Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Роль СМИ в учебно-воспитательном процессе  в России

УДК: 37.013.8

Шаш МухаммадШаш Мухаммад,
доктор пед наук,
профессор,

педагогический факультет,
Университет Алеппо, САР

 


Бондаренко Е.А.,
кандидат пед. наук,
доцент

Зав. лабораторией
медиаобразования ИСМО РАО, РФ

 

Аннотация: В статье приведены данные текущего состояния системы СМИ в России и изменений в отношении к СМИ, произошедших в первом десятилетии ХХI века, с точки зрения участников учебного процесса – родителей, преподавателей, учащихся.

Ключевые слова: обучение, воспитание, масс-медиа, отношение к СМИ, медиаобразование.

Shash Muhammad, PhD, Professor,
faculty of education, University of Aleppo, Syria
Bondarenko E.A., Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor
Head of Laboratory of media education ISMO RAO, Russia

The role of the media in the educational process in Russia

Abstract: the paper describes the current state of media systems in Russia and changes in relation to the media that occurred in the first decade of the twenty-first century, from the point of view of the participants of the educational process - parents, teachers, students.
Keywords: training, education, mass media, relation to media, media education.

Cкачать статью в .pdf

1. Введение.

В период стремительного изменения систем ценностей в условиях информационной революции далеко не до конца осознана социокультурная роль СМИ в процессе образования и перспективах его развития в современном обществе. Сложившиеся стереотипы организации обучения и воспитания в семье и школе, направленность и содержание контента современных СМИ не позволяют в полной мере оценить и прогнозировать их возможности в решении актуальных задач приобщения подрастающего поколения к требованиям современного общества, к современной культуре.

Проблемы взаимодействия образования и СМИ сегодня являются полем междисциплинарных исследований, осуществляемых философами, психологами, педагогами, журналистами, социологами. Не вскрыты еще механизмы воздействия современных СМИ на процессы формирования информационной культуры аудитории каналов массовых коммуникаций, на социализацию учащейся молодежи, на выработку навыков обоснованного выбора тех знаний, которые способствуют социальной адаптации молодого поколения к постоянно изменяющимся условиям бытия в современном мире. В рамках данного исследования сделана попытка проанализировать изменение отношения к СМИ участников процесса образования (родителей, преподавателей, самих учащихся) и  рассмотреть их оценку роли информации СМИ в учебно-воспитательном процессе.

2. Терминология:

Внешкольная  информация весь объем информации, которая не задействована в процессе обучения
Средства массовой коммуникации  (СМК) - средства донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающие большую аудиторию.

СМИ –  периодические СМК. В России законодательные признаки СМИ: периодичность; массовость; принудительность. СМИ выступают как источник повседневной новостной и аналитической информации и один из главных рекламоносителей. Различают печатные СМИ – газеты и журналы, а также электронные СМИ – Интернет-СМИ, радио и телевидение. 

Интернет-СМИ – интернет можно рассматривать как отдельную медиа-среду, аналогичную телевидению, радио и прессе. В интернете существуют свои средства массовой информации, общие и отраслевые.

«Параллельная школа» – воздействие информации СМИ на учащихся, в результате которого происходит формирование искаженной картины мира.

Медиатекст – любой текст, изложенный на языке медиа и несущий на себе специфику коммуникативного канала. При этом текст мы трактуем как «связанную, компактную, воспроизводимую последовательность знаков или образов, развернутую по стреле времени, выражающую некоторое содержание и обладающую смыслом, в принципе доступном пониманию» (А.А. Брудный, 2, с.41).

Информационная культура – с нашей точки зрения, это и традиционная культура личности, и умение применить ее ценности в новой информационной среде, и технологический компонент – умение самому создавать продукты новой информационной среды.

Медиаобразование: 1. Педагогическая наука, изучающая влияние СМИ на детей и подростков и разрабатывающая теоретические вопросы подготовки учащихся к встрече с миром СМИ.
2. Практическая совместная деятельность учителя и учащихся по подготовке детей и подростков к использованию СМИ и к пониманию роли СМИ в культуре и восприятии мира.
3. Образовательная область, содержанием которой являются знания о роли СМИ в культуре и восприятии мира и умения эффективной работы с информацией СМИ (А.А. Журин, 32; с.23)

3. Актуальностьданного исследования обусловлена развитием сложившейся в конце советского периода системы СМИ и динамикой взаимодействия традиционных каналов массовой коммуникации (массовая печать, телевидение, радио) и новых (в первую очередь электронных) форм создания и распространения массовой информации.
Особую актуальность для теоретических разработок в настоящее время представляет изучение двойной роли СМИ в образовании – как элемента системы образования (источников информации) и как специфических видов массовой коммуникации, анализ социальных функций современной системы СМИ, ее структуры и видовых особенностей, как одной из активных форм развития информационной культуры как старшего поколения, так и учащейся молодежи. Всесторонне не исследуется влияние различных СМИ, используемых в учебное и внеучебное время, на расширение культурного кругозора учащихся школ, студентов, на организацию эффективного самообразования и самовоспитания, на приобретение навыков отбора той информации, которая способствует более глубокому познанию окружающего мира, тех требований, которые он предъявляет к подрастающему поколению. Отсутствие комплексных, целостных, обоснованных исследований в области социологии современных СМИ диктует разобщенность попыток анализа ситуации «параллельной школы», феномена, к которому периодически возвращается внимание как ученых-исследователей, так и практиков образования. Противоречие между наличием огромного количества сообщений СМИ, которые содержат ценную для обучения и воспитания информацию, и отсутствием педагогического арсенала методов и приемов работы с данной информацией определяет актуальность исследования.

4. Цель данного исследования – анализ текущего состояния системы СМИ в России и изменений в отношении к СМИ, произошедших в первом десятилетии ХХI века, с точки зрения участников учебного процесса – родителей, преподавателей, учащихся.

Задачи исследования:

  • Собрать данные потребностно-мотивационных и ценностно-нормативных характеристик отношения к СМИ современных участников учебно-воспитательного процесса;
  • выявить проблемы, связанные с использованием средств массовой информации в современном учебно-воспитательном процессе.

