Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Инклюзивная медиасреда как составляющая информационно-коммуникативного универсума

Лариса Александровна КаллиомаЛариса Александровна Каллиома
Московский педагогический государственный университет
Старший преподаватель кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования,
кандидат филологических наук
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация. В статье раскрываются новые представления о существовании в пространстве общей медиасреды одного из ее объектов – медиасообщества людей с ограниченными возможностями здоровья. Впервые вводится понятие инклюзивной медиасреды и ее субъектов, обозначаются его терминологические особенности и возможности как инструмента интеграции (медиасоциализации) в общество, принимающего ценности «открытого мира». Автором обобщаются элементы медиаинформационного образования и его признаки присутствия в существующих институтах социализации на уровне макро- и микрофакторов.

Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями здоровья, медиасоздатели и медиапотребители, медиасоциализация.

Larisa А. Kallioma
Moscow State Pedagogical University
Senior lecturer of UNESCO Chair of Media- and Informational Literacy and Media Education of citizens, Institute of Journalism, Communications and Media Education,
Candidate of philological sciences 
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Inclusive media environment as a component of information-communicative universe

Abstract. The article describes new ideas related to existence of a common media environment object – disabled people media community. The notion of inclusive media environment and its subjects are introduced for the first time, the terminological particularities and potentialities hereof as a tool aimed at its integration into society accepting “open world” values are denoted. The author generalizes the elements of media information education and signs of its presence in the existing socialization institutions at macro and micro factors levels.
Keywords: disabled people, media creators and media consumers, media socialization.

Cкачать статью в .pdf

Социализация понимается как процесс «врастания» человека в общество и длится в течение всей жизни. Медиаинформационная грамотность вполне обоснованно отнесена в обязательный «пул» доступных жизненных компетенций, также формирующихся постоянно, на протяжении всего биографического пространства индивида (со всеми его потребностями, в том числе и особыми, отличными от других), и «работающих» на его адаптацию к меняющемуся социуму и интеграцию в общественные процессы. В этой связи актуальны два направления развития современного общественного сознания:

  • а) программирование гибкой и прозрачной системы непрерывного образования как «ученичества через всю жизнь» (перманентная социализация и самореализация человека);
  • б) постепенное и поэтапное движение к инклюзивному образованию и, как следствие, к инклюзивному обществу.

Оба направления сегодня невозможно представить без технологий и техник обучения в условияхмедиасреды. Именно там в полной мере проявляется способность индивида получать информацию из различных источников и интерпретировать ее для принятия обоснованных решений (по концепции ЮНЕСКО определяется как медиа- и информационная грамотность) [1, с. 87].

В последние годы наблюдаются признаки коадаптивной изменчивости всей медиасреды (всего общества) и некоего сообщества (условного, но объективно существующего в медиасреде), участники которого – люди с различными отклонениями в состоянии здоровья – нуждаются в системе специальных знаний и всевозможных социальных практик не меньше, чем при традиционном лечебном (реабилитационном) подходе.

Следует отметить обобщенный характер общепринятого в специальной литературе и подзаконных актах термина люди с ограниченными возможностями здоровья (люди с ОВЗ). ОВЗ – аббревиатура понятия, которое охватывает несколько категорий людей с ограниченными возможностями здоровья: инвалидов, получивших этот статус во взрослом возрасте, инвалидов с детства, детей-инвалидов, а также школьников и студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных медицинских группах, «вообще, всех, у кого наблюдались устойчивые отклонения здоровья (хронические заболевания, состояние и реабилитация в период реабилитации после травм, болезней)» [2, с.7]. Исследователи отмечают: этот собирательный термин крайне сложно выразить в количественных мерах, поскольку существующие формы статистического наблюдения не имеют такой рубрикации. Между тем, официальное число инвалидов (людей, получивших свой статус после социально-медицинской экспертизы) в России, к примеру, в 2014 году было одним из самых низких в Европе [3]. Из открытых данных Росстата за 2014 год известно, что в стране было 12,94 млн. инвалидов. Уже в 2015 год статистика

Пенсионного фонда свидетельствует о 12,42 млн. инвалидов (на уровне прогнозов было 15 млн.). Следует учитывать, что эти два органа используют разные методики подсчета и их данные нельзя сопоставлять [4]. В последние несколько лет в различных источниках наблюдается устойчивое количественное обобщение – не менее 10 процентов всего населения страны имеют официальный статус инвалида [5, с.12].

