Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

Фестиваль как приклад к душе
(Интерактивная медиаобразовательная технология: студенческий фестиваль «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ NON-STOP»)

Артем Дмитриевич ОнковичАртем Дмитриевич Онкович,
Киевский национальный университет культуры и искусств,
доцент кафедры издательского дела и сетевых изданий,
кандидат педагогических наук

Аннотация
Интерактивное обучение как форма образовательного процесса оптимизирует сущность, содержание и структуру педагогических взаимовлияний. Исследователи отмечают, что во время таких занятий его участники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, анализируют альтернативные мнения, принимают взвешенные решения, дискутируют, общаются с интересными личностями. В наше время, когда активно развиваются медиаобразовательные технологии, время обратить внимание именно на их интерактивность. Более того – трехлетний опыт проведения всеукраинских студенческих фестивалей «Издательский NON-STOP» – сначала в Киевском национальном университете (КНУ) имени Тараса Шевченко, теперь – в Киевском национальном университете культуры  и искусств (КНУКиИ) – побуждает говорить о новой форме интерактивного медиаобучения – коллективном погружении в будущую профессию [1].

Ключевые слова: медиафестиваль, медиаобразовательные технологии, погружение в профессию, интерактивное обучение.

 

FESTIVAL AS PART OF SOUL (INTERACTIVE MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGY: STUDENT'S FESTIVAL "PUBLISHING NON-STOP")

Artem Dmitriyevich Onkovich,
Kyiv National University of Culture and Arts 
Associate professor of publishing and network editions,
candidate of pedagogical sciences

Smmary
Interactive training as a form of educational process optimizes essence, contents and structure of pedagogical interaction. Researchers note that during such trainings its participants learn to think critically, solve complex problems using the analysis of circumstances and the relevant information, analyze alternative opinions, make the informed decisions, discuss, communicate with interesting persons. Nowadays, when media educational technologies develop quickly, we should pay attention to their interactivity. Moreover, three years' experience of holding the All-Ukrainian student's festival "Publishing NON-STOP" (at first in the Kiev National University of Taras Shevchenko, now at the Kiev National University of Culture and Arts) lets us speak about a new form of interactive media training – collective immersion in future profession.

Keywords: a media festival, media educational technologies, immersion in a profession, interactive training.

Cкачать статью в .pdf

Студенческий фестиваль «Издательский NON STOP» – мероприятие, начатое студентами кафедр издательского дела КНУКиИ и КНУ им. Тараса Шевченко три года назад по инициативе заведующего кафедрой, доктора филологических наук профессора М.С. Тимошика. Цель фестиваля – профессиональный рост начинающих журналистов, специалистов по издательскому делу и редактированию, знакомство и налаживание контактов между студентами этого направления в Украине. Лозунг «48 часов драйва» подчеркивает концепцию мероприятия: различные представления и события происходят на протяжении двух суток.

Нынешним талисманом фестиваля был Старинный Книжный Сундук, в котором были книги для буккросинга, а оберегом – имя и портрет Степана Дропана, которого исследователи считают украинским первопечатником. Далее – 48 часов майстер-классов, встреч презентаций без сна и пауз.

Погружение в профессиональный водоворот, общение с выдающимися специалистами отрасли и интенсивное обучение длится беспрерывно 48 часов. Объединенное понятием «фестиваль» действо состоит из нескольких «жанров». Это – лектории, встречи с известными специалистами, круглые столы, мастер-классы, презентации, конкурсы, кинопросмотры, буккроссинг, выставки, концерты. Повышению профессионализма будущих медиаработников посвящены все мероприятия фестиваля.

Традиционно день начинается с утренних лекториев. В этому году встречи-дискуссии открыл директор легендарного издательства «А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га» поэт Иван Малкович, продолжили основатель и директор Издательства «Ярославов Вал» писатель Михайло Слабошпицкий, директор издательства «Просвіта» Василий Кличак. Именитые практики делились опытом, отвечали на профессионально интересные вопросы студентов.

Из выступления Ивана Малковича студенты выделили 10, по их мнению,  топ-высказываний об издателськом деле: «Печатная книга и электронная – это как театр и кино, как рояль и синтезатор»,  «Пытаюсь делать книги, которые приносят и деньги, и удовольствие», «Пока украинский язык, как Золушка в родной державе, мне стыдно издавать книги в Украине на русском языке», «Благодаря качественным украинским книгам, люди начинают общаться на украинском языке», «Меня не интересует разнообразие книжек, меня интересуют большие тиражи», «Конечно, ты виглядишь глупцом, когда ты рядом с Линой Костенко, но это прекрасно, ведь ты - рядом с Линой Костенко», «Меня не интересует, известный автор или неизвестный, со всеми можно сотрудничать», «Приятно работать с наилучшими, но этих наилучших следует выращивать», «Быстрее чем за два года я никакую книжку не сделал», «Мало в Украине издательств, у нас большая держава, издательств должно быть в пять раз больше». Эти изречения по горячим следам были опубликованы в фестивальном спецвыпуске студенческой газеты «Ять».