5. Границы исследования
Инструмент исследования: анкета (вариант опроса для России: была использована анкета, аналогичная анкете, использованной для проведения опроса в САР).
Были проведены: адаптация анкеты, подбор литературы; анкетирование; анализ анкет; подтовлен исследовательский отчет.
Анкеты были розданы: в институтах г. Москвы (преподаватели, студенты пед. вузов); в школах г. Москвы и Московской области (родители и учащиеся), в пед. вузах Самарской области.
Были получены ответы на 430 анкет из 500, в том числе: в институтах г. Москвы (преподаватели – 120 чел., студенты пед. вузов – 25 чел.); в школах г. Москвы и Московской области (родители – 110 чел., учащиеся –110 чел.), в пед. вузах Самарской области (65 чел.).

6. Теоретическое обоснование
В современном обществе мы наблюдаем постоянный рост влияния информационной среды на развитие личности. В десятки раз увеличивается количество внешкольной информации. Возникает эффект «параллельной школы» - дети получают знания о жизни не из учебников, а из СМИ.

Под внешкольной  информацией  мы понимаем весь объем информации, которая не задействована в процессе обучения. Здесь есть некоторое несовпадение с рамками внеучебной информации, ­- данный термин предполагает  информацию образовательного характера, которая находится за рамками конкретной учебной программы и не входит в курс рекомендуемого ученикам самообразования по данному предмету.
Отличительные признаки внешкольной информации:

  •  разнообразие возможных источников;
  •  формальное или смысловое, полное или частичное совпадение информации с изучаемыми в школьных предметах областями явлений или материальных объектов;
  •  отсутствие обучающей концепции.

Изобилие внешкольной информации приводит к отрыву образования от жизни, превращению его в  абстрактный набор знаний и частных умений. В жизни подобный набор информации  с помощью практического опыта обучаемого должен  быть интегрирован и преобразован в набор личностно значимых качеств. Современные СМИ являются основными источниками внешкольной информации. Именно это и определяет важность изучения ситуации, диагностики реальной картины восприятия СМИ участниками учебно-воспитательного процесса и поиск наиболее эффективных методов формирования информационной культуры личности через использование материалов СМИ.

Анализируя проблемы развития информационной культуры личности, мы выделяем острое противоречие между постоянным возрастанием объема приобретаемых человеком знаний и неуклонным снижением (сохранением на прежнем уровне) активности по их использованию для решения актуальных проблем повседневной жизни. Не потребностью в саморазвитии, а любопытством часто определяется интерес личности к получению новых сведений. Важнейшим фактором развития информационной культуры личности в наше время становится освоение норм и правил отбора данных из потока информации, который обрушивается на современного человека.

Экспериментальное исследование

Данные анкетирования

Для описания данных анкетирования избран вариант сравнения мнения двух основных аудиторий опроса – педагогов и родителей (230 чел – 100% взрослой аудитории) и учащихся (200 чел. студентов и школьников – 100%).
В России заработной платой удовлетворены всего 2,3 % ответивших на вопросы анкеты. 23% не удовлетворены, а 74% аудитории вообще не ответили на этот вопрос. Учитывая, что 46,5% участников опроса – учащиеся, которые не получают никакой зарплаты, полученные данные можно интерпретировать так. В заявленном районе опроса социальные потребности людей резко расходятся с реальным уровнем жизни.

Телевидение и Интернет явно лидируют в структуре так называемой “параллельной школы”. На предложение дать собственное определение понятию “информация” при опросе в московских школах (Бондаренко Е.А., 2011 г: 31,с.19) отреагировало всего 7, 2 % опрошенных школьников, 5% из них дали ответы типа “Информация - это телевидение, радио, газеты”. Интересно, что учебные предметы семь лет назад школьники не воспринимали в качестве “источников информации”. Данные опроса позволяли предположить, что сам канал массовой коммуникации часто отождествляется с его содержанием.
Подобные данные получены и в результате проведенного в 2010 г. опроса (таблица №1). Каналы массовой коммуникации и средства массовой информации для анкетируемых зачастую – одно и то же. У 100% взрослых (родителей и преподавателей) есть телевидение; у 77,4 % есть Интернет. Для учащихся соотношение несколько иное: Интернет есть у 90% юной аудитории, в то время как наличие дома телевидения отметили только 90% подростков и студентов.

Для 14% учащихся телефон (средство индивидуальной коммуникации) оказался равнозначен каналу массовой коммуникации. А для 3% учащихся мобильный телефон с доступом в Интернет – признанный канал массовой коммуникации. Учитывая, что мобильный телефон все чаще становится спутником ученика на экзамене, на олимпиаде, да и просто во время занятий, здесь можно увидеть начало довольно грозной тенденции. Мобильный телефон и в самом деле может стать каналом массовой коммуникации, оперативность которого сыграет не одну злую шутку с материалами учебного процесса, которые всегда должны быть осмыслены, а не списаны – безразлично, из письменной или электронной шпаргалки.

Газеты регулярно читают 33,5% родителей и педагогов. Для учащихся число читающих газеты несколько больше – 60%. Журналам соответственно уделяют внимание 45,21% взрослых и 71% учащихся. Отметим, что в печатной прессе учителя и ученики чаще ищут новую информацию (новости), в то время как чтение журналов – в основном развлечение. Учителя отмечают, что материалы, публикуемые в газетах, гораздо более интересны и содержат больше проблем. Их можно чаще использовать как материалы для воспитательной работы.

Популярным у аудитории остается и радио – его слушают 62,6% взрослых и 44% подростков. В основном внимание привлекают новости и музыка. Материалы радио редко используют в учебно-воспитательном процессе.

Не обошлось и без забавных недоразумений. Один из учеников счел плеер (техническое устройство для воспроизведения аудийной информации) полноправным видом массовой коммуникации. Однако школьнику 10 класса следовало бы знать, чем виды техники отличаются от типов коммуникации и собственно СМИ.

На вопрос, какие СМИ вы хотели бы приобрести (таблица 2), 2% учителей ответили – «Интернет»; 9,5% нуждаются во втором телевизоре, в то время как 2,6% пишут о необходимости приобрести для семьи третий телеприемник. Нужду в газетах и журналах ощущают 13,5 учителей и родителей.

