Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

УДК: 37.03
ББК: 74.0

Актуальный опыт разработки индикаторов медийно-информационной грамотности

Анастасия Сергеевна МарзакАнастасия Сергеевна Марзак
магистрант института журналистики, коммуникаций и медиаобразования
Московского педагогического государственного университета
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация работы на русском языке. В статье говорится об индикаторах медийно-информационной грамотности (МИГ) как о необходимом инструменте для разработки образовательного курса в целях повышения уровня МИГ. Проводится анализ актуального российского и зарубежного опыта в рамках понимания и разработки индикаторов МИГ, обозначаются тенденции и перспективы изучения.
Ключевые слова: медийно-информационная грамотность, медиаобразование, образование, МИГ.

 

Actual experience of media and information literacy’s indicators workout

Anastasia Marzak
Master candidate of
Institute of Journalism, Communications and Media Education of
Moscow State Pedagogical University

A brief summary in English. The article says about indicators of media and information literacy (MIG) as a necessary tool for the development of the educational course to improve the level of the MIG. It analysis the actual Russian and foreign experience in the framework of the understanding and the development of indicators MIG, indicates trends and prospects study.
Keywords: media and information literacy, media education, education, MIG.

Cкачать статью в .pdf

Эпоха общества информационного рождает свои реалии: опасности и условия, к которым так или иначе нужно приспосабливаться.  Население, в особенности наиболее уязвимые его слои (пенсионеры, дети, люди с ограниченными возможностями) имеют низкий уровень медийно-информационной грамотности (далее – МИГ). В этом смысле разумно проводить работу по стимулированию МИГ, развитию и популяризации медиаобразования граждан, то есть изучать и разрабатывать индикаторы МИГ.

Понятие «медийно-информационной грамотности» в парадигме научной является относительно новым и неоднозначным. Изначально МИГ понималась как набор определенных навыков и компетенций, умение обращаться с медиа. Некоторые источники до сих пор иллюстрируют идентичное понимание МИГ. Например, на официальном сайте Министерства связи и коммуникации России МГ (отметим, именно медиаграмотность, а не медийно-информационная) определяется следующим образом: «медиаграмотность включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться. Также пользователи должны понимать, что в интернете не стоит выкладывать лишнюю информацию о себе и своих персональных данных, чтобы не стать жертвой мошенников и злоумышленников» [3].

В срезе зарубежной практики наше внимание заслуживает самое цитируемое определение, предложенное Американской библиотечной ассоциацией. В переводе оно звучит следующим образом: «информационно грамотном является человек, который в состоянии понимать, когда ему нужна информация, уметь находить, оценивать и эффективно использовать эту информацию» [5].

Ряд российских исследователей дополняет термин новыми смысловыми нагрузками: «информационно-медийная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает в себя навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности» [1].  
Все это означает, что МИГ выходит за рамки практических умений. МИГ становится своеобразным методом мышления и ориентации в современном медийном мире. При этом способность ориентироваться распадается на определенные уровни, поэтому МИГ – величина рейтинговая, измеряемая. Учитывая все приведенные замечания, сформулируем собственное определение МИГ.

«Медиа-информационная грамотность – это способность индивида ориентироваться в современном медийном мире, достаточная для того чтобы получать и фильтровать информацию от любых медиаканалов, работать с медианосителями и защищать социально уязвимые группы от опасных медиа-информационных данных».

4 ноября 2010 года в Бангоке прошло Первое Совещание международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа- и информационной грамотности. В рамках совещания были выделены и классифицированы индикаторы МИГ. Для удобства внесем их в таблицу.


Индикаторы первого уровня

Индикаторы второго уровня

Категория 1.1. Контекст медиа- и информационной грамотности.

Категория 2.1. Доступ / Поиск медиа и информации.

Категория 1.2. Доступность и распространение информации.

Категория 2.2. Оценка / Понимание медиа и информации.

 

Категория 2.3. Использование / Создание медиа и информации.

      
Индикаторы первого уровня ориентированы на большинство – обывателей, адресатов медийных сообщений. Индикаторы второго уровня же ориентированы на меньшинство – тех, кто создает, развивает и несет ответственность за формирование МИГ у этих обывателей, адресатов. Сформулируем собственное определение индикаторов МИГ. Индикаторы МИГ – это совокупность знаний, навыков и умений, уровень владения которыми идентичен уровню медиа-информационной грамотности.


 

Диаграмма 1. Категории индикаторов МИГ: соотношение.

