Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

УДК 027.8
ББК 78.08

Медиаобразование в библиотечной сфере: основания для реализации нового направления подготовки кадров и обучения медийно-информационной грамотности граждан в библиотеке

Наталья Ивановна Гендина Наталья Ивановна Гендина
Кемеровский государственный институт культуры,
НИИ информационных технологий социальной сферы, доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ
nii@kemguki.ru


Аннотация. Характеризуются результаты научных исследований НИИ информационных технологий социальной сферы Кемероского государственного института культуры, связанные с медиаобразованием в библиотечной сфере. Рассматриваются два основных направления: медиаобразование библиотекарей; 2) медиаобразование читателей.
Ключевые слова. Медиаобразование, медийно-информационная грамотность, информационная культура, библиотеки, библиотекари

Natalia Ivanovna Gendina Doctor of Pedagogical Sciences,
Honorary Scientist of the Russian Federation,
Director of the Institute of Information Technologies in Social Sphere,
Kemerovo State University of Culture and Arts,
Kemerovo, Russia
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Media education in the library sphere: the basis for implementing of the new direction of training and learning media and information literacy of citizens in the library

Abstract. The research results of the Institute of Information Technologies of Social Sphere ofKemerovo State University of Culture and Arts In the media education of library area are characterized. Two main directions are considered : 1) media education of librarians; 2) media education of readers.
Key words: Media education, media and information literacy, information culture, library, librarians

Cкачать статью в .pdf

Поводом для подготовки этой статьи послужила новость, размещенная 22 июля 2017 г. на сайте Московского педагогического государственного университета: «Кафедра медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования приступила к разработке новой магистерской образовательной программы «Медиаобразование в библиотечной сфере» (http://мпгу.рф/novosti/rossiyskoe-bibliotechnoe-soobshhestvo-vklyuchilos-v-mezhdunarodnyiy-proekt-globalnoe-videnie/). Следует отметить, что идея создания подобной образовательной программы ранее была упомянута 21 декабря 2016 г.на круглом столе в Государственной Думе РФ «Библиотека XXI века», посвященном актуальным проблемам библиотечного дела в России, культуры чтения и медиаобразования населения. (http://мпгу.рф/novosti/voprosyi-bibliotechnogo-dela-kulturyi-chteniya-i-mediaobrazovaniya-obsudili-v-gosdume-rf/).

Формулировка данной образовательной программы – «Медиаобразование в библиотечной сфере» – позволяет выделить, как минимум, две взаимосвязанных смысловых доминанты: 1) медиаобразование библиотекарей, то есть медиаобразование в структуре профессионального  библиотечного образования; 2) медиаобразование читателей (пользователей, потребителей информации), то есть медиаобразование различных категорий граждан в библиотеках разных типов (школьных, публичных, вузовских и т.д.). Оба эти направления находятся в русле научных интересов НИИ ИТ СС КемГИК, созданном в 2000 г. в соответствии с задачами Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» по реализации в РФ данной Программы. На протяжении 17 лет в НИИ ИИТ СС КемГИК ведутся исследования по формированию  информационной культуры личности. В отличие от широко используемого в англоязычной литературе термина «Information literacy (информационная грамотность)», термин «информационная культура личности» отражает более емкое и более широкое понятие, аккумулирующее в себе все компоненты информационной подготовки современного человека: библиотечно-библиографическую грамотность, культуру чтения, компьютерную грамотность, ИКТ-грамотность и информационную грамотность.

В 2010-2013 гг. ЮНЕСКО и ИФЛА, ведущие международные организации, ведущие  изучение проблем подготовки человека к жизни в информационном обществе,  выступили с инициативой объединить медиаграмотность и информационную грамотность, которые до этого развивались параллельно, в единое понятие. Было предложено определение нового интегративного понятия: «Медиа- и информационная грамотность – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности» [12].

В 2011 г. ИФЛА опубликовала «Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности» [15], а ЮНЕСКО издала «Учебную программу по медийно-информационной грамотности для учителей» на английском языке [21], которая в 2012 г. была переведена на русский язык и опубликована в России [11].

