Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

УДК 009
ББК 760

Диссертационный кластер магистров медиаобразования как социальный проект

Ирина Владимировна ЖилавскаяИрина Владимировна Жилавская, 
кандидат филологических наук, 
заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования
Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, 
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена уникальному эксперименту в системе подготовки  магистров, в частности итоговой государственной аттестации. Эксперимент заключается в разработке кластерного подхода к защите магистерской диссертации, который реализуется на кафедре журналистики и медиаобразования МГГУ им. М. А. Шолохова.
Ключевые слова: магистратура, кластер, диссертация, итоговая государственная аттестация, г. Озеры.

Irina V.Zhilavskaya
M A Sholokhov Moscow State Humanitarian University

Dissertation cluster of masters of media education as a social project

The article is devoted to unique experiment in system of training of masters (the final state certification). The experiment includes the development of cluster approach to protection of the master's thesis, which is realized in a chair of journalism and media education of MSHU of M. A. Sholokhov

Keywords: magistracy, cluster, thesis, the final state certification, of Ozera.

Cкачать статью в .pdf

Единственная пока в нашей стране магистратура по программе «Медиаобразование», открытая на кафедре журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова в 2012 году, основана на концепте медиа-информационности как целостной системе взаимосвязанных и взаимообусловленных понятий «медиа» и «информация». Неразрывные по своей сути, они, как система кровеносных сосудов, насквозь пронизывают медиапространство и задают ту систему координат, в которой сегодня существует человек. Он является частью этой медиасистемы, поэтому вопрос о том, необходимо ли осваивать медиа-информационную грамотность, в этом контексте становиться риторическим. Медиа-информационная грамотность – это интегративное понятие, обозначающее компетенцию, которая соединяет в себе умение работать с информацией и способность понимать смыслы, возникающие в результате ее циркуляции по каналам медиа.

Вначале обозначим, что понятийный, методологический и инструментальный аппарат медиа-информационной грамотности и медиаобразования мы рассматриваем с точки зрения ноосферного этико-экологического подхода (В. И. Вернадский, Н. К.  Моисеев, Л. С. Гордина, Б. Е. Большаков, М. Ю. Лимонад и др.). Он предполагает построение концепции на принципах гармонии в мире и с миром, генетического единства мира (Б. А. Астафьев), субъект-субъектного взгляда на образование.

В понятии ноосферы подчеркивается необходимость разумной, отвечающей потребностям развивающегося человечества, организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней, приводящему к ухудшению окружающей среды. Следовательно, ноосферное мышление – это мышление, которое предполагает критическое отношение к технологиям, «чтобы оно преобладало над доверительным, а значит, неизбирательным отношением, заставляющим нас безоговорочно принимать технические новшества». (J. M. Tornero, Tapio Varis. Media Literacy and New Humanism. Moscow, 2010.)

Идея медиа-информационной грамотности и медиаобразования логично вписывается в концепцию ноосферного образования (Н. В. Маслова), которое является конвергенцией естественнонаучных и гуманитарных концепций и практик образования конца XX в. В ноосферном образовании соединены все лучшие наработки человечества в педагогике, психологии, философии, культуре, истории развития мысли.

Идеология и научно-методологическая основа ноосферного образования может быть взята за основу современной концепции медиаобразования. Ноосферное медиаобразование – это педагогическая система XXI века, одной из основных характеристик которой является нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика одновременно через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия действительности.

Особо отметим идею введения в систему медиаобразования личности преподавателя, учителя, педагога, тьютора как равновеликого участника медиаобразовательной деятельности, в такой же степени вовлеченного в процесс раскрытия своего медиа-информационного потенциала, как и учащийся. Это ключевой момент теории медиаобразования, пренебрежение которым практически разрушает современную концепцию.

Отражением данного подхода к обучению магистрантов явилась идея диссертационного кластера, который в режиме эксперимента разворачивается в 2012-2014 гг. на кафедре журналистики и медиаобразования МГГУ им. М. А. Шолохова. Суть проекта заключается в объединении нескольких магистерских диссертаций в единый кластер по разработке и реализации экспериментального медиаобразовательного проекта для городских поселений.

Концептуально идея вызрела из манифестаций таких международных организаций как ООН, ЮНЕСКО по формированию обществ знаний, развитию медиа-информационной грамотности, медиаобразования. Как утверждается в документах этих организаций, для того чтобы благополучно существовать в новой медиасреде, успешно в ней функционировать, находить эффективные решения проблем во всех сферах жизнедеятельности, отдельные граждане, их сообщества и целые нации должны обладать рядом важных компетенций. Это компетенции, которые позволяют им искать информацию, критически её оценивать, создавать новую информацию и новые знания, используя при этом доступные инструменты и форматы, а также распространять информацию и знания по разнообразным каналам. Владение подобными компетенциями открывает новые возможности для повышения качества жизни. Однако при этом каждый человек и общество в целом сталкиваются с рядом препятствий и проблем, число которых постоянно возрастает. Среди них: недостаток ресурсов и неразвитость инфраструктуры; цензура, сужение общественного сектора информации, коммерциализация, приватизация и монополизация информации; недостаточное внимание к культурному и языковому разнообразию; избыточные и нецелесообразные правовые ограничения на доступ к информации, владение информацией и ее распространение; недостаточное осознание проблем долгосрочного сохранения информации, в частности, персональной информации в цифровых форматах; отсутствие межведомственного сотрудничества и междисциплинарного взаимодействия заинтересованных сторон (библиотекарей и медиапедагогов; СМИ и учреждений высшего образования и т. д.). Все эти проблемы не позволяют развиваться ни отдельным гражданам, ни целым сообществам. И, напротив, развитие социально ориентированной медиасреды, расширение медиапространства способствует медиаактивности граждан, является гарантом медиабезопасности общества. 

