Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Печать и мультимедиа: кто кого?

Дарья Павловна СвиягинаДарья Павловна Свиягина,
студент факультета журналистики
МГГУ им. М. А. Шолохова, г. Москва
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.
В статье обозначаются проблемы восприятия молодежью печатных и мультимедийных средств массовой информации, которые впоследствии станут основой исследовательской работы.
Ключевые слова: информация, информационное общество, информационные СМИ, мультимедийная журналистика, печатные СМИ.

PRINTED OR DIGITAL MASSMEDIA: WHAT IS BETTER?

DariaPavlovnaSviyagina,
a student of journalist faculty,
M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University, 
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Annotation.
In this article problems of perception printed and digital massmedia by the youth are defined. These problems will be foundation of explonational work
Key words: information, information society, digital journalistic, printed massmedia.

Cкачать статью в .pdf

В связи с переменами в мире информации жизнь почти каждого человека, способного воспринимать, обрабатывать и использовать новые данные, значительно изменилась. Мало кто остался за бортом интенсивно развивающегося прогресса, затронувшего не только деловую сферу, но и образование, быт, досуг и многие другие стороны жизни. С каждым днём всё больше и больше людей становятся обладателями новинок крупнейших изобретателей цифровой техники. Ещё вчера наблюдалась гонка за лучшими портативными компьютерами, а уже сегодня мало кто обращает внимание на такую массивную и неудобную в использовании машину. Куда проще купить планшетный компьютер, не превосходящий по весу среднююпо размерам книгу. Бесспорно, те, кто стоит у руля производства интеллектуальной техники, уже знают, что будут продавать завтра, а что – послезавтра. И с каждым днём скорость выпуска новых поколений гаджетов увеличивается. Это особенно легко отмечается в сравнении сXX веком. В те, совсем недалёкие годы, между первым телевизором и персональным компьютером в квартире среднестатистической российской семьи лежала пропасть времени, не менее 30 лет. Что же касается наших дней, то годы, промелькнувшие между появлением первого мобильного телефона, смартфона и планшета,можно пересчитать на пальцах, а ведь каждый из этих компактных в использовании и сложнейших по составу предметов произвёл революцию в укладе каждого человека.

На первый взгляд основной поток информации вливается в сознание аудитории именно путём использования современных технологий. Новости чаще всего попадают во внимание обывателя с экрана ноутбука или телефона, а литературные произведения предпочтительно помещаются в электронные книги или планшетные компьютеры. Но настолько ли повсеместно новые технологии захватили информационный рынок? Неужели, например, печать можно правомерно признать архаичным методом производства?

Разумеется, не стоит совершенно откладывать в сторону традиционные средства массовой информации: прессу, радио и телевидение. В первую очередь, представители старшего поколения отдают предпочтение тем источникам, к которым они давно привыкли. Но неправильно будет сказано, что среди нынешних пенсионеров нет тех, кто успешно освоил компьютер, как нельзя утверждать, что студент никогда не берёт в руки газеты. Вопрос вдругом – насколько популярны сегодня традиционные СМИ среди молодёжи в целом?

Мысль о том, что на территории сельских поселений России не только взрослые, но и молодые люди зачастую ждут свежих номеров газет, чтоб узнать новости в стране и мире, наверное покажется столичному горожанину насмешкой, но это действительно правда. Дело даже не в том, что у селян нет возможности приобрести смартфон, а в том, что далеко не во всех уголках нашей страны есть все коммуникации, не говоря о беспроводной сети (больше известная как Wi-Fi).

Предположим, что вдали от столичного региона россияне используют и современные аппараты связи, и более привычные: радио, телевидение. Не теряет популярности в их быту и печатная продукция. Но и в Москве широко распространяется именно газета: в метро, у торговых комплексов, на остановках транспорта, на производствах и во многих других общественных местах. Люди не перестают при помощи печатных СМИ искать работу, узнавать новости шоу-бизнеса, читать журнальные романы, знакомиться с общественными деятелями, изучая интервью с ними.

Цифровые технологии, естественно, дают намного больше возможностей: просмотр фильмов, прослушивание музыки и книг, чтение книг, освоение новых языков, использование многочисленных образовательных приложений, игр, интернет-ресурсов, связи. Транслируемая информация приобретает объёмность за счёт мультимедийности электронных изданий.

Сегодня передовая индустрия высоких технологий идёт бок о бок с традиционными технологиями, то обгоняя, то снова с ними равняясь. Эта гонка не закончится ещё очень долгое время, поскольку и та, и другая сторона не намерены сдавать свои позиции, да и условия существования у них слишком разные. Одними живо интересуется одна часть аудитории, другими, соответственно, другая. Большинство людей не собирается менять свои предпочтения и переходить на другой уровень потребления информации и сопутствующих благ. Да и нет большой необходимости в том, чтобы прогресс развернулся в обратную сторону и избавил нас от назойливой техники, или же, наоборот, ускорился и отбросил, наконец, окончательно в сторону бумажные газеты и журналы.  Естественные процессы со временем расставят всё и всех по местам,наша жизнь необратимо сохранитнужное для себя и расстанется с тем, что отягчает её течение.

Для нас представляет большой интерес разобраться в том, насколько хорошо нынешняя аудитория освоила новейшие технологии в сравнении с традиционными. Если предаться рассуждениям, можно предположить, что молодой человек возрастом около 20 лет без замешательств отыщет в интернете необходимый материал, с лёгкостью его изучит и применит, по мере необходимости, в жизни. А тот, чей возраст уже достиг, скажем, 40 лет, предпочтёт газету или журнал, из которого также можно без труда черпать нужную актуальную информацию. А если у 20-летнего не окажется под рукой интернет-связи, насколько легко ему будет изучить, проанализировать и применить знания, предлагаемые печатным источником? То же самое мысленно  проделаем и с взрослым испытуемым: насколько он быстро и эффективно применит мультимедийное средство массовой информации?