Запросы учащихся несколько иные. Интернет нужен 9,5% опрошенных; телевидение – всего 0,5%. Газеты и журналы хотели бы приобретать 15% учащихся. А вот нужду в ноутбуке отметили 7,5% учеников и 2,6% взрослых, подтверждая все ту же тенденцию принимать техническое устройство за канал массовой коммуникации или за само средство массовой информации.

Далее ответы на вопросы подразделялись по рейтингу – от «0» (ничего) до «2» - максимальной оценки предлагаемых действий СМИ (таблица 3). Так, по мнению родителей и учителей, СМИ безусловно «дают информацию» в 31,3% случаев; 50,87% аудитории согласно со средней позицией между «да» и «нет», а 17,83% считают, что они не дают никакой новой информации. У учащихся мнения выстроились в более логичный конструкт: СМИ безусловно «дают информацию» в 61,5% случаев; 19.5% аудитории согласно со средней позицией между «да» и «нет», а 19% считают, что они новой информации не несут.

Интересно, что, по мнению почти 4/5 учителей, СМИ в целом положительно влияют на отношение к учебе – 2 балла этому утверждению поставили 29,6% взрослых и 1 балл – 48,7%. Среди учащихся такого мнения придерживаются около 70%.

38,3% учителей и родителей считают, что СМИ отрицательно влияют на отношения в коллективе; у детей в этом уверены 45%. Лишь 15,7% взрослых безоговорочно уверены в том, что СМИ «повышают веру в себя»; а 48,7%, судя по всему, убеждены в обратном.
В том, что благодаря использованию СМИ, можно решить текущие проблемы, уверены 31,3% и почти уверены 36,1% учителей. У учащихся в этом не уверены только 11,5%; а 44% и 44,5% соответственно решают текущие проблемы с использованием СМИ.

По поводу отношения к различным видам СМИ (таблица 4): в безоговорочной пользе Интернета уверены 35,2% учителей и родителей и 43% учащихся. Срединной позиции придерживаются соответственно 50% взрослых и 36,5% учеников. 14,8% старшего поколения и 20,5% учеников равнодушны к роли Интернета в нашей жизни и не видят в ней ничего примечательного.

Массовую печать в целом считают интересным для себя явлением 83,4% учителей и родителей (1 и 2 балла по рейтингу) и 69% учащихся (также 1 и 2 балла). Неинтересна массовая печать для 16,5% взрослых и 31% детей. Это говорит о том, что у печатных СМИ много неиспользованных возможностей для работы с аудиторией. А принцип сенсации уже неактуален и требует пересмотра.
Радио интересно для 37,8% (2 балла) и 44,3% (1 балл) взрослых и 25,5% (2 балла) и 34% (1 балл) подростков и молодежи. Радио не поддерживают всего 17,8% взрослых – и 45,5% учащихся. Структура радиоСМИ явно не соответствует современным молодежным запросам.

Далее в таблице 5 даны распределенные по тому же принципу рейтинга от 0 до 2 ответы на вопросы о том, почему данные виды СМИ «помогают в работе». Ответы на эти вопросы требовали дополнительных комментариев для русской аудитории. Тем не менее в рейтинге мнений лидерами оказались следующие позиции:

У взрослых – «дают новые знания» (36,52% поставили этой позиции 1 балл; 33,04% - 2 балла); «реализуют и развивают ваши способности» (37,4% - 1 балл, 32,6% - 2 балла). По мнению 49,13% (1 балл) и 41,3 (2 балла), эти СМИ «являются современными источниками информации». По позиции «улучшили результаты работы» мнения разделились: «за» - 39,57% (1 балл) и 19,56% (2 балла); «против» – 40,87%. Позиция «улучшили результаты работы» нашла поддержку у 39,57%  взрослой аудитории (1 балл) и 19,6% (2 балла). Любопытно, что позиция «дали чувство гордости за себя» оказалась резко отрицательной для 47,39%  взрослой аудитории, в то время как у учащихся 21% согласился с этим утверждением (2 балла), 31% его просто поддержали, а 48% также проявили полную уверенность в том, что чувство гордости за себя у них никак не связано с использованием СМИ. Тем не менее помощь СМИ в решении практических проблем отметили 23,48% взрослых (2 балла), более нейтрального мнения придерживаются 45,65%, однако довольно большой процент педагогов – 30,87% – сочли, что современные СМИ никакой помощи в решении практических проблем не оказывают.

В 1990-е годы результаты аналогичных опросов показывали, что использование СМИ в учебном процессе повышало самооценку у 85-90% учителей и 78-80%  учащихся (Бондаренко Е.А., 1998, 31). Картина заметно изменилась. Возможно, это связано с ростом информационной активности СМИ, агрессивности по отношению к аудитории. Воспитательные возможности СМИ все чаще остаются только потенциалом, для использования которого надо преодолевать барьеры восприятия и понимания информации.
Для молодежи самыми существенными позициями по поводу СМИ оказались «дают новые знания» (52% - 2 балла, 38,5 – 1 балл), «оказали помощь в решении практических проблем» (39,5% - 2 балла, 40% - 1 балл) и «улучшили результаты работы» 23% - 2 балла, 51,5% - 1 балл).

По итогам таблицы 6 самыми важными факторами влияния на то, что мы не используем в работе другие СМИ, для взрослых стали: «отнимают свободное время» (45,65% - 2 балла), «не помогают в работе» (50,43% - 1 балл), «не дают нужной информации» (40,87% - 1 балл), «отрицательно влияют на личную жизнь» (43,48% - 1 балл) и «ухудшают отношения в коллективе» (40,43% - 1 балл). Для учащихся основными причинами не использовать другие СМИ стали «не приносят удовлетворения» (46% - 1 балл, 16% - 2 балла); «не получаю нужной информации» (42% - 1 балл). Отрицательное влияние на личную жизнь, ухудшение отношений в коллективе и покушение на свободное время отметили около 35% учащихся (1 балл). Интересно, что 44.5% учеников выразили несогласие с формулировкой «отрицательно влияют на личную жизнь», т.е. не увидели никакой взаимосвязи   собственного эмоционального развития и картины мира, формируемой СМИ. Возможно, здесь есть повод для дальнейших исследований, поскольку многие психологи выстраивают чересчур прямолинейные зависимости между материалами СМИ и эмоционально-волевыми качествами, формируемыми личностью при наборе индивидуальности. Взаимодействие между формированием личности и становлением индивидуальности является основой формирования культуры личности в целом (в т. ч. и формирования информационной культуры личности).

