Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

Роль средств медиаобразования в процессе подготовки будущих редакторов

Т.И.  ФокинаТ.И.  Фокина

Институт высшего образования Национальной
академии педагогических наук Украины, аспирант, Киев, Украина

 

Аннотация
В статье автор рассматривает роль применения медиаобразовательных технологий и средств в процессе подготовки будущих редакторов.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, высшая школа, специалист-редактор.

 

Fokina T.I.
Institute of Higher Education
National Academy
of Pedagogical
Sciences of Ukraine, graduate student

The role of media education in the editors training

Abstract
In this article the author examines the role of technology and the use of media education resources in the preparation of future editors.
Keywords: media education, media literacy, high school, professional editor.

Cкачать статью в .pdf

Современная наука требует внедрения новых форм и методов обучения, которые способствуют становлению личности студента, раскрытию потенциальных его возможностей. Актуальным сегодня является вопрос разработки моделей образования студентов на основе широкого использования медиаобразовательных технологий, в частности, мультимедиа, которые дают возможность студенту реализовать его образовательный, социальный, культурный, а также научно-познавательный потенциал.                      

Всестороннее использование в учебно-воспитательном процессе медиатехнологий способствует гуманизации образования, повышению эффективности обучения, активизации учебно-воспитательной деятельности за счет увеличения доли самостоятельной работы в учебной деятельности, введения элементов исследовательского характера, что и является определяющим для развития творческой личности.

Медиапедагоги рассматривают несколько вариантов внедрения медиаобразования: включение его в учебные программы в общеобразовательном или высшем учебном заведении; дистанционное образование с помощью телевидения, радио, интернета; самостоятельное / непрерывное образование медиасредствами и пр. Формирование медиа-грамотности будущих специалистов в рамках вуза может осуществляться двумя способами: через введение отдельного курса по медиаобразованию или через интеграцию медиаобразовательных технологий в уже существующую систему учебно-воспитательного процесса, в частности, благодаря выполнению междисциплинарных исследований по информационным, коммуникационным и образовательным наукам, социологии и т.д. [10, 90].   

Медиаобразование в учебных заведениях ориентировано на развитие общего интеллектуального и профессионального уровня будущего специалиста. Медиатехнологии могут эффективно интегрироваться практически во все учебные дисциплины. Дидактически целесообразное использование медиа в обучении позволяет одновременно достичь цели медиаобразования и повысить уровень обучения конкретному предмету.

Как отмечает А.В. Онкович, введение медиаобразования в учебный процесс – важное требование к подготовке специалистов в высшей школе. Это связано с тем, что для понимания происходящих в  медиасреде  процессов современному молодому человеку необходимо владеть коммуникативными и информационными навыками, обладать способностью к критическому анализу.
Для совершенствования профессионального образования, обеспечения его доступности и эффективности, подготовки молодежи к деятельности в информационном обществе сегодня целесообразно учитывать процессы стремительного информационно-технологического развития различных отраслей. Чтобы научить студентов пользоваться инновационными технологиями, следует сформировать у них умение управлять потоками информационных ресурсов, владеть коммуникационными технологиями и стратегиями их использования [10, 92].

Сейчас в профессиональном обучении медиаобразовательные технологии создают неограниченные возможности для накопления индивидуального опыта будущего специалиста, который должен ориентироваться в современном медиапространстве, понимать основные принципы функционирования различных видов средств массовой информации, различать информацию по уровню воздействия на личность, анализировать и оценивать медиасообщения, знать правила организации профессиональной деятельности с использованием технологии мультимедиа, собирать, обрабатывать, хранить и передавать информацию с учетом приоритетов профессиональной деятельности.

Внедрение компьютеров в сферу образования изменило формы, содержание, методы обучения, приблизило его к реалиям современной жизни. Основной задачей преподавателя в данном случае является, как считает Б. Гершунский, развитие личности обучающегося, творческий поиск в организации учебного процесса, подбор, разработка и выбор лучших и целесообразных для обучения программных продуктов. Машины предоставляют принципиально новые возможности для организации и представления учебного материала. Это связано с появлением лазерных видео-дисковых проигрывателей, цифровых синтезаторов звуков, графических редакторов, экологических экранов с высокой четкостью изображения. Прорыв через компьютеризацию различных видов деятельности, вызванный развитием мультимедиа-технологий (графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы), создает интегрированную информационную среду, в которой пользователь приобретает новые возможности. При этом используются почти все сенсорные каналы человека. Известный психолог  Ю. Машбиц определял, что компьютер является орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит возможности познания, увеличит накопление и применение знаний. По его словам, использование компьютера как средства познания человека означает появление новых форм мышления, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как фактор исторического развития психических процессов человека [2, 187].