Второй день издательского фестиваля начался с лекции известного украинского телеведущего, журналиста, документалиста и просто преданного своему делу человека Юрия Макарова. Тема лектория - «Объектвность и честность для журналиста – синонимы?..»  Лектор рассматривал  проблему на ярких примерах сегодняшней ситуации в Украине, объяснял неопровержимый факт информационной войны. Откровенно и искренне лектор рассказывал младшим коллегам о реалиях современной журналистики, называя ее «визуальной» или  «журналистикой данных», призывал молодежь писать объективно и без предубеждений. А о той или иной  позиции по случаю какого-либо конфликта, который надо отразить, сказал полушутя: «Это лично ваши отношения с Богом».  Прощаясь со студентами, Ю. Макаров отметил: журналист должен обладать двумя качествами: не лгать и понимать, зачем ты здесь. Это поможет проложить свой путь в страну настоящей профессиональной журналистики. 

В газете «Ять» в рубрике «ЦитатЯТЬ» были размещены „горячие» высказывания Ю.Макарова: «С Богом лучше не ссориться...», „Без контекста любое высказывание не имеет сенса»,  «Если я беру интервью, то в студии я хозяин, я имею право дать слово и имею право забрать слово», «Современные новости: мало слов, много картинок, что-то интересненькое и чтобы не надо было жевать. Таким образом легко манипулировать человеческим сознанием», «Если мы не знаем, где правда, наша деятельность не имеет смысла», «Оценивать объективность следует с позиции неба, с позиции ангела» …

Мастер-классы посвящались современным трендам в дизайне и полиграфии, книжным иллюстрациям. Вели их авторитетные тренеры-практики. Проблемы издательского бизнеса и молодых издательств обсуждались на круглых столах. Актуальной темой обсуждения была дискуссия «Литературный агент в Украине - миф или реальность?».

Проходили презентации студенческих проектов – книжных, журнальных и серийных изданий, приуроченные к юбилею кафедры издательского дела и сетевых зданий, - «Издатели Майдана», «Небесная Сотня», «Поклон тебе, Тарас», «Украинская Кубань», «Украинское информационное пространство», «Соломенная кукла», «Календарь КНУКиИ», «Мир издательского дела», газета «Ять», «Украинская книга и пресса в Италии».

Конкурс «Парад идей» представлял молодежные проекты, имеющие потенциал будущей реализации, а конкурс плакатов «Дела хороших – обновятся, дела злых – погибнут» был посвящен 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко. Немалый интерес вызвала выставка графических работ студентов. Лучшие студенческие наработки были отмечены грамотами и премиями.

На выставках-стендах издательств – партнеров кафедры выставлялась их продукция.

В помещениях клуба «Бергамот», под «рубрикой» «4 комнаты», проходила Литературно-музыкальная Ночь, объединявшая почитателей поэзии, интеллектуальных игр, мора, а КиноНочь в камерном кинотеатре представляла фильмы о писательских судьбах, о роли редактора в подготовке к изданию их произведений. После просмотра – обсуждение, дискуссии…

События фестиваля воспроизводились в студенческих газетах, изготовленных по горячим следам, на сайтах. Все мероприятия дополняли учебный процесс, профессионально обогащали и работали на будущую профессию студентов, соответствовали их профессиональным потребностям, удовлетворяли любопытство, состязательность. Большинство из них проходили в форме диалога или полилога.

Подготовка такого креативного форума предусматривала вовлеченность всего педагогического и студенческого коллектива кафедры. Задолго до его начала составлялась и обсуждалась программа фестиваля, велись переговоры с приглашенными участниками действа, активизировалась поисковая и профессиональная деятельность студентов и т.п. Педагогам важно было квалификационно направить приглашенных спикеров и других участников на достижение профессионально ориентированных учебных целей.

Думаем, такие профессионально-ориентированные мероприятия коллективного погружения в будущую профессию могут быть интересной формой работы со студентами кафедр, которые имеют свою специфику подготовки кадров, своих известных личностей, свои учебно-воспитательные цели.

Литература

Онкович Г.В. Колективне занурення у майбутній фах як інтерактивна технологія і роль кафедри у його забезпеченні // Кафедра у системі управління науково-педагогічною діяльністю вищого навчального закладу: Збірник матеріалів Першої міжнародної науково-практичної конференції,  м. Київ, 25 квітня 2014 р. / Редакція А.Б.Кондрашихін, Т.В.Іванова, В.Є.Виноградова, І.М.Мельникова. – К.:  Академія муніципального управління, 2014. – 140 с.  – С.83- 85.

<p align="jus

Дополнительная информация