Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Медиазависимость в современном мире – реальная угроза целостности и социальной адекватности человека

Екатерина Денисовна ФедороваЕкатерина Денисовна Федорова,
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Факультет коммуникаций, медиа и дизайна,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Catherine Fedorova,
National Research University Higher School of Economics

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов, в частности, проблема медиазависимости. Обосновывается идея о том, что медиазависимость является реальной угрозой целостности и социальной адекватности человека. Посредством анализа и сопоставления содержания современных зарубежных англоязычных источников с нынешним состоянием российского медиапространства было выявлено несколько тезисов. Во-первых, медиа способны создавать и навязывать людям новые потребности, многие из которых последние приобретают путем научения. Желание удовлетворить все большее количество потребностей с помощью медиа называется медиазависимостью. Как симптом такого рода зависимости, у человека возникает необходимость в популярности, всеобщем внимании, иногда жестокости, причинении вреда и т.д. Во-вторых, массовое помешательство на создании особых фотографий («селфи») приводит к возникновению новых психологических расстройств, нередко приводящих к суициду или трагической смерти. В-третьих, под влиянием медиа память человека ухудшается, притупляется воображение, теряется способность грамотно мыслить и изъясняться. С помощью многочисленных актуальных примеров психологических отклонений личности доказано, что медиазависимость действительно оказывает деструктивное воздействие на целостность и социальную адекватность человека, а также является одной из главных медиаугроз.

Ключевые слова: медиазависимость, социальная адекватность, целостность личности, научение, подростковая жестокость, селфи, медиасреда, социальная сеть.

Media system dependency in the modern world - a real threat to the integrity of the human and social adequateness

Abstract. In the present article the issues of safety and rational usage of communicative resources and the problem media system dependency in particular are under consideration. The hypothesis that media system dependency threats to social adequateness of human is being proven. Some theses were educed as a result of analysis and comparison of content of modern foreign English-language and Russian-language resources. First of all, media are capable to create and impose new needs. A lot of them people acquire by teaching method. The wish to satisfy a growing number of exigencies with helping of media is named `media system dependency`. As a symptom of that kind of dependency, a person feel the necessity in popularity, spotlight, sometimes in cruelty and violence.Secondly, mass addiction to taking photos which are more known as `selfie` leads to appearance new psychological problems. Not infrequently such frustrations cause suicides and tragic deaths.Furthermore, recollection and imagination are getting worse, the capacity to cerebrate in a proper way is hebetating. Currently center instances of psychological fluctuations asserted that media system dependency really have a destructive impact on social adequateness of human and also poses as one of the most dangerous media threats.

Key words: media system dependency, social adequateness, personal integrity, teaching method, teenage violence, selfie, media environment, the social network.

«Halfway across Westminster Bridge, I witness two men duelling – with selfie sticks»
WillSelf. Madnessofcrowds

Cкачать статью в .pdf

Современный человек все больше и больше похож на шарнирную куклу с подвязанными к ней нитями. Вообразим, что нити – это средства массовых коммуникаций: социальные сети, информационные агентства, телевизионные программы, журналы, газеты и т.д. И чем больше к человеку привязано ниточек, тем проще им управлять. Однако может сложиться такая ситуация, что нитей окажется слишком много, и человек элементарно в них запутается, оказавшись в западне. Его поглотит бездна, так давно и любовно его разглядывавшая [1], что о дороге назад можно позабыть. А это уже диагноз и грандиозная проблема сегодняшнего мира.
Целью нашего исследования является теоретическое и эмпирическое доказательство или опровержение тезиса о том, что медиазависимость – это реальная, а не потенциальная угроза целостности и социальной адекватности человека. Степень влияния медиа прямо пропорциональна уровню общей зависимости людей от средств массовых коммуникаций, психологические расстройства личности во многом связаны с непрерывно развивающейся средой медиа и ее постоянным влиянием на человека.
Для подтверждения или опровержения гипотезы составим список необходимых задач:
  • Выработать грамотный понятийный аппарат, который поможет нахождению ответа, соответствующего реальности (определения терминов «медиазависимость», «социальная адекватность», «целостность личности», «подростковая жестокость», «селфи» и др.).
  • Ознакомиться с зарубежными англоязычными источниками, критически проанализировав их и сопоставив с нынешним состоянием медиасреды в России.
  • Найти адекватные примеры, отражающие расхождение с заявленным тезисом или, наоборот, совпадение с ним.