Какие же проблемы возникают у нас при использовании СМИ?

По данным таблицы 7 мы имеем следующее распределение рейтинга проблем у родителей и преподавателей:
Воспитательные: 0 баллов – 30%: 1 балл – 40%, 2 балла – 30%.  Культурные проблемы: не возникают (0 баллов) у 11,74%;  возникают иногда (1 балл) – 51,71%; и возникают  (2 балла) у  32,17% преподавателей. Наличие психологических проблем не отмечают 0 баллов – 16,09%; и отмечают: 1 балл – 43,91% и 2 балла – 35,65% опрошенных. Профессиональные проблемы:  0 баллов – 57,83%;     1 балл – 27,39% 2 балла – 19,57%.

Социальные проблемы не возникают (0 баллов) у 45,65% преподавателей; и возникают (1 балл) у 39,13% и (2 балла) – 15,22% опрошенных. О возникновении экономических проблем не говорят (0 баллов) 23,5% и упоминают: 1 балл – 41,3%,   2 балла – 35,2% взрослой аудитории.

Лидерами в этом списке становятся культурные, психологические, воспитательные и социальные проблемы. Интересно, что все эти проблемы в принципе являются частными случаями профессиональных проблем, наличие которых, согласно анкете, не признают в целом более 57% родителей и преподавателей. А ведь в первую очередь при использовании СМИ должны возникать именно профессиональные проблемы, Здесь также нужны дополнительные исследования. Возможно, педагоги для себя «расшифровывают» профессиональные проблемы, анализируя их по параметрам, которые в данном опросе выделены в отдельные позиции.

Для учащихся наименее существенными проблемами оказались психологические (51,5% - 0 баллов) и культурные (46,5% - 0 баллов); далее в порядке убывания – социальные (40%), экономические (15%) и воспитательные (7,5%). Графа с позицией «профессиональные проблемы» была представлена только в ответах на анкету у студентов Самарской обл.; однако лишь 6% будущих педагогов усмотрели в использовании СМИ возможные профессиональные проблемы (1 балл). Это показывает, что на 2-3 курсе пед. вузов недостаточно внимания уделяется использованию новых информационных  технологий в практике будущих педагогов, применению ТСО на уроках.
Напомним, что информационная и рекреативная функции в наши дни становятся ведущими функциями всей системы современных СМИ. Какие же проблемы можно решить, используя современные СМИ в учебно-воспитательном процессе?
По данным  Таблицы 8 можно выстроить рейтинг решаемых проблем. Процент опрошенных, согласных с тем, что использование СМИ безусловно помогает нам в решении проблем, по разным проблемам примерно одинаков. Для взрослых – родителей и педагогов – это (в порядке убывания): культурные (21,74%), психологические (25,22%), воспитательные (27,39%), социальные (25,65%), экономические (22,61%) и профессиональные (24,35%). Отметим: снова профессиональные проблемы уходят с первого плана, хотя именно они являются первичными.

А для учащихся решаемые через использование СМИ проблемы далеко не так важны. Именно на этот раздел анкеты учащиеся чаще всего не отвечали. Похоже, даже студенты не всегда понимают, как можно решить какие-либо проблемы  через использование СМИ. Здесь также необходима работа по смежным проблемам – формирование информационной культуры;  формирование медиакультуры; медиаобразование.

Оценивать влияние СМИ на результаты учебно-воспитательного процесса – задача неоднозначная. Однако по данным таблицы 9 мы можем составить «рейтинг влияния» различных СМИ на итоги образования. Для родителей и преподавателей при оценке в 2 балла первое место принадлежит телевидению, в то время как с позиции оценки в 1 балл наибольший рейтинг оказывается у Интернет – правда, с незначительным перевесом в полбалла над тем же телевидением. Далее следует массовая печать; последним в ряду влияния оказывается радио, хотя внимание к нему у аудитории все еще достаточно велико – 23,5% при 2 баллах и 33,48% при 1 балле.

Рейтинг у учащихся практически совпадает с основными позициями, отмеченными у взрослых. На первом месте – телевидение, на втором – Интернет, далее – радио и массовая печать. Интересно, что у взрослых 14% отметили отрицательное влияние телевидения на учебно-воспитательный процесс, и только 1,74% (4 человека, педагоги) отметили амбивалентность влияния телевидения – возможность и положительных, и отрицательных эффектов влияния. У учащихся 24% уверены в безусловно положительном влиянии телевидения на учебно-воспитательный процесс, 5% считают воздействие телевидения отрицательным, а 8% - амбивалентным.

Выводы наводят на размышления: старшему поколению следует задуматься о том, каким же может быть влияние телевидения на образование. Воздействие на нас телевизионной информации – процесс неоднозначный; в первую очередь все зависит от нас, и это педагогам надо не только понимать, но и уметь использовать любую информацию в учебном процессе.

Отношение к Интернету более единодушно. 20% взрослых считают его влияние безусловно отрицательным, 27,39%  и 52,61% – положительным (2 и 1 балл).. Для учащихся польза Интернета очевидна для 45%, отрицательным его влияние считает всего 6% юной аудитории.

Телевидение пользуется огромной популярностью у аудитории. Именно телевизионные передачи сегодня становятся основой формирования общественного мнения, базовой картины мира.

