Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

УДК 372.87

Медиаэкология личности или О необходимости изучения искусства в школе

Елена Анатольевна БондаренкоЕлена Анатольевна Бондаренко
ВГИК им. С.А. Герасимова

Аннотация:
Современное информационное общество предъявляет к образованию совершенно новые требования. Перед нами стоит выбор: становиться «грамотными потребителями» или сохранять вектор развития индивидуальности, заложенный в классическом образовании. Медиаэкология как экология медийного мира требует внимания к развитию личности. Именно поэтому сейчас так необходимо изучения искусства в школе, поскольку именно искусство способно преодолеть барьеры подчинения «массовому» восприятию, формируя критическое мышление и реализуя творческий потенциал личности.
Ключевые слова: медиаэкология, изучение искусства, современное образование, информационное общество, индивидуальность.

Elena Bondarenko
The state Institute of cinematography n. a. S. A. Gerasimov

Mediaecology personality or
About the necessity of studying artsat school

Abstract:
The contemporary information society imposes new demands to education. We are faced with a choice: to become "savvy consumers" or save the vector of development of individuality, inherent in classical education. Mediaecology as ecology of media world requires attention to development of personality. That is why it is so important to study artsat school. Since art can overcome the barriers of subordination to the "mass" perception, shaping the critical thinking and realizing the creative potential of the individuality.
Keywords:mediaecology, art education, modern education, information society, personality.

Cкачать статью в .pdf

Мы все чаще с тревогой перечисляем факторы, которые определяют изменения в современном информационном обществе. У нас вызывает беспокойство перегрузка человека информацией, его бытие в информационной среде, компьютерные игры, интернет-зависимость, медиавирусы, кибербуллинг, троллинг как способ общения в сетях, дети и гаджеты, проблемы отбора и сохранения информации, информационная безопасность…

К настоящему времени сложившиеся десятилетиями формы организации учебно-воспитательного процесса не соответствуют задачам модернизации процесса обучения, переходу на новые федеральные стандарты образования, ориентированные на максимально деятельностный подход к образованию[1].

Современное информационное общество в силу своей открытости, отсутствия экологической стабильности, агрессивности визуальной среды ставит перед учителем новые задачи, требует от педагогики нового уровня профессионализма, связанного с необходимостью обновления образовательных технологий. Акцент на самоопределение ученика, более полное раскрытие его личностного потенциала делает учителя ответственным за поиск оптимальных путей обучения и воспитания. Трудно переоценить роль искусства, изучение которого помогает активизировать сферу мышления, закладывает основы аналитики и критического осмысления реальности, в реальности помогает осуществить давно продекларированный, но на практике далеко не реализованный принцип перехода от школы знаний к школе развития.

Напомним о том, что эффект «параллельной школы» – получения знаний через сообщения средств массовой информации – становится настоящей бедой современного образования. Обилие и противоречивость информации, гонка за сенсацией, эффекты скрытой рекламы – вот далеко не полный список того, что окружает современного подростка, атакует его с экранов телевидения и компьютера. Именно поэтому чрезвычайно важной остается интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника.

Именно медиаобразование определяет позицию равенства учителя и ученика по отношению к новой информации; особую важность обретают информационные навыки, коммуникативная компетенция, которая оказывается единственным преимуществом педагога. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «электронную среду», ориентироваться в ней, приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее, уметь создавать собственные тексты на языках, применяемых в средствах массовой информации – это и есть одна из важнейших задач современного образования. Поэтому медиаобразование вполне можно применить в качестве инициирующей педагогической технологии, которая призвана изменить сами принципы формирования образовательной среды, позволить выделить основы обновляемого диалога учителя и ученика, выявить способы разработки гуманистической модели образования на новом этапе развития общества [2].

Существенным становится также формирование позитивного отношения к иной культуре, которая не должна восприниматься как чужая. Важно, чтобы смысл и содержание школьного учебно-воспитательного процесса позволили максимально приблизиться к терпимому и уважительному отношению к другой культуре, что становится необходимым фактором вхождения в образовательное пространство, соответствующее требованиям развитого информационного общества.

Одной из приоритетных целей образования становится обеспечение процесса «вхождения» современного школьника в мировое информационное и культурное пространство(формирование толерантности, критического мышления, самостоятельности и многообразия творческих проявлений личности, т.е. различных форм проявления культурного потенциала учащихся). Это происходит на основании модели образовательной среды нового типа, ориентированной на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности, критического мышления, рефлексии, широком спектре реализации художественно-творческого потенциала учащихся, изменения сферы мотиваций и ценностных ориентаций, подготовке к активной жизни в открытом информационном пространстве.

