Готовится к выходу 20-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 мая 2017 г. Опубликоваться ->>

УДК 37.02.2. 

Развитие информационной активности детей на основе инновационного опыта Лиги юных журналистов Бурятии

Людмила Будажаповна ДоржиеваЛюдмила Будажаповна Доржиева
Бурятский республиканский институт
образовательной политики

 

В статье рассматривается инновационный опыт деятельности  Лиги юных журналистов Бурятии по развитию информационной активности детей в условиях летнего оздоровительного лагеря. Педагоги, работающие в лагере с детьми, понимают, что повышение информационной активности, цифровой компетентности – это одна из главных целей формирования соответствующей информационной культуры у современных подростков. На основе современных требований при актуализации информационной активности детей и подростков и в условиях летнего отдыха дети получают необходимые умения и навыки работы с информацией.

Ключевые слова: информационная активность, информационная культура, детские пресс-центры, воспитание, летний отдых, детско-взрослые сообщества

 

Ludmila Budazhapovna  Dorzhiveva
Burayt Republican Institute of Educational Politics

Development of children’s information activity in summer camp

The author emphasizes that upbringing of a modern generation in information society is very important nowadays. The experience  ofinnovative activity of Buryat Young Journalists League revealing development of children’s  information activity  in summer camps are shown in the article. Teachers working with children in a camp know that development of information awareness and digital skills are one of the main aims of development and formation of information culture of teenagers.

Key words: information activity, information culture, children’s press-centers, upbringing, summer camp, children-adults communities.

Cкачать статью в .pdf

Динамические изменения, последовавшие за ростом социальных преобразований в нашей стране и мировом сообществе в конце XX – начале  XXI в., стали предъявлять принципиально новые требования к развитию у подрастающего поколения   таких качеств, как мобильность и компетентность в работе с большим объемом информации. Особенности структуры  информационного общества предполагают активное, деятельное и мотивационное включение ребенка в информационно-коммуникативное взаимодействие с окружающим миром.

Одной из первичных потребностей ребенка с рождения является потребность в притоке впечатлений, в новой информации. Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека начиная с раннего детства, является восприятие и преобразование всей получаемой информации. По мере развития общества информация стала не только средством ориентации в окружающем мире, но и самостоятельным организованным феноменом. Многочисленные СМИ являются не просто одним из лидирующих институтов социализации в современном обществе, они опосредуют влияние большинства других социальных институтов, предлагая человеку собственные модели и перспективные образы развития, в том числе для развития детей и подростков.

Детское информационное объединение как пространство социализации ребенка в информационном обществе предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации личности, развивает самостоятельность, тем самым обосновывая значимость группы организаторских функций детского информационного объединения. Большую роль в развитии ДИО играет группа культурно-образовательных, рекреативных и гедонистических функций. С развитием информационного общества необходимыми становятся осмысление этих функций с позиций педагогики и реализация воспитательно-образовательного потенциала детского информационного объединения. Данные явления требуют глубокого и всестороннего социально-педагогического анализа.

Детское информационное объединение в силу своей специфики предоставляет современному ребенку необходимое и достаточное число связанных между собой реальных объектов, обеспечивает условия для успешного овладения знаниями, способами их употребления в различных видах деятельности, что и составляет содержание социализации.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что использование рационально составленных программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной (научной) информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом детей позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс социализации, стимулировать познавательную активность и самостоятельность детей. Детское информационное объединение является действующей массово-организационной силой, выполняя передачу новому поколению накопленного человечеством опыта через школьные средства массовой информации. В специально организованных в образовательных учреждениях детских информационных объединениях процесс социализации детей проходит  в единой системе воспитания и образования при участии специально подготовленных педагогов.

В информационном обществе ДИО (печать, радио, кино, телевидение, компьютерные сети) является одним из самых значимых средств формирования и утверждения духовных ценностей, оказывает идеологическое, духовное воздействие на умы и чувства детей. Недаром говорят, что печатный лист придает слову особое достоинство, престиж. Поэтому мы вправе утверждать, что деятельность детского информационного объединения имеет психолого-педагогический потенциал в аспекте социализации личности ребенка.

