Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

УДК 378.14

Интерактивное образование в новой информационной среде

Носкова Татьяна НиколаевнаНоскова Татьяна Николаевна, РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.





Тумалева Е.А.Тумалева Елена Андреевна, РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.





Павлова Татьяна БорисовнаПавлова Татьяна Борисовна, РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.





Яковлева Ольга ВалерьевнаЯковлева Ольга Валерьевна, РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация
В статье анализируется потенциал современных социальных медиа и   его использование в образовательных практиках, на примере исследований преподавателей и магистрантов одной из кафедр РГПУ им. А.И. Герцена. Рассматриваются вопросы информационно-технологической подготовки специалиста образования как основного условия приобщения к медийному пространству; средства повышения качества подготовки специалиста; перспективы развития специалиста. Авторами выделяются основания создания и использования образовательных практик в условиях использования социальных медиа, которые будут способствовать их становлению и развитию как специалистов, обладающих  компетентностью в области медиа технологий  в условиях информационного общества. Раскрывается сущность и содержание, реализуемого авторами, образовательного модуля «Социальные медиа и современные образовательные практики». В статье обосновывается актуальность проблемы использования социальных медиа в  решении различных классов задач развития: культуры общения учащихся с медиа; критического отношения к медиатекстам, их полноценного восприятия и анализа; творческих способностей и умения самовыражения при помощи возможностей социальных медиа. Пути развития умений использования специалистами образования всех возможностей информационного поля Интернета, телевидения, радио, прессы, кинематографа и видео показаны на конкретных примерах магистерских исследований.
Ключевые слова
Социальные  медиа,  образовательные практики,  сетевые   сообщества, социальная активность молодежи, медиакомпетенции.

Social media and new educational practices

Noskova Tatiana, PhD, professor, Herzen State Pedagogical University of Russia
Tumaleva  Elena,   PhD,   associate   professor,  Herzen   State   Pedagogical University of Russia
Pavlova Tatiana, PhD, associate professor, Herzen State Pedagogical University of Russia
Yakovleva Olga, PhD, associate professor, Herzen State Pedagogical University of Russia

Abstract
The paper analyzes the potential of modern social media and its use in educational practice. An example is the research in Herzen University. Training in  the use of IT and social media is the basic condition of professional education: means of improving the quality of specialist training; prospects for the development of a specialist. The authors distinguish the basis for the use of social media in educational practices, which contribute to the growth and development of competences in the  field of media technology in the information society. The essence and content of the educational module "Social Media and the modern educational practices" is described. The article explains the importance of the problem of using social media in solving various classes of problems: development of students’  communicative culture; critical attitude towards media texts, their full perception and analysis; creativity and self-expression skills with the help of social media. Ways of development skills for education specialists are shown on the examples of master's studies of different aspects of Internet, television, radio, press, cinema and video.
Keywords
Social media, educational practices, online communities, social activity of youth, media competences.

Cкачать статью в .pdf

Современные подходы к высшему педагогическому образованию базируются на необходимости эффективного формирования медиакультуры специалиста. Информатизация – это системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации [1].

Современные цели образования связаны с подготовкой специалистов с новым типом мышления и информационной культуры, соответствующими требованиям постиндустриального общества. Информационная культура, являясь неотъемлемой частью профессиональной культуры учительства, не может быть сведена только к системе знаний в области информационных процессов, а являет собой их деятельное применение, т.е. включает в себя аспект активно-преобразовательного отношения к миру. В настоящее время общество сталкивается с проблемой радикального изменения всей информационной      культуры,      общественного      менталитета,      изменения стереотипов информационного поведения и появления более явных рациональных ценностных ориентиров.

