Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

УДК 37.02

Модель развития интегрированного медиаобразования на международном и национальном уровнях

Светлана Ивановна ГудилинаСветлана Ивановна Гудилина,
старший научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования
Института стратегий развития образования Российской академии образования,

кандидат педагогических наук,
gudilinas@mail.ru

Аннотация.   Для организационной модели развития непрерывного образования необходимо выделить медиаобразовательный блок, который выполняет пропедевтические функции и помогает подрастающему поколению подготовится к обучению в течение всей жизни.

Ключевые  слова. Медиаобразование, интегрированное медиаобразование, информационные и коммуникационные технологии,  медиа- и информационная грамотность

Model for the development of integrated mediaeducation at the international and national levels

SvetlanaGudilina,
Russian Federation,PhD,Senior Researcher, I
nstitute for Strategy of Education Development
of the Russian Academy of Education and Moscow Technological Institute

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

For the organizational development model of continuing education is necessary to allocate the media education unit, which performs a propaedeutic function and helping the younger generation prepare for learning throughout life.
Media education,  integrated media education, information and communication technology, media and information literacy

Cкачать статью в .pdf

Цель исследования заключалась в выявлении основных составляющих организационной модели развития непрерывного образования в медиа среде с учетом основных направлений движения на международном и национальном уровнях. Для организационной модели развития непрерывного образования необходимо выделить медиаобразовательный блок, который выполняет пропедевтические функции и помогает подрастающему поколению подготовится к обучению в течение всей жизни.

Социокультурная ситуация такова, что каждый человек так или иначе взаимодействует с разными видами масс-медиа. Появляется необходимость развивать не только традиционные умения - читать, писать, считать, говорить, но и умения понимать язык медиа, находить, использовать, оценивать, передавать, создавать медиа сообщения. Освоенные умения переводят грамотность на качественно новый уровень. В этой ситуации медиаобразование должно составлять базовый компонент системы образования. Многообразие медиаобразовательных концепций позволило экспертам ЮНЕСКО объединить педагогические идеи и дать следующую трактовку: «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

  • анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
  • определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;
  • интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
  • отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
  • получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. … Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [1].

Таким образом, медиаобразование можно считать необходимым компонентом непрерывного образования. Безусловно, особое внимание необходимо уделяться формальному медиаобразованию, как это делается во многих странах мира. Что позволяет формировать системность знаний и помогает в дальнейшем самостоятельному освоению медийного пространства.

На формальном уровне (в школе, колледже, вузе) наиболее результативным является интеграция медиаобразования с учебными дисциплинами (концепция Л.С. Зазнобиной). Идея  интегрированного медиаобразования ставит цели по обучению восприятия и переработки информации масс-медиа; развитию критического мышления, освоению медиатехнологий и пр. «Следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и "внешних" информационных потоков. Обеспечивать их пересекаемость. Затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые позволяет именно этот учебный материал. В одном случае это будет критика увиденного или услышанного, попытка «вскрытия» смысла, формирование и обоснование альтернативных взглядов, аргументация «за» и «против», стремление понять, кому и зачем нужно подать информацию под определенным углом зрения и, наконец, собственно механика интерпретации информации. В процессе школьного медиаобразования следует показать обучаемому, как, с помощью каких инструментальных средств, имеющих те или иные возможности отображения сущностного, возникает передаваемый по коммуникативным каналам фрагмент картины мира. Обучаемый должен уяснить себе, с одной стороны, ограниченность познания, обусловленную инструментарием, с другой, понять,  с какой целью ему предлагают ту или иную информацию, с тем, чтобы адекватно проинтерпретировать эту информацию» [2].

Интегрированное медиаобразование не требует отдельного курса и дополнительных часов обучения. При этом материал учебных курсов дает фактологическую основу для медиаобразования, а результаты медиаобразовательной деятельности становятся метапредметными, что  является одним из основных требований реализации ФГОС.

В нашем исследовании были проанализированы нормативные документы (программа «Развитие образования»; Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС); Примерные образовательные программы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС;  PIRLS, PISA и ЕГЭ) с позиций медиаобразовательных задач. На основе чего была разработана модель развития медиаграмотности как пропедевтический этап подготовки подрастающего поколения к непрерывному образованию.

В контексте Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 г. обучение на протяжении всей жизни рассматривается как фактор создания динамичной экономики, основанной на знаниях.

Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» сформулировано определение общества знаний с тремя взаимосвязанными частями:

«1. Общество знания – это такое состояние общества, при котором эффективность функционирования его структурных составляющих находится в прямой зависимости:

  • от необходимого и достаточного количества и качества значимой для каждой из них информации,
  • от достоверности источников информации,
  • от надежности каналов трансляции достоверной информации.

2. Общество знания – это такое общество, где подавляющее число членов общества обладает знаниями о том:

  • какого рода информацию следует использовать в типичных и проблемных ситуациях, как профессиональных, так и обыденных,
  • где следует искать эту информацию,
  • как оценивать эту информацию и как ее использовать.

3. Наконец, общество знания – это такое состояние общества, при котором институты, ответственные за производство и распространение информации, обеспечивают ее в нужном количестве и нужного качества для эффективного использования всеми членами общества» [3].

Развитие общества знаний основывается на умении учиться и быть готовым к самообразованию. В этом аспекте разработаны последние национальные образовательные стандарты.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет формирование метапредметных умений обучающихся, как универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Для решения познавательных и коммуникативных задач необходимо научить школьников использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с соблюдением норм информационного этикета. Стандарт также устанавливает овладение навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, развитие умений осознанного высказывания и составления текста в устной и письменной формах [4].

Примерная основная образовательная программа начального общего образования также включает разделы, направленные на формирование метапредметных информационных умений:
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий.
- Познавательные универсальные учебные действия.
- Коммуникативные универсальные учебные действия.
1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты).
- Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
- Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
- Работа с текстом: оценка информации
1.2.1.2.Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
- Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
- Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
- Обработка и поиск информации.
- Создание, представление и передача сообщений
- Планирование деятельности, управление и организация
1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов [5].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования повышает планку требований развития способностей обучающихся. Через активную учебно-познавательную деятельность планируется готовить обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.  Метапредметные результаты включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, осуществлять учебную деятельность, как в сотрудничестве, так и по индивидуальной программе обучения, которую выстраивает сам ученик. Для такой деятельности требуются специальные умения и навыки, направленные на осознанную работу с информацией, развитие умений смыслового чтения и использования речевых средств в коммуникации, формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий [4].
Примерная основная образовательная программа основного общего образования уже на уровне основной школы рассматривает развитие метапредметных медиа- и информационных умений. В программу включены разделы:

1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП

- Межпредметные понятия (читательская компетенция, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности)

- Познавательные УУД
- Коммуникативные УУД
1.2.1. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий (в рамках направлений «Обращение с устройствами ИКТ»; «Фиксация и обработка изображений и звуков»; «Создание письменных сообщений»; «Создание графических объектов»; «Создание музыкальных и звуковых объектов»; «Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов»; «Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании»; «Моделирование, проектирование и управление»; «Коммуникация и социальное взаимодействие») [5].
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования также включает разделы в аспекте интегрированного  медиаобразования:
1.2.2.Планируемые метапредметные результаты освоения ООП  
- Познавательные универсальные учебные действия
- Коммуникативные универсальные учебные действия
II.1.2. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности.

II.1.3. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий.

- Формирование познавательных универсальных учебных действий.

- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий [5].
Надо признать, что требования Федеральных государственных образовательных стандартов и Примерных образовательных программ пока еще являются перспективными.

Международные диагностические исследования PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из других стран по ключевым показателям формирования функциональной грамотности.  Навыки,  которыми должны обладать школьники на высшем уровне PISA, предусматривают деятельность с информацией (текстом, медиатекстом). Так, школьники должны проявлять умения находить необходимую информацию; соединять разбросанные отрывки глубоко скрытой информации; объяснять, какая именно информация в тексте непосредственно связана с заданием к нему; читать тексты, которые содержат достоверную информацию, оценивать её критически, аргументировано отстаивать свое мнение, пользуясь собственными знаниями в различных областях и т.д. При этом исследования 2015 года показали повышение результатов диагностики по читательской грамотности на 20 баллов (с 475 до 495 баллов) [6]. Из чего можно сделать вывод, что заявленные требования к уровню обученности в национальных образовательных стандартах совпадают с высшими требованиями диагностики PISA и помогают развивать грамотность школьников с учетом современных требований.

Концепция обучения в течение всей жизни (непрерывного образования) расширила понятие грамотности. Сейчас особое внимание уделяется  читательской грамотности, которая демонстрирует способность  приобретения знаний, получения и переработки информации. В этом же направлении разрабатываются и задания государственной итоговой аттестации выпускников школ, Единого государственного экзамена (ЕГЭ). На ЕГЭ оценивается способность полного понимания текста, которое включает понимание содержания текста, его смысла, нахождение, интерпретацию и оценку информации или сообщения.
Сопоставление документов в области образования показал, что как нормативные, так и диагностические требования ориентированы на формирование медиа- и информационной грамотности обучающихся (рис.1).

