Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Медиацентр образовательной организации как среда формирования медиакультуры подростка

Маргарита Витальевна КузьминаМаргарита Витальевна Кузьмина,
Институт развития образования Кировской области
старший преподаватель, к.п.н.

Внедрение медиа-информационных и телекоммуникационных технологий, развитие и интеграция медиаобразования в условиях современного общества актуализирует важность создания медиацентров и ставит медиакультуру в число ключевых компетентностей современного подростка.

Ключевые слова: медиаобразование, информатизация, информационное общество, медиакультура, медиацентр.

 

Kuzmina Margarita Vitalievna
Institute for Educational Development of the Kirov region
Senior Lecturer, Ph.D.

Media Center educational organization as an environment of media culture teenager

The introduction of media information and telecommunication technologies, development and integration of media education in today's society actualizes the importance of establishing a media center and media culture puts one of the key competencies of the modern teenager.

Keywords: media education, information, information society, media culture, the media center.

Cкачать статью в .pdf

Стремительное развитие цифровых аудиовизуальных ресурсов, информационно-телекоммуникационных технологий, социальных сервисов и средств связи, а также активное внедрение их в современное образование, актуализирует задачу реализации и развития медиаобразования для формирования медиакультуры молодого поколения и безопасного использования медиатизированной развивающей среды в самостоятельной образовательной деятельности детей и подростков.

Школы XXI века находятся в состоянии перехода к новому Федеральному государственному образовательному стандарту, включающему мультимедиа, как ресурс и фактор повышения эффективности медиаобразовательного процесса. Освоение основ медиа и информационной безопасности входит в базовый уровень личностных и профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса в современном мире: от школьника и учителя, до родителей и широкой общественности.
В этих условиях одна из главных задач образовательных организаций связана с постепенной, и в тоже время продуктивной, реализацией стратегии медиаобразования как комплекса организационных, информационных, образовательных, воспитательных, развивающих мер, направленных на развитие личности и образовательной медиасреды.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в числе важных направлений использования информационных и телекоммуникационных технологий рассматривает развитие культуры, средств массовой информации, а также медиаобразования и дистанционного образования. В связи с этим современная школа, поступательно развивая систему российского медиаобразования, опирается на ключевые задачи по формированию медиа и информационной культуры учащихся.

Характерно, что новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) также включает требования, обеспечивающие в образовательных организациях возможность записи, обработки изображений и звука; -аудио, -видео сопровождение учебных проектов; использование интернет ресурсов в ходе аудиторной и самостоятельной учебной деятельности; развитие медиа и информационной культуры посредством кружковых занятий и факультативов.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подчеркивая важность воспитания поколения, способного грамотно воспринимать медийную информацию, адекватно ее оценивать и рационально применять, предполагает, что учащиеся должны уметь создавать медиатекстовые продукты, имея при этом необходимые знания о законах звуко-зрительного восприятия, кросс-культурной коммуникации, обладать медиаконвергентными навыками, понятием инфоэтики и быть готовыми к безопасному использованию медиапродукции для повышения уровня своей образованности.
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает аудиовизуальные и аппаратно-программные средства, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, печатные, электронные образовательные, информационные ресурсы, иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности в числе средств обучения и воспитания.

Нормативные предписания закона «Об образовании в РФ» и новых ФГОС оказываются созвучными ряду задач Государственной программы РФ «Информационное общество» на 2011-2020 гг. Разработчики программы предусматривают преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий между регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества. Для этого выдвигаются такие задачи, как развитие телерадиовещания; популяризация возможностей и преимуществ информационного общества; повышение готовности населения к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий. Нетрудно заметить, сколь серьезное государственное значение обретают процессы детского медиатворчества, организуемые как средство формирования медиакультуры учащихся.

Актуальность проблемы формирования медиакультуры обучающихся в условиях образовательной организации обусловлена рядом факторов, в числе которых стремительная медиатизация и «интернетазация» общества, возрастающий объем медиатекстовой информации, ежедневно потребляемой современными школьниками.

Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ открывая RIW-2015, как важнейший

Форум Рунета, отметил важность развития медиа-коммуникационной отрасли (МКС) и синергии трех отраслей — телекома, медиа и интернета: «Темпы, которыми сейчас идет прокладка оптоволокна в отдаленные населенные пункты, позволяет утверждать, что в ближайшие годы к интернету подключатся еще 37 миллионов россиян. Самыми важными в настоящий момент темами министр назвал обеспечение бесперебойной работы российского интернета и усиление участия государства в управлении критически важной инфраструктурой сети».

В настоящее время вовлеченность российской аудитории в социальные сети самая высокая в мире, все активнее пользователи интернета смотреть телевидение непосредственно в сети. Возрастает число пользователей с несколькими точками доступа в интернет (стационарный компьютер, ноутбук или нетбук, планшетный компьютер, мобильный телефон), что позволяет подросткам непрерывно находиться в информационном поле, получая разного рода медийную информацию, воспринимая культуру через призму экранного пространства.

Основные тренды сегодняшнего медиатизированного общества связаны с эффектами технологической сингулярности в современном компьютинге (обмене информации слов, цифр или того и другого одновременно), при котором произошел стремительный переход от поколения «Learning» к поколению «E-Learning» (электронное обучение), далее – к поколению «M-Learning» (мобильное) и поколению «V-Learning» (виртуальное).

Говоря о современной школе, мы предполагаем мобильность всех участников образовательного процесса. Школьники, студенты, преподаватели, родители, руководители системы образования должны иметь постоянный доступ к образовательным ресурсам и сервисам: в учебном заведении, дома, в дороге.

Чрезвычайно высока потребность в качественной подготовке профильных информационных и человеческих ресурсов. Это было осознано еще в 2009 г., когда прежний министр связи и массовых коммуникаций И.О. Щеголев в материале «С информацией, как с едой, – надо быть осторожнее», отметил: «Мы считаем, очень важно, как раз сейчас ввести специальную дисциплину. Называется «Медиаобразование». Суть – научиться вычислять для себя полезное и защищать себя от бесполезного. Обществу нужна некая информационная диета чтобы определять, какие самые хорошие информационные ресурсы и как максимально сократить время пребывания в развивающемся медийном информационном и виртуальном киберпространстве, получая при этом наибольшее количество необходимой информации. Ответы на эти вопросы учащийся должен находить в медиацентре современной образовательной организации и в деятельности, ориентированной на его медиаобразование, которое рассматривается как обучение, развивающее медиакомпетентность учащихся. Следовательно, развитие медиаобразования, как стратегии формирования медиакультуры учащихся, является актуальным и необходимым направлением в образовании.

Медиаобразование связано с изучением закономерностей массовых коммуникаций, принципов конструирования аудиовизуального экранного пространства, обучением созданию медиа, в том числе и на материале медиа.

Модели поэтапной реализации медиаобразования на протяжении многих лет изучаются в институте развития образования Кировской области и интегрируются в практическую деятельность образовательных организаций области в форме одной и/или нескольких из выделенных нами вариантов.

Модель первая - введение в образовательных организациях специального предмета, ориентированного на реализацию и развитие медиаобразования в школе. Эта модель связана с медиаподготовкой учащихся в рамках регионального компонента в структуре федерального базисного учебного плана школ. Примером тому в Кировской области является учебный курс «Основы проектной деятельности».
По отношению к учащимся этот курс направлен на развитие их ключевых компетентностей, включение школьников в педагогическую технологию «метод проектов». По отношению к педагогам данный курс связан с возможностью освоения ими педагогической технологии медиаобразования.

В то же время этот учебный предмет открывает возможности для создания мультимедийных (аудиовизуальных и других) ресурсов в условиях образовательной организации, как результата проектной (проектно-исследовательской) деятельности конкретной личности или команды учащихся в рамках курса «Основ проектной деятельности».

