Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Мультфильм как средство познания мира и себя

П.А. СяркинаП.А. Сяркина, менеджер информационных   
ресурсов, заведующая читальным залом
Дальневосточного Федерального университета,
член оргкомитета и руководитель
пресс-центрафестиваля
«Веселая ларга» ЦДТ г. Владивостока

Соавторы: Никитченко Татьяна Викторовна, руководитель проекта «Фестиваль детского кино и телевидения «Веселая ларга»; Онуфриенко Евгения Борисовна, заведующая отделом туризма и краеведения ЦДТ г.Владивостока, координатор фестиваля «Веселая ларга»; Потопяк Александр Владимирович, Шандрук Татьяна Витальевна, Олесова Татьяна Олеговна, Чан Галина Михайловна,   педагоги дополнительного образования отдела туризма и краеведения ЦДТ г.Владивостока, члены организационного  комитета фестиваля «Веселая ларга».

Никитченко Татьяна Викторовна  Онуфриенко Евгения Борисовна  А.В.  Потопяк  Шандрук Татьяна Витальевна  Олесова  Чан Галина Михайловна 

Аннотация. Значение мультфильмов в творческом развитии и воспитании ребенка.  Партнерские проекты студий анимации, их влияние на развитие жанра анимации в России. Мультфильм, как активный способ познания мира и себя.

Ключевые слова. Медиатворчество, мультфильм, развитие творческих способностей, познание мира и себя посредством создания мультфильма, интегративные программы, партнерские проекты.

Cartoon as a means of understanding the world and yourself

P.A. Syarkina, Information Resource Manager, Head of the reading room Far Eastern Federal University,Member of the organizing committee and the head of the press center of the festival “Merry spotted seal”Vladivostok Children's Creativity Center.

Abstract. Value of cartoons in the creative development and upbringing of a child. Partnership animation studio projects, their influence on the development of the animation genre in Russia.Cartoon, as an active way of learning about the world and yourself.

Keywords. Media arts, animated cartoon, development of creative abilities, cognition of the world and yourself through the creation of a cartoon, integrative program, partnership projects.

Cкачать статью в .pdf

В номинации "Анимация" детского фестиваля кино и телевидения «Веселая ларга» участвовали в 2014 году около 200 работ из разных городов России.

Предыстория развития детской мультипликации во Владивостоке

Во Владивостоке этот жанр и в настоящее время не очень развит. А ведь онимеет огромные  возможности для родителей, педагогов и воспитателей напути к ребенку и его воспитанию, для познания мира и самого себя, развития творческих способностей. Четыре годаподряд мы приглашаем к участиюв нашем фестивале и обмену опытом студии анимации России. Показ лучших мультфильмов, сделанных детьми,  положительно сказывается на развитии этого жанра в нашем городе, интересе к изучению экологических проблем, традиций Российского народа, его фольклора,  событий истории  и  обитателей залива Петра Великого и Уссурийской тайги, а главное –  себя в этом большом мире, поиске своего места в нем.  

На их примере дети видят, к чему надо стремиться, а взрослые начинают понимать, какиспользовать этот ресурс не только в воспитании, но и в развитии и образованииребенка. Первым лауреатом фестиваля в этой номинации стал мультик ЛидыНикитченко «Таракашки и люди». Он произвел впечатление не только на членовжюри, но и  привлек внимание представителей СМИ. Заголовки газет: «В веселомдетском фестивале победили таракашки и другие», «Анимационные таракашкизавоевали сердца сотен кинозрителей», «Приз в фестивале «Веселаяларга»получили таракашки». Лиду тогда никто не учил созданию мультфильмов, она саманарисовала и сделала его в той программе, которую знала. Сценарий, рисунки – всепридумала сама. С этого мультфильма и началсяинтерес многих детей Владивостока к жанру анимация.Мультик был очень простой, веселый. И поучительный. Дети подумали: если Лидаможет, то почему бы и нам не попробовать.

Для этой цели мы создали студию анимации«МультиКра» при клубе «Следопыт» Центрадетского творчества города Владивостока,которая впоследствии стала открытой площадкой для детейВладивостока по созданию компьютерных мультфильмов.Руководитель студии, педагог Татьяна Шандрук,проводитконсультациидляродителей, учителей и детей Владивостока и Приморского края, помогает развивать этот жанр не только в городе, но и в Приморском крае и России  (мастерская на фестивале «Пробный шар» в Лучегорске, лагере «Следопыт»,в ВДЦ «Орленок», Всероссийский форум «Бумеранг»).

