Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Программа «100 ФИЛЬМОВ»: проблемы и перспективы

 
Е.А.БондаренкоЕ.А. Бондаренко, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая лабораторией медиаобразования
Института  содержания и методов обучения РАО

Аннотация
В статье раскрыты проблемы современного кинообразования: что происходит с проектом «100 фильмов» и каковы перспективы кинообразования в современной российской школе.

Ключевые слова
Кинообразование, экранная культура, анализ фильма, критическое мышление, современная школа.

BondarenkoElena
Institute of content and methods of teaching RAO,
Head of Laboratory of media education,
candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor

The program "100 movies for school": problems and future development


Abstract
: the article reveals the problems of the modern film education: what's happening with the project "100 movies" and what are the prospects of the film modern Russian school.

Keywords: cinema education, screen culture, the analysis of the film, critical thinkin modern school.

Cкачать статью в .pdf

ХХ век наступил и прошел под заметным влиянием искусства экрана. Сначала –  кинематограф, затем – телевидение; неслучайно и общение с компьютером также происходит через экран.
Кинематограф – искусство, для которого важно массовое восприятие. Смотреть – так целому залу. Рассуждать и спорить о фильме – всем зрителям.

За девяностые годы в анкетах опроса школьников кинотеатр как место просмотра фильмов просто исчез. Фильмы стали смотреть по телевизору. Но это уже совсем другой просмотр. И совсем другие фильмы…

Начало ХХI века принесло новые перемены. За короткий срок компьютер занял место кинозала. У подростков самые популярные сайты – игры, блоги и интернет-кинотеатры.

Вот только восприятие с малого экрана стало совсем иным. Теперь юный зритель один на один с фильмом. И если фильм его не привлек, не смог притянуть своей атмосферой, заинтересовать игрой актеров, увлечь сюжетом – итог тот же: подросток покидает кинозал. И может никогда в жизни не вернуться к оставленному «за спиной» фильму.

Кинематограф называли высоким искусством. Героев экрана любили и ненавидели, их помнили и сравнивали с их поступками собственную жизнь, они помогали нам выстраивать свои судьбы. С них брали пример или, напротив, узнавая себя в отрицательном герое, становились другими.

В чем-то кино совсем не изменилось. Оно по-прежнему способно приковать наше внимание и заставить что-то полюбить или возненавидеть, донести вложенные в него идеи,  независимо от того,  на каком экране (кинотеатра или компьютера) идет просмотр.

Изменилось наше восприятие, особенно восприятие юных зрителей. Кинозал провоцировал на внимательный, сосредоточенный просмотр. От малого экрана легко отвлечься, остановить фильм, что-то пропустить, а на что-то не обратить внимания.

В двадцатые годы в кино начали ходить группами, появились первые киноклубы. В тридцатые шли в кино гордо, толпой, с плакатом: «Мы идём смотреть «Чапаева»!».

В семидесятые годы кинотеатр был в каждой школе, кинопрокат привозил в школу как учебные и документальные, так и художественные фильмы – иллюстрации к школьной программе. Сложностей было немало, но казалось: найден путь к тому, чтобы искусство кино стало полноправной частью образования.

Восьмидесятые и начало девяностых – время возрождения киноклубов на основе видеотехники. На кассетах к зрителям приходит ранее неизвестная мировая классика кино. Возникает и шанс приобщать к киноискусству через сочетание просмотров и собственного кинотворчества – съемка на видеокамеру доступна каждому, школьники охотно посещают занятия киноклубов и школьных студий, с энтузиазмом придумывают сюжеты, учатся на просмотрах, используют открытия в области киноязыка в собственных творческих экспериментах.

Именно тогда в НИИ художественного воспитания АПН СССР под руководством Ю.Н. Усова была разработана вариативная программа «Основы экранной культуры» для 1-11 классов, где  для каждого возрастного этапа предлагались особые формы и методы работы (авторы программы Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, Ю.Н. Усов).  Эту программу можно было использовать и целиком, и «по частям» : только в начальной, средней или старшей школе. Каждый из элементов предлагаемого комплекса нес в себе целостный заряд соприкосновения с искусством, расширения представлений о мире, эмоционального воспитания. Занятия были ориентированы на развитие личности и формирование критического мышления, формирование экранной культуры – культуры восприятия, понимания, дискуссии.

