагогом Л.Г. Вороновой, темы их репортажей - жизнь современных подростков глазами самих подростков. Ребята из студии "В курсе", под руководством О.М. Бородулиной, и творческого объединения "Репортер", обучаемые Л.С. Шуевой, готовят сюжеты о наиболее интересных для детей событиях происходящих в Москве. ТО "Репортер" отличается еще и тем, что в нем есть два направления - телевизионное и газетное. Печатная журналистика появилась в Детском телевизионном центре впервые в 2013 году и ребята уже начали выпускать свою газету под названием "Возможно всё".

Таким образом, в Детском телевизионном центре создаются программы, которые отвечают всем требованиям детского телевидения. Во-первых, эти передачи будут сообщать детям и подросткам о наиболее значимых и интересных событиях на доступном и понятном им языке. Во-вторых, медиа-продукты ДТУЦ имеют образовательную и просветительскую направленность.
Детский телевизионный центр - это одна из действующих форм детского телевидения. Все программы и передачи показывает телеканал "Южный округ", который круглосуточно вещает в сети «АКАДО». Ребята с удовольствием ездят на съемки, придумывают различные идеи и сюжеты, так как потом им есть, чем гордиться.

Подрастающее поколение бессознательно при первом же общении с Интернетом или телевидением ищет, получает и потребляет информацию. Такой процесс происходит у них регулярно, так проявляется их медиаинформационная активность. По словам И.В. Жилавской, медиаактивность включает в себя несколько основных действий: поиск, получение, потребление, передача, производство и распространение информации . Однако, дети обычно не умеют осуществлять последние три формы медиаактивности.

В то же время одной из самых притягательных на настоящий момент для детей является профессия журналиста. Именно, поэтому сейчас появляется все больше детских творческих студий, в которых дети под руководством опытных журналистов учатся искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, т.е. проявлять свою медиаактивность.

В таких студиях формируется первичная медиакультура подростков, которая в дальнейшем позволит им правильно ориентироваться в постоянно изменяющемся информационном пространстве и при этом не подвергать опасности свое психическое здоровье. Под медиакультурой понимается часть культуры, которая создается во время соприкосновения подростков с масс-медиа .

Основным условием формирования медиакультуры подростков является освоение ими медиаграмотности. Медиаграмотность - это комплекс навыков по работе с информацией. Это понятие напрямую связано с медиаактивностью, т.к. под основными навыками понимаются поиск, получение, обработка, передача и распространение информации. Отличаются они лишь степенью владения этими операциями. Тот, кто не может обрабатывать или распространять информацию не может считаться медиаграмотным человеком.

Именно поэтому, необходимо знакомить школьников с процессом производства информационных телесюжетов, газет и иных форм распространения информации.

Еще одним критерием формирования медиакультуры является развитие критического мышления. Это необходимо для того, чтобы человек потребляющий информацию, передаваемую различными средствами массовой коммуникации, мог не бездумно пропускать ее через собственное восприятие, а анализировать, выявлять ошибки, формировать собственное отношение к данному сообщению. Самое лучшее время для овладения этим критерием медакультуры - средний школьный возраст, поскольку именно тогда начинает формироваться критическое мышление. Это доказывает в своей статье Е.А. Бондаренко: "Мир предстает перед старшими школьниками во всем многообразии своих информационных связей, и умения сопоставлять, анализировать, отбрасывать несущественное и концентрироваться на необходимом, убедительно аргументировать свою точку зрения и понимать, что могут существовать несколько правомерных позиций по одной и той же проблеме помогают как социальной адаптации старшеклассников, так и их профессиональной ориентации" .

Все эти навыки дети и подростки могут получить, если будут посещать различные творческие студии, в которых изучаются и практикуются газетная, теле- и радиожурналистика.

В различных студиях тележурналистики дети, прежде всего, познают азы этой профессии и основные понятия. После теоретической части ребята переходят непосредственно к познанию профессии журналиста. Но сначала знакомятся с аудиторией своего медиа-продукта. Поскольку авторами проектов являются сами дети, то и аудитория этих СМИ - школьники разного возраста. Основной целью создания детских масс-медиа в таких студиях будет - воспитание и образование школьника.

В практическом плане на первом этапе подростки обычно сталкиваются с некоторыми трудностями. Ребенку довольно сложно найти такую тему, которая будет интересна аудитории. Таким образом, юный журналист осваивает навык поиска достоверной, общественно-значимой информации. После ее получения, он начинает ее обрабатывать, пытаясь найти наиболее важные аспекты в том, что он собирается представить юному зрителю/читателю/слушателю.

Дальше идет процесс производства информации, если в газете это написание статьи, то на телевидении - это выезд на съемки. Здесь наиболее проявляются коммуникативные навыки подростка, так как перед ним стоит задача договориться об интервью с несколькими людьми и задать им интересующие его вопросы. В процессе интервью подросток раскрепощается, он развивает свои коммуникативные способности и вследствие этого становится более уверен в себе. Таким же образом он получает не только информацию, но и завязывает контакты, которые позже могут пригодиться ему в профессиональной деятельности.