В условиях технического прогресса, средства массовых коммуникаций непрерывно совершенствуются. Количество информации возрастает в геометрической прогрессии. У людей появляется все больше возможностей приобретения гаджетов, а также упрощается технология их использования, тем самым позволяя людям пользоваться неограниченным количеством источников получения информации. Все чаще современный человек зарегистрирован в нескольких социальных сетях, в каждой из которых имеет новостную ленту, публикации «друзей», а также энное количество активных диалогов, удерживающих человека в потоке не прекращающейся коммуникации. Портал Search Engine Journalсообщает, что только за 2014 год в сети Instagram «зарегистрировано 150 миллионов активных пользователей иотправлено 16 миллиардов фото, а также ежедневно пользователи публикуют 55 миллионов фото и ставят 1,2 миллиарда «лайков» [2]. А ведь Инстаграм по популярности всего лишь седьмая по счёту социальная сеть [3]. Получается, что человек замещает собственные мыслительные процессы бесконечно льющейся информацией, во многом теряя собственную идентичность, целостность, а в более опасных случаях – адекватность.

Как уже было сказано, одним из методов исследования является анализ зарубежной англоязычной литературы: публикаций, учебников, научных работ и т.д. Для поддержки актуальности преимущественно были выбраны источники за 2005 – 2016 гг. ведущих журналистов, ученых и исследователей медиапространства из США, Великобритании и других стран. Кроме того, в качестве примеров подобраны новостные сюжеты, относящиеся к установленной проблеме.

Итак, что же такое медиазависимость? В книге Бэрона и Дэвиса «Теория массовых коммуникаций» медиазависимость объясняется следующей цепочкой: чем больше человек нуждается в том, чтобы его потребности были удовлетворены за счет использования различных медиа, тем больше он зависим от последних [4]. Следовательно, медиазависимость – это особого рода отношения человека и медиасреды, в условиях которых он все менее способен самостоятельно без нее существовать. Важно также отметить, что, по мнениюавторов упомянутой книги, количество зависимых прямо пропорционально степени влияния медиа на людей. «From a macroscopic societal perspective, if more and more people become dependent on media, media institutions will be reshaped, the overall influence of media will rise, and media’s role in society will become more central» [4, с. 273]. В качестве примера приводились глобальные мировые кризисы и катастрофы, информацию о которых человек мог почерпнуть только из СМИ (во многом характеризующихся субъективной подачей новостей). Естественно, что в подобные времена человек сильнее зависит от медиа как от основного инструмента, рисующего его картину мира. Добавим, что первые исследователи зависимости людей от медиа (mediasystemdependency),М. Л. де Флер и С. Болл-Рокешо (1976), выделили три важных аспекта, приводящих человека к подчинению СМК, а именно использование медиа:

  • для понимания окружающего мира;
  • для конструктивного и эффективного взаимодействия в обществе;
  • для освобождения от социальной реальности.

Получается, что медиа буквально с самого начала своего существования имеют способность навязывать человеку новые потребности, он же, в свою очередь, стремится качественнее их удовлетворить, создавая для этого новые и новые средства. Во многом люди «приходят» к медиазависимости благодаря широкому диапазону доступных им технологических носителей информации.

Здесь же необходимо отметить, что в современном обществе телевидение и Интернет становятся все более значимой частью жизни человека, выступая в качестве замены повседневного опыта [5].Создатели источников все интенсивнее используют прием активного внедрения сообщения. Сейчас буквально в каждой Интернет-статье возможно помимо основного текста новости встретиться с тремя-четырьмя ссылками на похожую информацию, предыдущие события или свежие прогнозы, уводящие читателя по цепочке вдаль, когнитивно конструирующие тем самым его социальную реальность. Здесь же допустимо вспомнить о «боте», созданном общественно-политическим сетевым изданием «Медузой», отправляющим новости в сети «TelegramMessenger». В итоге у подписавшихся на информирование образуется диалог (монолог, по сути) с тысячью известий, о которых приходят оповещения каждые полчаса. Кроме того, «Медуза» с помощь всплывающих иконок на компьютере/планшете/смартфоне информирует пользователей о так называемых «breakingnews». Стоит не забывать, посты интернет-издания содержатся также и в новостной ленте «ВКонтакте», совершенно не оставляя возможности любителям «Медузы» о ней запамятовать и отвлечься от бесконечного коммуникационного потока (и далеко не каждый способен его адекватно вынести). Отсюда же вытекает потребность человека в ориентации. Далее мы поймем, что постоянное желание опереться на СМК не соотносится с особенностями целостности индивида.