Но, несмотря на то, что технологически работать с кино в школе стало проще, к росту кинообразования это не привело. Напротив – завоеванные с таким трудом плацдармы постепенно сокращались. И основная проблема была в отсутствии учителей, которые могли бы и хотели работать с кино в школе. Не нашлось и такого количества киноведов и журналистов, которые смогли бы профессионально вести дискуссионные киноклубы или студии детского телевидения в каждой школе.

Смотреть кино наши дети меньше не стали. В кинотеатры ходят меньше, но времени перед экраном проводят даже больше, чем раньше. А экран пустым не бывает.

Что же смотрит нынешний ребенок и подросток? Продукцию студии Диснея, бесчисленные аниме, подростковые боевики, телесериалы,  как подростковые, так и не очень, сейчас к этому добавилась продукция  многочисленных интернет-кинотеатров, ролики и микросюжеты… Интерес к экрану остался прежним. А вот образ мира на малом экране (телевизора, компьютера, планшета) стал совсем другим.
Искусство экрана до сих пор остается нераскрытым для школьников. А между тем  именно телевидение сейчас признают самым опасным средством массовой коммуникации, исследуют влияние фильмов и телепередач на рост насилия, роль кино и ТВ в пропаганде наркотиков, разрушении национального самосознания…

Проблемы и в самом деле сложные, и проистекают они во многом из того, что в данном случае природа экрана двойственна: он может быть  как проводником  произведений искусства, так и каналом массовой коммуникации, по которому приходят в дом «отравляющие сознание» медиатексты (тексты, изложенные языком СМИ).

Да и с насилием на экране далеко не все просто и однозначно. Стало ли насилия на наших экранах больше? Физического – да. А вот насилие над личностью в различных формах присутствовало и  во многих классических сюжетах. Непроясненным до конца остается и главный вопрос исследований о формах и влиянии насилия на экране: смотрят ли эти сцены люди по природе своей склонные к насилию, или именно эти сцены и провоцируют у них агрессивные реакции?

Кинематограф остается для современных детей и  подростков наиболее популярным искусством. Знания о мире, культуре отношений, героев, которым подражают, подростки берут из мира кино. Современный кинорепертуар однообразен, доступ к киноклассике затруднен. А между тем именно в школьном возрасте формируется отношение к миру, которое потом будет воплощено в мыслях и поступках. Поэтому именно сейчас актуально изучение киноклассики. Необходимо и  формирование навыков анализа фильма (экранного медиатекста). Анализируя язык кино, ребенок обогащает свое восприятие мира, получает возможность обрести опыт поколений – а ведь именно в приобщении к этому опыту и состоит задача образования. И кино позволяет обучать и воспитывать ненавязчиво, на опыте собственного восприятия и отношения к миру.

Кинофакультатив для 7-9 классов «100 лучших фильмов», предложенный по инициативе Н.С. Михалкова – один из способов решения проблем, с которыми сталкивается и которые не может решить современная школа.

Просмотр фильма – диалог с экраном, который предполагает сотворчество юного зрителя, его активное эмоциональное соучастие в происходящем. Именно в киноклассике ХХ века заложены основы отношения человека к истории. Это фильмы, которые отразили разные времена; фильмы, которые предопределили новые времена; фильмы, которые осмыслили важные времена.

Министерство культуры России давно начало работу над списком лучших кинокартин для нового школьного курса «100 лучших фильмов». Один из вариантов этого списка находится на сайтах Министерства культуры и Министерства науки и образования. Однако в этом списке все далеко не бесспорно. Предлагая лучшие фильмы, мы так и не смогли договориться о критериях отбора. В итоге в 100 лучших фильмов вошли картины  наиболее интересные с точки зрения истории кино.

Но ведь история кино и кинообразование  далеко не одно и то же.