Потом были проведены  мастерские  в рамках передвижной школы кино- и тележурналистики "Следопыт" для детей Владивостока и края под руководством Т.В.Никитченко. «Детвора со всегоПриморского края училась создавать авторские мультфильмы»,- из газеты «Утро России».А.В.Потопяк,например, в этой школе показал детям, как можно создать мультики извсего, что попадалось им на глаза, что было в данный момент у них в руках. Этобыл активный часовой тренинг фантазии, в результате которого получались веселыемультфильмы. Цель: заинтересовать, показать детям, что каждый это можетсделать сам.

Освоить  программы  монтажа  детям  помогли  участники студии«VOSTOK25»и группы «Миллениум», которые базируется в клубе  «Следопыт» ЦДТ Владивостока.Артем Хуторной и Стас Трикашный,Лида Никитченко, Марина Агзамова, Даша Шуева, Мякотина Ксения помогли своим сверстникампревратить отснятый материал в произведение киноискусства. «Важно, что обучение проводят дети в наших мастерских. Это снимает барьер между учеником и учителем, переводит процесс в разряд сотворчества. Мы целенаправленно готовим тренеров для детей из числа активных, талантливых детей»,-Т.В.Никитченко.

Кому нужны наши тренинги мастерства?

Учителям и родителям, чтобы было легче найти путь к сердцу ребенка, чтобы они лучше его понимали. И, конечно, детям, чтобы понимали, прежде всего, себя и своих сверстников. Частосовременным детям легче освоить компьютерные технологии с 3-4 лет, чем найтиобщий язык со сверстниками и взрослыми. Многие дети замкнуты, не могут раскрыться. А в процессе создания мультфильма любойталант ребенка  к месту. Еще мультфильмы «всем возрастам покорны». Ребенок еще только говорить научился, но уже можетозвучить мультик так, что мы его будем просто слушать много раз, получая от этогоогромное удовольствие. «Мой ребенок рисует, но не очень хорошо», - говоритмама на мастер-классе, проведенном нами в ЗАТО г. Фокино в клубе «Чудетство».  И вот на ее глазах каракули «чада ненаглядного» превращаются в героя сказкии путешествуют вместе с ребенком, вместе с мамиными радостями и переживаниями. А кто-то рад, что он в общем мультфильме будет «солнышко двигать»,постепенно превращаясь в это солнышко для других детей, как это получилось угруппы «Миллениум» - инициаторов фестиваля детского кино и телевидения«Веселаяларга» и «VOSTOK25», которые учатся сами и учат других.

Как ученики стали учителями

Девизом клуба «Следопыт», частичкой которого является студия «МультиКра»,стали слова: «Научился сам, научи другого». Дети, участники студии «МультиКра» (МультиКраеведение),начали учить других детей создаватьмультфильмы.

«Татьяна Викторовна, хотел пригласить к нам в клуб детей, чтобы они учились создавать мультфильмы, но у них времени нет ездить в ЦДТ. Я решил на переменках и после уроков их учить. Мы собираемся в библиотеке, и я на  ноутбуке все им показываю. Мы и газету к конкурсу будем делать», -рассказал юный гимназист города Владивостока Миша Дружинин, который, получив первые навыки создания мультфильмов, сразу стал учить других.

После таких импровизированных мастерских прибавилось количество участников нашего фестиваля. А ещебыли присланы работы из России (студия «Ормулька» п.Орда, «Ладушки»г.Лысьва), из канадского города Торонто.Ролики с участием мультипликационных  персонажейбыли трогательны, заразительны и прекрасны, а еще очень различны. Посмотревих,  дети Владивостока стали интересоваться техникой создания рисованных,пластилиновых, кукольных, песочных и других персонажей, тоже захотели создавать такиемультики. Они и сами стали придумывать, из чего еще можно сделать мультфильм.Первые мастер-классы по анимации на фестивале провели педагоги студий«Арлекин» - А.Сивкова (перекладная) и «Ирбис» -И.Заляутдинов (компьютерная).И вот уже ученики учат других. Галина Михайловна Чан, педагог–эколог,обучившаяся в студии «Арлекин», создала свою студию детского экологическогомультфильма «Ручеек», и на следующий год сама провела мастерскую на фестивале в 2014 году. А ИгорьЗаляутдинов, представитель студии «Ирбис», учил детей Приморского края уже 3Dанимации.