Детское информационное объединение выступает пространством социализации детей и подростков, а его деятельность ДИО определяет процесс социализации личности. Другие социальные институты общества (школа, учреждения культуры, разные общественные, спортивные, религиозные объединения и т.д.) выполняют в разной степени воспитательную, образовательную, досуговую, защитную, эмоционально-психологическую и  др.  функции. Но они не могут   реализовывать все эти  общественно важные функции с точки зрения целостности влияния информационного общества на процесс формирования личности ребенка. Это выражается в ограниченности доступа детей к информационным источникам и бессистемности их информационно-коммуникативных взаимодействий и взаимосвязей с обществом, следствием чего является отсутствие возможности прямого участия детей и подростков в принятии решений, касающихся их настоящего и будущего, через средства массовой информации и коммуникации, а также получение зачастую неполной или искаженной информации.

В соответствии с предметом нашего исследования мы выделили следующие механизмы социализации в деятельности детского информационного объединения.

Механизм фасилитации, предполагающий стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. Фасилитацию можно рассматривать не только как социально-психологический эффект социальной оценки, но и как необходимое условие всех процессов обучения и воспитания, поскольку отсутствие данного феномена способствует формированию коммуникативных барьеров между людьми, а значит, затрудняет социализацию личности. Механизм фасилитации реализуется в деятельности ДИО через воздействие учебных групп. Специфика реализации механизмов взаимодействия заключается в том, что учебные группы могут состоять одновременно как из одновозрастных детей, так и разновозрастных. Ведущую роль на всех уровнях играют  искусство общения и уровень квалификации педагога как профессионала-журналиста, задачами которого являются введение детей в практическую деятельность детского информационного объединения, проведение пропедевтического курса, обучение основам журналистики в простых и доступных формах, обзор всей системы необходимых знаний. В нашем исследовании дается образовательная программа подготовки юных журналистов на один-два года обучения.

Механизм формирования самосознания личности, который можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и самопринятия.

Механизм самоопределения личности, который предполагает нахождение ею своей собственной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку жизненных планов.

Механизм самореализации детей и подростков, основанный на  удовлетворяющем проявлении активности в значимых для ребенка сферах жизнедеятельности и взаимоотношений.

Механизм самоутверждения, состоящий вдостижении детьми и подростками субъективной удовлетворенности результатом и процессом самореализации в деятельности детского информационного объединения (ДИО).

Агенты социализации в деятельности детского информационного объединенияэто люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию через видовую деятельность ДИО. Представим аспекты и возможности деятельности детских информационных объединений.

Сегодня на передний план выходят воспитание и подготовка подрастающего поколения в информационном обществе, в котором они живут и будут жить. Система дополнительного образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей. К образовательным учреждениям дополнительного образования детей отнесены детские оздоровительные лагеря, выполняющие общественный заказ по развитию информационной активности, социализации, педагогической поддержке современных подростков. Новые воспитательно-образовательные программы оздоровительных лагерей, разработанные с учетом информационной поддержки, имеют значительный потенциал и широкие возможности для совместной деятельности детско-взрослого сообщества, для того, чтобы поднять качество отдыха и досуга, развивать более сильных цифровых, информационно-коммуникативных навыков у современных детей в каникулярное время.

Основной целью реализации этих программ является введение детей в мир жизненных ценностей на основе знакомства с социокультурным содержанием информационно-коммуникативного пространства, актуализация механизмов рефлексии в новой лагерной среде, формирование готовности детей к самостоятельному целесообразному проведению своего досуга, в целом информационной грамотности современного подростка. Педагоги, работающие с детьми, понимают, что повышение информационной активности, цифровой компетентности – это формирование соответствующей информационной культуры у современных подростков через детские СМИ. Они являются одним из главных двигателей поступков, поведения детей, теми координатами, по которым идет, прежде сего, ориентирование на общечеловеческие ценности, как вера, правда, дружба, милосердие, совесть, общение.  Очень важно, чтобы вожатые, педагоги летних лагерей всегда помнили великую мудрость в словах Антуана де Сент-Экзюпери: единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Детские лагеря дают уникальную возможность настоящего позитивного общения, взаимообогащения детско-взрослого сообщества.

