Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

УДК 371
ББК 74.04, 86.372

Воскресные школы завтрашнего дня: центры детского творчества или миссионерские станы?

А.С. БоговА.С. Богов, иеродиакон Богородице-Алексиевского монастыря
г. Томска, тел. 8 913 873 8236, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Томская духовная семинария

 

Аннотация. В статье описывается состояние православных воскресных школ на примере г. Томска и предлагается стратегия более эффективной деятельности как в плане христианского образования, так и в плане миссионерства.

Ключевые слова.
Воскресная школа, православная педагогика, миссионерство.

SUNDAY SCHOOLS TOMORROW: CHILDREN'S CREATIVITY CENTERS OR MISSIONARY CAMPS?

A. S. Bogov, hierodeacon of Bogoroditse-Alexievsky Monastery of Tomsk, tel. 8 913 873 8236, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Tomsk Orthodox Seminary

Annotation.  This article describes the condition of Orthodox Sunday schools by the example of Tomsk schools of this type and proposes a strategy for more effective work both in terms of Christian education, and in terms of missionary work.

Keywords.Sundayschool, theOrthodoxpedagogy, missionarywork.

Cкачать статью в .pdf

«Наша образовательная система как-то сразу утеряла миссионерскую идею, как-то уж очень просто отказалась от своей просветительской роли в обществе, замкнулась на своей работе с детьми из воцерковленных семей, на задаче оберегания этих детей от мира».
Протоиерей Борис Ничипоров.[1, с. 16]
В настоящее время редкий православный приход обходится без воскресной школы (ВШ) для детей. Однакомало где их деятельность по-настоящему эффективна.
Для нормальной работы такой школы нужны следующие условия:

  • удобные учебные классы;
  • зал для проведения собраний и праздников;
  • место для приготовления и приема пищи;
  • квалифицированный педагогический персонал;
  • достаточное финансирование;
  • учебные расходные материалы и оборудование;
  • время и силывсех участников учебного процесса на учебные и творческие занятия.

Все вышеперечисленное в среднестатистической ВШ либо отсутствует, либо ограниченно. И, тем не менее,почти все они стремятся открыть у себя возможно большее количество кружков и направлений работы с детьми. Обычно «аппетит» руководства этих школ ограничивается только наличными ресурсами, в первую очередь – кадровыми. Говоря другими словами, церковные школы стремятся стать центрами детского творчества (ЦДТ), школами дополнительного образования, досуговыми центрами и т.п., что в дальнейшем, для краткости, мы будем называть ЦДТ.
Мотивация руководства ВШ самая добрая– создать, по Зеньковскому [2, с.10], еще один островок православной культуры, который будет спасать детские души.
Однако в современных условиях результат оказывается далеким от предполагаемых благих целей.
Во-первых, мы создаем дополнительные нагрузки на детей, уже большей
частью устающих от школьных обязательной и дополнительной общеобразовательных программ, да к тому же в их единственный выходной день. В результате, согласившись на участие в проектах ВШ, дети зачастуюоказываются неспособными «тянуть» их дальше, вместо радости получая  отрицательные эмоции.
Во-вторых, то же самое происходит и с самоотверженнымипреподавателями, взявшими на себя обязательства по организации занятийв ВШ, и уже имеющими основную работу, к которой присоединяются семейные и домашние заботы. Теряя в итоге единственный выходной день, они получают такой же результат, что и  дети.
В-третьих, как бы ни старалась ВШ, она все равно оказывается неспособной конкурировать по качеству специального образования с настоящими ЦДТ. Почему это так, см. ниже.
В-четвертых, неизбежно происходит умаление (размывание)законоучительных предметов, т.е. того самого Закона Божия во всех разновидностях, для которого, по идее, дети и собираются в ВШ. Нельзя объять необъятное, поэтому, отдавая время и силы на дополнительное образование, мы отнимаем их у образования религиозного.
В итоге труда затрачивается много, а результат получается малозначимым. Связано это с тем, что воскресные школы берут на себя несвойственную им роль центров детского творчества. Впрочем, надо отметить, что существуют отдельные православные просветительские детские учреждения, которые стали настоящими ЦДТ. См. примерыТроицкой школы при Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры [3], воскресной школы Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптина пустынь [4] и др.
Однако, прежде чем решиться пойти по этому пути, каждый руководитель  должен сначала точно определиться, сможет ли его воскресная школа стать таким центром или нет. Вспомним Евангелие:«Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?»(Лук. 14 : 28-30).
Вот некоторые условия, необходимые для успешной работы ЦДТ, независимо от того,  какой профиль творчества им будет избран:

      • занятия два-три раза в неделю по 1,5 часа;
      • оплачиваемые преподаватели-профессионалы;
      • наличие необходимых помещений и инвентаря;
      • высокий статус учреждения дополнительного образования с обязательным посещением, контрольным проверками знаний и отчетными выступлениями (проектами).

