Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Принципы журналистского образования в трудах М.В. Ломоносова

Ирина Владимировна Жилавская Ирина Владимировна Жилавская
кандидат филологических наук, заведующая
кафедрой журналистики и медиаобразования
МГГУ им. М.А. Шолохова,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Статья раскрывает новую страницу в истории изучения наследия М.В. Ломоносова, которая связана с его журналистским творчеством и осмыслением журналистского предназначения.

Ключевые слова: М.В. Ломоносов и журналистика, справедливые суждения, профессиональная этика, плагиат.

 

The basic foundation of journalistic education in M. V. Lomonosov's works

Irina Vladimirovna Zhilavskaya
Ph.D., associate professor, Chair of Journalism & mediaeducation,
M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

The article opens a new page in the history of studying of M. V. Lomonosov`s heritage, which is connected with his journalistic creativity and realization of journalistic mission.

Keywords: M. V. Lomonosov and journalism, fair judgments, professional ethics, plagiarism.

Cкачать статью в .pdf

Талантливые люди талантливы во всем. Михаил Васильевич Ломоносов остался в истории Российского государства как человек энциклопедических знаний, историк, художник, поэт. Он далеко опередил своих современников в постижении естественных наук, физики, химии, математики.

Остается только удивляться прозорливости и широте научной эрудиции великого ученого. И не менее удивительным представляется то, что фактически Ломоносова можно считать одним из родоначальников теории журналистского и медиаобразования.

Редакторская и журналистская деятельность М.В. Ломоносова связана с первыми изданиями, выпускавшимися в России в период с 1730 по 1750 гг.  Это были «Санкт-Петербургские ведомости» и приложение к ним под названием «Исторические, генеалогические и географические примечания». В них российский ученый выступает как составитель, редактор, переводчик текстов.

В мае 1755 года был открыт Московский университет. Понимая роль и значение книг и журналов в становлении российской словесности, науки и культуры, Ломоносов добивается для университета привилегии содержать собственную типографию. Указ об этом был подписан императрицей Елизаветой Петровной 5 марта 1756 г. Открытие университетской типографии обогатило русскую периодическую печать новым изданием: 26 апреля 1756 г. вышел первый номер газеты «Московские периодические ведомости».

Ломоносов имел непосредственное отношение к журналистике, он был  связан с ней и как организатор, и как литератор. Но ему также принадлежит право именоваться основателем теории журналистики. Ломоносов с прозорливостью гениального человека смог предугадать многое из того, что в будущем стало неотъемлемой частью журналистского ремесла. Свои мысли Ломоносов изложил в статье «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии».

«Всякий, кто берет на себя труд осведомлять публику о том, что содержится в новых сочинениях, должен, прежде всего, взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения, значит сделать себя предметом презрения и насмешки».

Сегодня мы назвали бы это требование к журналисту высокой степенью компетентности. Если журналистская рецензия касается научных статей, то ее автор должен обладать хотя бы базовыми научными знаниями. Жалкое зрелище представляют собой те публикации, в которых фактические ошибки сочетаются с убогостью стиля и бедностью языка. Незрелость суждений и распространенная журналистская легковесность часто вызывают раздражение у специалистов и вводят в заблуждение простых читателей.

В системе медиаобразования сегодня мы предъявляем столь же высокие требования ко всем субъектам информационного обмена. Только тогда возможна коммуникация как акт взаимопонимания по поводу передаваемого содержания, когда участники этого коммуникативного акта компетентны в своих вопросах и не только слушают, но и слышат друг друга.

«Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость…».

Это требование максимально возможной объективности суждений для современных журналистов, порой, просто недосягаемо. Очевидно то, что каждый пишущий, говорящий или снимающий человек априори субъективен, и его интерпретация событий всегда будет носить отпечаток его личности, взглядов, мировоззрения, окружающей среды, сложившихся традиций и многие других обстоятельств. Однако сам факт возможности высказываться публично делает журналиста эффективным инструментом в процессе управления людьми и в этом случае всякий субъективизм может повлечь неблагоприятные и для общества, и для отдельного человека последствия. 

