Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

УДК 334.021:35
ББК 65.05

Проблемы обеспечения прозрачности региональных рынков СМИ

Александр Рафаэлович ТаировАлександр Рафаэлович Таиров, доцент,
кандидат педагогических наук, член Союза журналистов России

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Проблема обеспечения прозрачности региональных рынков средств массовой информации остаётся одной из самых актуальных. Существующие механизмы и инструменты не обеспечивают достоверной информации о деятельности организаций СМИ. Вместе с тем в отечественном законодательстве существуют примеры обеспечения прозрачности деятельности организаций, которые вполне могут быть применимы и в сфере СМИ.
Ключевые слова: региональные рынки СМИ, прозрачность, законодательство.

PROBLEMS OF TRANSPARENCY OF REGIONAL MASS MEDIA MARKETS

Aleksandr R. Tairov, associate Professor, candidate of pedagogical Sciences, member of the Union of journalists of Russia
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

The problem of transparency of regional mass media markets remains is one of the most important. The existing mechanisms and instruments do not provide reliable information on the activities of media organizations. However, there are examples of transparency of activity of organizations in the Russian legislation that may be applicable in the mass media sphere.
Key words: regional mass media markets, transparency, legislation.

Cкачать статью в .pdf

Проблемы обеспечения прозрачности региональных рынков СМИ возникла практически одновременно с появлением этих рынков. Отсутствие достоверных данных, прежде всего количественных показателей как отрасли в целом, так и отдельных организаций отрасли, стало уже общим местом.

Ещё в 2002-м году авторы Итогового доклада «Индустрия российских средств массовой информации», подготовленного Индустриальным комитетом СМИ, сознательно отказались от количественных показателей, характеризующих индустрию, признав, что при подготовке этого документа они столкнулись «с разрозненными, не уточнёнными, часто противоречащими друг другу данными (иногда один из показателей имел до пяти вариантов статистики)»[8, c. 7].

И даже ежегодный доклад Федерального агентства по печати и массовой коммуникации о развитии российского рынка печатных СМИ, пожалуй, самый обстоятельный документ такого рода, в основном формируется на базе экспертных оценок [9, c. 9].

Одной из причин отсутствия успешной отраслевой отчётности некоторые исследователи считают невозможность юридического оформления медиа-индустрии в отдельную отрасль [7]. Вместе с тем эти же исследователи признают, что «важной причиной тому является вполне сознательно и одновременно весьма стихийно поддерживаемая непрозрачность медиа-индустрии, что, в свою очередь, объясняется отсутствием традиции публичной отчётности и нали­чием неформальных экономических отношений»[7].

Это можно объяснить и тем, что рынок СМИ является, пожалуй, единственным рынком в нашей стране, на котором государство выступает не только в роли регулятора, но также активного участника и собственника. Причём, участвуя в этом рынке, государство активно превращает СМИ в инструмент влияния, не считаясь со средствами. В результате в этой сфере доминируют протекционизм, монополизм, неуважение к любой «не своей» собственности, отсутствуют свобода конкуренции и свобода доступа к информации.

Преодолеть ситуацию непрозрачности предлагается с помощью поиска аналогов в российском законодательстве. Например, в законодательстве, касающемся системы образования.

У этой отрасли очень много общего со СМИ. Прежде всего, то, что сам процесс обучения заключается в распространении информации. Конечно, аудитория у преподавателя не такая обширная как у СМИ, да и сама информация подчиняется по структуре и содержанию определённым правилам, поскольку задача преподавателя – распространение специализированного знания. Можно также сослаться на различия в технологии распространения информации. Но сути дела это не меняет – процесс обучения есть процесс распространения информации.

Если рассмотреть образовательный процесс ближе, то отличия становятся ещё менее заметными: научные журналы, несомненно, являющиеся продукцией СМИ, содержат, в том числе, информацию, распространяемую преподавателем во время общения с аудиторией. Кроме того, внедрение дистанционных технологий в образовании и переход средств массовой информации на мультимедийную платформу стирает грани в технологии распространения образовательной и журналистской информации.
С другой стороны, образование (особенно, его воспитательная составляющая) есть неотъемлемая функция журналистики, и влияние СМИ на формирование общества ничем не уступает влиянию образовательного процесса, а возможно и превосходит его. Независимо от нашего желания, распространяя журналистскую информацию, мы закладываем в нашу аудиторию определённые знания, формируем в ней конкретные умения и навыки. Это – объективный процесс.

В России опубликовано немало научных работ, в которых подробно исследованы педагогический потенциал СМИ и образовательная функция журналистики.
Для полноты картины нельзя не упомянуть и о том, что журналистика и образование уже настолько тесно переплелись, что появилась новая отрасль знаний – медиаобразование. Его исследователи определили, что медиаобразование – это процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации, что без него невозможен образовательный и культурный процесс перехода к информационному обществу, что происходящая трансформация СМИ позволяют говорить о том, что на ведущие позиции выходит их образовательная функция, что разносторонние и систематические формы обучения в сфере СМИ являются составной частью образования современного гражданина и т.п.