Данная диаграмма демонстрирует важную и вполне логичную
тенденцию: индикаторы МИГ преподавательского корпуса превалирует по сравнению с индикаторами МИГ пользовательского. Индикаторы второго уровня можно соотнести с компетенциями МИГ, выработанными другой группой исследования. В пособии «Media Literacy and New Humanism» изложено 7 компетенций МИГ: от «понимания значения медиа и информации для демократии» до «продвижения МИГ среди обучающихся и управление необходимыми изменениями» [6].

В связи с развитием мультимедиа пользователи должны обладать цифровою грамотностью. При этом «цифровая грамотность начинает быть частичной и недостаточной»   [8].
Данное пособие еще раз подтверждает тот факт, что часть индикаторов МИГ обязательно связаны с технической стороной – практическими умениями пользоваться медианосителями – и тот факт, что проблема МИГ актуальна и значима для современного общества.

В рамках собственного образовательного курса исследователь Якушина Е.В.  представляет раздел «Модуль3. Базовые представления о медиаграмотности» [2]. К индикаторам медиаграмотности автор относит поиск информации, анализ и понимание информации, интерпретацию информационных сообщений. Здесь очевидна отсылка к разуму. Однако основываться исключительно на прагматику, на наш взгляд, не стоит. Важно помнить о психологических вырабатывавшихся привычках индивида. «Исследования показали, что люди, как правило, выбирают из СМИ те взгляды и идеи, которые подкрепляют свои прежние взгляды, ценности и чувства» [10]. Это означает, что, прежде всего, необходимо изучить медиаповедение индивида. Психологический фактор превалирует в рамках разработки индикаторов МИГ.

Признание МИГ основной мерой благополучия общества не может не побуждать научное сообщество к тщательной разработке индикаторов МИГ и глубокого изучения МИГ в целом (необходимо «признать, что медиа и информационная грамотность имеет основополагающее значение для благополучия и развития личности, сообществ, экономики и гражданского общества» [7]. Российский опыт в первую очередь демонстрирует адаптацию зарубежного опыта в области разработки индикаторов МИГ.

Медиа-информационная грамотность – это способность индивида ориентироваться в современном медийном мире, достаточная для того чтобы получать и фильтровать информацию от любых медиаканалов, работать с медианосителями и защищать социально уязвимые группы от опасных медиа-информационных данных.

Индикаторы МИГ как в рамках зарубежного, так и в рамках российского опыта обязательно классифицируются как минимум на две категории. Индикаторы первой категории ориентированы на адресатов сообщений, индикаторы второй – на тех, кто учит адресатов обращаться с этими сообщениями (то есть преподавательский корпус). Индикаторы МИГ обязательно включают в себя цифровую грамотность – умение обращаться с медианосителями. В настоящее время наблюдается тенденция рассматривать МИГ как новый тип мышления, который позволяет ориентироваться в медиапространстве и (важно!) помогать социально уязвимым группам получить данную компетенцию. Возможно провести однозначную параллель между взглядами на МИГ российских и зарубежных ученых. Для разработки индикаторов МИГ необходимо изучить медиаповедение индивида и психологию его мышления.

 

Литература

  1. Плешаков В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников.: –  М., 2015. – 19 с.;
  2. Якушина Е.В. Разработка курса «Медиа-информационная грамотность и информационная безопасность».: –  М., 2015. – 3 с.;
  3. Официальный Сайт Министерства коммуникации и связи РФ http://minsvyaz.ru/ru/ministry/common/ ;
  4. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.). Издание второе, расширенное и дополненное Москва;
  5. Информационная грамотность: информационной грамотности ста- международные перспективы (2010) всеохват- Под ред. Хесуса Лау; пер. c англ. Е. В.Малявской; науч. ред. перевода Н. И.
    Гендина. – М.: МЦБС. – 27 с.;
  6. Media and Information Literacy
    Curriculum for Teachers (2011). Wilson
    Carolyn, Grizzle Alton, Tuazon Ramon, Akyempong Kwame, Cheung Chi Kim; (Authors). – Paris: UNESCO. P.32-36.;
  7. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности (Москва, 28 июня
    2012 года) [Электронный ресурс] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf ;
  8. Media Literacy and new humanism [Электронный ресурс] / J. M. P. Tornero; T. Varis ; 
    UNESCO . - Moscow : UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2010. –  Пер.загл.:Медиаграмотность и новый гуманизм. 32 p.. Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214678.pdf ;
  9. Pedagogies of Media and Information Literacies. Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2012. 38 p.;

 

Дополнительная информация