Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

УДК 378

Способы взаимодействия с работодателем в профессиональном медиаобразовании

Наталия Яковлевна МакароваНаталия Яковлевна Макарова,

Российский государственный гуманитарный университет






Вероника Игоревна ЯрныхВероника Игоревна Ярных,


Российский государственный гуманитарный университет


В статье рассматриваются способы взаимодействия с работодателем в процессе подготовки будущих журналистов в условиях современной медиасистемы. Анализируется опыт факультета журналистики РГГУ в контексте совместной работы с представителями рынка труда.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, журналистское образование, профессиональная идентичность, профессиональные компетенции.

Natalia Makarova,
Veronika Yarnykh,
Russian State University for the Humanities

Forms of interaction with the employer in the professional media education

The article discusses ways to interact with the employer in the process of training of future journalists in the modern media systems. The experience of the faculty of journalism RSUH in the context of the joint work with representatives of the labour market.

Keywords: Media education, Media literacy, Journalism education, Professional identity, Professional competence

Cкачать статью в .pdf

В условиях высокой конкуренции на современном рынке образовательных услуг взаимодействие с работодателем является ключевым фактором успеха любой  образовательной программы высшей школы. Факультет журналистики РГГУ создавался в конце 90-х годов XX века, сейчас это время по праву называют «золотым временем» современной отечественной журналистики. Журналистика 90-х и начала 2000-х оказала существенное влияние на формирование концепции факультета. Одним из базовых положений концепции является тесная взаимосвязь с работодателем, что является безусловным конкурентным преимуществом факультета.

Взаимодействие с представителями работодателя осуществляется на всех уровнях образования и во всех видах учебной деятельности студентов, начиная от теоретического обучения заканчивая производственной практикой. К теоретическому обучению активно привлекаются  действующие журналисты. Традиционно в штатном расписании факультета большую часть составляют преподаватели, работающие по  совместительству или на условиях почасовой оплаты. Основным местом работы у преподавателей являются редакции различных СМИ. Ключевыми принципами отбора учебного материала являются новизна и актуальность научной и профессионально значимой информации, привлечение практического опыта ведущих специалистов-практиков для понимания закономерностей процессов, происходящих в современном медиапространстве.   В 2015/16 учебном году практически все дисциплины вариативной и, частично, базовой части учебного плана преподают действующие журналисты («Введение в профессию», «Основы журналисткой деятельности», «Профессиональная этика журналиста», «Основы телевизионного производства», «Репортаж на телевидении», «Тележурналистика», «Информационно-аналитическая журналистика», «Журналистика глазами журналиста», «Медиатор в системе социально-функциональных ролей журналиста», «Продюсирование на ТВ» и многие другие).

Рассмотрим основные формы взаимодействия с профессиональной медиасредой, которые практикуются на нашем факультете.

Экскурсии в редакции СМИ

На младших курсах организуются экскурсии в редакции различных типов СМИ.  Студенты на экскурсиях могут узнать больше, чем на курсе лекций с демонстрацией презентации. Они дают возможность получить начальные представления о структуре редакции, функциональных обязанностях сотрудников, специфике работы того или иного СМИ. Для студентов проводятся экскурсии в редакции «Московского Комсомольца», «России 1», «Эхо Москвы», НТВ, «360°. Подмосковье», «Комсомольской правды».

Преподавание действующих журналистов

Специалисты-практики на семинарах и практических занятиях активно используют метод кейсов. Содержанием кейсов становятся актуальные ситуации, а не устаревшие примеры из учебников. Преподаватели рассматривают свои собственные примеры или примеры  из практики коллег-журналистов. Например, в рамках курса «Профессиональная этика журналиста» медиакритик, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Арина Бородина рассматривала освещение катастрофы, которая произошла с российским самолетом в Египте 31 октября 2015 года с этической точки зрения. В центре обсуждения была работа различных медиа  в первые часы и дни после случившейся трагедии. Анализ освещения актуальных  и значимых событий в России и за рубежом становится предметом рассмотрения на практических занятиях по курсу «Информационно-аналитическая журналистика». Преподаватель Н.К. Сванидзе сначала разбирает работу СМИ по освещению события, а потом дает возможность студенту самостоятельно подготовить аналитический журналистский материал, посвященный этому событию.   Одним из преимуществ такого подхода к формированию содержания кейсов является возможность развития профессиональной саморефлексии. Студент, являясь свидетелем освещения того или иного события, может соотнести свои оценки и суждения с авторитетным экспертным мнением.