В 2011 г. в НИИ ИТ СС КемГИК по заказу сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО было выполнено исследование «Медиаграмотность и информационная грамотность в России и странах Содружества Независимых Государств». Оно вошло в состав серии исследований по проблеме «Концептуальная связь информационной грамотности и медиаграмотности», инициированных ЮНЕСКО в преддверии состоявшейся в 2013 г. в штабе квартире ЮНЕСКО в Париже Первой международной обзорной встречи «WSIS+10. Построение обществ знания в интересах мира и устойчивого развития». Результаты этих исследований были опубликованы на сайте ЮНЕСКО , а затем представлены  на страницах Information Literacy Weblog (http://information-literacy.blogspot.ru/2013/03/conceptual-relationship-of-information.html (2,5 п.л.) Таким образом, с 2011 г. НИИ ИТ СС КемГИК стал проводить исследования, посвященные сравнительному анализу информационного и медиаобразования. Результаты этих исследований получили отражение в монографии [2].
Цель данной статьи – осветить результаты научных исследований НИИ ИТ СС КемГИК, связанных с медиаобразованием в библиотечной сфере.

Обоснование тезиса о том, что кроме учителей обучение медиа и информационной грамотности детей, подростков и молодежи, могут вести, при наличии дополнительной подготовки, представители такой массовой профессии, как библиотекари, базировалось нами на анализе публикаций, отражающих вклад библиотек в информационную подготовку и медиаобразование граждан. Был изучен поток публикаций в педагогической и библиотечной печати за 1990-2015 гг., характеризующих деятельность библиотек России по информационной подготовке и медиаобразованию населения [2]. Анализ показал явное преобладание работ эмпирического характера, отражающих опыт работы школьных, детских и вузовских медиатек (См. например, публикации в журналах «Медиатека и Мир», «Школьная библиотека»). Вместе с тем, удалось выявить и немногочисленные теоретические исследования, посвященные различным аспектам деятельности библиотек и библиотекарей в сфере медиаобразования. Это диссертации: Е. Н. Ястребцевой о формирование интереса подростков к чтению на базе школьной медиатеки [19], К. Г. Озерова, характеризующая информационно-образовательную деятельность библиотечных медиацентров в школах США [13], Е. В. Косолаповой о формировании медиаграмотности как компонента информационной культуры младших школьников в условиях школьных и детских библиотек [9], О. П. Кутькиной, посвященной педагогическим условиям формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов [10]. С точки зрения теоретического осмысления возможностей библиотек в сфере медиаобразования интерес представляют статьи Е. Н. Голубевой о роли библиотеки в реализации целей медиаобразования [6], Е. А. Колмыковой о месте  медиаобразования в инфраструктуре информационно-библиотечного пространства [8],  О. Н. Фиськовой, рассматривающей библиотеку как социальный институт медиаобразования [18], О. К. Громовой, характеризующей медиа-информационную  грамотность в контексте ФГОС общего образования и новых задач, стоящих в связи с этим перед школьными библиотекарями [7].

Можно выделить как сильные, так и слабые стороны библиотекарей в работе по обучению медийно-информационной грамотности и информационной культуре. Библиотекари хорошо ориентируются в многообразии информационных ресурсов, отлично знают алгоритмы информационного поиска в традиционной и электронной информационной среде, владеют методами анализа и синтеза информации.
Однако библиотекари ощущают недостаток в своей психолого-педагогической подготовке. Они хуже учителей знают возрастные особенности детей и подростков. Большой дефицит знаний они испытывают в сфере педагогических технологий и методов проведения занятий с разными возрастными категориями школьников. Поэтому часто библиотечные уроки «страдают» от монодисциплинарного подхода (обучение либо основам библиотечно-библиографических знаний, либо компьютерной грамотности, либо овладение рациональными приемами работы с книгой и т.п.) в ущерб целостному формированию медийно-информационной грамотности и информационной культуры школьников.

Для того, чтобы библиотеки стали «обучающими», а не просто книгохранилищами, чтобы библиотекари могли обучать других людей медийно-информационной грамотности и информационной культуре, им нужно овладеть новыми профессиональными знаниями и новыми информационными компетенциями.

Одной из первых работ, содержащих теоретическое обоснование необходимости медиаобразования библиотекарей, является статья профессора КемГИК И. С. Пилко [14]. По мнению И. С. Пилко, для специалистов библиотечно-информационной сферы (библиотекарей-библиографов, референтов-аналитиков, менеджеров информационных ресурсов, технологов автоматизированных информационных ресурсов) владение знаниями и практическими умениями по созданию медиатекстов, развитые аналитические способности интерпретации и оценки их содержания являются важной составляющей информационной компетентности личности, медиа-грамотности (media literacy) являются не только общекультурными, но и профессиональными компетенциями. Для их формирования использование медиаобразовательных ресурсов и технологий в учебном процессе включает: обучение на материалах медиа, обучение с помощью медиа, создание медиапродуктов, выполнение медиапроектов по заказу партнеров ИИБТ.

