Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

Медиаобразовательные технологии как инструмент формирования этнопедагогической компетентности педагогов

Т.Б.Ильина
Аспирант кафедры педагогики
ГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:
На основе анализа функций педагога, зафиксированных в профессиональном стандарте «Педагог», выявлены изменения требований  к квалификационным характеристикам современного педагога в условиях поликультурности. Обосновано использование медиаобразовательных технологий как инструмента формирования соответствующей этим требованиям этнопедагогической компетентности. Даны рекомендации по методике использования документальных и художественных фильмов, а также предложен их перечень.

Ключевые слова: профессиональный стандарт «Педагог», этнопедагогическая компетентность, медиаобразовательные технологии

Media education technology as instrument of formation ethnopedagogical competence of teachers


T. B. Ilina
Aspirant of Department of Pedagogy

Ural State Pedagogical University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Summary:
On the basis of the analysis of the functions of the teacher recorded in the professional Teacher standard changes of requirements to qualification characteristics of the modern teacher in the conditions of multiculturalism are revealed. Use of media educational technologies as instrument of formation of the ethnopedagogical competence conforming to these requirements is proved. Recommendations about a technique of use of documentary and feature films are made, and also their list is offered

Key words: professional standard "Teacher", ethnopedagogical competence, media educational technologies

Cкачать статью в .pdf

Современное образование стало многоэтничным, многоязычным, полицивилизационным. Процессы миграции привели к тому, что школьные классы даже в тех регионах, где прежде учащиеся были представлены титульными народами и этносами, традиционно населявшими эти территории, стали действительно  поликультурными, многонациональными. В связи с этим в составе общепедагогической компетентности учителя появилась дополнительная компетентность, отражающая знания, умения, владения, отношения, которые позволят ему решать педагогические задачи в новых условиях.

Поликультурный компонент квалификации зафиксирован и в профессиональном стандарте «Педагог». Трудовые действия, соответствующие трудовой функции «воспитательная деятельность»,  должны  включать «формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде», «формирование позитивных образцов поликультурного общения». При выполнении трудовой функции «развивающая деятельность» требуется «освоение и применение психолого-педагогических технологий … необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты». Реализация функций обучения, воспитания, развития   в трудовых действиях  должна опираться на умения «использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс … обучающихся, для которых русский язык не является родным», «строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей», «защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях», а также на знания «основ психодидактики, поликультурного образования». 

Среди трудовых действий, необходимых для реализации педагогической деятельности по реализации программ основного и общего образования, - названы:  1) «планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями  и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования»,  2) «применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения».
Педагог должен «владеть методами убеждения, аргументации своей позиции»,  «технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения»,  уметь «устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками».  Эти умения и владения невозможны без знания «методов и технологий поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения» [2].  Таким образом, мы видим, что в профессиональном стандарте поликультурный  компонент появляется как требование деятельности.

В научной литературе нет единства в определении компетентности, соответствующей данному требованию. В исследованиях мы встретили её характеристику как поликультурной, интеркультурной, этнопсихологической, этно-психолого-педагогической,  этнокультурной, этносоциальной, этнометодической.

Мы будем использовать понятие «этнопедагогическая компетентность», так как научные выводы и методические разработки этнопедагогики, сделанные для традиционно полиэтнических регионов, сегодня оказываются актуальными в мегаполисах, где миграционные потоки обусловили появление мультикультурных детских коллективов и породили весь спектр проблем, вставших в крупных городах России ещё более остро  в силу неподготовленности к ним педагогов. Таким образом, компетентность, которую рассматривали как национально-региональную профессиональную компетентность (М.В.Кумахова), теперь является актуальной для педагогов всей страны.

Вывод о необходимости формирования этнопедагогической компетентности у работающих педагогов подтверждается результатами опросов работающих педагогов школ г. Екатеринбурга. На основе анализа 112  анкет во время пилотного исследования выявлено, что педагоги включены в проблемное поле поликультурного образовательного пространства, они осознают потенциальную конфликтогенность педагогической коммуникации в этноконтактных ситуациях и необходимость саморазвития, самообразования.