Проведение занятий в редакции медиакомпаний

Такой вид учебной работы предусмотрен в программе курсов «Техника и технология СМИ», «Специфика деятельности журналиста на информационном канале», «Репортаж на ТВ», «Ведение ток-шоу» и др. Выездные занятия практикуются со студентами старших курсов, когда ими уже изучены дисциплины, формирующие базовые представления  о журналистике. Таким образом происходит выведение теоретических представлений о профессиональной деятельности на практический уровень. Находясь в редакции, студенты  не только видят реальный процесс производства контента, но и принимают участие в его подготовке. Например, курс «Специфика деятельности журналиста на информационном канале», который ведет И.В. Филина, заместитель генерального директора медиахолдинга ВГТРК, полностью проходит в редакции телеканалов «Россия 1» и «Россия 24». В ходе его изучения у студентов формируется четкое представление о деятельности редактора, корреспондента, продюсера, ведущего, режиссера на информационном канале, умение самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, способность выделять главные новости, оперативно готовить материал. Все задания, которые должны выполнить студенты, направлены на отработку практических навыков, которые необходимы в работе современной информационной редакции: отслеживание  новостного ресурса с последующим обсуждением последних событий; написание текста к сюжету новостного выпуска, составление верстки новостного выпуска; подготовка вопросов к интервью; составление сценария новостной программы, включая выбор экспертов для комментирования.

Занятия по курсу «Ведение ток-шоу» преподавателя А.Н. Малахова проходят в редакции программы «Пусть говорят» (Первый канал). На съемочной площадке ток-шоу студенты получают необходимые знания и навыки для работы в телеэфире в зрелищно-разговорном жанре, обучаются основам драматургии телевизионной передачи и профессиональным приемам, направленным на получение и удержания внимания зрителя, систематизируют представления о законах формата и задачах самореализации журналиста с учетом общественного запроса аудитории, учатся общаться в телеэфире жанра ток-шоу.
Выездные занятия позволяют студентам беспрепятственно начинать профессиональную деятельность. Даже у неработающих студентов отсутствует барьер при переходе от теории к практике – переходе из студенческой аудитории в редакции СМИ.  Участие в работе редакций способствует формированию профессиональной идентичности студента. Включенное наблюдение и работа в редакции позволяет соотнести свои профессиональные интересы и реальную журналистскую практику, дает возможность студентам понять, чем они хотят или не хотят заниматься в дальнейшем. Таким образом, выбор профессиональной траектории осуществляется более осмысленно и мотивированно.

Проведение мастер-классов

Безусловно, мастер-классы – популярная и распространенная форма работы с будущими журналистами. Появления гуру журналистики всегда вызывает неподдельный интерес у молодого поколения. В нашей образовательной программе систему мастер-классов обеспечивает дисциплина «Журналистика глазами журналиста». Это позволяет организовывать мастер-классы  систематически и регулярно. Только за первые два месяца 2015/16 учебного  года на факультете с мастер-классами выступили О. Алленова (ИД «Коммерсантъ»), Л. Парфенов, Г. Тимченко (интернет-издание «Meduza»), К. Белов (журнал GQ), Д. Глуховский (писатель, колумнист), М. Бом. Журналисты делились секретами мастерства, развенчивали мифы, предлагали свое видение развития медиасистемы в России, отвечали на вопросы слушателей. Мастер-классы часто сопровождаются демонстрацией видеофрагментов из работ гостей. Журналисты комментируют и анализируют свои произведения, уделяя особое значение соблюдению журналистской этики. 
Особое место в системе мастер-классов занимают мастер-классы выпускников факультета. Такие выступления оказывают существенное  влияние на формирование профессиональной идентичности студента. Сравнительно молодой возраст факультета и не очень большое число выпускников не является препятствием для организации таких встреч. Многие наши выпускники уже имеют большой опыт и успешно выстраивают свою профессиональную траекторию. Выступления перед младшими коллегами Т. Тимошенко («Россия 2»), О. Мустафаева (НТВ), М. Лаптева («360°. Подмосковье»), Е. Дружняева («Пятница») активно содействовали усилению  мотивации студента, фокусировали внимание на требованиях, предъявляемых к молодому журналисту сегодня.