Лето – замечательное время для проведения разного рода самообразовательной деятельности. Это период свободного общения детей, удовлетворения каждым из них собственных интересов и приобретения новых.  У школы подготовки вожатых «Радуга» при Бурятском государственном университете существует интересная традиция. Школа приобрела статус республиканской школы, в которой могут обучаться все желающие, работать в летний период в детских загородных оздоровительных лагерях. Выпускники этой школы успешно работают не только на территории Бурятии, но и в Забайкальском крае, Иркутской области, Республике Тыва, достойно представляют наш регион во всероссийских  детских лагерях «Орленок», «Океан», «Смена».

Программа школы строится с учетом современных тенденций в системе отдыха и оздоровления детей, социализации и самореализации детей. В рамках подготовки вожатых издано учебно-методическое пособие по развитию профессионально-педагогической компетенции вожатых с учетом практического опыта работы оздоровительных лагерей Республики Бурятия. Пособие состоит из частей, где особое внимание уделено информационно-коммуникативной компетенции педагогов-вожатых, организации педагогического взаимодействия с детьми, коллегами в условиях летнего отдыха.

Интерес представляет также опыт Лиги юных журналистов Бурятии по реализации информационной активности детей в условиях летнего отдыха. В лагерях летнего отдыха дети в прошлом столетии издавали стенные газеты, «молнии», литературные альманахи, журналы, написанные и нарисованные «вживую», как правило, в одном экземпляре. Можно сказать, возникновение детской газеты в лагере само по себе естественно и органично. И тогда и сегодня дети старались и стараются делать свое информационное пространство умным и полезным.

Сегодня в информационном обществе уже не мыслим процесс издания медиапродукции без компьютера, будь то в школе или в лагере летнего отдыха. Вместе с вожатым, используя новые медиатехнологии, дети могут увидеть собственное творчество на страницах газеты или журнала. Хорошо,  если имеется в лагере компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, т.е. материально-техническая база в виде цифровой техники, можно и тиражировать свои издания. Различные формы работы  с прессой (читка газет, коллективный просмотр информационных программ, их обсуждение, пресс-бой, оформление отрядных уголков, праздничные открытки, боевые листки, КВН, общелагерная газета и др.) можно объединить, создав пресс-центр в лагере.

Сегодня в условиях летнего оздоровительного лагеря мы вполне можем предложить  детям разнообразные медиапрограммы (по основам журналистики,  радио- тележурналистике, газете, сайту) и реализовывать информационную активность детей, что дает им толчок развитию, более широкого выбора деятельности, выпуска медиапродукции.

В  своей работе мы применяем такие  информационных технологии как, обучающие (знания и умения основ журналистики), учебно-игровые (различные сюжетно-ролевые игры, пресс-конференции, диспуты и др.), моделирующие  (подготовка различных медиапроектов). Все это способствует  значительному повышению информационной активности детей, юных журналистов в условиях летнего лагеря, рождению новых авторов детских газет, радио-телепередач.

Например, Мария Краснова рассказывает, что только в лагере научилась работать с информацией, собирать, распространять ее. Это был хороший коллективный труд всего отрядного пресс-центра. «Здесь я нашла себе новых друзей, они помогли мне раскрыться, найти себя. Каждый юный журналист уникален и неповторим, у них всегда свое мнение, своя точка зрения, свое мироощущение, миропонимание. Они все мне дороги, что они такие разные». Денис Содномов, начинающий журналист: «Мне посчастливилось познакомиться в лагере с вожатыми, которые творчески относились к своей работе, они нас научили работать с информацией, выпускать стенную газету, критически анализировать ее внешнее оформление, содержание текстов, фотоиллюстрации. Дело это хлопотное, но интересное, много дискутировали на разные темы, обсуждали прочитанные книги».

Пресс-центр или редакция в лагере летнего отдыха может способствовать творческому проявлению каждого ребенка, в соответствии его интересами. Организация пресс-центра может быть самой разнообразной: творческой, ролевой, познавательной, развивающей и т.д. В качестве рекомендаций предлагаем проведение занятий как по основам журналистики, литературного творчества, и как результат – выпуск газеты или журнала. Структура его также может быть разной.

Взаимоотношения детей и взрослых строятся как партнерские. Редактором детской газеты назначается ребенок. Пресс-центр может работать по упрощенной схеме, так как основная масса ребят настроена на отдых и развлечения. Рекомендуется выпускать игровые, развлекательные приложения, ролики, комиксы ребят-художников, литературные конкурсы, вечера юных авторов, встречи с читателями, журналистами, писателями, конкурсы на лучшую рекламу и др.