Конечно, многое зависит от воспитания, места рождения и проживания,  образования, работы, жизненного опыта, привычек людей. Как мы говорили выше, если это сельская местность, характер аудитории  будет одним, если столица, другим.

Интересно будет оценить работу молодого человека от 20 до 25 лет с печатным и мультимедийным текстом. Детство этого поколения россиян прошло без компьютеров вообще, по крайней мере до 10-15-летнего возраста. По окончании XX-го столетия началась массовая компьютеризация, и год за годом электронно-вычислительная машина переставала быть предметом роскоши.

В школьную программу этих детей (рождённых с 1989 по 1994 годы) был введен новый предмет «Информатика», большие компьютеры стали появляться на столах учителей и учеников. Школьники постепенно  осваивали машины, за которыми лежало будущее. Нельзя сказать, что всем подряд удалось в короткие сроки и без труда научиться пользоваться новой техникой, тем не менее сегодня эти ребята уже не представляют без нее своей жизни. Кто-то работает при помощи компьютеров по 8 часов в день, кто-то что-то изучает, а кто-то проводит досуг у экрана монитора.

В чём главное отличие нынешних студентов и работающей молодёжи от сегодняшних школьников? В том, что первые новости они все-такивычитали из газет, первую книгу  взяли с полки, а не скачали ее из интернета. Их родители читали им сказки вживую, со страниц бумажной книжки, а не включали компакт-диск в проигрывателе. Их дома и квартиры становились складом для годовых подписок «Российской газеты», «Известий», «Аргументов и фактов», «Комсомольской правды», «Speed инфо» и других изданий. Понравившиеся фотографии они вырезали из журналов и вклеивали в специальные тетрадки, а не сохраняли в виртуальных папках на своих компьютерах.

Чем же сегодня занята эта аудитория? Предпочитает мультимедийные источники информации или печатные? Используя и те, и другие, лучше ориентируется на интернет-сайтах или на страницах свежего номера газеты? К сожалению, на сегодня работ по этой теме недостаточно, чтоб составить определённое мнение. В основном все научные труды на тему восприятия печатной и электронной информации написаны иностранными исследователями1. Разумеется, есть работы, написанные и российскими учёными2.

Для ответа на наши вопросы мы проводим научное исследование, используя Лабораториюпсихофизиологии внимания и восприятия

Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Итоги первых работ в этом направлении позволили выявить некоторые факты, касающиеся тематики нашего исследования.
Согласно гипотезе для молодых людей от 20 до 25 лет наиболее доступна мультимедийная информация, которую они способны изучать быстрее и более сосредоточенно, чем печатную. Она будет им наиболее понятна.

Мы привлекли испытуемых молодых людей от 20 до 25 лет, проживающих в Москве и Московской области. Им было предложено изучить материалыв виде газетной и электронной вёрстки. Результаты опыта показали, насколько мобильно и эффективно молодые люди справляются с теми или иными формами публикации массовой информации.

Для опыта мы отобрали 2 новости на аналогичные темы одного и того же автора, одного и того же издания, при этом первый материал был взят из электронной газеты3, а второй – из печатной4.

Экспериментальная часть исследования проходила при использовании специального оборудования, фиксирующего положение зрачка, и компьютерной программы «eye-tracker».  Затем с каждым из пятнадцати испытуемых проводился опрос на определение понимания и восприятия текстов.

Данные эксперимента позволили сделать следующий вывод: вёрстка печатной газеты более доступна для комфортного прочтения, чем вёрсткаинтернет-сайта. В записи, полученной по итогам работы «eye-tracker», наглядно демонстрируется движение взгляда испытуемого по тексту.

Итоги, полученные из вопросов по текстам, дают следующий ответ: материалы, изученные посредством электронной и печатной газеты, усваиваются аудиторией одинаково: на 75%.

Что касается степени влияния автора на мнение читателя, следует заметить, что обе новости носили очевидную нейтральную окраску, без заметно навязываемого мнения. И это дало логичный результат: ответы испытуемых разделились надвое. Одна половина «поддалась» тщательно скрытому влиянию автора, а другая, наоборот, его проигнорировала. Склонить аудиторию на свою сторону автору удалось посредством печатного материала, большинство респондентов, а именно 64%, поддержали его точку зрения. 

Разумеется, наше исследование лишь приоткрывает дверь к изучению  проблематики восприятия традиционных и современных средств массовой информации молодой аудиторией. Перед наукой стоит ещё множество задач по определению отношений потребителей информации с её новейшими ресурсами.

 

  1. Holmqvist, K. Reading or Scanning? A Study of Newspaper and Net Paper Reading / K.Holmqvist, J.Holsanova, M.Barthelson, D.Lundqvist// Mind. – 2003.– lucs.lu.se
  2. Гусляков А. В. Моделирование способов подачи информации в печатных и электронных СМИ XXI века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1113
  3. Иванкина Е. Чемезов не будет договариватся с Белоруссией о сотрудничестве [Электронный ресурс] // РБК daily. – 2014. – 12.03.2014. – Режим доступа: http://rbcdaily.ru/industry/562949990805155
  4. Иванкина Е. Абрамович и Дерипаска свое получат // РБК daily. – 2014. – №61 (1836). – С. 5

Дополнительная информация