Это заметно и по итогам проведенного опроса. Так, по данным таблицы 10, наиболее популярными телеканалами у российской аудитории стали:

Общероссийские: Первый, Россия, Культура
Региональные: Домашний, СТС, ТНТ, Рен ТВ, Муз ТВ
Иностранные: ВВС, МТВ

Отметим также, что наиболее популярным по рейтингу оказались региональные каналы (Домашний; СТС; ТНТ). А у педагогов на первое место в рейтинге попал канал Рен-ТВ, структура вещания которого (развлекательные сериалы, ток-шоу, новости-сенсации), по всей вероятности, оказалась соответствующей потребностям аудитории на данный момент.
К сожалению, только 12,6% студентов пед. вузов смотрят передачи канала ВВС. Это явная недооценка информационных возможностей канала. Однако следует отметить и то, что направленность телематериалов ВВС не соответствует дидактическим особенностям учебного процесса в России. Нейтральность материалов, зачастую невозможность использовать их (целиком или частично) непосредственно в учебных целях в глазах педагога часто становятся непреодолимым препятствием.

Интересно, что, по данным таблицы 11, в первую очередь внимание к телевидению привлекают  развлекательные программы (28,3% (2 балла) и 67,4% (1 балл) учителей и родителей, отметили именно эти программы как предпочитаемые). 28,3% (2 балла) и 67,4% (1 балл) учащихся также привлекают развлекательные программы. Далее следуют общественные (30,9% и 39,4% у учителей и родителей, 20,5% и 19,5% у учащихся), политические (31,7% и 30% у взрослых и 21,5% и 30% у учащихся), религиозные (30,9% и 43,9% у взрослых и соответственно 13% и 30,5% у учащихся), научные (24.3 и 43,5% у взрослых и 15% и 38,5% у учащихся) и экономические (26,5% и 47,8% у взрослых и 10% и 19% у учащихся). В профессиональной среде оказались также популярны передачи о проф. ориентации (10,9% и 63,9% популярности у учителей и родителей и 24% и 35% популярности у учащихся. Судя по этим данным, общественная и политическая активность зрителей весьма высока. Необходимы и передачи на научные и религиозные темы. Поскольку в структуре телеканалов преобладают в первую очередь развлекательные передачи, уровень популярности интересных для аудитории тем у журналистов и профессионалов медиа невысок. На это следовало бы обратить внимание профессионалов медиа. Аудитории нужна структура телевидения (и других СМИ), которая отражала бы реальные запросы населения.

Итогом анкетирования (таблица 12) стал рейтинг доверия к СМИ. Для педагогов и родителей: полное недоверие к СМИ испытывают только 6.5% аудитории, частично доверяют получаемым данным 43,9%... а 49,6%, несмотря на все попытки критичного отношения к информации СМИ, проявленные ими по ходу анкетирования, безоговорочно доверяют полученной информации! Для учащихся эти числа также вызывают интерес: 6% полного недоверия, 26% «не очень доверяют» информации СМИ, а 63% – безусловно доверяют! Тем не менее теоретические аспекты функционирования СМИ в современном информационном пространстве ясно доказывают, что доверять их информации нельзя. Несмотря на постоянно идущие дискуссии о необходимости развивать критическое мышление, ситуация мало изменилась. И здесь внимание следует обращать как на образовательные, так и на воспитательные аспекты информации СМИ. Образовывать и воспитывать можно и нужно на материалах, которые предоставляет нам массовая коммуникация. Следует только точно выбирать методику использования этих материалов в учебно-воспитательном процессе.

 

Практические исследования

За последнее десятилетие проведено немало практических исследований в области восприятия информации СМИ (18; 28), формирования ценностных ориентаций аудитории СМИ (10; 14; 23).

Морозов А.В., Радченко Л.Е. (18, с.199) отмечают, что «глобализация информационного пространства и технические достижения превратили СМИ в мощнейший фактор воздействия на картину мира». Это снова возвращает нас к тому, насколько важным элементом современного учебно-воспитательного процесса становится медиаобразование. Суть медиаобразования – формирование личности и становление индивидуальности, которой нельзя манипулировать, которая самостоятельна в своих выводах и поисках путей проверки информации, которая не способна слепо доверять печатному слову или аудиовизуальному образу (23; 24).
«Объем СМИ, обрушившийся на учащихся современной школы в настоящее время, породил множество психолого-педагогических проблем, – пишет И.Федосова (25, с.358). – Неумелое обращение детей со СМИ приводит к возникновению трудностей в общении, агрессивности, тревожности, расстройствам эмоциональной сферы и другим психологическим проблемам»… в том числе  это и «беспрестанные разговоры, и переписка посредством СМС по мобильному телефону, аддикция к азартным играм». Таким образом, медиаобразование становится одним из факторов обеспечения здорового образа жизни, сохранения и приумножения психического здоровья нации (Л.С.Зазнобина, 8, с.24).

Трудно поддается измерению, но тем не менее имеет огромное значение отрицательное воздействие телевидения на формирование критического мышления. Мы включаем телевизор, а затем просто воспринимаем все происходящее на экране «со стороны», пассивно. Наша включенность в просмотр соответствует нашей включенности в реальную действительность. А раздражитель, на который вы практически не реагируете, «усыпляет» вас, освобождая от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность. Мозг бездеятелен или вынужден работать в ни к чему не обязывающем направлении. Не может быть и речи о критическом мышлении или хоть сколько-нибудь критичном восприятии показываемых явлений. Телезритель постоянно «напряженного» потока информации пассивен, бездеятелен и некритичен. Он представляет собой прекрасный объект для манипулирования сознанием (25; 28) .

Е.В Ушанова (24, с.108), отмечая, что «СМИ занимают одно из главных мест в приобретении обществом культурной компетентности, осведомленности в тех или иных событиях, моральных суждениях и оценках», подводит нас к тому же выводу: психологическое, психическое, физическое здоровье современного человека напрямую зависит от отношений личности и мира медиаинформации. 
Картина формирования жизненных ценностей и отношения к образованию была подробно рассмотрена только в переходные 1990-е гг. (В.С. Собкин, П.С. Писарский, 1994; 23,с.79). В частности, у школьников было отмечено отрицательное отношение к образованию, спровоцированное материалами СМИ.