Однако 64% опрошенных отмечают, что у них возникают трудности при работе в поликультурных детских коллективах. При этом учителя стараются продемонстировать позицию толерантности - терпимости, понимаемой ими, на наш взгляд, несколько упрощённо. 33% опрошенных проигнорировали вопросы шкалы Богардуса, обычно используемые для диагностики этнической дистанции. Они так объяснили свой отказ: «вопрос неприемлем», «вопросы не понравились», «мне всё равно, кто живёт в стране, если есть взаимоуважение, принятие моральных норм, столкновений не будет»,  «мне всё равно, кто живёт в стране…». Такой результат и нежелание даже  указать свою национальность, свидетельствуют о том, что педагоги не рефлексируют особенности собственной этнической идентичности. Собственные этнокультурные стереотипы, не подвергшиеся анализу, отсутствие специальных знаний по этнопсихологии, этносоциологии, этнокультурологии, этнодидактике провоцируют ошибки в восприятии (индивидуальной интерпретации событий) и коммуникации, ведут к возникновению конфликтов, психологическим травмам как учащихся, так и педагогов, мешают поиску адекватных задачам обучения детей разных культур дидактических приёмов и методов.

С точки зрения этнопедагогической составляющей должна быть обогащена профессионально-педагогическая компетентность и у преподавателей курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России.», введённом в соответствии с ФГОС в 4-5 классах.  Педагог, их реализующий, должен не только знакомить  детей с особенностями религиозных культур, но и развивать способность «школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия» [1].

Для решения выше обозначенных проблем, нами разработана программа повышения квалификации для работающих учителей «Основы этнопедагогической деятельности». Содержание её  определяется структурой этнопедагогической компетентности и реализуется в соответствии со следующими направлениями: 1) развитие психологических и личностных качеств определяет формирование ценностно-мотивационного компонента; 2) приобретение знаний по этнопедагогике, этносоциологии, этнопсихологии, этнокультурологии, психодидактике - когнитивного компонента; 3)  приобретение умений и опыта - деятельностно-поведенческий компонент.

Первое направление предусматривает использование тренинговых и медиаобразовательных технологий, так как  активное их использование позволяет на основе развития личностных качеств и критического мышления определить развитие профессионализма личности педагогов.   

В данной статье мы остановимся на использовании нами в программе материалов документального и художественного кино,  предусматривающее  в соответствии с принципами, разработанными Ю.Н.Усовым [3], синтез осмысления медиатекста -  как отдельных эпизодов, так и всего произведения.

Перцептивно-аналитическая деятельность, которую должен организовать ведущий программы, предполагает в соответствии с рекомендациями Ю.Н.Усова

  • рассмотрение внутреннего содержания ключевых эпизодов, наиболее ярко выявляющих закономерности построения медиатекста в целом;
  • попытку разобраться в логике авторского мышления (целостное воссоздание развития основных конфликтов, характеров, идей, звукопластического ряда и т.д. медиатекста);
  • выявление концепции создателя/создателей медиатекста, оценку аудиторией этой системы авторских взглядов, выражение ею своего личного отношения к данной концепции [3].

При обсуждении медиаматериалов необходимо учитывать общие практические рекомендации. Прежде всего это касается соблюдения последовательных этапов при критическом осмыслении и интерпретации медиатекстов и ценностей.

Этап 1. «Разогрев» участников. На данном этапе необходимо предложить обучающимся посмотреть фильм (эпизод фильма). Перед просмотром преподаватель должен озвучить тему и цель занятия, алгоритм предстоящей работы. Продолжительность этапа: 10 – 15 мин

Этап 2. Проведение дискуссии. Перед проведением дискуссии преподавателю, как и ведущему психологического тренинга, необходимо напомнить или специально ввести правила обсуждения в группе, например:  правило очередности;  правило выступления от первого лица;  правило уважения к мнению противоположной стороны: не перебивать говорящего, а выслушать его до конца и после высказать свой контраргумент;  правило активности. Продолжительность варьируется  в зависимости от образовательных целей занятия.

Этап 3. Этап рефлексии. В завершение обсуждения участники должны отрефлексировать те чувства, переживания, мысли, которые по-новому заставили их взглянуть на обсуждаемые проблемы. Здесь возможны разные варианты итоговых заданий, например, участники по кругу должны продолжить фразу: «Самым важным для меня было....».

Модуль формирования ценностно-мотивационного компонента этнопедагогической компетентности включает просмотр и обсуждение следующих видео и медиаматериалов:

  • Документальный сериал «Кровавый развод» (2009, режиссёр Дмитрий Александрович,http://voenhronika.ru/publ/razval_sssr_mejnacionalnye_koflikty/krovavyj_razvod_rossija_5_filmov_2009_god/6-1-0-1651 -  дата обращения 20.11.2015  Задание просмотреть сериал даётся домой, на занятии обсуждаются отдельные эпизоды, наиболее ярко иллюстрирующие трагические последствия использования этнического фактора в политических целях, изменение ценности общечеловеческих установок в условиях  актуализации этнических границ.