Таким образом, сравнивая образование и средства массовой информации, мы видим, что сходства между двумя этими сферами гораздо больше, чем различий. Поэтому представляется естественным, что должно быть схожим и законодательство, обеспечивающее транспарентность этих процессов.
В данном случаемы говорим о нормах, которые в 2012-м году были внесены в новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Конкретно, статья 29 этого закона предусматривает, что образовательные организации в обязательном порядке размещают в интернете сведения о своей деятельности. В частности, они обеспечивают открытость и доступность информации:

  • о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и её филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
  • о структуре и об органах управления образовательной организацией;
  • о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц;
  • о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);
  • о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
  • об объёме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц;
  • о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Кроме того образовательная организация размещает на сайте копии:

  • своего устава;
  • лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
  • плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утверждённого в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;
  • документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
  • предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчётов об исполнении таких предписаний;
  • иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации [5, ст. 29].

Если к этому добавить, что Софийская декларация 1997 г. участников Европейского семинара «Укрепление независимых и плюралистических средств информации», организованного Департаментом общественной информации ООН и ЮНЕСКО, однозначно провозглашает (п. 14): «Интересы общества определяются вне зависимости от форм собственности. Собственность на все средства информации и их финансирование должны носить транспарентный характер и гласно декларироваться…» [6], то напрашивается принятие законодательного акта, которое бы обязывало организации СМИ размещать на своих сайтах следующую информацию:

  • о дате создания организации СМИ, об учредителе (учредителях) организации СМИ и самого средства массовой информации, об акционерах, имеющих 10 и более процентов акций, о месте нахождения организации СМИ и её филиалов (при наличии), периодичности выхода СМИ, территории его распространения, контактных телефонах и адресах электронной почты;
  • о структуре и органах управления организацией СМИ;
  • о материалах, опубликованных за счёт ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и за счёт средств физических и (или) юридических лиц;
  • об общем объёме средств, поступивших в организацию СМИ из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, от физических и (или) юридических лиц;
  • о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;
  • о структуре тиража печатного издания (подписка, розница, возврат, бесплатное распространение);
  • о руководителе организации СМИ, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), а также о главном редакторе СМИ, его заместителях, редакторах региональных выпусков (при их наличии);
  • о персональном составе журналистов данного СМИс указанием тематики, в которой работает журналист, его квалификации и опыта работы.

И, конечно же, копии документов:

  • устава организации СМИ;
  • устава СМИ;
  • свидетельства о регистрации СМИ;
  • лицензии на осуществление деятельности (для электронных СМИ);
  • бухгалтерского баланса;
  • документа о порядке оказания рекламных услуг, в том числе образца договора об оказании этих услуг, документа об утверждении стоимости рекламы (по каждому издаваемому СМИ) с указанием всех скидок и надбавок;
  • предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере средств массовой информации, отчётов об исполнении таких предписаний;
  • иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению организации СМИ, учредителей СМИ и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представляется, что таким образом удастся добиться прозрачности рынка СМИ, в результате чего и сам рынок СМИ и конкуренция на нём станут более цивилизованными.
Для полноты картины ещё раз обратимся к действующему законодательству. В соответствии с ним,все некоммерческие организации (в том числе, естественно, и организации СМИ) обязаны размещать в сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчёт о своей деятельности в объёме сведений, представляемых в уполномоченный орган [3, п. 3.2. ст. 32].Этот отчёт содержит практически всю информацию о деятельности организации, её руководстве, финансах, имуществе и т.п.А если некоммерческая организация является ещё и получателем государственной или муниципальной поддержки, то развёрнутые данные об этом публикуются в специальном реестре[3, п.2. ст. 31.2].

При этом закон оговаривает, что «размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о её расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны» [3, п. 2. ст. 32].

Другой пример относится к коммерческим организациям. Например, открытое акционерное общество обязано публиковать (помимо сведений, не имеющих прямого отношения к теме настоящего исследования) годовой отчёт общества, годовую бухгалтерскую отчётность [4, ст. 92].
Банки, кроме бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках, раз в год обязаны публиковать заключение аудитора о достоверности указанных данных [1, ст. 8].
Также необходимо обратить внимание и на то, что, в соответствии с законом «О коммерческой тайне», не могут составлять коммерческую тайну, в частности, сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица и в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; об использовании государственными и муниципальными унитарными предприятиями бюджетных средств; о численности и составе работников, о системе оплаты труда; о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица и др. [2, ст. 5]

Предлагаемые в настоящей работе меры вполне могут обеспечить достоверность информации о размерах рынка и доле каждого из его участников. Для этого необходимо дать соответствующие функции Роскомнадзору, задачей которого будет контроль размещения на сайтах организаций СМИ необходимых данных.