Исследования, посвященные восприятию школьниками информации СМИ и созданию стандарта формирования информационной культуры учащихся – стандарта медиаобразования – были проведены под руководством д.п.н., профессора Л.С.Зазнобиной (1996: 8) В настоящее время одна из наиболее актуальных тем исследований – формирование ценностных ориентаций учителя и учащихся в процессе медиаобразования ((Д.В. Кортиева, 2009; 14).

Совместное выделение ценностных аспектов содержания различной информации, умение ее оценивать и анализировать, формирование навыков критического мышления, становится, по мнению многих современных исследователей (А.Р.Кантор, 11; Я.Н. Засурский, 9; И.В. Жилавская, 7; Д.В. Кортиева, 14) и др.), эффективным средством развития информационной культуры подрастающего поколения (также 12; 15; 17; 30).

А.В. Васильков (4, с 33) пишет о том, что «феномен актуализации информации превращения информации в знания) происходит только через акт понимания». Необходимо специально работать с восприятием и пониманием информации СМИ. Как отмечено и в материалах ЮНЕСКО (30), сейчас нужно искать новые формы организации постоянного общения родителей, учащихся, учителей по поводу полученной из СМИ информации.

Выводы

Несмотря на то, что за последние ХХ лет сильно изменилась система средств массовой коммуникации, отношение к информации СМИ в современном обществе осталось практически тем же – в основном некритичным. Информации СМИ доверяют, на ее основании формируют картину мира, эффект «параллельной школы» за последние 10 лет усилил свое влияние на аудиторию подростков и молодежи. Это диктует следующие выводы:

  1. Социальная динамика постиндустриальной культуры требует, чтобы образование обеспечивало готовность человека к глобальным переменам общества. Это возводит социальную адаптивность и автономное сознание личности, развиваемые СМИ, в ранг стратегических целей современного российского образования.
  2. В современных социокультурных условиях совокупность инфокоммуникационных каналов, в том числе и динамично развивающаяся и легкодоступная сеть Интернет, является действенным средством развития и реализации творческого потенциала личности, эффективным способом коллективного взаимодействия, при помощи которого можно решить много общих проблем. Выстраивание парадигмы личностного развития, в основе которой находятся коллективные увлечения местных и интернациональных сообществ, в целом повышает динамизм развития культуры личности и установления новых общественных связей (что подтверждают данные таблиц №№ 3-8).
  3. Особую роль информация СМИ играет в патриотическом воспитании подростков и молодежи в современной этнокультурной ситуации. Формирование у личности современной культуры невозможно без активного участия СМИ, поэтому нужно объединять усилия профессионалов сферы образования, специалистов масс-медиа и самих детей и подростков (см. данные таблиц №№10 и 11).
  4. Интегративность и универсальность современной культуры, в том числе и этнокультурной ситуации, требуют поиска адекватного принципа организации образовательного пространства и создания  в учебных учреждениях универсальной образовательной среды с учетом информационного поля СМИ (см. данные таблиц №№5,8,9).

Рекомендации

  1. Необходимо не только учитывать влияние СМИ на современный учебно-воспитательный процесс, но и искать новые способы борьбы с эффектом «параллельной школы». Нужно вести постоянный мониторинг процесса изменения системы СМИ и ее воздействия на широкую аудиторию.
  2. Необходимо более активное введение различных форм медиаобразования в современный учебно-воспитательный процесс.
  3. Для дальнейшего повышения роли образования в развитии информационной культуры необходимо объединение усилий школы, семьи, масс-медиа и широкой общественности.

Заключение
Изучение СМИ должно стать реальностью в каждой школе. И здесь одинаково важны как интегрированное медиаобразование – использование материалов СМИ на уроках, так и специальное – развивающее – использующее изучение отдельных видов СМИ и обучающее созданию медиатекстов.

Основная цель медиаобразования – формирование медиакультуры личности. Сам термин “медиакультура” отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналов массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, что помогает найти наиболее эффективные способы использования средств массовой информации в учебном процессе.

Если перечень возможных курсов интегрированного медиаобразования соответствует списку учебных предметов, то курсы специального медиаобразования более разнообразны. Это могут быть любые варианты школьных киноклубов, школьного телевидения и радио, школьных печатных изданий.
Основа любой школьной программы специального медиаобразования должна иметь следующую структуру:

  • место данного вида коммуникации в жизни общества и в истории культуры;
  • особенности нашего восприятия и понимания информации;
  • специфика данного языка массовой коммуникации (или данного вида СМИ);
  • комплекс заданий и упражнений, который помогает органично сочетать освоение технологии с реализацией художественно-творческого потенциала личности.