Изменения происходят, прежде всего, в медиасреде, которая приобрела атрибуты интерактивности и мультимедийности. [2] Сегодня медиасреда не просто опосредует восприятие действительности,  а сама продуцирует новую действительность. Развитие сетевых технологий, в частности интернет, привело к необходимости расширения трактовки «медиа» применительно к новым условиям: так появилось понятия «социальные медиа» (social  media).  В  частности,  с целью  демонстрации принципиального отличия «традиционных» медиа от социальных, известный американский журналист приводит пример театральной постановки: в традиционной постановке зрители являются зрителями, а в социальных медиа – соучастниками [3].

В среде социальных медиа появляются и развиваются особые формы социальной активности молодежи [4]. Социальная активность выступает как форма создания и продвижения своей коммуникативной идентичности и проявляется через различные формы политической активности и социокультурной активности. Несомненно, что высокую активность молодежи в среде социальных медиа необходимо переносить в сферу образовательной деятельности. Это требует особых педагогических подходов и современных методик взаимодействий в электронной среде.

Современный педагог должен иметь компетенции, позволяющие подготовить детей и подростков к взаимодействию с широкой средой социальных медиа. Эту сложную задачу можно решать на базе использования самих социальных медиа, вовлекая молодежь в образовательные взаимодействия, позволяя осознавать новые возможности и риски этой среды. Именно поэтому кафедра методики информационного и технологического образования института компьютерных наук и технологического образования РГПУ им. А.И. Герцена уже третий год реализует совместно с Институтом ЮНЕСКО    по    информационным    технологиям    образовательный     модуль

«Социальные медиа и современные образовательные практики» с выдачей международного сертификата. Цель модуля – формирование компетенций современных преподавателей в использовании медиа среды в решении образовательных задач.

В содержание модуля входят такие вопросы, как новые социально- психологические явления в среде глобальных взаимодействий; социальные медиа: понятие, социальная значимость, педагогический потенциал; задачи медиаобразования; роль социальных медиа в образовательной среде: вопросы проектирования медиа-среды для решения конкретных образовательных задач; Интернет-сервисы социальных медиа и методики виртуальных  образовательных взаимодействий на основе социальных медиа.

Кроме того, модуль призван помочь педагогам и специалистам в области образования найти ответы и на более глубокие вопросы. В частности, каковы наиболее действенные приемы использования социальных медиа в решении различных классов задач. Здесь можно выделить несколько важных направлений.    Во-первых,    косвенное    влияние    на    личность      субъектов образовательных взаимодействий в среде социальных медиа – побуждения, стимулирования, столкновения, прояснения позиций.

Во-вторых, - влияние на обучающихся в сетевой среде лидеров мнений. К таким влияниям могут быть привлечены авторитетные коммуникаторы (например, социальные партнеры, успешные выпускники, работодатели). Важно работать дифференцированно с фокус-группами, учитывая особенности конкретной аудитории воспитательных взаимодействий. Лидеры мнений первыми воспринимают информацию, реагируют на вызовы сетевой среды, откликаются на них, становятся своеобразными передовыми источниками информации, с помощью которых можно воздействовать на основную аудиторию субъектов электронной среды.
В-третьих, актуальны сегодня подходы к решению воспитательных задач, перенесенные из социальных медиа, в частности, социальных сетей. В перспективе, описанные выше формы взаимодействий должны приводить к запуску в сетевой среде процессов самоорганизации, синергии, как в социальных сетях.
В-четвертых, важным является использование подходов, уже хорошо проверенных масскоммуникационной средой. Наряду с диалоговыми формами, организуемыми воспитательными дискурсами, в корпоративной электронной среде вуза, школы могут функционировать и однонаправленные коммуникационные потоки воспитательного назначения. Эти потоки реализуют воздействия на сознание развивающегося человека через каналы массовых коммуникаций – программы телевидения, электронных СМИ, радио,  обращения известных людей.