Как говорит О.А. Баранов, «преподавание гуманитарных дисциплин и усвоение гуманитарных знаний имеет свою специфику и непременно предполагает воздействие на эмоциональную сферу обучаемого. В этой связи весьма актуальным представляется использование открываемых медийными средствами возможностей применения большого количества иллюстративного материала, компьютерной графики, видеофайлов, презентаций, анимаций в сочетании со звуковым сопровождением, что обеспечивает подключение к процессу переработки информации механизмов образного восприятия, использование в процессе обучения осознаваемого и неосознаваемого» [1,  16].

Результатом медиаобразования является медиаграмотность. Известные ученые определяют медиаграмотность как «способность адекватного восприятия, интерпретации, оценки, а также создания медиатекстов» (В. Монастырский) [12, 44]; «способность человека использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в самых различных формах» (А. Кьюби) [7, 147]; «движение… призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов» (П. Ауфдерхайде) [9]. При этом надо уметь найти баланс между различными путями к до­стижению медиаграмотности. Увлечение только практическими упражне­ниями или абстрактным теоретизированием может привести к неудаче. Вот почему цель медиаобразования не должна фокусироваться только на обучении школьников/студентов (или взрослой аудитории) «читать» и извлекать смыслиз медиатекстов или давать им возможность создавать собственные медиатексты. Оно должно также дать возможность учащимся систематически размышлять о процессах «чтения» и «письма», понимать и анализировать их собственную деятельность как читателей и авторов» [12, 44].

Значительное внимание ученые обращают на использование компьютера при изучении дисциплин профессионально ориентированного цикла (А. Онкович, В. Редько, С. Фадеев). Имеется в виду, что, используя компьютер, студент может автоматизировать трудоемкие, но необходимые для его деятельности процессы. Составление словарей, подготовка дидактического материала, например, для обучения орфографии, пунктуации, лексики, грамматики,  уже происходит с применением компьютерных технологий.

Современное общество, в котором информация приобретает роль социально значимого ресурса, требует высококвалифицированных специалистов, которые бы свободно владели информационно-коммуникационными технологиями и эффективно использовали их в своей профессиональной деятельности. Очень важно при этом создание различных специализированных и факультативных медиаобразовательных программ для подготовки квалифицированных специалистов разных специальностей.

Для подготовки специалистов издательского дела и редактирования,  кроме профессиональных знаний, необходимы знания и навыки свободного владения информационно-коммуникационными технологиями. Здесь мы можем обратиться к опыту Национального технического университета Украины «Киевский полиграфический институт». На базе этого университета создан учебно-методический комплекс «Институт последипломного образования». Задача его – повышение компетентности преподавателей в сфере информационно-коммуникационных технологий, развитие компьютерной грамотности. С этой целью институтом разработаны две учебные программы: «Компьютерная грамотность преподавателя. Уровень базовый» – для начинающих, «Компьютерная грамотность преподавателя. Уровень углубленный» (И.Г. Малюкова, М.И. Ивченко) – для более опытных пользователей. Авторы разработали многомодульный дистанционный курс «ИКТ – компетентность учителя»; сценарии обучения преподавателей школ, профессионально-технических учебных заведений, вузов и заведений последипломного образования.

Для повышения квалификации в программу обучения вошли курсы «Базовая компьютерная подготовка» (Microsoft Word 2007, Power Point 2007), «Основы Excel для преподавателей» (на базе Microsoft Office 2007), «Разработка динамических веб-сайтов с использованием Php, MySQL»; «Создание цифрового видео поддержки обучения»; «Основы компьютерной графики»; «Управление организацией на основе информационных технологий»  и другие. Соединение проектов, направленных только на развитие компьютерной грамотности, с медиаобразовательными программами способствует развитию медиаграмотности, медиакультуры. Студенты, таким образом, будут иметь навыки самостоятельно, творчески воспринимать, анализировать, создавать и передавать информацию, определять виды коммуникации, демонстрировать умения в процессе создания собственного медиапродукта и т. д.  [3, 193].  В процессе обучения студенты  получают глубокие знания в области современных компьютерных технологий, техники переработки и воспроизведения текста и графики; изучают современные автоматизированные и цифровые печатные системы полиграфических производств, их техническое и программное обеспечение; осваивают методы и технические средства ввода, обработки и воспроизведения текстовой и изобразительной информации.

