Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

Медиаобразование Испании: история и современность

Зубрицкая Д.А.Зубрицкая Д.А.
ФГБОУ ВПО «Московский государственный
гуманитарный университет им. Шолохова», Москва, Россия,
e-mail: dposta100@gmail.com


В статье рассматривается история медиаобразования Испании, этапы его формирования в XX-XXI вв. Исследуются основные направления его развития, используемые методики, теоретические основы и концепции, применяемые в практическоммедиаобразовании Испании. Рассматривается также современная испанская медиаобразовательная модель «Educomunicación» - обучение и коммуникация, ставшая образцом для целого ряда латиноамериканских государств. Кроме того, в статье представлена законодательная база, предусматривающая внедрение медиаобразовательных дисциплин и технологий в обучение в школах и университетах Испании.

Ключевые слова: медиаобразование Испании, обучение и коммуникация, история медиаобразования, развитие медиаобразования Испании.

Media education in Spain: history and contemporaneity

Zubritskaya D.A.
Sholokhov Moscow State University for the Humanities,
Moscow, Russia, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


The article examines the history of media education of Spain, the stages of its formation in XX-XXI centuries.The main directions of its development, the methodology, theoretical framework and concepts used in practical media education in Spain are viewed. The contemporary Spanish media education model "Educomunicación" - education and communication, which became a model for a number of Latin American countries, is also examined. In addition, the article presents the legislative basis providing for the introduction of media education disciplines and technologies in learning in schools and universities of Spain.


Keywords: media education of Spain, education and communication, history of media education, the development of media education of Spain.

Cкачать статью в .pdf

Истоки медиаобразования в Испании в современном его понимании зародились в 1930-е годы. Тогда был создан Совет попечителей педагогических миссий, который возглавил преподаватель и искусствовед Бартоломе Коссио, полагавший, что уровень развития страны определяется по общему образовательному уровню населения. По его мнению, человеку необходимо повышать уровень своей грамотности, культуры, образования посредством чтения. Особую роль в этом процессе он отводил библиотекам .

В 1953 г. в Мадриде открывается первая фильмотека FilmotecaEspañola , а с 60-х гг. появляются киноклубы. В 1970 г. выходит «Общий закон об образовании» (LeyGeneraldeEducación) , который говорит о необходимости использовать медиа в школах как инструмент обязательного образования. Это во многом способствовало распространению практического и критического подхода к медиа в то время среди специалистов. В отличие от многих других стран Испания в данный период не уделяла большого внимания медиаобразованию как науке, а использовала его исключительно прагматично, прибегая к помощи профессиональных журналистов и преподавателей .

В конце 70-х-начале 80-х гг. в Испании защищена первая докторская диссертация по медиаграмотности, а исследовательские организации в Барселоне, Мадриде, Вальядолиде, Севилье и на Канарских островах начинают реализовывать проекты по изучению сферы медиаобразования .

В тоже время Министерство образования и науки Испании запускает программы по модернизации ИКТ (PNTIC), по использованию в школах и университетах аудиовизуальных медиа (Atenea) и информационных ресурсов (Mercurio). Кроме того, организованы курсы для преподавателей, где они могут улучшить свои навыки работы с медиа. С этого времени в Испании становится уже традиционным постоянное повышение квалификации педагогов в сфере медиа: Центр учителей и Ресурсный центр для преподавателей проводят курсы и тренинги по аудиовизуальному «языку», информатике, кино. В этот период активную работу ведет Открытый Университет UNED под началом Роберто Апаричи и Сары Осуна. Здесь предлагаются разнообразные курсы и мастер-классы для педагогов по улучшению навыков работы с медиа .

В 1988 г. создается крупнейшая медиаобразовательная организация GrupoComunicar , которая проводит исследования в медиасфере, с 1994 г. издает научный «Журнал «Медиаобразование» .  К этому времени в Испании уже работает несколько крупных ассоциаций, ведущих медиаобразовательную деятельность: «Entrelínines» (Валенсия), «Apuma» (Мадрид), «Heko» (страна Басков), «Mitjans» (Каталония), «Teleduca» (Каталония), «Cometa» (Арагон), «deImaxe» (Галисия), “Ma-vie” (Канарские острова) . В 1997 г. открывается Институт кинематографии и аудиовизуальных искусств (InstitutodeCinematografíaydelasArtesAudiovisuales).

