Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

УДК  004.934.8'1

Базовый антитроллинг

Юлия ТаранинаЮлия Таранина,
PR-менеджер «Корпорации «Парус»,
магистрант кафедры
журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А. Шолохова

Тролль — известный персонаж интернет-пространства и прежде всего сферы социальных медиа. Это сложный тип, сочетающий в себе черты провокатора, подстрекателя, агрессора, манипулятора, клеветника, обманщика, шутника-злопыхателя. И это не полный список характеристик. С психологическими атаками тролля не раз сталкивался каждый активный пользователь Сети. Как вести себя в коммуникации с ним учит интернет-мудрость «Не кормите троллей!». Можно пойти дальше и воспользоваться оригинальным психологическим приемом нейтрализации нарушителя сетевой этики. Но для начала разберемся, что это за зверь.

Ключевые слова: троллинг, астротурфинг, «тонкий» тролль, «толстый» тролль, кащенизм, кащенит.

The basic antitrolling

Y. A. Taranina,
PR-Manager of "CorporationParus",
master student of journalism and media education 
Sholokhov Moscow State University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Abstract
Troll is a known character of the Internet and especially social media. This is a complex type that combines the features of a provocateur, instigator, aggressor, manipulator, slanderer, deceiver, Joker. And this is not a complete list of characteristics. The each active Network user faced with the psychological attacks of the troll repeatedly. If you don’t know, how to behave in communication with him, use the Internet wisdom "Don't feed trolls!". You can go ahead and use the original psychological trick of neutralizing the offender of internet ethics. But first of all, let's find out who this animal is.

Keywords: trolling, astroturfing, the "thin" Troll, the "fat" Troll, cashenism, cashenit.

Cкачать статью в .pdf

Лики и личины

Тролль в соответствии с устоявшимися представлениями — это участник сетевой коммуникации (человек или специальная программа), который грубыми высказываниями инициирует конфликты, травлю других участников интернет-площадки, способствует эскалации агрессии, негативных эмоций, взаимных обвинений, оскорблений, уходу от основной темы (объекта) обсуждения в конкретном либо тупиковом направлении. В зависимости от последнего критерия — целенаправленности воздействия — можно выделить профессиональных и стихийных троллей.

Первые действуют по заранее разработанному плану, часто на платной основе, и их целью является, как правило, компрометация идеологических противников, чаще всего не личных, а заказчика. Так действуют, в частности, веб-бригады пропагандистов, оказывающие влияние на общественное мнение в Интернете в интересах государства и правящей партии посредством астротурфинга (от англ. astroturfing), предполагающего использование современного программного обеспечения, а также материально замотивированных интернет-пользователей. Они имитируют общественную поддержку инициатив властных или корпоративных структур, вступают в споры с их противниками, создают перевес в пользу мнения «большинства», вытесняя высказывания реальных участников обсуждения.

Стихийными троллями движут собственные комплексы, невежество, нетерпимость к инакомыслию, национальные и религиозные предрассудки. Здесь будет уместным вспомнить ватника — интернет-мем для обозначения русских ура-патриотов, а также кащенизм и кащенитов. Названия этих понятий этимологически связаны с Психиатрической больницей № 1 г. Москвы, ранее известной как больница им. П.П. Кащенко. Тролли-кащениты активно используют псевдопсихиатрическую терминологию, анти- и просемитские, националистические, фашистские, экстремистские высказывания.

Сайт www.kaschenko.ru, ныне заблокированный, предлагал своим читателям придерживаться в интернет-общении следующих рекомендаций:

  • «Требуйте обоснований даже мельчайших пустяков, порой не обращая внимания, на основную тему. Даже если такие обоснования были получены, передергивайте их, подвергайте сомнениям, твердите, что все на самом деле совсем не так, что это штампы и заблуждения. Постоянно держите под сомнением компетентность оппонентов в глазах окружающих;
  • Нарочито путайте имена крикунов и их фразы, позже заявляя о том, что чушь не имеет конкретного авторства, она есть продукт недалекости и заблуждений. Дескать, поэтому все изрекающие бред для вас безлики, и вы их можете иногда перепутать, или сделать ошибку в их именах, потому как лишний мусор в голове держать ни к чему;
  • При этом попутно возвышайте модераторов и хозяев мест окащенения. Уже в скором времени они начнут одергивать крикунов;
  • Не тратьте времени на ответы на большие, действительно уличающие вас посты. Просто передерните в духе — «еле прочитал до середины этот бред, сомневаюсь, что кто-то из остальных пересилил себя в большей степени»;
  • Играйте на чувствах толпы, она не любит, когда ее выставляют в глупом свете. А уличив в этом крикуна, толпа сама же пожрет его;
  • Не бойтесь устраивать громких скандалов. Но старайтесь это делать чужими руками;
  • Клейте ярлыки и настойчиво придерживайтесь их. Уличайте в антикащенизме, в том, что оппонент с вами спорит только из-за того, что вы кащенит, при этом слабо разбираясь в теме, и тем самым скатывается до абсурда.
  • В спорах также старайтесь часто употреблять выражения авторитетных для окащеняемого места личностей. Приоритет стоит отдавать власть имущим. Впоследствии подчеркивайте, что оппонент даже слова модераторов/администраторов подвергает сомнению».