Наряду с этими направлениями впоследствии в КемГИК были разработаны и внедрены в учебный процесс специальные учебные курсы, нацеленные на развитие медиакомпетентности библиотечно-информационных специалистов: «Мультимедийные технологии. Часть 1. Мультимедиа в современной социокультурной среде», «Мультимедийные технологии. Часть 2. Мультимедиа в презентационной деятельности», «Связи с общественностью и реклама», «Web-технологии», «Технология подготовки wеб-текстов», «Основы информационной культуры личности», «Методика преподавания информационной культуры», «Основы медиаграмотности школьников».
Теоретические разработки ученых КемГИК были внедрены в учебный процесс не только вуза, но и в систему регионального повышения квалификации библиотекарей Кузбасса. На базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) педагоги КемГИК реализовали такие формы обучения, как курсы повышения квалификации для библиотекарей общеобразовательных, коррекционных и вечерних школ региона. «Формирование медийно-информационной грамотности и информационной культуры участников образовательного процесса в условиях школьной библиотеки». тренинг-тренеров по медийно-информационной грамотности и информационной культуре личности [17], научно-практический семинар «Медийно-информационная грамотность в составе профессиональной компетентности библиотекаря» и др. Обобщение опыта  формирования и развития медийно-информационной грамотности в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации библиотекарей Кузбасса приводится в статье сотрудников НИИ Т СС КемГИК Г. А. Стародубовой и Е. В. Косолаповой [16]. Опыт проведения тренинга тренеров по медийно-информационной грамотности и информационной культуре в Узбекистане получил отражение в работе [1].

Важнейшей задачей в исследованиях НИИ ИТ СС КемГИК по медиаобразованию различных категорий граждан в библиотеках, явилась интеграция концепции информационной культуры личности и идеи медиа и информационной грамотности из Учебной программы ЮНЕСКО для педагогов [20]. Ее решение было осуществлено за счет включния медиаграмотности в содержание курса «Основы информационной культуры личности». Данный курс состоит из следующих разделов: I) «Информационные ресурсы общества и информационная культура»; II) «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»; III) «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»; IV) «Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся».

Поскольку медиаграмотность предполагает работу с медиатекстом и не может формироваться вне связи с ним, изучение медиатекста в качестве одного из важнейших современных источников информации позволяет значительно обогатить курс «Основы информационной культуры личности».

Интеграция медиаграмотности в содержание курса «Основы информационной культуры личности» потребовала органичного и последовательного дополнения каждого раздела этого курса элементами медиакомпонента. Под медиакомпонентом понимается совокупность следующих элементов:

  • медиатекст (media text, media construct) – сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). Новые медиа (Интернет, социальные сети, мобильная телефония)  значительно расширили состав медиатекстов: сайты, блоги, электронные журналы и т.п.
  • алгоритм поиска медиатекстов. Он включает последовательность действий по эффективному и быстрому нахождению медиаинформации (музыка, картинки (изображения), видеоролики, фильмы, мультфильмы и др.);
  • критический анализ медиатекстов. Он предусматривает совокупность специальных видов анализа медиатекстов: сюжетный, автобиографический, иконографический, семиотический, идентификационный, идеологический, философский, эстетический, этический, герменевтический анализ, анализ медийных стереотипов, персонажей медиатекстов и др. Назначение всех этих методов – формирование критической оценки и критического отношения людей (обучаемых) к медиатексту;
  • технология создания обучаемыми собственных медиапродуктов. Медиапродукт – это результат самостоятельной интеллектуальной деятельности, направленной на создание новой или смысловую переработку имеющейся медиаинформации, представленный в форме медиатекста. Примерами медиапродуктов могут служить мультимедийная презентация, заметка в газету, эссе, видеоролик, видеооткрытка, мультфильм др. Задача школьника, студента при подготовке медиапродукта – не просто найти и скопировать готовый медиатекст, а проявить самостоятельность и творчество, создать на основе имеющейся медиаинформации что-то свое, оригинальное. Это невозможно сделать, если человек (обучаемый) не владеет технологиями создания видеоклипа, фотографии, новости, репортажа и т.д.