Необходимо ориентировать современного школьника на процесс вхождения в мировое образовательное пространство при открытом диалоге культур. Только в творчестве, в диалоге, во взаимодействии человека и мира происходит развитие. Перспектива развития школы – в формировании системы, позволяющей интегрировать процессы основного и дополнительного образования в области знания «Искусство» с позиции неформального освоения современных методик и технологий образования, создать наиболее благоприятную педагогическую среду, в которой могут быть реализованы идеи развивающего обучения. Диалог в этом процессе является важнейшей составляющей процесса обучения и рассматривается в качестве элемента поликультурного общения (коммуникативные технологии в рамках творческих объединений, студий, кружков) и диалога культурных смыслов, на котором строится технология преподавания базовых предметов художественно-эстетического цикла.

Возникает необходимость изучения живого, непосредственного проявления искусства, бытия культуры в социокультурной среде, так как современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать навык понимания другой культуры, развития терпимости по отношению к «чужому мнению, чужому бытию» – толерантность мышления. Работа в этом направлении приводит к необходимости разработки и апробации модели образовательной среды нового типа, обеспечивающей комфортные условия образования и ориентацию на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности, критического мышления, рефлексии, реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, изменения сферы мотиваций при жизни в открытом информационное пространстве. Это, в свою очередь, призвано обеспечить вхождение в следующий этап образовательного процесса (профессиональное образование) и возможность полноценной жизни и общения в многоаспектном культурном пространстве.

Включая в образовательную программу элективные курсы по изучению искусства (танца, ИЗО, вокала, искусства театра, телевидения, дизайна мультимедиа, компьютерной анимации и пр.), мы показываем многообразие бытия культуры, формируем практические навыки работы с художественной информацией, расширяем представление о роли образного восприятия мира и образного мышления в нашей жизни.

Переход от индустриального типа общества к информационно-электронному диктует новые требования к образованию[3]. Информационная среда стремительно изменяется, обретая новые качества; формально она становится более насыщенной.Однако для подростка это все чаще означает жесткую дистанцию между предлагаемым ему миром знаний и ценностей и миром его собственных надежд, интересов, стремлений. Освоение культуры прошлого происходит в совершенно иных, нежели раньше, объемах и формах – от циклов телепередач до телесериалов и дамских романов на исторические темы, и в этих условиях вопрос о критичности восприятия и аналитичности мышления подростков должен вставать гораздо более остро.

Все, что достигает определенного уровня совершенства (технологического и эстетического), принято обозначать термином «искусство». Метафоричность этого термина может быть использована и в рекламных целях. Термин «электронные искусства» возникает именно на такой почве; однако при пользовании электронными устройствами любой степени сложности и совершенства искусство, как и прежде, возникает не при наличии определенной степени мастерства, а там, где есть индивидуальное восприятие мира, обладающая своеобразием интерпретация реальности, авторская концепция.

А поскольку природа электронных устройств предполагает вторичность восприятия (зритель имеет дело не с реальностью, а с ее «слепком», чьи качества определяются особенностями функционирования электроники), мы имеем дело с опосредованным, «свернутым» существованием эстетического восприятия мира.

Видеокамера (или цифровая фотокамера с последующей компьютерной обработкой изображения), отражая мир, старательно «подретуширует» его в меру своей электронной чувствительности: сделает цвета порезче, сгладит (или, наоборот, сделает более резкими) контуры теней, лишит их оттенков. Включается еще и механизм подражания визуальным штампам, которыми нас в изобилии снабжают средства массовой коммуникации. И вот результат – из тысячи любительских фильмов о египетских пирамидах только один-два несут на себе отпечаток индивидуальности автора. «Клиповое мышление» оборачивается полнейшим неумением современного школьника мыслить монтажно: агония реальности в неуклюжих обрывках кадров – вот что часто принимают за творчество современные подростки.Электронная изощренность видеотехники – достоинство, которое может обернуться недостатком, провоцируя пользователя на типичные решения, «штампы», выбор одних и тех же точек съемки, условий освещенности и т. д. Именно поэтому освоение современных электронных технологий подростками требует разрешения проблемы эстетического освоения среды через использование этих технологий.И не последнюю роль здесь будет играть формирование критического мышления в процессе анализа чужих произведений. Не понимая, как другой автор может выразить в произведении свою концепцию мира, невозможно проанализировать аналогичный процесс в собственном творчестве.

Здесь следует обратить особое внимание на то, что «медиа» в переводе с латыни – «средство». Таким образом, залогом существования «электронных искусств» являются отнюдь не сами технологические достижения, а лишь способы и возможности их использования. И видеосъемка, и компьютерные технологии мультимедиа – все это в образовании следовало бы рассматривать как средства достижения единой цели – эстетического воспитания личности. Направляя освоение технологий в русло творчества, поиска своеобразия, самобытности, уникальности, неповторимости нашего восприятия мира, мы избегаем опасности развития«механизированного восприятия», автоматического и поверхностного мышления; непонимания сути дела, «скрытого смысла» образа.