Вариативные компоненты базисных учебных планов лицеев, гимназий общеобразовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов и обычных школ располагают и другими дополнительными часами для специальных предметов, связанных с медиаобразованием.

Модель вторая - введение факультативных курсов медиаобразовательной направленности в образовательных организациях. Медиаобразовательные занятия учащихся могут быть организованы в процессе факультативной деятельности как варианты организации эвристических, игровых, проблемных, проективных и других креативных форм медиадеятельности.

Это расширение знаний по информатике и информационным технологиям, веб дизайну, мировой художественной культуре, риторике, журналистике, тележурналистике, истории кино, телевидения, театра и другим предметам, предполагающим возможность активной интеграции медиаобразования.

Модель третья - интеграция медиаобразования через дополнительное образование детей. Эта кружковая деятельность в школах и учреждениях дополнительного образования детей обеспечена программами, направленными на освоение учащимися современного медиапространства. Весьма важно, что в ситуации дополнительного образования детей не существует жестких ограничений и регламентации способов и средств достижения целей медиадеятельности.В этой связи, в управлении процессами медиатворчества учащихся необходимо оптимально сочетать ориентацию на качество цели с ориентацией на качество самого процесса, ведущего к достижению спрогнозированного и операционально заданного целевого результата.

Модель четвертая – интеграция медиаобразования в общеобразовательные предметы. Это не только предметы, связанные с информационными технологиями, но и большинство гуманитарных и точных дисциплин. Широкий простор для медиаобразования здесь также предоставляют педагогические технологии медиаобразования и проектной деятельности, но это далеко не единственные технологии для синтеза медиаобразования с общеобразовательными предметами.
В частности, это медиаподготовка учащихся при интеграции в предмет мультимедиа ресурсов, включая их анализ и критическую оценку, а также самостоятельная практикоориентированная творческая деятельность, связанная с производством готового медиапродукта.

Модель пятая – школьный медиацентр как медиаобразовательная среда образовательной организации, синтезирующая традиционную информационно-библиотечную (профессиональную) систему с современной мультимедийной, включающей возможности по разработке авторского медиаконтента. Это инновационная медиаконвергентная структура, активно взаимодействующая с разнообразными социальными институтами по вопросам культуры, образования и медиаобразования, медиабезопасности, экономики и другим, это среда, в которой формируются медиа и информационная культура учащихся.

Медиатворчество учащихся в детско-взрослом школьном медиацентре ориентирована на деятельностное изучение лучших примеров современных профессиональных образовательных медиа, активное внедрение новых медиа в образовательную деятельность, а также создание собственных качественных и развивающих медийных продуктов. Цель деятельности медиацентра - формирование медиаконвергентных умений современного школьника и нового уровня этико-экологического ноосферного медиавосприятия.

Участие школьников в создании аудиовизуальных медиатекстов, как одно из направлений медиаобразования, способствует не только развитию у них информационно-коммуникативных компетентностей, но и формированию совершенно нового уровня этико-экологического ноосферного медиавосприятия.

Медиацентр образовательной организации – это среда, в которой формируются медиа и информационная культура учащихся. Медиатворчество учащихся, объединенных идеей детско-взрослого школьного медиацентра, ориентировано на деятельностное изучение лучших примеров современных профессиональных образовательных медиа, активное внедрение новых медиа в образовательную деятельность, а также создание собственных качественных и развивающих медийных продуктов. Цель деятельности медиацентра - формирование медиаконвергентных умений современного школьника и нового уровня этико-экологического ноосферного медиавосприятия.
Деятельность медиацентра связана с рядом направлений в сфере медиа:

  • телевидение: школьное, кабельное, интернет вещание школы, населённого пункта, общественное телевидение, выход на профессиональные телевизионные каналы с образовательными программами для детей и юношества;
  • образовательное видео разных жанров: игровые, документальные, научно-популярные, социальные ролики, фотофильмы, анимация (рисованная, компьютерная, натурная, Stop-Motion, 3D анимация);
  • учебное видео (слайд-видеолекции, видеолекции-хроники, постановочные студийные и мультимедийные видеолекции, учебные видеоклипы, скринкасты, видео слайдкасты, анимации-сканографии, тематические видеокейсы, видеорешебники, видеозаписи мастер-классов, видео презентации педагогического опыта, видео презентации образовательных учреждений);
  • радио, подкастинг, в том числе интернет подкастинг;
  • фото, включая создание фотогазет, коллажей, фотоквестов, фотоблогов;
  • интернет ресурсы (сайты, блоги, социальные сети, мультимедийные лонгриды, мультискрипты, скрайбинг, сторителлинг).
  • газеты (интернет газеты, блог-газеты), альманахи, журналы, участие в создании которых способствует формирование медиаконвергентных умений современного школьника;
  • блок сетевого взаимодействия участников образовательного сообщества;
  • школьная медиатека;
  • составная часть информационно-образовательной среды школы.

Участие школьников в самоуправлении, в создании различных медиатекстов способствует расширению кругозора, формированию коммуникативных компетентностей, медиакультуры, медиаконвергентных умений современного школьника.

Для работы медиацентра необходимы определенного рода ресурсы, важнейшими из которых являются кадровые, материальные, организационные.

Медиацентр сосредоточивает в себе как профессиональные ресурсы медиатеки (в том числе библиотеки), так и опирающиеся на данный опыт самодеятельные ресурсы обучающихся.
Можно выделить ряд условий, обеспечивающих деятельность медиацентров образовательных организаций:

  • организационно-управленческие,
  • нормативно-регламентирующие,
  • процессуально-технологические.

Важнейший фактор организации медиацентров – человеческий, кадровый. В деятельности школьного медиацентра в большей или меньшей степени отражаются интересы и компетентности ее руководителя.
Статус медиацентра может быть различным:

  • структурное подразделение под руководством администрации школы, сотрудники которого представляют несколько направлений медийной деятельности;
  • сотрудник школы, работающий под руководством администрации школы, и охватывающий несколько медийной направлений деятельности;
  • команда педагогов школы, внедряющих мультимедиа в рамках урочной и внеурочной деятельности, проектной деятельности, предметов регионального и школьного уровня (к примеру, «Основ проектирования», «Основ проектной деятельности»);
  • сотрудники, работающие в учреждениях дополнительного образования детей по внутриотраслевым договорам;
  • образовательное сообщество (учителя – администрация школы - родители – учащиеся – выпускники - социум).

Работа медиацентра распространяется на все возрастные категории участников образовательного процесса и может быть интегрирована в урочную и внеурочную деятельность, в том числе в деятельность школьного или детского образовательно-оздоровительного лагеря.
 
Пример организации взаимодействия медиацентра с образовательным сообществом (см. рис.1)


 

 Рис. 1. Пример организации взаимодействия медиацентра с образовательным сообществом.

Медиацентр образовательной организации по отношению к учащимся способен формировать совокупность установок, знаний, умений, навыков, которые позволяют человеку определять, когда и какая информация требуется, где и как ее можно получить, как следует ее оценивать, систематизировать и использовать в соответствии с правовыми и этическими нормами.

Медиацентр – это среда, помогающая самореализации педагогического сообщества в медийном пространстве и позволяющая применять преимущества информационного пространства в образовательных и воспитательных целях для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении основной образовательной программы и творческом саморазвитии.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу деятельности детско-взрослой «команды» школьного медиацентра обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию, непрерывному образованию и активной учебно-познавательной деятельности.

Создание под руководством педагогов в рамках медиацентра разнообразных медиапродуктов является важным фактором формирования медиакультуры обучающихся. Можно выделить общий алгоритм, с позиций которого рассматривается создание разнообразных медиатекстовых продуктов.
«Чтение», анализ, обсуждение, оценка готовых качественных медийных продуктов, ознакомление с терминологией медиаобразования.

Упражнения по преобразованию медиа из одного вида в другой, детализация проекта по созданию медиа продуктов. Поиск идей, разработка сценария планируемого медиатекста.

