Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

УДК 371.64

Интернет, как медиаобразовательный ресурс в библиотеке

Ольга Николаевна ФиськоваОльга Николаевна Фиськова
Магистрант факультета журналистики МГГУ
им. М.А.Шолохова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация

В статье рассматривается проблема трансформации современной библиотеки. Как один из способов выхода из кризиса, автор анализирует развитие в библиотеке медиаобразовательной функции в России, в том числе на опыте зарубежных коллег.

Ключевые слова: медиаобразование, библиотека, интернет

The article considers the problem of transformation of the modern library. As one of the ways out of the crisis, the author analyzes the development of the library media functions in Russia, including the experience of foreign colleagues.

Keywords: media education, library, Internet

Cкачать статью в .pdf

Если в библиотеке есть книги по астрономии, то почему в библиотеке не может быть частички астрономии в виде телескопа, интересуетесь книгами по вязанию, их содержание можно сразу применить на практике, не выходя за стены библиотеки. В библиотеке можно читать книги, встретиться с друзьями, поиграть в настольные игры, перекусить, послушать музыку, заниматься йогой, посмотреть кино и список будет ещё очень длинным и все равно никогда не будет исчерпывающим, потому что почти каждая новая идея может реализоваться в библиотеке. На сегодняшний день у библиотеки есть все шансы стать абсолютно уникальным центром, сосредоточением образования, культуры, просвещения и самосовершенствования. Библиотека, при достаточном и правильном планировании своего пространства, финансирования и организации работы может играть очень важную роль в жизни людей, стать так называемым третьим местом, куда человек может придти за самовыражением,  забыть о своих обязанностях и действовать только в угоду своих интересов. Сейчас библиотеки трансформируются зачастую в новых больших пространствах с расширением своих функций, важно понимать, что не меняться опасно. На каждый формат библиотеки можно подобрать свой набор функционала, относительно обслуживаемого населения. Одна из таких функций – это интернет, как медиаобразовательный ресурс в библиотеке.

Автором были проанализированы способы использования интернета в библиотеке, и разделены на две группы: для библиотекарей и для аудитории.

Начнем с первой группы, сюда входят ресурсы, которые используются среди профессионалов библиотечного дела. Интернет-площадки разного формата: сайты, блоги, форумы, онлайн-семинары, интернет-эксрурсии, например: «Методобъединение» (виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью), «ВикиСибириаДа» (свободный ресурс для коллективной работы библиотекарей, педагогов-краеведов, детей, подростков и молодежи), «Дети России Онлайн» (проект Фонда развития Интернета по созданию безопасного содержимого в сети), Library.ru (информационно-справочный портал для библиотекарей и читателей) и другие.

Несомненно, более широким и разнообразным представляется сектор медиаресурсов для библиотечной аудитории, обозначим наиболее распространенные и популярные из них на сегодняшний день: электронная библиотека, использование различных медиаресурсов библиотеки (книги, аудио, видео, CD, DVD и т.д.); интерактивные образовательные программы, заказ и продление книг через сайт библиотеки, использование компьютерной и офисной библиотечной техники, кино, фото-студии и др.

Неизбежный путь трансформации библиотеки подтверждается цифрами, по данным Фонда Общественное мнение от 31 января 2013г на вопросы:

«Как вы считаете, сегодня россияне ходят в библиотеки чаще или реже, чем 10–12 лет назад, или в этом плане ничего не изменилось?»
70% ответили – реже

 «Как вы думаете, почему россияне ходят в библиотеки реже, чем 10-12 лет назад
50% ответили по причине - есть компьютер, интернет

Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы привлечь больше посетителей в библиотеки?   
4 % ответили – Установить в библиотеках компьютеры, сделать бесплатным доступ к интернету, при этом
62% в категории - затрудняюсь ответить, нет ответа.

На предложенный вопрос «Одни считают, что публичные библиотеки должны оставаться прежде всего, книгохранилищами – местом, где можно читать книги или брать их домой. Другие считают, что публичные библиотеки должны расширить сферу деятельности, стать многофункциональными культурными центрами. Какая точка зрения вам ближе?»
59% - Библиотеки должны стать культурными центрам
22% - Библиотеки должны оставаться книгохранилищами
19% - Затрудняюсь ответить

Основная функция большинства российских библиотек на сегодняшний день книговыдача и читальный зал, в то время как большая часть населения высказалась за культурный центр. Интересная тенденция складывается и с интернетом, судя по цифрам, то на лицо либо полное непонимание для чего интернет нужен в библиотеке, либо примитивное мышление о способе его использования. Ситуация в Америке с интернетом противоположная, в библиотеках им активно пользуются, Онлайновый Исследовательский Центр Pew Internet в конце 2013 года опубликовал данные опроса, касающиеся посещаемости библиотечных сайтов американцами в возрасте от 16 лет и старше, приведем перечень наиболее распространенных поисковых запросов:

  • 82% пользователей искали библиотечный книжный каталог (включая аудиокниги, е-книги), CDs и DVDs.
  • 72% пользователей желали получить информацию о часах работы библиотеки, адресах филиалов или инструкции
  • 62% пользователей заказывали книги (включая аудиокниги и е-книги), CDs и DVDs.
  • 51% пользователей продлевали срок аренды книг, DVD или CD. Среди этой группы пользователей преобладали родители подростков в возрасте от 30 до 49 лет
  • 51% пользователей (в основном в возрасте от 18 до 29 лет) использовали онлайновую базу данных.
  • 48% пользователей (преимущественно в возрасте от 50 до 64 лет) искали информацию о библиотечных программах и мероприятиях.
  • 44% респондентов использовали ресурсы библиотечных сайтов для приготовления домашних заданий или учебы.
  • 30% пользователей читали книжные обзоры или искали списки рекомендательной литературы
  • 30% пользователей (в основном в возрасте от 30 до 49 лет) проверяли наличие задолженностей за вовремя не возвращенные библиотечные материалы или платили штрафы в онлайне.
  • 27% пользователей регистрировались в качестве участников различных библиотечных мероприятий и программ
  • 22% участников оформляли в аренду или скачивали е-книги

В мире бесконечной информации, роль библиотекаря сейчас особенно важна, т.к. он является уникальным специалистом, не подверженным финансовой выгоде и рекламе. Библиотекарь, как врач работает в интересах физического и психологического здоровья пациента, различаются только инструменты врачевания, хотя у библиотекаря их не меньше. На сегодняшний момент в России наблюдается прогрессирующее сокращение библиотек, по данным на 1 января 2014г. Российской Национальной библиотеки в рамках Общероссийского Проекта «Корпоративная полнотекстовая база данных «Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации» сокращение библиотек за последние два года произошло более чем на 1 тыс. единиц. На общую тенденцию не повлияло увеличение сети библиотек, которое произошло в 7 субъектах федерации. По мнению автора статьи, понимание, что библиотекам надо меняться пришло давно как к самим библиотекам, так и к населению, но к сожалению, на перемены решаются пока единицы. Таким образом, приведенный в статье анализ использования наиболее популярных медиаобразовательных ресурсов показывает нарастающую популяризацию современных технологий среди библиотек, и в том числе, как дополнительный канал взаимодействия современной аудитории и библиотеки.
Источники

 

Дополнительная информация