Настоящим расцветом этого жанра за все годы существования нашегофестиваля мы считаем 2014 год, потому что в нем участвовало гораздо большестудий из Приморского края и Владивостока (студии «Игра», «Арлекин»,«Литораль», «Батискаф», «Ручеек», «Ирбис», «Анимака», «Мульто», «МультиКра». Были показанывне конкурса работы одного из победителей прошлогоднего фестиваля –  студии изреабилитационного центра «Парус надежды».

Начали осваивать этот жанр, прислав свои мультики, и  студии из городовПриморья: Арсеньев, Лучегорск, Уссурийск, школ и гимназий Владивостока. Хорошие авторские работы сделали дети из студии «VOSTOK25», «25 регион», радовали творческие находки детей студии «ШИП» (г.Лучегорск),гимназии №1 г.Владивостока. Всего более 120 мультфильмов было представлено изПриморского края на фестиваль.Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – партнер нашего фестиваля в прошлом году тоже провел свой фестивальмультфильмов «Вперед в будущее».  Это здорово, что жанр год от года стал развиваться активнее, и у детей   появляются новые возможности показатьсвои работы, получить обратную связь от специалистов и зрителей.
Кроме этого к нам в гости приехал директор фестиваля–мастер-класса «Жар-птица» - Петр Иванович Анофриков.Он провел творческие встречи с учителями младших классов, с родителями,детьми и руководителями студий. Мы посмотрели мультфильмы его студии«Поиск». Это было очень полезно и интересно. Много секретоворганизации детской студии и создания мультфильмов узнали участники фестиваля.Петр Иванович щедро делился опытом. «Да он просто кладезь знаний, его можно слушать часами», -  рассказала нам руководитель студии анимации из г.АрсеньеваМ.Иванишко. А с руководством фестиваля и Центра детскоготворчестваг.ВладивостокаПетр Иванович договорился о создании базовой площадки по развитиюэтого жанра на территории Дальнего Востока. Этот вопрос сразу же был обсужден оргкомитетом фестиваля «Веселая ларга» с институтом повышения квалификации,  и с нового учебного года площадка начнет действовать. 

Конечно, чтобы детей умело вести вперед, этому надо учиться. И вот для подготовки руководителей- аниматоров  летом вНовосибирск выехали 4 педагога и их ученики из Владивостока и Приморскогокрая. Мы поставили своей целью обучить учителей школ, мам, пап для дальнейшейработы тренерами на нашем фестивале. «Дорого приглашать постоянно мастеров,будем учить своих»,-принял правильное решение оргкомитет фестиваля.В конкурсную программу 2014 года вошли еще 87 мультфильмов студийанимации России и ближнего зарубежья.Лауреатами и дипломантами среди них стали:студия анимации «Алладин»(г. Новосибирск),Творческое объединение «Мультипликация» (г. Москва), детская киностудия «Печка» (г. Самара), студия «Волшебный фонарь» (г. Севастополь), студия анимации «Семирамида»(г.Карасук),Объединение мультипликации "Мынику"(г.Салехард), студия анимации «Ладушки» (г.Лысьва, Пермский край), студия «Твист» (г.Омск), республиканская студия «Кюн-кузези»(г.Мыски), «Семирамида»(г.Карасук). Другие коллективы получили благодарственные письма с пожеланиями членовжюри и приглашения на обучение на базе «Школы мультипликации», котораяначнет работу уже в этом году в Центре детского творчества Владивостока.

Перспективы и результаты работы

Жанру анимации на нашем фестивале в этом и в следующем году будет уделено большее количество времени и внимания, чем другим. Первый день фестивалей 2014,2015 годов пройдет как «День анимации воВладивостоке». Педагоги Владивостока, родители и дети познакомятся с руководителями другихстудий,  между собой. Это даст перспективы развития для каждого.Например,после посещения мастер-классов П.И. Анофрикова(г.Новосибирск,фестиваль –мастер-класс «Жар-птица»)  все участники получили электронные письма с  методическими пособиями,   ответы на все вопросы, которые их интересуют. Такая заочная школа мастерства тоже полезна для тех, кто начинает свой путь в этот удивительный мир мультипликации. И после фестиваля в кабинете №7 ЦДТ г.Владивостока (клуб «Следопыт») с утрадо вечера оживленно. Здесь собираются руководители студий мультипликации, чтобы обсудить перспективы развития фестиваля и его номинаций,новые программы: «Благотворительность и благотворители»- (мастер-классы, которыепроведут дети студий анимации в детских домах); проект  «Да здравствует  мультфильм!»-  благотворительные кинопоказы в учреждениях образования и кинотеатрахВладивостока, Приморского края); «От сценария к мультфильму» (помощь юнымсценаристам в создании мультфильмов по их сценариям); «Фестиваль шагает попланете» (создание координационных центров фестиваля в разных городах России иза рубежом).