Следующим шагом логично рассмотреть понятия «социальная адекватность» и «целостность личности». Их обязательным критерием является нормальное психологическое состояние человека, то есть «состояние личности, согласовавшей в допустимых пределах требования своей нервной системы с требованиями социальных групп, в которых он вынужден жить», как отмечает доктор психологических наук, И. Р. Сушков [6]. Ключевым моментом в значении термина «социальная адекватность» является не «подстраивание» под социальные нормы, а принятие их внутри себя.

Особенность целостной личности заключается в гармонии между всеми частями, составляющими человеческую психику. Уверенность во взглядах, устойчивое мировоззрение, минимизированный или вовсе отсутствующий внутренний конфликт, спокойствие и душевное равновесия – это только половина тех факторов, которые формируют целостность человека.

Психологи-бихевиористы выяснили, что человека можно «обучить» каким-либо действиям или поведению. Это обозначается таким понятием, как «научение» («психологический процесс, который раскрывает, как человек приобретает навыки, знания и умения» [7]). Нас интересует один из видов оперантного научения – социальное научение или викарное подражание, в результате которого дети или подростки ведут себя таким образом, что частично не понимают или вовсе не осознают последствий своих действий. Теперь обратимся к работе нескольких ученых, занимавшихся проблемой влияния насилия в медиапространстве на детей и подростков [5]. Исследователи констатировали, что телевидение стало основой «культурной среды» человека, состоящей из вещательных программ, смыслов и удовольствий, которые они производят. Массмедиа почти ежедневно предлагают образы насилия и неоднократно подвергают людей к просмотру травматических сцен, генерируя у них иммунитет к ужасам насилия.«Violence was defined by the World Health Organization as the intentional use of physical force or the threat of force, against oneself, another person or group, resulting in the production or possibility of causing injury or death, psychological harm, poor development or deprivation». (WHO, 2002) [5, c. 49]. На энергично развивающиеся умы подростков и детей насилие в массмедиа влияет крайне негативно, вырабатывая у них жестокость (что является психическим отклонением). Во многих странах прогремели ужасающие истории о насилии среди молодежи, кровавых бессмысленных драках, снимающихся на телефон и выкладывающихся впоследствии в социальную сети. Россия – не исключение. Страшно подумать, но школьники в исступлении избивают своих одноклассников/знакомых/сверстников, а также пенсионеров и вообще тех, кто мало способен оказать им противостояние, ради «лайков» и популярности в сети. 4 марта 2016 года в Пензе шестеро девушек жестоко избили свою тринадцатилетнюю подругу, сняли на видео, а затем выложили в интернет [8]. Подобному мнимому геройству школьницы вполне могли «научиться» с самого раннего возраста в Интернете или из телевизионных фильмов и новостных сюжетов. Научение происходит постепенно, а жестокость либо проявляется сразу, либо, как бомба замедленного действия, взрывается неожиданно. Следствие – видеоролик, размещенный на публичном пространстве в качестве доказательства собственной «правоты». В России все больше наблюдается снижение возрастной планки уголовной ответственности. Государственная Дума уже вынесла предложение о том, чтобы дети подвергались уголовному наказанию с 12 лет. Это во многом печальный результат взаимодействия медиасреды и детской психики, а также халатности родителей, предоставляющих детям неограниченный доступ в Интернет и к компьютерным играм.