В целом обогащение курса «Основы информационной культуры личности» за счет включения медиакомпонента заключается в следующем:

  • расширение круга изучаемых источников информации. Изучению стали подлежать не только традиционные (бумажные) и электронные информационные ресурсы, но и медиаинформационные ресурсы;
  • освоение новых алгоритмов поиска медиаинформации дополнительно к изучению алгоритмов поиска информации в библиотеке и Интернете;
  • дополнение изучаемых методов переработки информации специальными приемами анализа медиатекстов, включая критический анализ медиаинформации;
  • расширение состава традиционных информационных продуктов, (рефераты, доклады, сочинения, статьи и т.п.) за счет создания медиапродуктов (мультимедийная презентация, эссе, видеоролик, видеооткрытка, мультфильм др.).

Обоснованность выдвинутых нами позиций о возможности формирования медиаграмотности в структуре курса «Основы информационной культуры школьника», с учетом возрастных особенностей учащихся с 1 по 11 класс, нашла подтверждение в ходе педагогических экспериментов.

В 2011–2012, 2012–2013 и 2014–2015 учебных годах на базе детской библиотеки им. А. М. Береснева МАУК «Муниципальная информационно-библиотечная система» г. Кемерово, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77» г. Кемерово был проведен педагогический эксперимент по проведению занятий по курсу «Основы информационной культуры школьника» с учащимися 1 – 4 и 5 – 7 классов.

В 2015–2016 и 2016–2017 учебных годах в рамках муниципальной инновационной площадки «Формирование информационной культуры школьников старшего подросткового и юношеского возраста в условиях реализации программы развития универсальных учебных действий», на базе МБОУ «Гимназия № 25» и детской библиотеки им. А. М. Береснева МАУК «Муниципальная информационно-библиотечная система» г. Кемерово был проведен педагогический эксперимент по проведению занятий по курсу «Основы информационной культуры школьника» в 8–9 и 10-11 классах.

По инициативе Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) в Москве в 2014 – 2017 гг. были изданы три учебных пособия для обучения младших и средних школьников, подготовленные на основании успешности результатов  проведенных педагогических эксперимента [3; 4; 5]. Каждое из этих пособий включает: учебную программу, полные тексты уроков, глоссарий, тестовые задания, списки литературы по курсу «Основы информационной культуры школьника». Этот учебный курс был полностью визуализирован: каждое печатное учебно-методическое пособие сопровождается диском с мультимедийными презентациями всех уроков. В настоящее время готовятся к изданию учебно-методические комплексы по курсу «Основы информационной культуры школьника» для 8-9 и 10-11 классов.

В заключение хотелось бы подчеркнуть важность и своевременность инициативы кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МГПУ по разработке новой магистерской образовательной программы «Медиаобразование в библиотечной сфере». Особо следует отметить сложность и масштабность поставленной задачи, требующей проведения полидисциплинарных исследований в сфере библиотековедения, информатики, журналистики, филологии и медиаобразования. С нашей точки зрения, для решения задачи массового повышения уровня медийно-информационной грамотности и информационной культуры населения требуется наладить диалог представителей разных профессий: учителей, библиотекарей, медиапедагогов, журналистов, управленцев в сфере образования и культуры, IT-специалистов. Надеемся, что накопленный в НИИ ИТ СС КемГИК опыт не окажется бесполезным и найдет применение при реализации образовательной программы «Медиаобразование в библиотечной сфере».

