Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

СМИ и информационные войны

Якушина Екатерина Якушина Екатерина
К.п.н, старший научный сотрудник
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Аннотация
В статье раскрыты проблемы влияния новостей на личность в период информационных войн.

Ключевые слова
СМИ, новости, медиаобразование, критическое мышление, информационная война.

Cкачать статью в .pdf

Одна из задач медиаобразования – научить грамотно работать с информацией: критически ее воспринимать, оценивать достоверность, обращаться за справкой к различным информационным источникам. Невозможно «защитить» людей, особенно подростков, от информации, которая льется со всевозможных каналов СМИ, но мы можем научить их думать, анализировать, ставить «информационные барьеры» и разрушать их.

В настоящее время, в период обострившихся информационных войн, эти задачи становятся крайне сложными. Что читать, а что не читать, смотреть, слушать? Кому верить, кому доверять? Как проверить достоверность?

Прежде всего, нельзя недооценивать важность изучения принципов и законов, по которым создаются сообщения масс-медиа, как и с какой целью они распространяются, что при этом происходит с информацией. Суть медиаобразования – изучение сообщений средств массовой информации. Но необходимо помнить, что масс-медиа не отражают, а репрезентируют действительность. Поэтому и возникает явление «параллельной школы» – люди впитывают ту информацию, которую получают по каналам СМИ, не вникая в ее суть, достоверность, надежность, не думая и не анализируя её и т.д.

Итак, основными принципами функционирования СМИ являются:

  • свобода коммуникации,
  • разнообразие,
  • качество информации,
  • социальный и культурный порядок.

Свобода общественных коммуникаций предполагает учёт интересов как тех, кто сообщает информацию, так и тех, кто принимает сообщение. Она не может быть абсолютной, так как  здесь должны учитываться ограничения, накладываемые на частные и общественные интересы. Это и противоречия между тем, что коммуникаторы хотят сказать, и тем, что потребители информации хотят услышать, это и потенциальный конфликт интересов тех, кто контролирует коммуникационные каналы, и тех, кто хочет получить доступ к ним, но не имеет на это законного права.

Разнообразие информации. Пока разнообразие так же, как свобода коммуникации, является нейтральной по отношению к содержанию, то предполагается, что чем больше существует различных каналов публичной коммуникации, доносящих максимально разнообразное и меняющееся содержание до наибольшего числа аудиторий, тем лучше.

Посмотрите, как сегодня представлены новостные ленты на популярных информационно-поисковых системах. Возьмем самую популярную – Яндекс. Одну и ту же новость представляют около 10 российских СМИ,  такое же количество иностранных СМИ, и Иноязычных СМИ. Пользователь может сам выбрать тот или иной вариант, посмотреть альтернативу. Лента новостей Рамблера также предлагает разные источники, освещающие одну и ту же новость.

Тем не менее, уровень возможного многообразия ограничивается емкостью канала и редакционным отбором.

Избыток и разнообразие новостей не всегда благоприятно влияет на мышление и психологическое состояние человека. Зачастую чтение новостей приводит к появлению страха и агрессии, мешает реализации творческого потенциала и лишает способности мыслить глубоко. В отличие от чтения книг и  журнальных статей, над которыми приходится размышлять, человек может «проглотить» огромное количество пустых новостей, тривиальных фактов. Но, на самом деле, они  не заслуживают внимания и  на них никак нельзя повлиять. Это приводит к тому, что человек, понимая, что он бессилен что-то изменить, становится пассивным, у него формируется пессимистичное, бесчувственное, саркастическое и фаталистическое мировоззрение.  Особенно опасно это в период войн  – большое количество негативного материала, сцен насилия, горя очень сильно влияют на психику человека.

В новостях предпочтение отдается конфликтам. Панические истории приводят в беспорядок иммунную систему человека и организм оказывается в состоянии хронического стресса.

Редакционный отбор также оставляет желать лучшего. Новости искажают реальные факты, в них присутствуют когнитивные ошибки.  Чтобы усилить неожиданность той или иной новости, может присутствовать явное нарушение непрерывности хода событий, расхождение с ожиданиями, уникальность случившегося.

Огромное количество новостей подавляет мышление, так как не даёт человеку сконцентрироваться на чем-либо. А мышление всегда требует концентрации. Новости нарушают концентрацию, тем самым они ослабляют понимание, серьезно влияют на память. Услышав о каком то происшествии, каждый человек хочет узнать, чем оно закончится. Но, зная, что сюжетов, которые освящают одно и то же происшествие сотни, человек все меньше способен контролировать это стремление. Мышление становится поверхностным, новости уменьшают количество думающих людей, способных на внимательное чтение и сосредоточенное мышление. Люди теряют способность читать большие статьи или книги –  они быстро устают, концентрация исчезает, появляется беспокойство. Физическая структура мозга постепенно меняется.