Вместе с тем, ряд университетов Испании ведет дисциплины по медиаобразованию: Университет Уэльва, Университет Вальядолид, Университет Помпеа Фабра, Автономный Университет Барселоны, Мадридский Университет Комплутенсе, Университет Севильи, Университет Овьедо, Мадридский Университет им. Карлоса III, Университет Рей Хуан Карлос в Мадриде, Университет страны Басков в Бильбао, Университет Валенсии.

В 90-е медиаобразование интегрировано и в дисциплины начальной и средней школы: в испанский и другие языки, визуальное и сценическое искусство, социальные науки, географию, экономику. Эта тенденция сохраняется и до сих пор: система образования корректируется в сторону углубления медиаобразовательных программ . О необходимости преподавания и повышения уровня базовых медиакомпетенций, цифровой грамотности говорит целый ряд законов и нормативных актов, выпущенных испанским Министерством образования: «Закон об образовании» 2006 и 2014 гг. , «Королевский декрет» 2007 г. , «Основной Акт об аудиовизуальных коммуникациях» 2010 г. .

За последние 20 лет в испанском медиаобразовании появилось немало новых программ, направленных на развитие медиакультуры и медиа-информационной грамотности: Международный кинофестиваль для детей и молодежи (2004 г.), программа «Школа 2.0» («Escuela 2.0») с 2009 г. , проект по оценке  уровня медиаграмотности DINAMIC Project под руководством Университета Барселоны, региональные и общеевропейские тесты по компетентности в ИКТ , , совместные проекты для школьников с газетами «ElPaís» и «ElMundo» , , Призы в области медиаобразования и медиакультуры «CAC atSchool» (от Аудиовизуального Совета Каталонии) и газеты «ElPaís», программы региональных органов образования в сфере медиаобразования «PrensaEscuela», «Zahara XXI», «Alhambra» и «Atlántida» . Стали традиционными международные конгрессы и конференции. Так, в Испании проводились Международный Конгресс «Педагогика и изображения» в Коруне, Международные Конгрессы по образованию и медиа в Вальядолиде, Первая Международная конференция по коммуникациям и образованию в Барселоне, Первый Конгресс по цифровому обучению в Вальядолиде, Международный семинар ЮНЕСКО в Севилье и другие.

Cегодня в Испании практикуются защитная, эстетическая, семиотическая теория и теория критического мышления медиаобразования. Но есть и своя особая концепция «Educomunicación» - обучение и коммуникация . Она основана на том, что и образование, и коммуникация — есть не просто передача информации, контента, сообщения, а медиация, посредничество, процесс мышления и интерпретации информации ее получателями в условиях окружающей среды. В данном подходе образовательные коммуникации и знания рассматриваются, в первую очередь, как продукт, полученный по определенным каналам при взаимодействии с окружающей действительностью. Здесь особо важна роль субъектов коммуникации, которые являются активными участниками процесса: создателями медиасообщений, обеспечивающими обратную связь, способные использовать всевозможные фильтры, которые применяются ко всем видам медиа, включая Интернет, социальные сети, а также учитывая особенности самой окружающей среды. Данная модель «Образование-коммуникация» основана на концепции активного социального гражданства, которую у Испании переняли и другие латиноамериканские страны — Мексика, Чили, Венесуэла, Бразилия, Эквадор, Аргентина, Перу, Уругвай, Колумбия.

Среди видных деятелей в области испанского медиаобразования Хозе-Игнасио Гомес, Альфонсо Гутиерес Мартин, Хуан Феррес, Агустин Гарсия Матилья, Хуан ИгнасиоАгуадед, Моника Фигуерес, Магда Бланьес, ХосуМануэль Перес Торнеро и другие.