Имея в руках богатый по спектру применения и воздействия арсенал электронных средств обучения (телевидение, видео, материалы Интернет), следует очень четко формулировать непосредственные цели их использования. В частности, богатство накопленных эстетических ценностей столь велико, что можно посвятить всю жизнь изучению мировой культуры через Интернет. Сидя за компьютером, «побывать» во многих музеях, «посетить» места исторических раскопок, познакомиться с сокровищами мировых библиотек... но так и не ощутить, не узнать, что же это такое – эстетическое познание мира через культуру, через произведение искусства.

У людей с большим багажом восприятия зрительный образ – прежде всего повод для ассоциаций. У подростка «картинка» на экране компьютера оказывается неразрывно связанной не с комплексом ощущений, а с новым понятием; здесь всегда остается опасность подмены эстетического восприятия механическим запоминанием или логическим размышлением, чувственного восприятия – разумным и расчетливым знанием. А ведь мир существует только в единстве их сторон восприятия; и при широком использовании материалов средств массовой информации в обучении происходит ориентация, прежде всего, на логическую сторону познания, недооценка эмоциональной, чувственной стороны восприятия мира. Чувственные формы познания конкретны, они порождают особую внутреннюю позицию, помогают выработке критериев эстетической оценки и эстетических потребностей. А потребности общественного развития требуют воспитания не «гениальных исполнителей», но людей, способных к самостоятельному творчеству, реализующих нетрадиционные подходы и способы преодолевать различного рода кризисные ситуации[4].

При изучении мировой художественной культуры акцент перемещен  на освоение сферы образного мышления, на работу с художественным восприятием. Происходит формирование нового типа культуры – «медиакультуры», что и отражает особенности используемого подхода – изучение средств массовой информации и каналов массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, рассмотрения образовательного процесса как элемента «присвоения культуры» (термин В.С. Библера).

Содержание и методика преподавания мировой художественной культуры опираются на органическое сочетание принципов педагогики и законов искусства, его воздействия на человека, на естественную связь занятий с реальной жизнью. Интегративный принцип построения курса позволяет эффективно выстраивать межпредметные связи с базовыми учебными курсами (литературы, истории, обществознания и др.).

Рассматривая общие закономерности развития художественной культуры, обращаясь к различным видам искусства и взаимосвязям между ними, изучение искусства приобщает современных подростков к той специфической форме человеческого познания и самопознания, которая выражается в образно-художественной модели мира, воплощается средствами искусств[5]. Особое внимание уделяется роли искусства в жизни людей – в формировании общественного сознания, идеалов, в развитии и совершенствовании человека, в «проектировании» собственного будущего.

Поскольку изучение мировой художественной культуры на сегодня не является обязательным, мы предлагаем использовать те элементы, о которых шла речь выше, на других уроках – прежде всего на уроках гуманитарного цикла. В современном человеке необходимо проращивать зерно уникальности, формировать его индивидуальность, помогать ему преодолеть информационные соблазны и защититься от информационных атак. К сожалению, наступило время информационных войн, когда параллельно существуют крайне агрессивные потоки информации, а верификация ее (проверка) предельно затруднена. На наш взгляд, это требует целого комплекса работы, и начинать надо именно в школе. Один курс, выстроенный на принципах, идущих вразрез с остальным информационным полем, «не сработает». Однако если подобный взгляд на мир станет системой, проявляясь время от времени в каждом учебном предмете и во внеурочной деятельности, мы получим своеобразный подход к формированию медиаэкологии личности.

Искусство – не лекарство и не панацея. Это необходимость, вечная боль нашей души и единственное спасение от массового безумия типа медиавирусов – потому что только искусство даёт нам выбор между массовым восприятием и уникальным диалогом с миром. При этом чем более неповторимо второе, тем больше человек ощущает, насколько (и в чём) мир един – и в чём различен. Это даже не пресловутая толерантность. Это та самая свобода выбора бытия и поступка, за которой стоит индивидуальная ответственность перед миром.

Источники

  1. Калмыков А.А. E learning как инструмент медиаобразования / А.А.Калмыков [Текст]. — Высшее образование в России, № 10. 2009. –С.29
  2. Бондаренко Е.А. Медиакультура (учебная программа)//Экранная культура. Медиакультура / Е.А.Бондаренко [Текст]. — М., МИОО, 2000. – c.39
  3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. М., 2003. – 340 с.
  4. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. - М.:  "Бином. Лаборатория знаний", 2012, с. 92
  5. Баженова Л.М., Бондаренко Е.А., Усов Ю.Н. Основы аудиовизуальной культуры. Программы учебных занятий для 1-11 классов средней общеобразовательной школы. - М.: Академия педагогических наук, НИИ Художественного воспитания, Ассоциация деятелей кинообразования, 1991. - 62 с.

Дополнительная информация