С нашей точки зрения этот  список необходимо разделить на 3 части. Отдельно надо формировать комплект фильмов  для начальной школы, исходя из того, что они должны,  прежде всего, способствовать развитию у младших школьников  восприятия, поскольку современный ребенок живет в мире рекламы и интернета, мире компьютерных игрушек.  Смотреть только «старые хорошие советские картины» просто не получится – развивать детей через кинообразование можно только на том, что смогут воспринимать юные зрители, даже сказки при этом нужны как старые, так и современные.

Для детей и подростков нужны фильмы, которые помогли бы им ощутить, как решаются проблемы их возраста, понять, как и чем жили их ровесники,  или просто на примере кино прочувствовать наиболее важные моменты в истории страны или отдельной человеческой судьбы. Детям нужны  «Первоклассница» и «Снежная королева», «Маугли» и старая добрая «Золушка»,  подросткам все так же будут интересны «100 дней после детства» и «Дикая собака динго».  В то же время некоторые из фильмов, рекомендуемых в этом списке, для современных детей могут оказаться чрезмерно сложны – медленный ритм монтажа, иной темп восприятия жизни, навязчивые мотивы идеологии: все это требует развернутых комментариев педагога, большого объема дополнительных знаний, и курс кинообразования рискует превратиться в развернутый специализированный курс истории кино.

Средняя школа также сильно отличается  от старшей. Здесь нужны акценты на развитии эмоционального восприятия, формировании национального самосознания и толерантности. И на одной киноклассике этого не решить. Нужны и современные картины, то, что интересно смотреть в наши дни. Для нас это создает дополнительные проблемы: современный репертуар в основным западный, это фильмы Европы или США.  Но, тем не менее, кинообразование в России всегда стремилось работать на современном материале – то же самое происходит и сейчас.

О том, какие отечественные картины следует включить в этот список, рассуждали многие режиссеры, киноведы, учителя. Некоторые из них считают, что показывать кино в школе нужно только старшеклассникам, которые уже способны многое понимать. Говорят и о том, что надо возвращать систему кинообразования – научить учителей методике анализа фильма, провести с ними целевые курсы повышения квалификации. И в самом деле – учителю сложно работать с киноискусством, для этого нужны специальные навыки и приемы. В то же время такие методики разработаны и вполне могут быть доведены до учителя.

Просто показывать фильмы школьникам бесполезно, поскольку нужны еще и люди, которые обсуждали бы с ними эти фильмы, иногда объясняли бы им смысл кинокартин. Один из важнейших факторов таких просмотров – совместное восприятие детей и взрослых, поиск той духовной нити, которая связует поколения и помогает преодолеть непонимание, помогает ребенку повзрослеть на примере чужого опыта, эмоционально освоенного как свой собственный. Эти фильмы не должны заменять чтение литературы,  они должны духовно воспитывать личность, ведь то кино, что смотрит нынешняя молодежь – это по большей части развлечение, а не искусство. Здесь нельзя обойтись без таких картин, как «Летят журавли» М. Калатозова, «Иваново детство» и «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» С. Бондарчука, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого – и это далеко не всё. Идут споры о современном патриотизме и о том, можно ли сейчас смотреть «Войну и мир» С. Бондарчука или это чересчур парадный, плакатный, навязчивый патриотизм… Однако патриотизм просто не может быть незаметным. И если он убедителен – это безусловное достоинство фильма.

В истории нашего кино много фильмов, которые сейчас стали спорными с точки зрения идеологии, но сохранили обаяние времени, их породившего, и могут быть очень полезными для подростка. Это «Броненосец «Потёмкин»» С. Эйзенштейна, «Чапаев» братьев Васильевых,  «В огне брода нет» Г. Панфилова, «Тихий Дон» С. Герасимова, «Свой среди чужих, чужой среди своих»  и «Раба любви» Н. Михалкова, «Проверка на дорогах» А. Германа, «Холодное лето 53-го» А. Прошкина,  «Чучело» Р. Быкова и многие, многие другие.

