Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

УДК 37.01

Особенности организации работы с родителями в рамках курса ОРКСЭ

Коршунова Л.А. Коршунова Лариса Александровна,
 руководитель РМО по предмету «ОРКСЭ»
МБОУ СОШ № 10 п. Каменский
Красноармейского района Саратовской области
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: В настоящее время значительное внимание уделяется возрождению духовно-нравственных устоев нашего общества. Все социальные институты должны быть направлены на реализацию этого направления, и начинать нужно с такого социального института как семья. В статье речь идет об особенностях и разнообразии форм организации работы с родителями в   общеобразовательной школе на уроках ОРКСЭ.

Ключевые слова.
Образование, воспитание, ОРКСЭ, работа с родителями, модуль, основы православной культуры.

Larisa Korshunova,
  OWS leader on the subject "ORKSE"
MBOU school № 10 para. Kamensky
Krasnoarmeiskii Saratov Region
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Features of the organization working with parents in the course ORKSE

Abstract: At present, considerable attention is given to the revival of spiritual and moral foundations of our society. All social institutions should be focused on the implementation of this direction, and should start with a social institution as a family. In this article we are talking about the features and the diversity of organizations working with parents in a secondary school in the classroom ORKSE.

Keywords.
Education, ORKSE, work with parents, the module, the fundamentals of Orthodox culture.

Cкачать статью в .pdf

«Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и,  когда они будут достойны и будет им полезно,
Бог силён обогатить их или даровать нужное и довольное»
Преподобный Макарий Оптинский [1]

В целях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, изучения истории и традиции страны, приобщения к религиозной культуре своего народа и в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р,[2] Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»[3] в школах нашей страны был введен курс Основы религиозных культур и светской этики.

На основании желания детей и заявлений родителей в нашей школе № 10 п. Каменский  был введён модуль «Основы православной культуры».  С родителями были организованы родительские собрания с целью разъяснения особенностей данного курса, среди которых безотметочное  обучение, нравственное воспитание на основе историко-культурных особенностей нашего государства.
Давайте, зададимся вопросом «Должна ли вестись просветительская работа с родителями на протяжении всего учебного года, или же достаточно вводно-организационных мероприятий?» Однозначно ответ «Да! Это просто необходимо».  Очень важно донести до сознания родителей-воспитателей, что издавна на Руси семья была той самой незыблемой силой, которая насыщала души и сердца подрастающего поколения необходимостью чтить, знать и уважать свои корни, историю, духовные и культурные образцы.

К сожалению, современная жизнь очень насыщена, мы спешим зарабатывать средства к существованию, порой забывая воспитывать своих детей в духе традиций нашего многонационального государства. Мы забываем слова святителя Иоанна Златоуста: «Возраст нежный скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат…»[4]. На смену нравственным понятиям пришли выгода, жестокость, насилие. Образуется пропасть в воспитании, и заполнить её возможно через преподавание курса ОРКСЭ. Новый  нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для развития и укрепления отношений с ребёнком. Какова же роль учителя в этой связи учитель-ученик-родитель? Учитель является связующим звеном, выполняет направляющие функции и имеет широкий спектр областей взаимодействия с родителями.

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания. Деятельность родителей и педагогов,  в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Очень важно установить партнерские взаимоотношения с семьей каждого воспитанника, постоянно находиться  во взаимодействии, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Среди главных целей этого взаимодействия можно выделить:

  1. Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями.
  2. Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.

Достижение их возможно через реализацию  разнообразных форм взаимодействия педагогов и родителей. Среди них можно выделить:


коллективные

индивидуальные

нетрадиционные

педагогический лекторий

анкетирование

“почтовый ящик”;

научно-практическая конференция

беседы

выпуск газет

родительское собрание

Посещение семьи

совместные досуги

Родительские чтения

 

мини-библиотека

Одна из нетрадиционных форм работы с родителями – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.[5]

Очень интересной формой работы с родителями являются родительские чтения. Это просветительское мероприятие для родителей, в основе которого лежит чтение конкретной литературы (отрывков из неё, отдельных статей) по вопросам родительского образования.[6]  Это возможность обменяться друг с другом опытом семейного воспитания. Родительские чтения предоставляют педагогам и родителям согласовать общие понятия в деле воспитания детей, что способствует взаимопониманию образовательного учреждения и семьи, педагога и родителя, родителей и ребёнка.

Подводя итог всему сказанному, хотелось бы ещё раз подчеркнуть важность общения в учебно-воспитательном процессе как одно из главных средств педагогического воздействия, средство решения социально-педагогических задач. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий.
Источники:

 

 

 

 

Сайт ВИО
 
Первая страница  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
 
Форум ВИО

Дополнительная информация