Литература

  • Борецкий Р. Телевидение на перепутье. Статьи 1989–1998 гг. –  М., 1998.
  • Брудный А.А.Педагогическая герменевтика. – М.: Лабиринт, 2005.
  • Бусленко Н.И., Корнилов Е.А. Региональное телевидение: социологический портрет // Филологический вестник РГГУ. 1998. №1.
  • Васильков А.В. Актуализация информации как сущность управления знаниями. Библиотековедение № 2, 2009
  • Гендина Н.И., Колкова Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности, теоретическое обоснование и моделирование  содержания учебной дисциплины. — М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2006. 
  • Грушин Б.А. Массовая информация в советском промышленном городе. –   М., 1980.
  • Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. — Томск: Изд-во Томск. ин-та информ. технологий, 2009
  • Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования // Медиаобразование. — М.: Изд-во Моск. ин-та повыш. квалиф. раб-в образ., 1996
  • Засурский И. Масс-Медиа второй республики. –  М.: МГУ, 1999
  • Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. – М.:НАТ, 2006 г.
  • Кантор А.Р. Телевизионное образование как фактор развития информационной культуры учащейся молодежи в современных условиях. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. соц. наук. Екатеринбург, 2010.
  • Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов н/Д.: изд-во  ЮФУ, 2009.
  • Корнилова Е.Е. Телевизионная реклама. – СПб., 2002.
  • Кортиева Д.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования. Автореф. дис. …к.пед.н. Пятигорск, 2009.
  • 15. Кравец В.А., Кухаренко В.Н.. Вопросы формирования информационной культуры. – http://users.kpi.kharkov.ua/lre/, http://www.ukrde.edu-ua.net/khspu-plde / обращение 30.12.2010
  • Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. –   М.: МГУ, 2004.
  • Медиаскоп: электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова/ 2010г. №3. Архив Mediascope.ru
  • Морозов А.В., Радченко Л.Е. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе/ Психология человека в современном мире. Т.6: Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2009.
  • Орлова Э.А. Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. 
  • Прохоров Е.П. Введение в журналистику. –  М.: МГУ, 1998
  • Сагалаев Э. Эдуард Сагалаев борется за государственное телевидение // Независимая газета. – 1997. –  1 февраля.
  • Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н.Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001
  • Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ: По матер. соц. опроса учителей, учащихся и родителей. — М.: ЦСО РАО,1994
  • Ушанова Е.В. Средства массовой информации как объект изучения. Теория и практика формирования культуры детей и подростков: Вестник Института культуры детства. – вып.10./Челяб. гос. акад. Культуры и искусств. – Челябинск, 2009
  • Федосова И.В. Современные средства массовой информации и психологическое здоровье детей/Психическое и физическое здоровье человека: медико-социально-психологические и психолого-педагогические аспекты: материалы регион. Научно-практ. конф. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009
  • Фомичева И.Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. –   М.: Ассоциация телевидения, 1987
  • Цвик В.Л. Особенности реформирования отечественной системы телевидения в условиях информационного рынка (два «передела» телевизионной собственности) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 1998. – № 3.
  • Шариков А.В. Социальная безответственность телевидения в России //  Телефорум. 2005. №1. С.100-105.  №2
  • Якимович А.К. Конец века. Искусство и мысль//Художественные модели мироздания. Кн. 2. ХХ век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира / Под ред. В.П. Толстого. – М.: Наука, 1999.
  • European Parliament Resolution of 16 December 2008 on media literacy in a digital world (2008/2129(INI))http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0598+0+DOC+XML+V0//EN.
  • Бондаренко Е.А. Ценностные аспекты формирования медиакультуры подростков/Ценностные аспекты современного образования: сборник научных статей. – М.: АНО «ИИМ», 2004. – 72 с.
  • Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе (предметы естественнонаучного цикла): монография. – УРАО ИСМО, 2009.
  • Никандров Н.Д..Средства массовой информации и воспитание студентов/ Вестник Университета РАО  № 1 (49), 2010.

Таблица 1. Какие СМК (СМИ) есть у вас дома

Виды СМК (СМИ)

Преподаватели, родители

Учащиеся

Отмечено в анкетах

Не указано

Отмечено в анкетах

Не указано

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Интернет

178

77,4

52

22,6

180

90

20

10

Телевидение

230

100

-

-

192

96

8

4

Телефон

 

 

 

 

28

14

172

86

Мобильный телефон

 

 

 

 

6

3

 

 

Газеты

77

33,5

153

66,5

130

65

70

35

Журналы

104

45,21

126

54,8

142

71

58

29

Радио

144

62,6

86

37,4

156

78

44

22

Плеер

 

 

 

 

1

0,5

199

99.5

 

Таблица 2. Какие СМИ вы хотели бы приобрести

Виды СМК (СМИ)

Преподаватели, родители

Учащиеся

Отмечено в анкетах

Не указано

Отмечено в анкетах

Не указано

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Интернет

5

2,17

225

97,83

19

9,5

181

90.5

Телевидение

22

9,57

208

90,43

1

0,5

199

99,5

6

2,6

224

97,4

-

-

-

-

Газеты

31

13,5

199

86,5

30

15

170

85

ноутбук

6

2,6

224

97,4

15

7,5

185

92,5

Таблица 3.
СМИ помогают вам в работе, потому что

Мнения о СМИ

Преподаватели, родители

Учащиеся

 

0

1

2

Нет отв.

0

1

2

Нет отв.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Дают информацию

41

17,83

117

50,87

72

31,3

-

 

38

19

39

19,5

123

61,5

 

 

Совершенствуют навыки

67

29,1

96

41,7

67

29,1

-

 

73

36.5

80

40

47

23,5

 

 

Повышают уровень знаний о других специальностях

70

30,4

84

36,5

66

28.7

10

4,35

65

32,5

75

37,5

60

30

 

 

Положительно влияют на отношение ук учебе
(уч. процессу)

50

21.7

112

48,7

68

29,6

-

 

50

25

107

53,5

43

21,5

 

 

Положительно влияют на отношения в коллективе

88

38,3

80

34.8

62

27

-

 

90

45

80

40

30

15

 

 

Повышают веру в себя

112

48,7

82

35.7

36

15.7

-

 

86

43

70

35

44

22

 

 

Помогают решать текущие проблемы

75

32.6

83

36.1

72

31,3

-

 

23

11,5

89

44.5

88

44

 

 

 

Таблица 4. Оцените ваше отношение к различным видам СМИ

Виды СМК (СМИ)

Преподаватели, родители

Учащиеся

 

0

1

2

Нет отв.

0

1

2

Нет отв.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Интернет

34

14,8

115

50

81

35,2

 

 

41

20,5

73

36,5

86

43

 

 

Массовая печать

38

16,5

116

50,4

76

33

43

 

62

31

70

35

68

34

 

 

Радио

41

17,8

102

44,3

87

37,8

 

 

91

45,5

68

34

51

25,5

 

 

телевидение

18

7,8

96

41,7

116

50,4

10

4,35

23

11,5

53

24

114

62

5

2,5

Таблица 5. Эти виды СМК (СМИ) помогают вам в работе потому, что

 

Преподаватели, родители

Учащиеся

 

0

1

2

Нет отв.

0

1

2

Нет отв.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

дают новые знания

60

26,09

84

36,52

76

33,04

10

4,35

19

9,5

77

38,5

104

52

 

 

реализуют и развивают Ваши способности

69

30

86

37,39

75

32,61

 

 

55

27,5

84

42

61

30,5

 

 

дали чувство гордости за себя

109

47,39

83

36,09

38

16,62

 

 

96

48

62

31

42

21

 

 

являются современными источниками информации

22

9,57

113

49,13

95

41,3

 

 

7

3,5

63

31,5

130

65

 

 

оказали помощь в решении практических проблем

71

30,87

105

45,65

54

23,48

 

 

31

15,5

80

40

79

39,5

10

5

улучшили результаты работы

94

40,87

91

39,57

45

19,56

 

 

51

25,5

103

51,5

46

23

 

 

 

Таблица 6.
Оцените влияние перечисленных факторов на то, что вы не используете другие СМИ

 

Преподаватели, родители

Учащиеся

 

0

1

2

Нет отв.