Тематика наших магистерских диссертаций, объединенных в диссертационный кластер, как раз и направлена на интенсификацию медиаповедения граждан, формирование саморазвивающейся медиасреды. В частности, это такие темы как «Использование медиаобразовательных технологий в СМИ. Проблемы, эффекты, перспективы», «Влияние кинообразования на формирование медиакультуры личности», «Библиотека как социальный институт медиаобразования в структуре малых городов России», «Система электронной демократии как инструмент развития медиа-информационной грамотности населения», «Проблемы формирования информационной политики в сфере инклюзивного жизнеобеспечения», «Особенности медиаповедение участников волонтерского движения как элемента гражданского общества», «Особенности функционирования социальных сетей как инструмента реализации гражданской активности местного сообщества», «Проблемы реализации медиаобразовательной функции радиоэфира для молодежи» и т.д.

Использование в образовательном процессе понятия «кластер» не случайно. Природу этого понятия раскрывает обращение к этимологии слова. Английское cluster – кисть, пучок, гроздь, куст – говорит о том, что это элементы множества со схожими характеристиками или параметрами, собранные в одну группу. Его глагольная форма – расти гроздьями или пучками от clot – образовывать комки, сгустки. Такое понимание кластера означает, что у него не внешняя, экзогенная, а внутренняя, то есть эндогенная природа. В более общем смысле кластер – это любая группа объектов или явлений, которые субъективно воспринимаются как принадлежащие одному классу, составляющие естественную группу.

В нашем случае с диссертациями – это не просто один проект, но множество проектов, внутренне объединенных общей концепцией, научными подходами, принципами, методами исследования и т.д.

Все темы диссертационного кластера связаны с реальной действительностью городского поселения Озёры, что находится в 125-ти километрах к юго-востоку от Москвы. Это город с населением 25,7 тыс. жителей, административный центр Озёрского района Московской области. Он расположен в небольшой котловине на левом берегу Оки и окружён естественными хвойными и смешанными лесами. Город и его окрестности изобилуют мелкими озёрами, речками и прудами. Озёры находятся в стороне от федеральных автотрасс, на областной дороге, соединяющей города Коломну и Ступино. Первоначально на месте города была деревня Озерок (или Озерки), получившая название от множества небольших озёр в этом месте Окской поймы. Самые старые упоминания о деревне Озерки встречаются в писцовой книге за 1588 год. В 1990 году Озёры были причислены к историческим городам Московской области.

Годы реформаций значительно изменили Озёры, многое оказалось разрушено и сегодня не подлежит восстановлению. Изменился не только облик города, его инфраструктура, но и общественная жизнь, уровень материального благосостояния, духовного развития, само качество жизни. Наступил период стагнации, который уже опасно затянулся. При этом следует отметить, что Озёры – это типичный представитель малых российских городов постперестроечного времени. В нем как в капле воды отразились те процессы, которые охватили подобные города на всем постсоветском пространстве.

В этой ситуации идея будущих магистров медиаобразования – сформировать с помощью медиаобразовательных технологий, повышения медиаактивности граждан конструктивную и созидательную медиасреду в Озёрах – представляется настолько же сложной, насколько и перспективной.

Кластерный подход к подготовке магистерских диссертаций прослеживается, в частности, в общей исследовательской базе. В городе впервые за всю его историю проведено масштабное социологическое исследование (из почти 26 тысяч жителей города опрошено 1 200 человек). В анкету вошли вопросы, необходимые для всех магистерских диссертаций, отражающие их проблематику и работающие на подтверждение научных гипотез.

Все диссертации носят практический характер и направлены на создание новых очагов медиаактивности населения и позитивные социальные изменения. Только в открытой, динамично развивающейся медиасреде возможны существенные преобразования и в экономической сфере. В этом смысле кластерный подход к медиапроектированию позволяет говорить о создании инвестиционно привлекательного климата территории.

Так, в рамках кластера планируется организовать в Озёрах несколько городских центров медиаактивности, выявить актив горожан в каждой возрастной группе и наладить их взаимодействие. Площадками для таких центров станут городской Дворец культуры, городская библиотека, киноконцертный зал «Октябрь», Дворец спорта, местная гимназия и т.д. Субъектами медиаактивности в этой ситуации выступят школьники, пенсионеры, волонтеры, представители различных молодежных субкультур и проч. Основными каналами коммуникации в городе становятся уже созданная в рамках проекта городская газета «Твой город Озёры», цифровое радио, сайт «Е-гражданин», кино, другие виды медиа.

Идею кластерного дипломного проекта поддержало руководство городского поселения. Планируется, что его публичная защита состоится непосредственно в Озёрах при участии населения города в декабре 2014 года.

Поскольку опыта защиты кластерных магистерских диссертаций в системе высшего образования пока нет, проект носит экспериментальный характер и открыт для сотворчества.

Дополнительная информация