Представляется убедительным, что в медиасреде не «инвалид» или «инвалиды», а собирательный термин «люди с ОВЗ» наиболее полно и точно характеризует по количественным и качественным показателям сообщество людейс особыми (как можно предположить) медиапотребностями. Как и все пользователи интернет-пространства внутри информационно-коммуникационного универсума, люди с ОВЗ делятся на медиасоздателей и медиапотребителей. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем называть это сообщество (по аналогии с инклюзивным – включенным в общий процесс – образованием) инклюзивной медиасредой. В данной статьебудут обозначены основные цели и задачи комплексного научного исследования (начатого автором статьи) ее медиапространства как составляющей информационно-коммуникативного универсума, «этой объективно существующей самоорганизующейся системы, не менее сложной, масштабной и самодостаточной, чем сама природа» [6, с.2 2].

Алгоритм исследовательской деятельности выстроен по нескольким дисциплинарным и междисциплинарным направлениям, в числе которых: медиаинформационная культура, коррекционная педагогика, андрагогика, адаптивная физическая культура и др. Цель исследования: выявить и описать структуру, функции и признаки инклюзивной медиасреды, ее отличия и схожесть с другими сообществами в общей медиасреде, проанализировать медиаповедение и взаимодействие субъектов инклюзивной среды с информационно-коммуникационным универсумом. Предполагается, что в течение 2017 года будут выполнены следующие задачи НИР: проведение мониторинга существующих сетевых информационных ресурсов, позиционирующих себя участниками инклюзивной медиасреды; обработка и анализ массива данных мониторинга; определение на его основе существующих тенденций инклюзивной медиасреды; формулировка актуальных медиаобразовательных задач для инклюзивной медиасреды; разработка собственной теоретической модели сетевого информационного ресурса для реализации задач медиасоциализации людей с ОВЗ.

При рассмотрении инклюзивной медиасреды как предмета исследования будем учитывать базовую установку (утверждение) о том, что люди с ОВЗ (инвалиды в том числе), являясь частью общества, принимают и поддерживают главенствующую на данный момент в обществе одну из трех существующих аксиологических концепций взаимоотношения общества и людей с ОВЗ [7, с.18], поскольку это предопределяет их мировоззрение, большинство поступков и поведенческих актов, включая медиаповедение.

Современная личностно-ориентированная гуманистическая концепция (как идея социальной интеграции людей с ОВЗ, равных прав и возможностей, реализации образа жизни, характерного для здоровых людей) начала формироваться во второй половине прошлого столетия. Параллельно с неминуемой технологизацией практически всех отраслей мировой экономики в мировом общественном сознании все более заметными становятся приоритеты личности. Происходит поворот от культуры полезности к культуре достоинства. Отклонения в состоянии здоровья больше не рассматриваются как существенный недостаток, создающий проблемы по вине самого человека. [8, с.19]. Согласно этой концепции, люди с ОВЗ самостоятельно принимают решения о своей интеграции в общество, а не приспосабливаются к миру здоровых людей, контролирующих их поведение (как это происходит в случае реализации двух других концепций – «инвалидизма» и «социальной полезности лиц с отклонениями», с их побочными эффектами – социальным притеснением и дискриминацией людей с ОВЗ).
Следует отметить, что личностно-ориентированная концепция взаимоотношения общества и людей с ОВЗ очевидным образом коррелирует с упомянутой выше концепцией ЮНЕСКО о медиа- и информационной грамотности населения. Обе они строго подчинены гуманистическим идеям развития общества.

