Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Разработка медиаэкскурсий «Улица Фонтанная – история и современность» как шаг к самопознанию, развитию  навыков самостоятельной работы младших школьников и личности ребенка в целом

В.В. КурочкинаВ.В. Курочкина,
учитель начальных классов хореографического училища

 Дальневосточного Федерального университета.
 город Владивосток, Приморский край.

Аннотация. В статье подробно описан совместный опыт работы родителей, учителей и младших школьников  по созданию медиаэкскурсий  как средства эффективного развития личности.  Кратко представлены методики  оценки результатов и эффективности введения в программу модуля «Медиатворчество», элементы   проблемного, проектного, блочно-модульного обучения, а также этапы формирования информационной культуры и грамотности школьников.

Ключевые слова. Самопознание, медиаэкскурсия, развитие личности ребенка, модульные программы, дополнительное образование,  информационная культура, информационная грамотность.

The development of mediatexcursions " Fountain street - Past and Present" as a step toward self-knowledge,  skills of independent work of junior students  and the child's personality as a whole.

V.V.Kurochkina,
a primary Ballet school teacher
of the Far Eastern Federal University,
the city of Vladivostok, Primorsky Region.


The article describes in detail the joint experience of parents, teachers and primary school children to create mediaexcursions  as a means of effective personal development. It summarizes the methodology for assessing the results and effectiveness of the administration of the program module "media arts", the elements of the problem, the design, the block-modular training, as well as the stages of students’  culture and literacy formation.

Keywords: self-knowledge, mediaekskursiya, the development of the child's personality, modular programs, additional education, information culture, information literacy.

Cкачать статью в .pdf

Несмотря на то, что хореографическое училище Дальневосточного федерального университета является специализированным учебным заведением, дети  получают здесь знания по всем общеобразовательным дисциплинам и многогранное дополнительное образование. 

В начальной школе средством активизации познавательной деятельности учащихся служат различного рода мастерские и мастер-классы, которые проводят педагоги во время и после уроков.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среди основных задач достижения и реализации образовательным учреждением основной общеобразовательной программы начального общего образования предусматриваются использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного подхода; предоставление обучающимся возможности эффективной самостоятельной работы.

В этом нам помогают проекты отдела туризма и краеведения Центра детского творчества города Владивостока,  прочно вошедшего в ряд лидеров развития инновационных направлений образования в нашем городе. С ними ученики  и родители класса, в котором я являюсь классным руководителем,  развивают несколько наиболее успешных и результативных  направлений деятельности. 

Координатор наших проектов –
оргкомитет фестиваля «Веселая ларга» и конкурса «Владивосток. История и современность», которые проводятся отделом туризма и краеведения Центра детского творчества города Владивостока при поддержке Администрации Владивостока. Это помогает   реализовать краеведческие медиапроекты и ввести в программы дополнительного образования детей следующие модули:  медиатворчество, поисково-исследовательская и экспериментальная деятельность, проектная деятельность. 

Разрабатывая партнерские проекты и модульные   программы  с  педагогами ЦДТ Владивостока и сотрудником научной библиотеки ДВФУ Полиной Алексеевной Сяркиной, которые проводят мастер-классы и консультации, и родителями класса мы определили ряд основных задач, которые планируем реализовать поэтапно:

 

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить особенности развития навыков самостоятельной работы
  2. Изучить методики исследовательской деятельности, проектной деятельности как средств организации самостоятельной работы младших школьников.
  3. Выявить уровень сформированности навыков самостоятельной работы младших школьников для занятий медиатворчеством и обосновать влияние медиатворчества, проектной и  исследовательской  деятельности на развитие навыков самостоятельной работы.
  4. Разработать и экспериментально проверить эффективность влияния всех направлений наших проектов и программ  на развитии навыков самостоятельной работы младших школьников.
  5. Популизировать медиатворчество и медиаобразование среди учителей училища ДВФУ.

Благодаря этим шагам работа детей моего класса становится продуктивной, появляются осмысление ими значимости их деятельности, а также возможность длительное время поддерживать интерес учащихся к занятиям общеобразовательных дисциплин. У родителей тоже появился  интерес. Благодаря нашим проектам  большое  количество родителей становится моими помощниками и партнерами.

Благодаря организованному нами дополнительному образованию в областях медиатворчества, медиаобразования  и исследовательской работы в области истории  города Владивостока дети  овладевают разными видами универсальных учебных действий, и  самостоятельная учебная деятельность младшего школьника становится незаменимой и эффективной практикой. 