0

1

2

Нет отв.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

не получаете нужной Вам информации

68

29,56

94

40,87

68

29,57

-

-

83

41,5

84

42

33

16,5

 

 

не помогают в работе

52

22,61

116

50,43

62

26,96

-

-

71

35,5

51

25,5

78

39

 

 

не приносят удовлетворения

91

39,57

84

36,52

55

23,91

-

-

26

23

92

46

32

16

50

25

отрицательно влияют на личную жизнь

70

30,43

100

43,48

60

26,09

-

-

89

44,5

71

35,5

40

20

 

 

ухудшают отношения в коллективе

108

46,96

93

40,43

29

12,61

 

-

43

21,5

72

36

22

11

63

31,5

отнимают свободное время

22

9,57

103

44,78

105

45,65

-

-

59

29,5

77

37,5

64

32

 

 

Таблица 7.  При использовании СМИ у вас возникают следующие проблемы:

 

Преподаватели, родители

Учащиеся

 

0

1

2

Нет отв.

0

1

2

Нет отв.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Воспитательные

69

30

92

40

69

30

 

 

15

7,5

40

20

55

27,5

90

45

Культурные

27

11,74

119

51,71

74

32,17

10

4,35

93

46,5

70

35

37

18,5

-

 

психологические

37

16,09

101

43,91

82

35,65

10

4,35

103

51,5

60

30

37

18,5

-

 

профессиональные

122

50.5

63

27,39

45

19,57

 

 

-

 

12

6

-

-

188

94

Социальные

105

45,65

90

39,13

35

15,22

 

 

80

40

29

14,5

16

8

86

43

Экономические

54

23,5

95

41,3

71

35,2

 

 

30

15

90

45

26

13

54

28

Таблица 8. Использование СМИ помогает вам в решении следующих проблем:

 

Преподаватели, родители

Учащиеся

 

0

1

2

Нет отв.

0

1

2

Нет отв.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Воспитательные

64

27,83

103

44,78

63

27,39

 

 

40

20

16

8

54

27

90

45

Культурные

62

26,96

118

51,3

50

21,74

 

 

30

15

77

37,5

25

12,5

68

34

профессиональные

24

10,43

42

18,26

56

24,35

112

49,5

-

-

-

-

-

-

200

100

психологические

58

25,22

114

49,57

58

25.22

 

 

33

16,5

68

34

23

11,5

66

33

Социальные

110

47,83

61

26,52

59

25,65

 

 

17

8,5

85

42,5

17

8,5

81

40,5

Экономические

124

53,91

54

23,48

52

22,61

 

 

34

17

60

30

22

11

84

42

Таблица 9. Оцените влияние СМИ на результаты учебно-воспитательного процесса:

 

Преподаватели, родители

Учащиеся

 

0

1

2

Нет отв.

0

1

2

Нет отв.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Интернет

46

20

121

52,61

63

27,39

-

 

-

 

49

24,5

124

62

-

 

Мас..печать (г,ж)

78

33,91

91

39,57

61

26,52

-

 

31

15,5

70

35

46

23

-

 

радио

87

37,83

79

33,48

54

23,48

-

 

25

12,5

67

33,5

46

23

-

 

телевидение

4

1,74

120

52,17

106

46,09

-

 

6

3

48

24

143

71,5

-

 

Таблица 10. Ваши любимые телеканалы.


Название каналов

Преподаватели, родители

Учащиеся

 

Кол-во

%

Кол-во не ответивших

%

Кол-во

%

Кол-во не ответивших

%

Общероссийские

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый

74

32,17

156

77,8

58

29

142

71

Россия

90

39,13

120

60,8

42

21

158

79

Культура

44

19,13

186

80,87

18

9

182

91

Региональные

 

 

 

 

 

 

 

 

СТС

85

36,96

145

63,04

95

47,5

105

52,5

ТНТ

74

32,17

156

77,8

85

42,5

115

57,5

Домашний

96

41,73

134

48,27

59

28,5

141

70,5

Рен ТВ

113

49,13

117

49,87

75

37,5

125

62,5

Муз ТВ

21

9,13

209

90,87

49

24,5

151

75,5

Иностранные

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВС

29

12,6

201

87,4

25

12,5

175

87,5

МТВ

10

4,35

220

95,65

45

22,5

155

76,5

Таблица 11. Какие программы вы предпочитаете смотреть на вашем любимом канале:

 

Преподаватели, родители

Учащиеся

 

0

1

2

Нет отв.

0

1

2

Нет отв.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Научные

72

31,3

100

43,5

56

24,3

2

0,9

90

45

79

38,5

30

15

1

0,5

Общественные

73

31,7

86

37,4

71

30,9

 

 

120

60

39

19,5

41

20,5

 

 

Политические

88

38,3

69

30

73

31,7

 

 

97

48,5

60

30

43

21,5

 

 

Для проф. ориент.

58

25,2

147

63,9

25

10,9

 

 

82

41

70

35

48

24

 

 

Развлекательные

9

3,9

155

67,4

65

28,3

 

 

51

25,5

99

49,5

50

25

 

 

Религиозные

59

25,7

100

43,5

71

30,9

 

 

113

56,5

61

30,5

26

13

 

 

Экономические

58

25,2

110

47,8

61

26,5

 

 

142

71

38

19

20

10

 

 

Таблица 12. Доверяете  ли вы СМИ

Преподаватели, родители

Учащиеся

Нет

Не очень

Да

Нет отв.

Нет

Не очень

Да

Нет отв.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

 

15

 

6,52

 

101

 

43,9

 

114

 

49,6

 

-

 

-

 

12

 

6

 

52

 

26

 

126

 

63

 

10

 

5

Дополнительная информация