Организация производственной практики

В образовательной программе практика предусмотрена с первого курса.  Общее количество зачетных единиц, предусмотренных на практику, составляет 21 з.е. Все практики являются концентрированными и проводятся в конце каждого учебного года.  На первом курсе студенты проходят учебно-ознакомительную практику, а со второго по четвертый – производственную. На практику студенты направляются в рамках договоров с редакциями СМИ или по индивидуальным запросам организаций. В своей практике мы являемся сторонниками направления студентов именно в соответствии с договорами, это обеспечивает качественную работу практикантов и тесное взаимодействие с руководителем практики в СМИ.  В рамках договоров факультет направляет студентов на практику на телеканалы «Россия 1», «Россия 24», Первый канал, НТВ, «360°. Подмосковье», в издания «Московский Комсомолец», «Независимая», «Русский репортер», «Огонек», «Village», «Комсомольская правда», на радиостанции «Эхо Москвы», «Маяк», «Вести FM», «Романтика»  и другие.

Перед распределением на практику студентов опрашивают, в каком типе СМИ им хотелось бы проходить производственную практику. В зависимости от интересов учащихся преподаватели факультета формируют базы практики. Немаловажным фактором в распределении на практику играет успеваемость. Преимущественное право выбора предоставляется хорошо успевающим студентам.

Помимо стратегической задачи – закрепления теоретических знаний и применения их в журналистской  деятельности – производственная практика решает ряд важных задач. Во-первых, способствует личностному самоопределению, что формирует профессиональную идентичность. В ходе выполнения заданий студент анализирует свои первые достижения и неудачи, осуществляет профессиональную рефлексию. Во-вторых, практика для многих студентов является прекрасным стартом их профессиональной деятельности. Многие работодатели предлагают штатную или внештатную работу студентам, которые хорошо себя зарекомендовали и проявили в ходе практики. По итогам прохождения практики в адрес факультета поступают благодарственные письма, подтверждающие высокий уровень сформированности компетенций у студентов.

Эффективность форм взаимодействия факультета журналистики РГГУ подтверждается рядом объективных факторов. Во-первых, устойчивый интерес и постоянный рост заявлений абитуриентов в каждую приемную кампанию. Во-вторых, востребованность выпускников факультета. Свыше 90% выпускников работают по специальности. В-третьих, данные опросов выпускников. Рассмотрим результаты анкетирования, которые было проведено летом 2015 года среди студентов 4-5 курсов.  В анкетировании приняло участие 67 человек. Анкета содержала 18 вопросов. Вопросы были направлены на оценку содержания образовательной программы, удовлетворенности производственными практиками, также респонденты могли высказать свои пожелания по усовершенствованию учебного плана. Анализ полученных результатов в контексте взаимодействия факультета с работодателями показал, что особый интерес для исследования представляют следующие вопросы анкеты:  «Как вы оцениваете программу, по которой обучались?», «Как Вы оцениваете практические знания, полученные в РГГУ?», «Вы довольны проходившими практиками?», «Если бы Вам снова пришлось выбирать специальность и ВУЗ, Вы поступили бы…», «Как Вы нашли работу?». На диаграммах представлены данные о распределении ответов опрашиваемых.

В качестве пожеланий выпускники предлагали дополнить образовательную программу следующими курсами: «История античной литературы», «SMM- менеджмент», «Ораторское мастерство», «Business communication».

Результаты, полученные в ходе анкетирования, подтвердили эффективность выбранной образовательной стратегии. Разнообразные формы взаимодействия с работодателем позволяют подготовить высококвалифицированного специалиста, способного продуктивно работать в современном медиапространстве.

 

Дополнительная информация