Логика отбора фильмов для показа в школе  должна быть иной: важна честность художника, тот эмоциональный и художественный потенциал, который вложен в эти картины – только он может быть реализован через кинообразование непосредственно в развитие личности современного школьника.
В списке «100 фильмов» сейчас только отечественные картины. Было много дискуссий о том, надо ли включать в эти рекомендации фильмы из мировой истории кино. С нашей точки зрения это просто необходимо. Разумеется, можно выстраивать кинокурсы только из отечественных картин, либо только из зарубежных, но это неправильно: кино – это мировой процесс,  режиссеры всегда сильно влияли друг на друга, и отделять одну страну от другой бессмысленно.

Список зарубежных картин можно разделить на три части в зависимости от той цели, которую будет ставить перед собой учитель.

Во-первых, можно обогащать свой эмоциональный мир и знакомиться при этом с классикой мирового кинематографа,  просмотрев  фильмы «Паровоз «Генерал»  Бастера Китона,  «Золотая лихорадка», «Малыш» и «Иммигрант» Чарли Чаплина, «Унесенные ветром» Виктора Флеминга и то, что мы относим к развлекательным фильмам – трилогию  «Властелин колец» Питера Джексона, «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Назад в будущее» Роберта Земекиса, «Семь самураев» Акиры Куросавы, первые три фильма Стивена Спилберга об Индиане Джонсе, его же «Дуэль» и «Инопланетянин», а для понятия жанрового кино, скажем, фильмов-ужасов, можно предложить фильм того же Спилберга «Челюсти».

Во-вторых, можно взять фильмы, которые будут формировать у детей представление о картине мира, о мировой истории – это «Новые времена» Чарли Чаплина, те же «Унесенные ветром», великолепный фильм Жана Ренуара «Великая иллюзия», «Касабланка» режиссера Майкла Кертиса, «Вечерние посетители» Марселя Карне, «Серенада Солнечной долины» Брюса Хамберстоуна, «Звуки музыки»  Роберта Уайза, «Канал» Анджея Вайды. Эти фильмы могут помочь школьнику как почувствовать историю «на вкус» ( от легенды до реализма), так и ощутить себя ее современником.

В-третьих, конечно, у учащихся надо развивать чувство прекрасного и сделать кино частью их внутреннего мира. И в этом поможет демонстрация достаточно сложных  фильмов : документальной трилогии «Коянискацци» режиссера Годфри Реджио, «Земляничной поляны» Ингмара Бергмана, уже упомянутой «Дуэли» Спилберга, «Весны, лета, осени, зимы и… снова весны» Ким Ки Дука, «Общества мертвых поэтов» Питера Уира, «Бала» режиссера Этторе Сколы, «Пианиста» Романа Поланского.

В Европе и Америке существует много вариантов списков фильмов, «которые необходимо посмотреть каждому». Однако там почти нет советского и российского кино – в мире его почти не знают, а те фильмы, в которых отражена наша история, часто предпочитают не упоминать. Казусов восприятия в истории кино хватает. Так, фильм «Броненосец «Потёмкин»»до сих пор запрещен к показу в двух штатах США за… пропаганду идей терроризма. Зато американскую картину «Юный мистер Линкольн» должен посмотреть каждый подросток земного шара… Не хотелось бы идти по тому пути, где будут утеряны наши лучшие национальные достижения. Тем более что советское кино – один из наиболее интересных вариантов реализации культурной традиции и связи поколений.

Будет ли принята программа «100 лучших фильмов» на государственном уровне, сказать пока сложно, но и сейчас в каждой школе есть возможность показывать лучшие фильмы, тем более что они доступны. Проблемы возникают только организационного плана. Но поскольку на кинофакультативы уже есть социальный заказ, то можно было бы и не дожидаться решения официальных органов, а дать тем же старшеклассникам шанс освоить самое современное из искусств, посмотреть, прочувствовать и осознать тот или иной фильм для того, чтобы он принес им пользу. Так, например, в школах Москвы и Московской области, Екатеринбурга и Свердловской области уже идет работа над кинопоказами по списку «100 фильмов». В 2013 и 2014 гг. были проведены курсы для учителей по методике работы с фильмом. Будем надеяться, что очередной виток кинообразования в нашей стране все же дойдет до юного зрителя.

Дополнительная информация