Кроме этого наша новая деятельность во многом сказывается на раннем развитии способности личности к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, обработке и анализу информации.  Сегодня эти качества относятся к ряду самых актуальных компетентностей.                                                                                                     

Работа в детском жюри фестиваля, которая неоднократно отмечалась благодарностями  генерального партнера фестиваля «Веселая ларга» (Всероссийский Форум «Бумеранг») и председателя жюри конкурсных программ (кинорежиссера, актера В.А. Грамматикова), помогает детям приобрести уверенность в себе, развивать навыки  самостоятельной работы, воспитывать зрительский вкус, познавать секреты мастерства и самим учиться творчеству.

Проектная деятельность младших школьников моего класса учит  их  ставить цели, планировать и оценивать результаты своей деятельности, что позволяет им учиться принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях.

С введением медиапроектов по истории города Владивостока наставник (родитель, учитель)    выступает в роли организатора, действует как   партнёр, а не как источник готовых знаний и заученных истин. Это и способствует созданию партнёрских взаимоотношений между учителем и учениками, между самими учащимися, что создаёт благоприятную среду для развития, самопознания и самовыражения личности.

Используя элементы   проблемного, проектного, блочно-модульного обучения в процессе исследовательской деятельности, мы предоставляем детям размах для развития их способностей.
Предварительно я стараюсь с родителями и детьми в разных формах   определить систему умений и навыков, владение которыми может направить детей на  самостоятельное выполнение работ различного характера, раскрыть и сформировать умения  и навыки самостоятельной работы при обучении.

Методики проектной, исследовательской деятельности и освоение навыков создания медиаэкскурсий по своему микрорайону  и защита их на конкусах медиапроектов в классе  и Центре детского творчества Владивостока,   являются первым шагом к самообразованию и самовоспитанию личности младшего школьника. Благодаря активному участию детей в проектной деятельности и медиапроектах, происходят:
а)   развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности ребят, мотивов познания и творчества;
б) формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

В ходе реализации проектов отмечается рост инициативы ребят и развитие ответственности, у школьников   формируются самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе,  готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать, появляются готовность к самостоятельным поступкам и  действиям, ответственность за их результаты, а также формируются целеустремлённость и настойчивость в достижении целей и готовность к преодолению трудностей , вырабатывается ориентация на оптимизм.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. 

В ходе работы  над программами мы пытаемся теоретически обосновать и экспериментально выявить влияние медиатворчества (в рамках создания медиаэкскурсий)  и исследовательской деятельности на развитие навыков самостоятельной работы.

Мы провели опросы, результаты которых подтверждают увеличение интереса, развитие навыков самостоятельной работы младших школьников. Созданные детьми  фрагменты медиаэкскурсий показывают, что навыки  самостоятельной работы младших школьников сформированы, они хорошо справились с заданиями и проявили   творчество в реализации собственных идей. 

Опытно-экспериментальная база исследования по теме доклада: хореографическое училище ДВФУ, 3а класс.
До введения  проектной деятельности по реализации медиапроектов

Анкета

Цель: для определения уровня самостоятельности и выявления отношения учащихся к предмету  «Окружающий мир»

 Таблица 1 - Результаты выявления отношения учащихся к предмету (контрольный этап, элементы   проблемного, проектного, блочно-модульного обучения )

Утверждения Количество детей
да нет
Данный предмет интересен 5 10
Предмет легко усваивается 5 10
Предмет заставляет думать 4 11
Предмет занимательный 4 11
Хорошие отношения с учителем 5 10
Учитель интересно объясняет  5 10
Почему ты вообще учишься?
Хочу добиться полных и глубоких знаний 6 9
На уроке интересно, так как вместе с учителем решаем учебные проблемы 6 9
Родители заставляют 11 4
Классный руководитель заставляет 10 5

В процессе эксперимента выделены три уровня:
Высокий уровень – данный предмет интересен, так как предмет легко усваивается, хорошие взаимоотношения с учителем, учитель интересно объясняет материал.
Средний уровень – предмет не очень интересен, потому что учитель и родители заставляют учиться, учащиеся сами не проявляют активность и интерес к предмету.
Низкий уровень – предмет неинтересен, так как учитель работает только по учебнику, не заставляет думать, материал тяжело воспринимается.
После реализации первого этапа  проекта по истории своего микрорайона

Цель: для определения уровня самостоятельности и выявления отношения учащихся к предмету 

 Таблица 1 - Результаты выявления отношения учащихся к предмету (контрольный этап)

Утверждения Количество детей
да нет
Данный предмет интересен  12  3
Предмет легко усваивается  11  4
Предмет заставляет думать  12  3
Предмет занимательный  13  2
Хорошие отношения с учителем  15  0
Учитель интересно объясняет.    15  0
Почему ты вообще учишься?
Хочу добиться полных и глубоких знаний  14 1
На уроке интересно, так как вместе с учителем решаем учебные проблемы  15 0
Родители заставляют  1  14
Классный руководитель заставляет  0  15

Дополнительная информация