Самодеятельная детская газета является важным инструментом участия детей в жизни лагеря, высказывания ими своего мнения. Она может выходить как в виде привычной стенгазеты, так и в печатном виде – листок, а также в электронной форме. Участие в работе над выпусками газеты способствует становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей, навыков публицистических выступлений, позволяет попробовать себя в роли журналиста. Ребята учатся общению, сбору и обработке информации, знакомятся с законами СМИ, учатся работать со справочной литературой, параллельно решаются задачи профориентации.

Редакторами газеты чаще всего выступают взрослые – вожатые, которые рецензируют и корректируют поступившие материалы, осуществляют контроль содержания заметок и статей. Фотографы, корреспонденты, наборщики набираются обычно из числа детей. Определенный контроль и этическая цензура нужны, однако вопрос о том, насколько они сильны, не препятствуют ли высказыванию своего мнения учениками, является открытым. Газета должна быть актуальной, отражать жизнь лагеря, выпускаться достаточным тиражом (хотя бы по одному экземпляру на отряд). Отдельные выпуски могут быть посвящены конкретным мероприятиям (например, праздникам, КВН, дискотекам и пр.) или датам. Необходимы рубрики, позволяющие учащимся выразить свое мнение по каким-либо проблемам. Дети могут помогать друг другу обсуждать проблемы детей в трудной жизненной ситуации, тем самым принимать сознательное решение о помощи своим друзьям и участвовать в том, чтобы сделать жизнь друг друга лучше.

Итак, что дает привлечение детей к развитию информационной активности, участию детском пресс-центре самим детям и взрослым?

Для самих детей

• Дети приобретают большую уверенность в своих силах. Участие в принятии решений уменьшает их чувства бессилия и беспомощности, с которыми часто ассоциируется период детства, дает ощущение значимости.
• Учатся уважать мнение и потребности других. Становятся более толерантными и способными прислушиваться к чужому мнению.
• Осознают свои права и обязанности. Это способствует безопасности ребенка.
• Получают новые знания, навыки и способности. В частности, получают опыт партнерских отношений и сотрудничества, лучше понимают сущность демократических принципов и моделей поведения.
• Больше стремятся участвовать в общественной жизни, что содействует формированию активной жизненной позиции. Дети становятся не равнодушными к окружающему их миру.
• Учатся определять суть проблемы и видеть способы их решения.

Для общества

• Социальная жизнь становится предметом интереса и деятельности детей, когда реализуемые проекты учитывают мнение молодого поколения.
• Усиливаются связи различных организаций и сообществ с детьми.
• Крепнет взаимодействие поколений.
• Детская политика и детские программы совершенствуются, становятся более эффективными.
• Меняется облик города, микрорайона в соответствии с пожеланиями и взглядами его жителей.
• Окружающая среда становится удобной и безопасной, все функционирует эффективнее.
• Появляется обоснование увеличения объемов ресурсов, выделяемых для обеспечения потребностей и приоритетов детей.
• Улучшается качество жизни детей и взрослых в целом.

Важно, чтобы в конце смены у детей осталось ощущение праздника, сделанного собственными силами. Еще одна существенная деталь – любой читатель детской лагерной газеты является ее потенциальным автором, а возможно в будущем и редактором. Такое взаимопревращение заложено в самой сущности издания. Это основа его развития, трансформации в зависимости от ситуации, это и есть реализация информационной активности, открытости  детей в условиях летнего отдыха.

Список литературы:

  1. Доржиева Л.Б. Бурятия молодая // Изд-во «Респ. типография», 2004. 120 с.
  2. Доржиева Л.Б. Социализация личности ребенка в процессе педагогической деятельности детских информационных объединений // Улан-Удэ, 2014. 292 с.
  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М., 2005. – 480 с.
  4. О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Редактор С.Б. Цымбаленко.- М.: ТОО ЮНПРЕСС, 1997. – 193 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.31 с. (Стандарты второго поколения).

 

Рецензенты: ФИО, ученая степень, звание, должность, место работы, город.
Ваганова Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор БРИОП г. Улан-Удэ
Молонов Геннадий Цыденович, доктор педагогических наук, профессор БГУ г. Улан-Удэ

 

 

Дополнительная информация