Вопросы для обсуждения: «Какие чувства вызвали у вас эпизоды недалёкой истории нашей страны? Какую роль играют представленные события межэтнических конфликтов в происходящем в современной жизни России и нашего мегаполиса?» На этапе рефлексии после обсуждения предлагается обсудить вопрос о том, изменилось ли и как представление о влиянии этнического фактора на поведение человека и отношения людей.

Вопросы для обсуждения: воссоздайте развитие основных конфликтов короткометражного фильма. В чём, по-вашему, проблема, с которой столкнулся ди-джей, , в чём герой фильма видит свою миссию?  Какой смысл заключается для Вас в развязке сюжета? Сформулируйте своё отношение к происходящему и герою. Подумайте, почему этот фильм предложен для обсуждения на программе по формированию этнопедагогической компетентности педагогов.

 Вопросы и задания. Выделите ключевые эпизоды фильма. Какова логика развития сюжета? С какими этнопедагогическими проблемами столкнулась героиня фильма и какие педагогические решения нашла? Какие личностные качества позволили героине стать Педагогом для учеников разных национальностей?

  • Демонстрация отдельных эпизодов документального фильма Мумина Шакирова «Холокост или клей для обоев?». Для организации дискуссии  рекомендуем обратиться к трём эпизодам: 1) ответ героинь во время телевизионного шоу 2) потрясение от увиденного в Освенциме 3. ответ героинь на вопрос режиссёра, будут ли они рассказывать о холокосте своим сверстникам.

Далее дискуссия строится на основании следующих суждений и вопросов.

  • В фильмах «Писатели свободы» и «Холокост - клей для обоев?» молодые люди осмысливают геноцид евреев. В чём суть педагогического воздействия, к которому прибегают режиссёр и учительница?
  • Герои обоих кинопроизведений потрясены трагедией прошлого, однако есть и различия. В чём они? Дайте свою интерпретацию и оценку этих различий. Предложите оптимальное, на Ваш взгляд, педагогическое продолжение фильма Мумина Шакирова.
  • Документальный фильм «Посторонние», режиссёр   Павел Фаттахутдинов, 2014.

Суждения и вопросы для обсуждения.

  • В центре фильма - истории, характеры, семьи подростков. Очевидно, что посторонними в школе на Сортировке оказываются уроженцы Екатеринбурга. Какие чувства Вы испытывали при просмотре фильма?
  • Сопоставьте обстановку в российской школе с той, которая отражена  в первой  части  в фильме «Писатели свободы». Фильм «Посторонние» фиксирует проблему как проблему здесь и сейчас, так как режиссёр прежде всего хочет привлечь к неё внимание зрителя.  Однако решение её во многом зависит и от педагогов. Предложите стратегию и тактику педагогического воздействия для оздоровления ситуации.

Необходимо подчеркнуть, что ведущий программы каждый раз сам определяет в зависимости от контингента группы, медиакомпетентности слушателей программы, готовности или неготовности работать с киноматериалами самостоятельно, а на занятиях только обсуждать, просматривая отдельные эпизоды, объёма учебного времени, который будет использован.

Анализ эпизодов фильмов «Писатели свободы» и «Посторонние» может быть использован также на этапе формирования деятельностно-поведенческого компонента. Здесь целесообразно предложить для сопоставления эпизоды, в которых мы видим педагогов при выполнении их профессиональных функций, заострив внимание на рекомендуемых и нежелательных паттернах педагогического поведения.

Кроме того, при формировании когнитивного компонента этнопедагогической компетентности ведущему программы рекомендуется использовать эпизоды из фильма «Ширли-Мырли» (режиссёр Владимир Меньшов) для анализа этнических предубеждений и стереотипов. При изучении ценностей буддийской культуры целесообразно обратиться на усмотрение преподавателя к эпизодам фильма «Маленький будда» (режиссёр Бердардо Бертолуччи),  при изучении ценностей христианской культуры к фильмам «Иисус из Назарета» (режиссёр Франко Дзефирелли) и др.

Одним из зачётных мероприятий по программе «Основы этнопедагогической деятельности» должна стать презентация медиапроекта «Один класс - много миров», который позволит педагогам включиться в диалог с режиссёрами и найти пути педагогического взаимодействия с детьми разных национальностей.
Важно подчеркнуть, что использование медиаобразовательных технологий при обучении педагогов, во-первых, обеспечит образовательные результаты, предусмотренные программой, во-вторых, будет в целом способствовать повышению медипедагогической культуры.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики 4 кл. (4-5 кл.). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ авт.сост.Т.Д.Шапошникова, К.В.Савченко. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 187с., с .11
  2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель,учитель)».URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ ( дата обращения 21.11.2015).
  3. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1989. 362 с.

 

 

 

Дополнительная информация