Выполнение  поставленных требований возможно при использовании медиаобразовательных технологий. Как показало экспериментальное исследование, наиболее эффективным и массовым внедрением медиаобразования является интегрированное медиаобразование (рис.2), которое  призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информатизированном пространстве.
Подводя итоги проведенного исследования, ставящего своей целью не только описание структурных элементов нормативных образовательных материалов, но и выяснение причин, которые определили изменения в системе непрерывного образования, был разработан пропедевтический блок модели развития непрерывного образования в медиа среде (рис.3).

Полученные результаты частично были экспериментально апробированы на площадке «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения» еще в условиях предыдущих образовательных стандартов. По результатам исследования площадки был разработан комплекс медиаобразовательных технологий и методических приемов. Эффективность медиаобразовательных технологий подтвердилась мониторингом и показала высокий уровень обученности учащихся [7]. Безусловно, в новых условиях требуется повторить экспериментальное исследование, которое поможет выявить новые методические подходы для достижения требований национальных нормативных документов, направленных на формирование медиа- и информационной грамотности подрастающего поколения.

Основные результаты, полученные в ходе выполнения  научного исследования, соответствуют поставленным задачам и содержат следующие выводы.

1. Проанализированы требования следующих нормативных материалов:  Государственная Программа РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 г., ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ЕГЭ, PISA, Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности, Московская декларация о медиа- и информационной грамотности. Во всех требованиях поднимаются вопросы формирования медиа- и информационной грамотности (метапредметные умения, функциональная грамотность, работа с текстом и медиатекстом). Нормативные документы определяют формирование  медиа- и информационной грамотности, как важного направления развития подростков для дальнейшего обучения в течение всей жизни.

2. Определено, что составляющим элементом организационной модели развития непрерывного образования является пропедевтический блок, в котором рассматривается система подготовки подрастающего поколения для овладения медиа- и информационной грамотностью на формальном, внеформальном и информальном уровнях. Приоритетным пропедевтического блока является интегрированное медиаобразование на формальном уровне.

3. Определены основные принципы построения модели развития непрерывного образования в медиа среде: принцип развивающего обучения; принцип интеграции и преемственности с системой общего образования; принцип единой образовательной среды. Система непрерывного профессионального образования также должна учитывать принципы, выявленные Т.Ю.Ломакиной, - это многоуровневость образовательных учреждений; преемственность и маневренность образовательных программ; гибкость организационных форм обучения; интеграция образовательных структур; переподготовка профессиональных кадров; неформальное образование взрослых. 

4. Использование международных рекомендаций по формированию медиа- и информационной грамотности  отличаются от национальных подходов и требуют корректировки для использования в российских образовательных учреждениях и в подготовке учителей.

5. Следует продолжить экспериментальные исследования по интегрированному медиаобразованию на формальном уровне, включив дошкольное, общее среднее и профессиональное образование.

 

Литература

    1. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p. 152
    2. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании.  1998.  N 3. C.26-34.
    3. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. – М.: МЦБС, 2013. – 384 с.
    4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
    5. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: http://fgosreestr.ru/ .
    6. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. 2015 г./ Центр оценки качества образования. URL:  http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.htm
    7. Гудилина С.И. Инновации в медиаобразовании (из опыта работы ГЭП «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения») // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. С.7-21.
    8. Гудилина С.И. Медиа- и информационная грамотность - ключевая составляющая развития базовых способностей при обучении на протяжении всей жизни// Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 14-й междунар. конф.: в 2 ч. [Текст: Электронный ресурс] / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. проблем непрерыв. образования. – Вып. 14. – 1 CD-ROM. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. – Ч. II. С.148-151.
    9. Гудилина С.И. Медиаобразование - компонент непрерывного образования// Образовательное пространство в информационную эпоху: м-лы международной конференции, г.Москва, 6-7 июня 2016 г.  International conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016), URL: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/shsconf_eeia2016_01025/shsconf_eeia2016_01025.html.
    10. Меморандум непрерывного образования Европейского союза // Общество «Знание» России, 2001. – 10 с. URL:   http://www.znanie.org/docs/memorandum.html
    11. Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности [Электронный ресурс]. – URL:   http://www.ifla.org/files/assets/information-literacy/publications/media-info-lit-recommend-ru.pdf

Дополнительная информация