Важно, что результаты исследований магистрантов, в том числе в процессе изучения данного модуля, находят отражение в разработке новых экспериментальных методик образовательных взаимодействий в виртуальной среде. [5, 6]

Приведем примеры. Темой одного из исследований была выбрана   такая:
«Виртуальные экскурсии как средство развития лингвокультурной  компетенции у студентов». Актуальность исследования определялась недостатком возможностей развития лингвокультурной компетенции у студентов средствами традиционных занятий в условиях отсутствия естественной языковой среды, а также недостаточным использованием виртуальной среды (в частности, рассматриваемых виртуальных экскурсий) в целях развития данного вида компетенции. Было установлено, что виртуальная реальность, как система взаимосвязанных визуальных, звуковых, кинетических образов-объектов, порождаемая программными средствами компьютера, становится все более популярной в современном образовании, поскольку, обладая бытийными свойствами обычной реальности, может обеспечить необходимое коммуникативное взаимодействие и практическое погружение в изучаемую лингвокультуру, непосредственно влияя на уровень лингвокультурной компетенции обучающихся. В исследовании разработаны условия использования виртуальных экскурсий в целях развития лингвокультурной компетенции у студентов в процессе изучения иностранных языков.

В рамках другого исследования рассматривались условия включения потокового видео в образование с целью повышения интереса студентов к образовательной и самообразовательной деятельности, а также содействия развитию медиакомпетенций студентов и преподавателей университета. Выявлены две группы условий (предметно-содержательная и технико- технологическая) для эффективной организации включения массово- коммуникационного (видеоканала) в образовательную среду вуза.

С целью определения условий для развития медиакомпетенций учащихся в рамках дополнительного образования создана специальная среда поддержки учебного процесса, включающая диагностический, содержательный, проектный, организационно–деятельностный и контрольно-управленческий компоненты. Использование медиа технологий позволило создать виртуальную интерактивную образовательную среду, освещающую историю развития и современные проблемы мультимедиа-технологий, медийного пространства и всех СМИ, включая кинематограф и видео. Данная среда разработана таким образом, чтобы ее реализация способствовала освоению методов работы, необходимых для образования в медиапространстве, развитию критического мышления, умению анализировать, интересу и способности к исследовательской деятельности, развитию навыков работы в медиапространстве, конструированию собственных медиаресурсов и медиатекстов, способности к самоконтролю и ответственности, т.е. развитию медиакомпетенций учащегося.

В условиях активного использования сервисов интернета у современной молодежи появляется интернет-зависимость как одна из  форм психологической зависимости. Современные педагоги, формируя ИКТ- компетенции, вовлекая молодежь в образовательные взаимодействия в среде социальных медиа, должны уметь осуществлять профилактические действия по профилактике этой зависимости. В одной из магистерских диссертаций была разработана методика деятельности педагога по профилактике зависимости студентов от интернета. Результаты проведенного исследования были отмечены Золотой медалью ХШ Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи (ВВЦ Москва).

Источники

  1. Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М., 1990.-191с.
  2. Жилинская Т.С. Формирование медиаграмотности при подготовке по  ИТ как педагогическое решение проблемы медиатизации.//Материалы V Международной                научно-практической                конференции "Современные информационные  технологии  и  ИТ-образование", 2010 [Электронный ресурс]      Режим доступа: Дата обращения 09.11.2015
  3. Rosen J. The people Formerly Known as the Audience. [Электронный ресурс]                                                    Режим                                        доступа: http://archive.pressthink.org/2006/06/27/ppl_frmr.html     2006         Дата обращения 08.11.2015
  4. Носкова Т.Н., Яковлева О.В. Современный студент в медиа среде: вопросы профессионального развития // Педагогическое образование в России. Научный журнал, 2013, №2, с. 134-139.
  5. Экспериментальные методики образовательных взаимодействий в виртуальной среде. Вып.1. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 138 с.
  6. Экспериментальные методики образовательных взаимодействий в виртуальной среде: Вып. 2. – СПб: Изд-во Лема, 2014. – 288 с

Дополнительная информация