Именно таким образом, формируется медиакультура подростка, поскольку в процессе подготовки видеосюжета, статьи или иного медиа-продукта создаются основные ее условия - проявляется медиаактивность, закрепляется медиаграмотность и формируется критическое мышление. Это, в свою очередь, способствует интеграции подростка в медиасреду, которая, по мнению Н.Б. Кирилловой, определяется как "сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое или организационное воздействие на мировоззрение и социальное поведение людей" . Иными словами, при проявлении медиаактивности, освоении медиакультуры ребенок уже не бессознательно поглощает любую информацию, а погружается в такую среду масс-медиа, в которой он ориентируется, может вычленить нужную ему информацию, при этом уже осознано формировать собственные взгляды на мир и самого себя.

Занимаясь в творческих студиях, дети и подростки получают много полезных навыков, которые пригодятся им в жизни. Во-первых, ребята уже умеют выбирать темы, которые будут интересны зрителям/читателям/ слушателям - их ровесникам. Во-вторых, они умеют преподносить информацию так, чтобы это привлекло внимание аудитории.

Мы можем сделать вывод о том, что подростки, занимаясь в творческих студиях, постигают основы медиакультуры. Это происходит при проявлении ими медиаактивности, ведь они сами ищут, получают, обрабатывают, передают и распространяют информацию. К окончанию школы подростки, таким образом, становятся медиаграмотными личностями, наиболее конкурентоспособными как при поступлении на факультеты журналистики, так и при устройстве на работу. Это связано с тем, что у них с юношеского возраста уже сложилось особое мышление, необходимое именно журналисту. Они могут аналитически смотреть на мир, оценивая его не только с собственной точки зрения, но и с точки зрения общества, своей аудитории. Это так называемое критическое мышление, позволяющее журналисту производить наиболее объективные и качественные медиа-продукты.

Школьники, посещающие занятия, получили следующие знания и навыки:

  1. Изучили основы журналистики;
  2. Освоили навык редактирования текстов;
  3. Научились различать журналистские жанры;
  4. Научились писать закадровый текст и стенд-апы, правильно вести себя перед камерой;
  5. Составлять корректные вопросы к интервью и проводить его.

Все эти навыки школьники считают полезными, так как могут применять полученные знания, как в будущей профессиональной деятельности, так и в обычной жизни.

Юные журналисты довольно быстро учатся и овладевают всеми самыми необходимыми навыками быстрее, чем студенты факультета журналистики. После первого года обучения ребята умеют находить необходимую им информацию в различных источниках: на сайтах Информационных агентств, в социальных сетях, в газетах и так далее. Кроме того, они используют свои коммуникативные возможности для того, чтобы связаться с необходимыми людьми, послать запрос, позвонить в пресс-службу того или иного мероприятия, которое они собираются посетить. На основе полученной информации они могут составить тексты, для дальнейшего их использования.

Таким образом, проявляется медиаактивность подростков, которая, заключается в поиске, получении, передаче, обработке и распространении информации. Ребята, которые занимаются в творческих студиях, являются медиаактивными личностями. А выпускники этих студий - уже медиаграмотными, поскольку могут четко выполнять все эти операции и правильно обращаться с информацией.

Все это позволяет подросткам стать частью масс-медиа, которая станет его проводником в окружающий мир и окажет влияние на его мировоззрение и социализацию. Таким образом, подросток, проявляя медаактивность, станет частью медиасреды.
Необходимо популяризировать дополнительное журналистское образование школьников, так как оно способствует обеспечению психологической безопасности подростков при таком уровне доступности любой информации. Во-вторых, в таких центрах школьник будет получать основы медиаобразования, что позволит ему анализировать полученную информацию и отбрасывать ненужную. В свою очередь, это будет проявлением его медиаактивности, и педагогу, который будет преподавать журналистику у школьников, необходимо поддерживать совершенствование ими операций, включенных в понятие "медиаактивность". Тогда мы сможем говорить о созидательной роли детских СМИ и творческих журналистских студий в формировании медиаграмотного общества.

Библиография

  1. А. Ломоносов. Детское телевидение или телевидение для детей? // Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание", 2007, №2
  2. И.В. Жилавская. "Медиаактивность молодежи как фактор медиаобразования"//Журнал "Медиа. Информация. Коммуникация", 2013, №4
  3. Е.А. Бондаренко. "Детская тележурналистика в формировании медиакультуры"//Журнал "Медиа. Информация. Коммуникация", 2012, №1
  4. Н.Б. Кириллова. Медиасреда российской модернизации - М.: Академический проект. 2005

Шуева Лилия Сергеевна
Педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДОД Детского Телевизионного Учебного Центра, студентка факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова

Shueva Liliya Sergeevna
Teacher of additional education, State center for additional education Children's Television Training Center
Student of journalism faculty, Sholokhov Moscow State University for the humanities

А. Ломоносов. Детское телевидение или телевидение для детей? // Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание", 2007, №2

И.В. Жилавская. "Медиаактивность молодежи как фактор медиаобразования"//Журнал "Медиа. Информация. Коммуникация", 2013, №4

Е.А. Бондаренко. "Детская тележурналистика в формировании медиакультуры"//Журнал "Медиа. Информация. Коммуникация", 2012, №1

Е.А. Бондаренко. "Детская тележурналистика в формировании медиакультуры"//Журнал "Медиа. Информация. Коммуникация", 2012, №1

Н.Б. Кириллова. Медиасреда российской модернизации. Москва, Академический проект. 2005

Дополнительная информация