Теперь рассмотрим более безобидное проявление последствий влияния медиасреды, но не менее деструктивное для человеческой психики. «Селфи», или автопортрет, созданный посредством фотографии. Начать хотелось бы со статьи известного журналиста, Уила Селфа «Сумасшествие толпы» [9]. Автор иронично называет людей высоко-застенчивыми существами, ведущими себя как скопление овец и приводит строки сонета У. Вордсворта «На Вестминстерском мосту». Если в 1802 году поэт возвышенно описывает чувства, возникающие у человека от нахождения в столь живописном месте, то сейчас люди продуцируют тонны бессмысленных фотографий, теша себя мнимыми целями – сохранить «сокровенные» воспоминания на века, «прославиться» или выставить собственное «я» на показ. При этом даже не осознают, что «оскорбляют» тем самым собственную память, не полагаясь на нее, но боясь забыть то великолепное ощущение, которое они в результате все равно не получают. Здесь же можно ссылаться на работу Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» [10]. В ней рассматривается обесценивание искусства из-за появления технологических новшеств, а также, вследствие этого, упадок культуры. «Изо дня в день проявляется неодолимая потребность овладения предметом в непосредственной близости через его образ, точнее – отображение, репродукцию. При этом репродукция в том виде, в каком ее можно встретить в иллюстрированном журнале или Кинохронике, совершенно очевидно отличается от картины». Однако наша цель – причины психологического расстройства личности. Поэтому вспомним о таком психическом отклонении, как «нарциссизм». В той же статье У. Селфа сказано, что изобретение «селфи-палки» – зенит нарциссизма. Пожалуй, с этим сложно поспорить. Известно, что здоровая доля нарциссизма необходима для удачного лидерства. Но нарциссы, выходящие за рамки социально приемлемого поведения, делают жизнь окружающих совершенно невыносимой. В статье Малона Патрика рассматривается влияние этого явления на рабочий процесс. Приведен пример служащего, выступающего с девизом «все для меня» и отзывы сотрудников о невозможности находиться рядом с таким человеком [11]. У нарциссов чрезмерно завышены самооценка, высокомерие, тщеславие, беспокойство о собственной внешности и имидже, а также отсутствует сострадание. Селфи и социальные сети, чтобы ими поделиться – своеобразные чашки Петри для развития нарциссов. Люди теряют толерантность и становятся нетерпимыми к критике, а также обособленными и неспособными к командной работе. Однако психологии известны диаметрально противоположные проявления влияния селфи на психику человека. В апреле 2014 года у мужчины в Америке диагностировали дисморфобию(«психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела» [12]), вызванную тем, что он в течение 10 часов пытался сделать «правильное» селфи. После неудачных попыток сотворить идеал, мужчина решился на самоубийство. В этом же месяце было зафиксировано ещё несколько случаев, когда подростки публиковали фото в состоянии дисморфобии [13]. Кроме того, подростки идут на совершенно безрассудные поступки, чтобы сделать «ошеломительное» селфи. Только в 2015 году полиция России зафиксировала более 100 несчастных случаев, вызванных попыткой создать эффектный кадр [14]. То, что человек встает на крышу движущегося электропоезда и вытягивает перед собой руку с активной фронтальной камерой на телефоне, ставит под сомнение его психическое здоровье и психологическую целостность.

Нельзя не упомянуть о такой интернет-сети как «Pinterest», позиционирующей себя «инструментом для наглядного представления и поиска интересных и полезных идей», иными словами, кладезью креатива. Это лента, состоящая исключительно из картинок по различным тематикам. Возможно, пользователи и получают некоторые практические советы и навыки благодаря увиденному, но в общей массе они зарегистрированы в этой сети, чтобы, прямо скажем, «убивать своё время». Некоторые маскируются за «интеллигентными» темами, представленными на сайте (всего от пользователей требуется выбрать пять рубрик), такими, как «история», «воспитание», «образование», «природа» и т.д. Остальные же выбирают темы «по интересам» - прически, ногти, рецепты коктейлей, юмор о тренажёрном зале и ещё десяток бессмысленных тем, на которые так же бессмысленно будет потрачено время.

Самое интересное, что из-за нахождения в таких сетях по несколько часов в день у человека совершенно притупляется воображение, способность мыслить длинными предложениями, воспринимать сложный печатный текст. В книге М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно

«Диалектика просвещения» [15], зачастую подвергаемой критике, высказана, как нам кажется, очень правильная мысль: «Они построены таким образом, что, хотя для их адекватного восприятия и требуется схватывать все быстро и аккуратно, быть наблюдательным и сведущим, именно мыслительную активность воспрещают они тому зрителю, который не хочет ничего упустить из проносящегося перед его взором потока фактов. Хотя требующееся тут от зрителя напряжение является столь хорошо рассчитанным, что в конкретных случаях не возникает необходимости в его актуализации, оно все же оказывается достаточным для того, чтобы вытеснить воображение». Заметим, что эти строки написаны ещё в 1947 году про кинематограф и остаётся только воображать о происходящем с человеческой психикой в наше время – эпоху господства и абсолютного заполнения человеческой жизни медиасредой.
В заключении работы стоит сделать несколько основополагающих выводов:

  • В результате анализа зарубежных источников относительно поставленной проблемы, было выяснено, что все они актуальны для сложившегося в России медиапространства. Это было подтверждено многочисленными примерами отклонения людей от нормального психического состояния, ведущего за собой разрушение целостности и социальной адекватности личности.
  • На наш взгляд, доказано существенное влияние медиазависимости на целостность и социальную адекватность человека посредством сопоставления критериев социально-адекватной личности и персоны, глубоко затронутой воздействием медиа. Показано, что люди с такими отклонениями, как нарциссизм, жестокость, притупление воображения, дисморфобия, вызванными интенсивным влиянием медиа, далеки от социально адекватных личностей.

