Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

УДК 372

Медиаценр в структуре образовательного учреждения

Егор Владимирович КривошеевЕгор Владимирович Кривошеев,
педагог дополнительного образования ГБОУ школа № 2045, Москва
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассматривается проблема интеграции деятельности медиацентра в деятельность образовательных учреждений: аспекты функционирования разных по конечному продукту структур.

Ключевые слова: медиацентр, продукт деятельности, медиапродукт, медиаконтент, образовательное учреждение, функционал, производственный процесс, коэффициент личного вклада.

Egor V. Krivosheev,
teacher of additional education of GBOU school № 2045, Moscow

THE MEDIA CENTER IN THE STRUCTURE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the article the problem of integration of the media center in the activities of educational institutions: aspects of different final product structures.

Keywords: media center, product activities, media products, media, educational establishment, functions, production process, the ratio of personal contribution.

Cкачать статью в .pdf

В учебном учреждении, вне зависимости от модели интеграции и функционала, медиаобразовательную составляющую следует разделить на две группы, определяемые по конечным результатам деятельности медиацентра: образовательная и производственная. Это является особенностью функционирования медиацентров в учебном учреждении, что накладывает на работу медиацентра требование к совмещению разных подходов организации деятельности, обеспечивающих взаимодействие в одном учреждении систем с разным функционалом. При рассмотрении конечных результатов работы этих систем как продукт деятельности, определяются следующие группы продуктов:

  1. Образовательный (специалист, научные работы, программы образования).
  2. Производственный (медиаконтент).

Современная финансовая обстановка, а также столетиями накопленный опыт функционирования социальных институтов, заставляет современные медицентры в учебных учреждениях готовить творческих и технических специалистов для работы внутри самого учебного учреждения. Основные причины данной концепции: первое, редкое совмещение двух профессий в одном специалисте – педагогической и медийной, второе, объем поставленных перед медиацентром учебного учреждения задач масштабно выходит за пределы рабочего времени одного специалиста.

Проблемы подготовки и особенности работы этих специалистов в медиацентре следующие.

  1. Производственные отношения с учащимися, достигшими профессионального уровня знаний не монетизированны, что осложняет мотивацию воспитанников с высоким творческим потенциалом на создание актуального для социума продукта с высокой периодичностью производства.
  2. Участие обученных школьников как специалистов в производственном процессе краткосрочно.
  3. Достижение качества осложнено высокой технологической периодичностью производства медиапродукт.
  4. Отсутствие специалистов (педагогов) имеющих образование в двух областях знаний одновременно: в педагогике и медиа.

Накопленный опыт 25-летний опыт работы, показывает, что для решения означенных выше проблем, необходимы: система роста воспитуемого; закрепление его достижений в официальном документе; введение в структуру образовательного учреждения сегментов, связанных с производством медиаконтента; интеграция в план работы учреждения плана работы медиацентра.

Медиконтент – продукт производственной деятельности медиацентра. Как совместить деятельность школьника - участника производственных отношений, на первых порах не обращающего внимание ни на качество, ни на актуальность создаваемого продукта, но имеющего огромный творческий потенциал с необходимостью медиацентров в производстве конкретного и качественного продукта?

Совместная деятельность ученика и учителя по производству контента – лучший инструмент в решении поставленной выше задачи. И такая деятельность возможна при определенных условиях: воле руководителя учебного учреждения и построении соответствующей структуры деятельности (рис. 1).


Рис. 1. Структура учреждения образования с интегрированной научно-производственной базой.

Круглогодичность работы медиацентра необходима, и заставляет серьезно и заранее планировать, в том числе и каникулы. Каникулы - лучшее время для погружения в производственно-образовательный процесс медиапроизводства, используя лучший в подростковом возрасте мотиватор как романтика. Выезды на конкурсы, проведение лагерей, в том числе лагерей дневного пребывания, дает отличную возможность не разрывать производственный процесс на школьное время, тем самым показать воспитаннику весь процесс целиком.

Внешние связи. А иначе, как и для кого распространять контент? Проверенный издатель имеет больше шансов продвинуть свой продукт. Контент требует все новых и интересных информационных поводов. Куда поедут журналистские команды, где пройдут, так называемую производственную практику, определит круг ваших внешних связей. Учебный процесс в медиаобразовании не может замыкаться только на внутреннем информационном поле и учебном ресурсе. Высшие учебные заведения, различные школы по профилю нуждаются в мотивированном абитуриенте, учащемся.  Медиацентр – поставщик мотивированного абитуриента взамен на высокий уровень преподавания и методики со стороны вуза.

Распространение контента – важнейший компонент деятельности медиацентров. Почему нужно заниматься этим вопросом? Во-первых, распространение продукта – это лучший способ продвижения деятельности. Во-вторых, это привлекает новых членов в команду единомышленников, что важно для поддержания селекции. В третьих, чем шире распространяется продукт, тем больше отзывов получает производитель. Отзывы, как положительные, так и отрицательные – это мотиватор качества. Интернет-ресурсы, на сегодняшний день, дают все возможности для этого. Но не стоит пренебрегать печатной продукцией, которая также имеет своего потребителя. Это также раздаточный материал на общественных мероприятиях и настенная информационная продукция. Кроме того, одним из ярчайших способов заявить о себе – публичное выступление. Чем чаше вы и воспитанники медиацентра выступают (доклады, мастер-классы, конкурсы), тем выше вероятность вашего продвижения.