Новости ограничивает творческий потенциал. Мозг человека должен наслаждаться широким, необитаемым пространством, которое дает возможность придумывать и осуществлять новые идеи, искать новые решения, а чтение новостей сводит их не нет.

Социальный порядок и солидарность предполагает  решение вопросов интеграции и гармонии в обществе. В идеале средства массовой коммуникации не должны подрывать состояние законности и порядка посредством символического поощрения преступлений и социального беспорядка. В вопросах национальной безопасности  свобода деятельности средств массовой коммуникации должна ограничиваться соображениями национальных интересов. А в  вопросах морали, приличий и вкуса средства массовой коммуникации должны принимать во внимание господствующие в обществе нормы.  В таком случае власть  рассматривает общественные средства массовой коммуникации как элемент поддержания порядка. Но это только в идеале, на самом деле средства массовой коммуникации имеют сложную и разделенную ответственность, особенно в отношении альтернативных социальных групп и субкультур, а также в отношении к конфликтам и неравенству в большинстве обществ.

Средства массовой информации  играют важную роль в воспроизведении кода морали. Они могут публично называть какие-то поступки хорошими или плохими. Нарушения норм, а нарушение и делает норму явной, в новостях принимают форму скандалов. Это может быть либо простая констатация факта нарушения, либо моральная оценка  произошедшего события. Констатация факта без оценивания ситуации может вызвать как осуждение нарушения, так и  незнание, насколько явно отклонение от нормы. Если  оцениваются не только поступки, но и те, кто их совершает, то это помогает потребителю информации составить собственное мнение. Моральная оценка может вызвать либо уважение, либо неуважение к тем или иным людям, о которых идет речь в информационном сообщений. Но следуя законам новостного жанра, мотивы, которые побудили человека поступить именно так, а не иначе, не освещается.

Говоря о культурном порядке, в идеале рассматривается такие функции СМИ, как отражение в содержании представляемой информации  языка и современной культуры тех людей, которых эти средства обслуживают, преимущество должно быть отдано образовательной роли этих средств, а также отражению ими лучших материалов культурного наследия страны.

В данном случае речь идет о самой «социально неопасной» группе новостей, которые анонсируют конкретные события, если конечно не говорить о скандалах в области культуры.

Очень внимательно и избирательно следует относиться к новостям в период информационных войн. Ведь человеку не только свойственно поглощать информацию, но и интерпретировать, создавать собственную. Благодаря широкому распространению социальных сетей и блогов, информационная война перекинулась с новостных лент на данную область Интернета. Поэтому комментируя информацию, высказывая своё мнение необходимо соблюдать некоторые правила.

Прежде всего, надо  помнить, что любая война закончится, политики договорятся между собой. А потерять друзей, поссориться с родственниками значительно легче, чем потом эти связи восстановить. Можно высказать свое отношение к политике, но не надо оскорблять кого либо.  Не все участвуют в войне, все люди разные, но каждый заслуживает уважения. Если кому то не  нравится мнение другого человека, то лучше высказаться об этом мнении, а не о человеке. Чаще всего это будет  незнакомый человек, а ненавидеть незнакомых людей — это патология.

Не надо торопиться делать выводы: взаимоотношения между людьми всегда сложны на разных уровнях – семьи, трудового коллектива, региона, страны, Мира.

Достоверность информации в период информационных войн вообще вещь сомнительная. Как мы говорили выше, власть рассматривает общественные средства массовой коммуникации как средство для выражения своих идей и  поддержания порядка. Поэтому практически каждое СМИ, если оно не служит оппозиции, старается предоставить факты и дать оценку с позиции своего государства. Подделать факты, фотографии, видеозаписи и прочие подтверждающие материалы при современном уровне развития техники довольно просто.

Поэтому крайне важно не распространять информацию, которую невозможно проверить, а значит нельзя быть уверенным в ее истинности. Честно можно писать только о том, что  человек видел своими глазами.

    • Не смотрите новости [Электронный ресурс] // AdMe.ru;  The Guardian, перевод — Крестина Сикидина . URL: http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/ne-chitajte-novosti-498055/ (дата обращения: 24.09.2014).
    • Основные принципы функционирования СМИ   [Электронный ресурс] // Медиалето. URL: (дата обращения: 24.09.2014).
    • Памятка мирному населению в период информационной войны [Электронный ресурс] // Фитнес для мозга. URL: http://fit4brain.com/5486 (дата обращения: 24.09.2014).
    • РАЗРАБОТКА Терминологии Медиасреда: СМИ, массмедиа, СМК [Электронный ресурс] // URL: http://t4k1984.livejournal.com/98800.html (дата обращения: 24.09.2014).

Дополнительная информация