Защитой от рассматриваемой медиаугрозы могут являться многие способы ограничения медиасреды: усиление гейткипинга, ограничение интернета по времени, возрастные ограничения и т.д. В некоторых городах Индии, к примеру, селфи запрещены властями из-за участившихся несчастных случаев [16]. Но ничего не произойдет, до того, как человек самостоятельно не решит ограничить себя от бесконечно всплывающих сообщений, «лайков», компьютерных игр и т.п. В книге «Со всеми и ни с кем» известного американского журналиста Майкла Харриса приводится реплика [17]:

«Я хочу сказать, что ты, конечно, можешь взять отпуск от интернета, если тебе так уж этого хочется, но это все равно, что взять отпуск у ботинок».

Это действительно так, потому что в наше время невозможно уйти от интернета на глобальном уровне, да и, пожалуй, бессмысленно. Главное – умение найти грамотные способы избегания последствий медиаугрозы. «Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя» (Л.Н. Толстой). Хотелось бы дополнить, что не только изменение самого себя, но и тщательная забота о своих близких и подопечных – первый шаг к тому, чтобы не потерять личностную целостность.

Источники:

  • Ф. Ницше, «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» // Спб.: Азбука : Азбука-Аттикус, 2015
  • Albert Costill. 30 Things You Absolutely Need To Know About Instagram // Портал Search English Journal. 2014. URL: https://www.searchenginejournal.com/30-things-absolutely-need-know-instagram/85991/(дата обращения: 04.04.2016)
  • Top 15 Most Popular Social Networking Sites | April 2016 // Портал eBiz MBA | The eBusiness Guide. 2016. URL: http://www.ebizmba.com/articles/social-networking-websites(дата обращения 04.04.2016)
  • Stanley J. Baran, Dennis K. Davis. Mass communication theory: foundations, ferment, and future // Boston, USA: Wadsworth Cengage Learning, 2009 – C. 273-276
  • IOAN, Beatric. IOV, Tatiana. DUMBRAVA, Andrei. STREBA, Irina. IONESCU, Simona. DAMIAN, Simona. Implications of media violence on the aggression in children and adolescents // Revista de Cercetare si Interventie Sociala. – Mar2013. – Vol. 40. – С. 48-60
  • Сушков И. Р. Психологические отношения человека в социальной системе. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 412 с.
  • Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003. С. 175-191
  • В Пензе четыре девушки избили 13-летнюю школьницу из-за сломанной сигареты // Российский федеральный государственный информационный телеканал «Россия-24». 2016. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2734650# (дата обращения: 05.04.2016)
  • Self, Will. Madness of Crowds // New Statesman. – 1/16/2015. – C. 62-62
  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости – М.: Изд-во «Медиум» 1996. С. 15-66.
  • Malone, Patrick. Dealing With Selfies // Public Management (00333611). – Aug2014. – Vol. 96 Issue 7. – C. 4-18.
  • Дисморфобия // Общедоступнаямультиязычнаяуниверсальная интернет-энциклопедиясосвободным контентом «Википедия». 2016. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дисморфобия(дата обращения 04.04.2016)
  • Rebecca Savastio. Selfies Cause Narcissism, Mental Illness, Addiction and Suicide? // Guardian Liberty Voice.2014. URL: http://guardianlv.com/2014/04/selfies-cause-narcissism-mental-illness-addiction-and-suicide/ (дата обращения: 05.04.2016)
  • Эпидемия селфи: как россияне калечат себя ради эффектного кадра // Российское агентство международной информации «РИА Новости». 2015. URL: http://ria.ru/society/20150828/1212681518.html (дата обращения: 05.04.2016)
  • Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997. С. 149-209.
  • СМИ: в Индии подросток погиб под поездом, пытаясь сделать селфи /Российское агентство международной информации «РИА Новости».2016. URL: http://ria.ru/world/20160201/1368259486.html (дата обращения: 05.04.2016)
  • Харрис, Майкл. «Со всеми и ни с кем. Книга о нас – последнем поколении, которое помнит жизнь без интернета // М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015, 216 с.

Дополнительная информация