Если у ВШ есть все ресурсы, чтобы стать полноценным православным ЦДТ, – прекрасно. Если же их нет, не стоит впустую тратить время и силы. У православной школыесть своя уникальная ниша в образовательной системе современного общества и свой образовательный продукт: православное воспитание и обучение, которые она и должна давать детям.
Это означает, что ВШ не стоит размениваться на курсы, которые могут дать светские ЦДТ. Основной акцент нужно сделать на преподавание вероучительных дисциплин. Оставшееся время посвятить совместным мероприятиям, способствующим общению и сплачиванию людей из одного прихода.Если в воскресной школе преподается пение, пусть дети приобщаются к богослужебным песнопениям и колядкам.Если рисование, то пусть это будут основы иконописи.
Из всего вышесказанного не стоит делать вывод, что автор отрицает возможность функционирования при храме того или иного кружка. Если есть люди, которые хотят вместе заниматься чем-то полезным, это прекрасно. Но смотреть на подобные начинания надо именно как на кружки по интересам, имеющие именно к школе опосредованное отношение и ни к чему их участников не обязывающие.
Но как же быть тогда с подготовкой Рождественских и Пасхальных праздников, которые стали традиционными, если не выходить зарамки преподавания только церковного пения, если не делать театральных постановок? Ведь дети так ждут этих дней. Да и в самом праздничном действе, пусть давно знакомом, заложен большой педагогический потенциал на уровне чувств, эмоций и впечатлений.
Между тем подготовкак столь торжественным дням зачастую связана в православной школе с большими издержками. Обычно для этого не хватает ни времени, ни сил как у выступающих, так и  у организаторов.
Репетиции проходят за счет уроков Закона Божия, по выходным, на каникулах или в  дни, важные в церковно-богослужебном отношении. Так, пасхальный праздник чаще всего приходится репетировать в дни Великого поста и Страстной седмицы.
На репетициях по мере приближения праздника чувствуется накал эмоций, «нервы не выдерживают», не обходится без крика и упреков, взаимных огорчений. Какое уж тут воспитание…
Усугубляет положение часто безответственное отношение детей и их родителей к репетициям, да и к самому выступлению, особенно заметное, когда ситуация становится критической.
Впрочем, не будем отказываться от возможности широко отметить Рождество Христово и Пасху. Есть другой путь к тому, чтобы занять всех желающих, детей и родителей, подготовкой к нашим любимым праздникам и, вместе с тем, избежать тех издержек, о которых говорилось выше. Более того, этот путь содержит в себе богатые возможности для православной миссии, которая сама в настоящее время находится далеко не в лучшем состоянии[см. напр.: 5; 6].
В современной городской воскресной школе мы встречаем детей, которые в подавляющем большинстве уже занимаются в тех или иных светских центрах творчества. И далеко не все они увлекаются карате, футболом или лыжами. Многие играют на разных музыкальных инструментах, рисуют, танцуют, поют в хоре или сольно, постигают сценическую речь и актерское мастерство.
И воттаким детям в самом начале учебного года предлагается выступить на Рождественском и Пасхальном концертах со своим номером. Требуется предварительно тщательно продумать, что дети могут подготовить по своей специализации, посвященное главным христианским праздникам. Для этого, конечно, необходимо сотрудничество педагогов ВШ и ЦДТ, в котором обучаются дети. В таком случае ребенок заранее сможет разучить произведение, одинаково востребованное потом и  на светском мероприятии, и на церковном. Если вид творчества, увлекший ребенка, является коллективным, пригласим заблаговременно весь коллектив выступить на празднике в ВШ. Пообещаем им за это подарки, почетные грамоты, интересную экскурсию по храму с рассказом о тех или иных таинственных истинах православия.
Определяющее значение здесь будет иметь личный фактор: найдем или не найдем мы общий язык, взаимопонимание с тем или иным преподавателем и руководителем светского центра творчества.
Те дети, которые хотят участвовать в праздниках ВШ, но при этом не занимаются в творческих студиях,получают дополнительный стимул поступить в таковые, уже не по какому-нибудь земному мотиву, но ради Христа. В конце концов они могут взять в качестве номера стихотворение (читать стихи в школе учат всех) или помочь в подготовке концерта, в оформлении помещения и подарков, в приготовлении угощения и т.д. и т.п. Короче говоря, всех желающих детей можно привлечь к этому общему радостному и ответственному делу, – организации концерта в честь родившегося или уже воскресшего Спасителя.
Подготовка номеров должна быть закончена к определенной дате прослушивания, после которой они уже не могут рассматриваться как составная часть задуманной программы. При наличии сценария за одну-две репетиции концерт собирается как конструктор: дети запоминают, кто за кем идет, ведущие осваиваются с залом и своей ролью.
Возможно, кого-то озаботит поиск режиссера этого самого праздника. Но даже еслив егооргсовете нет профессионала, это не беда. Все руководители православной школы так или иначе смогут написать сценарий для концерта. При данном подходе он будет отличаться гораздо большей гибкостью, чем, например, при театральной постановке. Представьте себе, что станет со спектаклем, если один или два главных актера простудятся перед праздником. Или уедут с родителями по горящей путевке отдыхать (нередкая ситуация в ВШ). В случае со сборным концертом просто выпадут несколько номеров, чего зрители даже не заметят.
Отметим еще две положительные стороны предложенной концепции.