«Все это мы уже делаем. Под нашим руководством прошли пилотные проекты в разных городахРоссии и Приморском крае. Мы увидели все плюсы и минусы, сделали выводы, ивсем миром претворяем это в жизнь»,-рассказала автор этих программТ.В.Никитченко.Помощь сценаристам мультфильмов согласились оказать сразу несколькомультстудий. «Арлекин», «Литораль» (г.Владивосток) сделают мультфильмы посценариям Артема и Ярослава Паламарчук и Людмилы Семеновой – победителейконкурса сценаристов мультипликаторов. «С удовольствием поучаствуем в инициативе вашего фестиваля "Веселая ларга"- помощь юным сценаристам анимационных фильмов! Все желающие могутобратиться к нам в город Салехард, объединение мультипликации "Мынику", -написал руководитель этой студии Михаил Коробов в оргкомитет фестиваля.

«В этом году дети города Фокино стали членами Большого детского жюрифестиваля «Веселаяларга». Просмотр работ номинации «Анимация» прошел у нас вклубе «Чудетство». Это хорошая форма работы, придуманная членами оргкомитетадля вовлечения в этот жанр детей. Они сразу стали рисовать героев мультфильмов изахотели создавать мультики сами. На фестивале было 14 человек из нашего городаФокино. Хотим и в нашем городе создать что-то подобное»,- Ирина Федотова,ЗАТОг.Фокино.«Нам показался очень интересным ваш опыт создания разных студиймультипликации в городе Владивостоке. Мы тоже хотим научиться этому и развитьэтот жанр на территории Пожарского района. Для этого я приехала на фестиваль к вам с педагогом, которая посетила все мастер-классы по анимации», - Маргарита Цветкова, директорфестиваля детских СМИ «Пробный шар»,г.Лучегорск.

Пример популяризации жанра анимации преподнесла студия «Игра» Дома молодежи г.Владивостока, руководитель А.Сергеева: «Для нас уже стали традиционными часовые показы мультипликационных фильмов участников нашей студии в кинотеатрах нашего города. В этом году в кинотеатре «Иллюзион» прошел новогодний показ, а в «Галлактике» благотворительный – для детей из интернатов Владивостока. На этом не остановимся, для этих детей проведем мастер-классы, научим, возьмем шефство. Думаем, что в следующем показе их работы  тоже примут участие».

Старт новой образовательной программе «Школы кино и телевидения «Следопыт» и проекту «Эхо Бумеранга во Владивостоке и Приморском крае» был дан в новом учебном году  в школе №13, с. МногоудобноеШкотовского района Приморского края. Творческий десант приедет  сюда еще не один раз, чтобы подготовить детей к участию в фестивале «Веселаяларга», конкурсной программе Форума «Бумеранг» и  фестивалей-партнеров. Дети получат навыки создания мультфильмов в разных техниках и  знания в области кино и телевидения. Дзюба Катя: «В «Орленке», на форуме «Бумеранг-2014»,  я многому научилась, я создавала мультфильм из песка, а раньше занималась компьютерной анимацией. А в Новосибирске,на фестивале «Жар-птица», я тоже прошла обучение и получила хорошую практику. Теперь хочу научить технике песочной анимации других детей».

«Благодаря мультфильмам, которые я посмотрела на вашем фестивале и навстрече с П.И. Анофриковым,  лучше понимаешь ребенка, видишь свои промахи ввоспитании. Дети так талантливо и просто передают свои эмоции и впечатления отжизни, от людей, которые с ними рядом. Для меня самой показались поучительнымимногие мультфильмы. Я поняла, что мультик – лучший помощник в воспитанииребенка. Взрослые, вместо нравоучений и замечаний делайте мультики со своимидетьми! Я лично буду воспитывать ребенка так с сегодняшнего дня», - Лариса,просто мама шестилетней Лерочки.

Примечание. В статье обобщен опыт работы студий анимации  г.Владивостока,г.Арсеньтева, г.Лучегорска и др.городов России.


Дополнительная информация