Список литературы

  • Гендина Н. И. Второй тренинг тренеров по медийно-информационной грамотности и информационной культуре в Узбекистане // Информационно-библиотечный вестник - INFOLIB: культурно-просветительский, научно-популярный журнал Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои. Ташкент: Изд-во Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои. 2017. №2. С.4 – 7.
  • Гендина Н. И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек: монография. Москва: Литера, 2016. 392 с. (Серия «Современная библиотека»).
  • Гендина Н. И., Е. В. Косолапова Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1-2 классов общеобразовательных организаций. Москва: РШБА, 2014. 208 с.
  • Гендина Н. И., Е. В. Косолапова Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4 классов общеобразовательных организаций. – Москва: РШБА, 2014.  344 с.
  • Гендина Н. И., Е. В. Косолапова Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 5-7 классов общеобразовательных организаций. Москва: РШБА, 2017. 432 с.
  • Голубева Е. Н. Роль библиотеки в реализации целей медиаобразования // Медиакультура новой России / под ред. Н.Б. Кирилловой и др. Екатеринбург–Москва: Академический Проект, 2007. –Т. 2. – С. 9 – 27.
  • Громова О. К. Федеральный образовательный стандарт среднего образования и медиа-информационная грамотность: тара и упаковка МIС [Электронный ресурс] // MIC. Медиа. Информация. Коммуникация. 2014. №11. URL: http://mic.org.ru/11-nomer-2014/336-federalnyj-obrazovatelnyj-standart-srednego-obrazovaniya-i-media-informatsionnaya-gramo (дата обращения: 01.08.2017)
  • Колмыкова Е. А. Медиаобразование в инфраструктуре информационно-библиотечного пространства // Шестые Денисьевские чтения. Орёл: Изд. Дом «ОРЛИК и К», 2009. С. 89 – 93.
  • Косолапова Е. В. Формирование медиаграмотности как компонента информационной культуры младших школьников в условиях школьных и детских библиотек: автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Казань, 2013. 24 с.
  • Кутькина О. П. Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2006. 22 с.
  • Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов [Электронный ресурс] / науч. ред. Н.И. Гендина, С.Г. Корконосенко; пер. Е. Малявская; ЮНЕСКО. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 198 с. URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214706/. (дата обращения: 01.08.2017).
  • Московская декларация медиа- и информационной грамотности [Электронный ресурс]: [Москва, 24-28 июня 2012 г.] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». URL: http://www.ifapcom.ru/ru/news/1347. (дата обращения: 01.08.2017).
  • Озеров К. Г. Информационно-образовательная деятельность библиотечных медиацентров в школах США: дис. …канд. пед. наук: 05.25.03. Москва, 1996. 129 с.
  • Пилко И. С. Медиаобразовательные ресурсы и технологии в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы // Библиосфера. 2010. №3. С. 3 – 7.
  • Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности [Электронный ресурс]: [Приняты на заседании Правления ИФЛА в Гааге, Нидерланды, 7 декабря 2011 г.]. URL: http://www.ifla.org/files/assets/information-literacy/publications/media-info-lit-recommend-ru.pdf. (дата обращения: 01.08.2017).
  • Стародубова Г. А., Косолапова Е. В. Медийно-информационная грамотность в структуре профессиональной подготовки и системе повышения квалификации библиотекарей школьных и муниципальных библиотек Кузбасса // Библиография в современном медиакоммуникационном пространстве: сборник научных статей.  Самара, Изд-во СГИК, 2016. С. 99 – 104.
  • Тренинг-тренеров как новый формат повышения квалификации школьных библиотекарей в сфере формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина, Г.А. Стародубова. Л.Н. Рябцева, Е.В. Косолапова // Школьная библиотека. 2015. №7. С. 47 – 53.
  • Фиськова О. Н. Библиотека как социальный институт медиаобразования на примере муниципальной библиотеки г.Озёры [Электронный ресурс] // MIC. Медиа. Информация. Коммуникация. 2015. №3. URL: http://mic.org.ru/12-nomer-2015/373-biblioteka-kak-sotsialnyj-institut-mediaobrazovaniya-na-primere-munitsipalnoj-biblioteki-g-ozjory (дата обращения: 01.08.2017).
  • Ястребцева Е. Н.  Формирование интереса подростков к чтению на базе школьной медиатеки (на примере развития литературно-творческих способностей учащихся 6-7 классов): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 1992. 20 с.
  • Gendina N. Integrating the Personal Information Culture Concept and the Idea of Media and Information Literacy offered in the UNESCO Curriculum for Teachers: Experiences of Russia and Uzbekistan // The fourth European Conference on Information Literacy (ECIL) (October 10 – 13, 2016, Prague, Czech Republic): abstracts.  Prague, 2016. P. 38.
  • Media and Information Literacy Curriculum for Teachers (prepared by UNESCO) [Electronic resource] / Wilson, Carolyn; Grizzle, Alton; Tuazon, Ramon; Akyempong, Kwame; Cheung, Chi Kim. Paris, UNESCO, 2011. 192 p., illus. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0019/001929/192971e.pdf (дата обращения: 01.08.2017).

Дополнительная информация