Планирование медийного продукта, создание раскадровок, моделирование, в т.ч. с применением графических структур (эскизы, графы, кластеры, ментальные карты и т.д), изучение теоретических вопросов по теме, анализ вариантов практической деятельности, имеющихся и необходимых ресурсов.

Подготовка материалов: видео, фото, сканов, графики, инфографики, анимации, скринкастов, слайдкастов, звуков, музыки, шумов, футажей. Детализация, анализ, экранного медиатекста, акцентов. Создание собственного медиатекста с учетом имеющихся теоретических знаний, потребностей, интересов, навыков.
Монтаж (верстка) в программах по определенным правилам.
Деятельность медиацентров может быть оценена не только на уровне образовательной организации, но и в сетевом образовательном сообществе. Сетевые проекты, очные и дистанционные конкурсы, фестивали, олимпиады помогают педагогам и учащимся презентовать свои работы, анализировать работы других, общаться с профессионалами и медиацентрами образовательных организаций не только России, но и всего мира.

Для понимания общей концепции современного медиацентра можно рассмотреть медиахолдинговую модель, разработанную в детском образовательно-оздоровительном лагере юных журналистов. Аналогичная модель может быть интегрирована в деятельность детского пришкольного летнего лагеря. Ее преимущества в том, что современное молодое поколение, активно применяющее различные гаджеты и девайсы, выстраивает систему внешних взаимоотношений при развивающейся внутренней самоорганизации и ответственности внутри команды сверстников.
Задачами такой смены могут быть:

  • подготовка молодежи к успешной жизни в современном информационном обществе;
  • накопление опыта в сфере медиа, развитие медиаконвергентных умений на мастер-классах специалистов различных сфер деятельности;
  • приобретение участниками смены навыков общения с иностранной молодежью, преодоление языковых барьеров в общении, изучение традиций других народов при изучении и применении новых нерусифицированных гаджетов, анализе иностранных медиа, сетевом международном медиа проектировании;
  • формирование и развитие лидерских качеств и активной жизненной позиции современной молодежи при организации медиахолдинговой командной деятельности;
  • помощь подросткам в самоопределении, формировании жизненных ценностей.

В программу смены могут быть включены:

  • мастер классы специалистов, обучение мастерству в области телевидения, радио, фото, журналистики, рекламной деятельности, веб-дизайна, актерского мастерства;
  • мастерские педагогов: психологов, филологов, историков, информатиков,
  • мастерские деятелей культуры и искусства: поэтов, художников, музыкантов и других;
  • практические задания из области телевидения, радио, фото, журналистики, информ агентств: написание статей, заметок, верстка газет, буклетов; съемка и монтаж сюжетов о жизни лагеря и детей; фотографирование, обработка фотографий, создание коллажей; звукозапись и работа радио, работа рекламного и информационного агентства и многое другое;
  • калейдоскоп культур: проведение иностранными волонтерами тренингов, мастер-классов, бесед о своей стране, ее культуре, средствах массовой информации, онлайн встречи с интересными людьми из других стран в формате вебинаров;
  • развивающие, деловые, познавательные игры и конкурсы: на общую эрудицию, на смекалку, фотокроссы, прочие игры, в которых ребята закрепляли полученные на занятиях знания;
  • игры, конкурсы, лагерные праздники, дискотеки.

Повышение медиа- и информационной грамотности школьников и формирование в итоге их медиакультуры – важнейшие направления в развитии современного образования, ориентированного на медиатизированное поколение «большого пальца». Эти направления – есть импульс формирования медиакультуры молодого поколения, опыт актуализации вопроса самоидентификации через медиальное сознание для достижения в сознании гармонии окружающего мира и мира медиа.

Достижение высокого уровня медиа и информационной культуры современного школьника позволяет развивать деловые и кросс-культурные коммуникации, сокращать разрыв между информационно бедными и информационно богатыми людьми, сообществами, странами, ответственно, безопасно и цивилизованно вести плодотворный диалог в медианасышенной информационной среде.
Источники:

Дополнительная информация