«Главным образом пусть журналист усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе, как будто он высказывает их от себя, тогда как ему едва известны заглавия тех книг, которые он терзает».  

Плагиат и во времена Ломоносова был так же осуждаем, как и в наши дни. Журналист должен высказывать свои мысли, иметь свои суждения. Тем не менее, сегодня в информационный обиход вошли такие понятия как копирайт, рерайт, которые предполагают использование чужих текстов без ссылки на автора. Возникли технологии написания материалов с помощью вторичной и многократной переработки текстов. Более того, компания Блумберг заменила часть своего новостного персонала на программы искусственного интеллекта, которые пишут биржевые новости.

В основах информационной этики, которая является частью медиа-информационной культуры личности, заложено уважительное отношение к информации, являющейся достоянием общества. В информационном обществе каждый человек имеет право на защиту собственной информации от неправомерных действий: использования ее в корыстных целях, разглашения личных данных, трансформации, искажения и проч. Ломоносов уже тогда предвидел опасности, которые могут возникнуть при неэтичном отношении к чужой информации.

«Журналисту позволительно опровергать в новых сочинениях то, что, по его мнению, заслуживает этого, — хотя не в этом заключается его прямая задача и его призвание в собственном смысле»

М.В. Ломоносов считал, что главное предназначение журналиста – информировать свою публику о чем-то новом, а не критиковать чужие сочинения. Ему казалось это самонадеянным и неоправданным. По сути, он сформулировал основную функцию современной журналистики –  информационную. Минимум субъективизма, личных оценок, интерпретаций, максимально объективное доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества. Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера.

Сам Ломоносов при всей свое занятости ответственно относился к подбору информации для «Московских ведомостей». Это были заметки о научных слушаниях, сведения об открытиях, много гражданских новостей. Заметки постепенно становятся все легче для чтения, более доступны для понимания читателей.

Ломоносов видит в журналистах и научных журналах еще одно средство просвещения, которое могло бы «также очень благотворно влиять на приращение человеческих знаний», как влияют книги. И обязанность журналов по Ломоносову «состоит в том, чтобы давать ясные и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений».

«Наконец, он никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений. Ввиду того, что деятельность, которой он занимается, уже сама по себе неприятна для самолюбия тех, на кого она распространяется, он оказался бы совершенно неправ, если бы сознательно причинял им неудовольствие и вынуждал их выставлять на свет его несостоятельность».

Уже тогда, на заре формирования профессиональной журналистики, Ломоносов почувствовал двойственность этого социального института. С одной стороны, миссия информирования населения, с другой, неприятие этим населением, несогласие с вторжением журналиста в суверенный мир отдельного человека. Эти размышления великого ученого приведут его к мысли о профессиональной этике журналиста. Журналы, по его мнению, не смогут выполнять просветительскую функцию без сознательности журналистов. «Силы и добрая воля – вот что от них требуется». Силы – для обоснованности суждений, воля – для непредвзятости и правдивости. Ломоносов обращает внимание читателей, что  журналисту не должна быть свойственна гордыня.

Для М.В. Ломоносова в его XVIII веке было понятно, что журналистика не может быть только ремеслом. Задолго до формирования медиарынка он увидел опасность продажной журналистики, подчеркнул, что журналист должен обладать высокой нравственной культурой. Это было особенно важно, так как журналистика в России только складывалась и нуждалась в теоретическом обосновании. А о медиа-информационном образовании тогда и вовсе ничего не слышали. Между тем, это единство медиа и информации, как средства коммуникации и его содержания,  подспудно пронизывает все творчество ученого и базируется на его глубоком понимании единства природы, которое является фундаментальным подходом ко всему многообразию исследуемых им наук.  

  • Ломоносов М.В. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии. М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений. Т. 3. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

Дополнительная информация