Список литературы

  1. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. — 2-е изд., доп. — Спб.: Профессия, 2004. — 432 с.
  2. AuladeElMundo. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.ite.educacion.es/formacion/materiales/42/cd/m3_2/aula_de_el_mundo.html (Дата обращения 23.07.2015).
  3. Comunicar. (Электронный ресурс) Режим доступа URL:  http://www.revistacomunicar.com (Дата обращения: 15.08.2015).
  4. Dr. J. Ignacio Aguaded-Gómez. Media Education: An International Unstoppable Phenomenon. The Work of the UN, Europe and Spain in the Field of Edu-communication. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://eprints.rclis.org/16750/1/en07-08.pdf (Дата обращения 23.07.2015).
  5. ECDLFoundation.(Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.ecdl.com/ (Дата обращения: 15.08.2015).
  6. El País de los Estudiantes. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.ite.educacion.es/formacion/materiales/42/cd/m3_2/el_pas_de_los_estudiantes.html (Дата обращения 23.07.2015).
  7. Escuela 2.0 (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.ite.educacion.es/es/escuela-20 (Дата обращения 23.07.2015).
  8. European Media Literacy Education Study. SpainCountryOverview. (Электронный ресурс) Режим доступа URL:  http://eumedus.com/images/Spain%20CO.pdf (Дата обращения: 15.08.2015).
  9. FilmotecaEspañola. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.mecd.gob.es/cultura-mecd/en/areas-cultura/cine/mc/fe/presentacion.html (дата обращения: 15.08.2015).
  10. Hart A., Süss D. Media Education in 12 European Countries. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://e-collection.library.ethz.ch/eserv/eth:25953/eth-25953-01.pdf (Дата обращения: 23.07.2015).
  11. Media and Information Literacy Policies in Spain. 2013. (Электронный ресурс) Режим доступа URL:  http://ppemi.ens-cachan.fr/data/media/colloque140528/rapports/SPAIN_2014.pdf (дата обращения: 15.08.2015).
  12. MediaEducationResearchJournal. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.revistacomunicar.com/index.php?contenido=tematica&idioma=en (дата обращения: 15.08.2015).
  13. L’Actic. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www20.gencat.cat/portal/site/actic(дата обращения: 15.08.2015).
  14. UNED. (Электронный ресурс) Режим доступа URL:  http://portal.uned.es (дата обращения: 15.08.2015).

 

Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. — 2-е изд., доп. — Спб.: Профессия, 2004. С. 263.

FilmotecaEspañola. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.mecd.gob.es/cultura-mecd/en/areas-cultura/cine/mc/fe/presentacion.html(дата обращения: 15.08.2015).

European Media Literacy Education Study.SpainCountryOverview. (Электронный ресурс) Режим доступа URL:  http://eumedus.com/images/Spain%20CO.pdf (Дата обращения: 15.08.2015).

Media and Information Literacy Policies in Spain.2013. (Электронный ресурс) Режим доступа URL:  http://ppemi.ens-cachan.fr/data/media/colloque140528/rapports/SPAIN_2014.pdf (Дата обращения: 15.08.2015).

Там же. (Дата обращения: 15.08.2015).

UNED. (Электронный ресурс) Режим доступа URL:  http://portal.uned.es (дата обращения: 15.08.2015).

Media Education Research Journal.(Электронный ресурс) Режим доступа URL:http://www.revistacomunicar.com/index.php?contenido=tematica&idioma=en(дата обращения: 15.08.2015).

Comunicar.(Электронный ресурс) Режим доступа URL:http://www.revistacomunicar.com(дата обращения: 15.08.2015).

Hart A., Süss D. Media Education in 12 European Countries. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://e-collection.library.ethz.ch/eserv/eth:25953/eth-25953-01.pdf(дата обращения 23.07.2015).

Dr. J. Ignacio Aguaded-Gómez. Media Education: An International Unstoppable Phenomenon. The Work of the UN, Europe and Spain in the Field of Edu-communication.(Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://eprints.rclis.org/16750/1/en07-08.pdf(дата обращения 23.07.2015).

Escuela 2.0 (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.ite.educacion.es/es/escuela-20 (дата обращения 23.07.2015).

Media and Information Literacy Policies in Spain.2013. (Электронный ресурс) Режим доступа URL:  http://ppemi.ens-cachan.fr/data/media/colloque140528/rapports/SPAIN_2014.pdf (дата обращения: 15.08.2015).

Там же. (дата обращения: 15.08.2015).

Escuela 2.0 (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.ite.educacion.es/es/escuela-20 (дата обращения 23.07.2015).

L’Actic. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www20.gencat.cat/portal/site/actic(дата обращения: 15.08.2015).

ECDL Foundation.(Электронный ресурс) Режим доступа URL:http://www.ecdl.com/(дата обращения: 15.08.2015).

El País de los Estudiantes.(Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.ite.educacion.es/formacion/materiales/42/cd/m3_2/el_pas_de_los_estudiantes.html(дата обращения 23.07.2015).

AuladeElMundo. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.ite.educacion.es/formacion/materiales/42/cd/m3_2/aula_de_el_mundo.html(дата обращения 23.07.2015).

Media and Information Literacy Policies in Spain.2013. (Электронный ресурс) Режим доступа URL:  http://ppemi.ens-cachan.fr/data/media/colloque140528/rapports/SPAIN_2014.pdf (дата обращения: 15.08.2015).

Там же.(Дата обращения: 15.08.2015).

 

Дополнительная информация