Но вернемся к троллям. Кроме профессиональных и стихийных, различают «толстых» и «тонких» троллей. Обнаружить «работу» первых не составит труда даже новичку в сетевом общении. Они действуют грубо, открыто задирая, унижая, оскорбляя других участников коммуникации. «Тонкие» тролли действуют более хитро и чаще всего являются хорошими психологами и манипуляторами.

Тролльские мотивы

Ограничимся простым перечислением мотивов троллинга, так как они достаточно прозрачны и распространены не только в сфере виртуального общения, но и в реале:

скука, развлечение для хронофагов;
оплачиваемый заказ;
лоббирование идеи фикс;
компрометация, разоблачение;
коммуникативный эксперимент, интерес к реакции собеседников;
тестирование работы модератора интернет-площадки;
вызов себе, самоутверждение;
удовольствие от психологического садизма, унижения собеседников;
потребность в повышенном внимании;
поиск сочувствия;
шутка, розыгрыш;
контрмера.

Все средства хороши

В разговоре о методах троллинга внимание будет уделено, прежде всего, контентным средствам т. е. приемам, связанным с содержанием высказываний. Обзор технических средств, таких как использование специальных программ, нескольких аккаунтов для придания масштаба присутствия на площадке и т. п., имеет опосредованное отношение к цели нашего мини-исследования — выработке рекомендаций по нейтрализации троллинга в сетевых коммуникациях.
Итак, «толстый» тролль использует оскорбления, слухи, клевету, открывает острые политические темы, публикует офтопик-высказывания, не соответствующие теме форума, и даже несвязный бред, который по-разному толкуется участниками форума, уводя всех от объекта обсуждения, предстает в роли эксперта, демонстрирует самоуверенность, излагая собственное мнение как неопровержимый факт и высмеивая некомпетентность оппонентов. В его арсенале — большой блок манипулятивных приемов, возбуждающих зависть, в основном они связаны с представлением себя как сверхуспешного человека, при этом публикуются соответствующие фотографии и грубые выказывания, адресованные оппонентам-«неудачникам».

К инструментам «тонкого» троллинга  относятся: заполнение страницы (использование только заглавных букв, размещение больших по размеру постов и фотографий, оставляющих предыдущие сообщения вне поля зрения участников), шок-терапия (размещение эпатажных фото-аудио-видеоматериалов), ссылка на другой форум, часто конкурирующий с данным, явно ложные и политически спорные утверждения, псевдопросьба о помощи или совете по фейковому поводу, умышленный наив, игра на чувствах участников с учетом тематики сообщества, переключение собеседников на флирт, в том числе принятие на себя роли представителя противоположного пола с последующим разоблачением, выдавание себя за психолога (психотерапевта) и постановка диагнозов участникам форума, за известного человека или иностранца, плохо владеющего языком, на котором ведется обсуждение, и темой.

Не так страшен тролль…

Самая популярная рекомендация участникам сетевых коммуникаций в отношении интернет-провокаторов: «Не кормите троллей!». Иными словами, игнорируйте, лишайте их внимания и так необходимой им энергии гнева, раздражения, возмущения и прочего негатива, который подпитывает тролльскую сущность. Однако надо сказать, что игнорирование оппонентами — допустимый троллем сценарий, не лишающий его полностью возможностей для самовыражения и третирования участников форума. В то время как ответная реакция манипулятивной природы — «Хвалите троллей!» — делает продолжение его атаки абсолютно бесперспективным.

Проверено на практике: если на каждый выпад тролля находить комплимент, слова симпатии, сочувствия, доброты и заботы, не лишенные, однако, иронии, тролль будет обезоружен, так как «разведенной» стороной в ходе такой дискуссии окажется он. Простые примеры: «общение с вами так заряжает!», «приятно пообщаться с умным человеком!», «изящно сформулировал!», «душевный разговор!», «приятный собеседник!», «вижу, мы станем друзьями!», «высокий стиль!», «хорошая шутка!» «ты всегда такой забавный?», «позитивненько!» и т. д. Еще больший эффект даст стилизация под язык интеллигенции прошлых столетий или «мамский» XXI века с его уменьшительно-ласкательными суффиксами и детским коверканьем слов — тролль будет повержен в прах. И можно уверенно утверждать, что скриншоты данного форума он делать не будет и в историю его атак дискуссия не попадет. Когда применение подобных психологических приемов в интернет-коммуникациях станет привычной практикой (с точки зрения посыла, а не набора средств), для троллинга и троллей наступят тяжелые времена.

Список литературы

  • Судариков, Виктор. Троллинг: анализ явления. Православие и мир (19 февраля 2013). (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://www.pravmir.ru/trolling-analiz-yavleniya/ (дата обращения: 16.09.2015).
  • Троллинг как работа. Профессионалы.ru. (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://professionali.ru/Soobschestva/put_k_sebe/trolling-kak-rabota/ (дата обращения: 17.09.2015).
  • Judith S. Donath, MIT Media Lab. Identity and Deception in the Virtual Community // Prepared for: Kollock, P. and Smith M. Communities in Cyberspace. — London: Routledge, 1996, november 12 (Электронный ресурс) Режим доступа URL: http://smg.media.mit.edu/people/Judith/Identity/IdentityDeception.html (дата обращения: 16.09.2015).

Дополнительная информация