Будущие специалисты-редакторы могут использовать в процессе обучения профессионально ориентированный интернет-ресурс «Mova.info» –   лингвистический портал, на котором можно получить консультацию по вопросам, связанным с украинским языком, от лингвистов, специалистов-украинистов в рубрике «Довідкова служба» («Справочная служба»). Полезной студентам будет рубрика сайта «Словники» («Словари»), где размещены семантический словарь украинского языка, лингвистическая энциклопедия, научный словарь, академический толковый словарь украинского языка и др. Например, «Словарь украинского языка в одиннадцати томах» содержит более 134 000 словарных статей. На нем базируются почти  все современные толковые словари украинского языка. В словаре представлена активная лексика украинского литературного языка, термины, номенклатурные и сложносокращенные слова, слова исторического фонда, которые в свое время принадлежали к широко используемым, наиболее известные слова, связанные с религиозными и философскими понятиями, употребляемые архаизмы и лексические диалектизмы. Кроме этого, студенты могут принять участие в дискуссии на лингвистическом форуме, опубликовать свои статьи. Интернет-ресурс рассчитан на широкую аудиторию – филологов-украинистов, преподавателей украинского языка, литературоведов и др. Необходим он и для студентов-редакторов, поскольку языковая  компетенция – одно из главных требований к квалифицированному специалисту.

При подготовке редакторов также можно использовать и сайт «Сам собі редактор» («Сам себе редактор»), на котором, например, можно воспользоваться консультацией по вопросам украинского профессионального языка с помощью учебного пособия «Українська ділова і фахова мова: практичний посібник на щодень» («Украинский деловой и профессиональный язык: практическое пособие на каждый день», составители М. Гинзбург,          И. Требулева, С. Левина, И. Корниловская).

В пособии собраны сложные случаи употребления слов, которые вызывают наиболее характерные ошибки, а именно: обращение, предложные конструкции, слова и словосочетания, описывающие процессы, украинские соответствия русским терминам, содержащим слово управление, некоторые научно-технические и управленческие термины, словосочетания с числительными, устоявшиеся выражения делового языка [8, 246-248].  

Таким образом, медиаобразование играет важную роль в профессиональной подготовке современных специалистов, в частности, редакторов. Задачи медиаобразования в профессиональном становлении будущих специалистов определяются потребностью воспитания у них медиакультуры, овладения умениями и навыками критического анализа, а также использования медиа в профессиональной сфере.

Литература

  1. Баранов О.А. Экран становится другом. – М., 1978. – С. 16.
  2. Бужикова Р.І. Проблеми освіти: Наук. зб. / Інститут інноваційних технологій і змісту освіти МОН України. Випуск 66. – К. 2011,  – С.187-188.
  3. Духаніна Н.М. Медіаосвіта як фактор модернізації та підвищення якості вищої освіти // Проблеми освіти: наук. зб. / Інститут інноваційних технологій і змісту освіти МОНМС України. Випуск 66. Частина ІІ. – К., 2011. – С. 190-196.
  4. Калицева Е.В. Использование средств медиаобразования в процессе профессиональной подготовки будущих юристов // Материалы Девятой Международной научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты». Т.2. – Казань, 2012. – С. 202-207.
  5. Колесниченко В.Л. К вопросу о методическом использовании новых информационных технологий (на примере Интернет-ресурсов) на занятиях по английскому языку / Медиаобразование. - №4. - 2009. - С. 32-37. 
  6. Кузьмина М.В. Сетевые медиасервисы в системе повышения квалификации работников образования / Медиаобразование. - №4. - 2009. - С. 42-48.  
  7. Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. – Тамбов, 1999.
  8. Никончук М.В. Медиаобразовательные сайты в помощь редактору /       Материалы Девятой Международной научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты». Т.2. – Казань, 2012. – С. 245-249.
  9. Носова С.С. Медиаграмотность и ее формирование у будущих специалистов по рекламе в рамках курса «Профессиональный иностранный язык» [Электронный ресурс] // сайт кафедры социальных коммуникаций Томского государственного университета. – Режим доступа: http://pr.tsu.ru/articles/50/ (дата обращения: 18.09.13).
  10. Онкович Г. В. Медіаосвіта в Україні: сучасний стан і перспективи розвитку // Нові технології навчання. – № 62. М-ли другого Міжнародного семінару «Навчально-виховне середовище та моральність у ХХІ столітті» / Ін-т інноваційних технологій і змісту освіти МОН України, Академія міжнародного співробітництва з креативної педагогіки. – Київ – Вінниця, 2010. – С.89–92.
    11. Федоров А.В.  Медиаобразование будущих педагогов. – Таганрог, 2005.
    12. Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе / Инновации в образовании. - №3. - 2007.- С.44      

Дополнительная информация