  • В таком праздничном концерте участвуют и нецерковные дети из светских творческих коллективов, тем самым они приобщаются церковности.
  • Все подготовленные детьми номера остаются в их личном творческом багаже. Они смогут «доставать» их оттуда, когда захотят. Театральное же представление, чаще всего «выстреливает» только один раз, несмотря на все усилия, в него вложенные.

Подытоживая все вышесказанное, тезисно отметим основные идеи тойконцепции, которую автор громко назвал «новой стратегией» образовательной работы православных воскресных школ.

  • ВШ имеет собственный уникальный образовательный продукт и должна все ресурсы направлять на достижение значимого результата.
  • ВШ не стоит размениваться на те образовательные курсы, которые с лучшим качеством могут преподать светские ЦТД.
  • Не нужно замыкаться в ВШ как в православных резервациях, напротив, надо быть открытыми для мира и помогать ему приходить ко Христу.
  • Надо связывать нитями актуальности учебу и деятельность ребенка в светской школе и в церкви, ведьдо сих пор они существуют почти автономно. Для этого на уроках Закона Божия следует делать проекты, востребованные и в общеобразовательной школе. А в светских ЦДТ готовить программы, которые смогут участвовать в церковных праздниках и конкурсах.
  • Обратить внимание на светское творчество детей, которые ходят в церковную школу. До сих пор, если такой пункт и есть в анкете, заполняемой при приеме в ВШ, практически этот ресурс  не используется.
  • Стремиться к дружбе с преподавателями и руководителямисветских ЦДТ, находить среди них уже верующих людей, привлекать их к сотрудничеству к обоюдной пользе школ светской и церковной.

Честно говоря, в настоящей статье не предлагается нечто принципиально новое. Опыт подобного сотрудничества уже давно существует в нашем обществе. Так, покойный протоиерей Борис Ничипоров осуществил гораздо более смелую идею – воцерковить все дополнительное образование небольшого города Конаково и близлежащих сел[1, с.15-39; 7; 8]. Опыт успешного сотрудничества со светскими ЦДТ есть у церковных школ храма прп. Сергия Радонежского г. Томска,Богородице-Алексиевского мужского монастыря г. Томска и, конечно, у многих других.
По мнению автора, важно правильно проанализировать данный опыт: не воспринимать его лишь как отдельный успешный эксперимент, а использовать как основуновой стратегиимиссионерско-педагогической работы воскресных школ.

Использованная литература и источники:

      • Ничипоров Борис, священник. Православное образование не должно быть образованием исключительно для православных. Статья в сборнике: В какой школе учиться православному ребенку? «Сатисъ», СПб, 2008. – 62 с.
      • Зеньковский В.В., протоиерей. Педагогика. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002, 224 с.
      • Троицкая школа при Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. [сайт] URL:http://www.blagoslovenie.su/index.php?option=com_content&task=
        view&id=72&Itemid=73 (дата обращения 08.01.2014).
      • Воскресная школа Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптина пустынь/ [сайт]. URL:http://www. rp-c.ru/information.php?id=8 (дата обращения 08.01.2014).
      • Кураев, А., протодиакон. Миссионерский кризис Православия. «Никея», М.: 2010, 304 с.
      • Миссиология: учебное пособие. Отв. Ред. священник Александр Гинкель. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. – 400 с.
      • Детско-юношеский центр «НоваяКорчева» [сайт]. URL:http://www.novaya-korcheva.ru(дата обращения 08.01.2014).
      • Детско-юношеский центр «НоваяКорчева» [сайт]. URL:http://www.novayakorcheva.ru (дата обращения 08.01.2014).

 

Дополнительная информация