Разрозненные элементы и неявные признаки медиаинформационного образования (как части общего) людей с ОВЗ в нашей стране сегодня присутствуют во всех институтах социализации. На уровне макрофакторов – это государство и общество в целом; мезофакторов – этнос и место проживания индивида; микрофакторов – семья, система образования (с его делением на формальное, неформальное, информальное), а также общество сверстников и единомышленников. Нельзя не учитывать и воздействие СМК на индивида (субъекта инклюзивной медиасреды), присутствующее на всех уровнях факторов. Видится логичным предположить, что существующие институты социализации – это контуры инклюзивной медиасреды, обозначающие ее условные границы, а медиасоциализация субъектов инклюзивной медиасреды – это глобальный процесс внутри информационно-коммуникационного универсума. Уместным будет напомнить, что взаимодействие с ним невозможно «без повышения ответственности каждого человека за последствия своего воздействия на медиапространство» [9, с.19]. В процессе медиасоциализации так же, как в любом другом акте взаимодействия с информационно-коммуникационным универсумом наблюдается «присутствие узкого и ограниченного, чисто потребительского, технократического подхода», гибельного для культуры.

Одновременно И.М. Дзялошинский отмечает и зачатки инфоэкологического сознания медиасоздателей и медиапотребителей медиапространства, формирующегося на основе медиаобразования.

Разумеется, такой сложный социальный процесс как интеграция не может проходить гладко и безболезненно. Не случайно дис­куссии об его полезности и целесообразности в нашей стране не утихают последние несколько лет. Даже среди субъектов инклюзивной медиасреды меняется число его сторонников и противников [10, с.16]. Но не стоит забывать, что совре­менный период эволюции отношения общества и государства к людям с ограниченными возможностями здоровья с их особыми потребностями в нашей стране начался меньше трех десятилетий назад и является незавершенным. Масштабная реализация заявленных ценностей «открытого мира» происходит как раз сейчас, в первой трети XXI века. И повышение качества жизни человека – остается главной целью медиасоциализации (как одного из видов социализации во всех ее проявлениях) и актуальной задачей для теоретиков и практиков медиаобразования.

Литература:

  • Гудилина С.И., Медиаобразование 2015: Сб. трудов Всероссийского форума конференций «Медиаобразование 2015. Медиа-информационная грамотность для всех» – М., 2015. – С. 87-92.
  • Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – М., 2016. – С. 17-18.
  • Мишина И. Катись на все четыре. [Электронный ресурс] Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия», 24.11.2014, режим доступа URL: https://versia.ru/k-2015-godu-chislo-invalidov-v-rossii-prevysit-15-millionov-chelovek (дата обращения: 24.01.2017).
  • Жандарова И. Обратный отсчет. [Электронный ресурс] «Российская газета», 02.03.201, режим доступа URL: https://rg.ru/2016/03/02/v-rossii-sokratilos-chislo-invalidov.html (дата обращения: 03.02.2017).
  • Рябова А.А., Журналистика как инструмент социальной интеграции людей с инвалидностью, диссертация на соискание ученой степени кандидата филол. наук, [Электронный ресурс] URL: http://dlib.rsl.ru/01005031683 (дата обращения: 25.12.2016), С. 10-25.
  • Дзялошинский И.М. Медиаобразование 2015: Сб. трудов Всероссийского форума конференций «Медиаобразование 2015. Медиа-информационная грамотность для всех». – М., 2015. – С. 20-22.
  • Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – М., 2016. – С.17-18.
  • Там же, С.25.
  • Дзялошинский И.М. Медиаобразование 2015: Сб. трудов Всероссийского форума конференций «Медиаобразование 2015. Медиа-информационная грамотность для всех». – М., 2015. – С. 20-22.
  • Рябова А.А. Журналистика как инструмент социальной интеграции людей с инвалидностью, диссертация на соискание ученой степени кандидата филол. наук, [Электронный ресурс] URL: http://dlib.rsl.ru/01005031683 (дата обращения: 03.02.2017).
  • Там же.

Дополнительная информация