Определение конечного результата как продукт, позволяет использовать производственную систему организации и оценки деятельности медиацентра в целом. Такой системой может стать система "КЛВ" (коэффициент личного вклада). На сегодняшний день, по моему мнению, лучшая система для организации подобных проектов. Это система накопления баллов участника за произведенные действия. Система позволяет давать оценку коллективного труда, а также вводить как количественную, так и качественную составляющую в оценку работы. Суть системы – оценка произведенной работы. Например. Медиацентр выпускает печатное издание. Его основной параметр – количество полос. Прибавим к этому оценку за выход в срок и качество (рис. 2).

Газета 4 полосы

200 баллов

Газета 8 полос

300 баллов

Газета 12 полос

500 баллов

Газета 16 полос

700 баллов

Выход в срок

100 баллов

Качество

200 баллов

Рис. 2. Пример оценки работы печатного издания.
Количество баллов и общая система начислений определяется в каждом медиацентре по своему усмотрению. Общее полученное число баллов делится на каждого участника процесса производства в зависимости от вклада: материал, фотография, верстка, редактирование, работа выпускающего редактора и т.д. Основанием к начислению и распределению конкретного числа баллов может быть потребность в том или ином виде профессиональной деятельности. В течение года ведется таблица начисления баллов, сумма которых является основанием повышению звания, аттестации, награждению за заслуги (рис. 3).

Рис. 3. Пример таблицы начисления баллов

Рассмотрим профессиональные компетенции в системе роста членов пресс-центра.

Юнкор: ориентируется в типах средств массовой информации, знает их характерные особенности, имеет понятие об информационных жанрах, может написать небольшой текст на заданную тему, может создать настенную газету, принимает участие в создании внутренних изданий.

Спецкор: может работать в нескольких информационных жанрах, имеет представление об аналитических жанрах, может написать текст на заданную тему в одном каком-либо аналитическом жанре, имеет понятие о верстке, макете, оформлении печатного издания, имеет понятие о композиции видеоряда, имеет понятие о поисковых системах и сайтах Интернета, имеет представление о работе диктора, принимает участие в создании внутренних изданий.

Младший инструктор: ведет школу для юнкоров, имеет публикации в изданиях пресс-центра и/или городских СМИ, работает в информационных и аналитических жанрах, имеет понятие о редактировании текста, руководит созданием внутренних изданий пресс-центра.
Для газеты: знает основы  верстки и макетирования, имеет знания ПК (офисных программ и программ верстки).
Для телевидения: разбирается в композиции видеоряда, знает операторские приемы, имеет понятие о телевизионных жанрах, умеет работать с видеокамерой и фотоаппаратом.

Инструктор: ведет школу спецкоров, работает в проектах пресс-центра, имеет публикации в различных жанрах, работает на отряде в летнем лагере, может выполнять работу корректора.
Для газеты: хорошо верстает и макетирует, знает несколько прикладных программ, использующихся при создании газеты.
Для телевидения: имеет понятие о монтаже, умеет пользоваться монтажным оборудованием различных форматов, умеет пользоваться осветительным оборудованием, умеет пользоваться видеокамерами различных форматов.

Старший инструктор: работает во всех жанрах и видах журналистики, ведет школу для младших инструкторов, руководит школой юнкоров или спецкоров, руководит частью какого-либо проекта.

Редактор: руководит проектом, имеет знания в нескольких областях журналистики, ведет школу для младших или старших инструкторов.

В заключении. Исследуя медиацентр в своем учебном учреждении, необходимо ответить на вопросы определяющие действия по его развитию. Как рассматривают медиацентр в школе? Для чего он создается? Какие функции будет отрабатывать. На что направлены издания?

 

Литература

1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 2. VIII Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: проблемы обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде» – «Пресс-центр «Бегемот ТВ»: Формы и методы организации учебно-познавательной, воспитательной деятельности в конкурентной образовательной среде». Сборник докладов.
2. Кузнецов Г. В.,  Ружников В.И.,  Цвик В.Л. Программы дисциплин специализаций «Телевидение» и «Радиовещание». – М.: Изд-во МГУ, 1999.
3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: «Педагогика», 1988.
4. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами, – М.: МПСИ, 2005.
5. Шарапова Л. В. Учебное телевидение в высшей школе: – Аннот. указ. лит. (1973-1982 гг.) / [Сост. Л. В. Шарапова]. – Свердловск УПИ, 1984.
7. Хайятт М. Платформа: как стать знаменитым в интернете. Пошаговое руководство для всех, кому есть что сказать или продать. Майкл Хайятт; пер. с англ. О.Медведь. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013.
8. Маргарита Кузьмина, Медиацентр образовательной организации как среда формирования медиакультуры подростка http://mic.org.ru/new/541-mediatsentr-obrazovatelnoj-organizatsii-kak-sreda-formirovaniya-mediakultury-podrostka (дата обращения 23.06.2016).

Дополнительная информация