Обеспечение достоверности этих данных может быть достигнуто инструментально. Для этого предлагается при любом взаимодействии организации СМИ с органами государственной власти и местного самоуправления (размещение госзаказа, получение дотаций, предоставление налоговых льгот и т.п.) обязывать издателя (редакцию) документально подтверждать информацию, размещённую на сайте, предположим, за календарный год (или последние 12 месяцев). Соответственно, органам государственной власти и местного самоуправления, всем бюджетным организациям, всем государственным коммерческим структурам запретить связанное с финансами сотрудничество с организацией СМИ в случае отсутствия такого подтверждения.

Аналогичное правило следует установить и на случай отсутствия информации на сайте. В этом случае обязанность контроля с Роскомнадзора может быть снята.
Таким образом, мы видим, что потенциалаобеспечения прозрачности рынка СМИ в российском праве предостаточно.И если проявить политическую волю и применить эти уже существующие нормы к средствам массовой информации, то рынок СМИ сможет стать прозрачным, цивилизованным и по-настоящему рыночным.

Список литературы:

  1. О банках и банковской деятельности : [федер. закон : принят Верх. Советом РСФСР XIII созыва : по сост. на 30.09.2013] [Электронный ресурс] : Справочно-информационная система КонсультантПлюс
  2. О коммерческой тайне: [федер. закон : принят Гос. Думой 09.07.2004 : по сост. на 11.07.2011] [Электронный ресурс] : Справочно-информационная система КонсультантПлюс
  3. О некоммерческих организациях: [федер. закон : принят Гос. Думой 08.12.1995 : по сост. на 21.02.2014] [Электронный ресурс] : Справочно-информационная система КонсультантПлюс
  4. Об акционерных обществах : [федер. закон : принят Гос. Думой 24.11.1995 : по сост. на 28.12.2013] [Электронный ресурс] : Справочно-информационная система КонсультантПлюс
  5. Об образовании в Российской Федерации : [федер. закон : принят Гос. Думой 21.12.2012: по сост. на 03.02.2014] [Электронный ресурс] : Справочно-информационная система КонсультантПлюс
  6. Софийская декларация /Принята Европейским семинаром по укреплению независимых и плюралистических средств информации (особенно в странах Центральной и Восточной Европы), Cофия, Болгария, 10–13 сентября 1997 года // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/sofiadecl.shtml
  7. Смирнов С.С. Статистика медиаиндустрии России: проблемы отраслевой идентификации и учета // «Медиаскоп». Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2010. – № 4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/691
  8. Индустрия российских средств массовой информации/Итоговый доклад Индустриального комитета СМИ. – М. , 2002.
  9. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития : Отраслевой доклад // Под общ.ред. В. В. Григорьева. – М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010.

См. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995; Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М., 2003; Науменко Т. В. Журналистика как система деятельности: сущность, содержание, формы. М., 2000; Николаева Е. А. О концепции построения системы информационного права М., 2000; Першке. Г. Журналистика как отрасль духовного производства. в сб. Основные понятия теории журналистики. М., 1993; Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.,1995; Пугачёв В. П. СМИ в современном политическом процессе. в Вестник Моск. ун-та. М., 1995; Тимофеева Л. Н. «Открытая власть»: информационная деятельность государства в условиях становления демократии : массовые информационные процессы в современной России. М., 2002; Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика, М., 1993; Чевозёрова Г. В. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества в России. М., 2007; Шестакова Л. А. Педагогический потенциал средств массовой информации и научно-методические основания его реализации. Н. Новгород, 2005; Шутман Д. В. Особенности функционирования института СМИ в политическом процессе Российской Федерации. Чита, 2007; Ярёменко И. А. Организационно-педагогические условия формирования социальной активности личности средствами массовой информации. Магнитогорск, 2000. и др.

См. Вартанова Е. Л.,Засурский Я. Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели. М., 2003; Егоров В. В. На пути к информационному обществу. М., 2006; Жилавская И. В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования. Томск, 2008; Жилавская И. В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодёжной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий. М., 2008; Запевалина О. В. Массмедиа и современная система образования. в сб. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. Белго­род, 2008; Кихтан В. В. Образовательный контент в интернет-медиа: история становления и тенденции развития. М., 2011; Короченский А. П. В поиске новых путей научного познания журналистики. в сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. Белго­род, 2007; Короченский А. П. Медиакритика и медиаобразование. в Высшее образование в России. 2004; Павлова Е. Д. Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры. М., 2007; Талалаева Е. М. Роль СМИ в системе массового медиаобразования детей. в сб. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. Белго­род, 2008; Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск, 2007; Фёдоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов  2001; Шариков А. В. Медиаобразование:мировой и отечественный опыт. М.,1990; Шергова О. Б. Медиаобразование и журналистика (коммуникативные и лингвистические компоненты). М., 2010 и др. 

 

Дополнительная информация