Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

УДК 37.014.53
ББК 

Возможности интегрированного медиаобразования для реализации  федеральных государственных образовательных стандартов

Виктория Львовна СанакоеваВиктория Львовна Санакоева,
магистрант Московского государственного педагогического университета,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:  Рассматриваемые требования к результатам освоения образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта выявляют необходимость интеграции медиаобразования в учебные дисциплины в ходе реализации принципа метапредметности. Для всестороннего развития детей в школе, автор предлагает использовать широкие возможности интегрированного медиаобразования.

Ключевые слова: интегрированное медиаобразование, медийно-информационная грамотность, медиа, информация, коммуникация, принцип метапредметности.

Capabilities of integrated media education for the implementation of Federal State Educational Standards

Victoria Sanakoeva
Master of Media education in Moscow State Pedagogical University

Annotation:  Considered requirements of the federal state educational standard, author reveals the necessity of integration of media education in the academic disciplines while implementing the principle of meta-subjectivity. For comprehensive development of children in school, the author suggests using the wide possibilities of integrated media education.

Key words: Integrated mediaeducation, media and information literacy, media, information, communication, meta-subjectivity principle.

 

Cкачать статью в .pdf

Для начала необходимо остановится на концептуально важном вопросе: кто и как должен реализовывать медиаобразование в школе? Ответ на этот вопрос напрямую зависит от решения задачи включения компонента медийно-информационной грамотности в школьную программу на систематической основе. ЮНЕСКО предлагает три способа решения этой задачи:

«1) Школа включает в программу конкретные предметы, связанные с цифровой, медийно-информационной грамотностью, соответственно, формируются специальные программы и предметы.

2) Школа выбирает стратегию наложения учебных планов, полагая, что обучение способности критического отбора информации из медиа и формирование навыков создания и обмена информацией при помощи ИКТ должны стать частью преподавания во всех дисциплинах, причем учить этому надо как учеников, так и учителей.

3) Школа принимает решение об интеграции медиаобразования практическим, неформальным путем в дополнение к конкретным предметам или вместо них, или их перекрестное использование. Во внеурочное время ученики издают школьные газеты и журналы, выпускают радиопередачи, создают аудиовизуальные модули, на практике обучаясь использованию различных медиа ресурсов и технологий»[11].

Заметим, что первый вариант предполагает не только введение в сетку расписания отдельного или даже нескольких предметов, что само по себе является трудной задачей для перегруженного школьного расписания, но и подготовку специалистов для преподавания этих дисциплин. ЮНЕСКО также подчеркивает мысль о том, что поскольку медийно-информационная грамотность формирует базовые навыки, ее не стоит выделять в отдельный предмет.

На сегодняшний день в российских школах медиаобразование в основном развивается в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности [5]: всевозможные кино- и радиоклубы, журналистские кружки, деятельность так называемых «школьных СМИ» и др. Плюсом такого подхода является то, что «с выделением большего количества учебных часов учащиеся имеют возможность получить углубленное представление о работе СМИ» [1].  Минусом этого подхода является то, что такое медиаобразование охватывает ограниченное число обучающихся, и не может претендовать на массовость.
Учитывая реалии современного российского образования, нам представляется, что массовым может стать либо интегрированное медиаобразование [8], то есть растворенное в конкретных дисциплинах, либо комплексное (включающее в себя как интегрированное, так и специальное медиаобразование, реализуемое в рамках дополнительного) [3].

Рассмотрим возможности интегрированного медиаобразования, как необходимого компонента массовой подготовки населения. Отечественные исследования показывают, что предметами для интеграции в них медиаобразования могут стать русский язык и литература, иностранный язык, ОБЖ, обществознание, информатика география, биология, химия и физика и др. Сторонник интегрированного медиаобразования и автор «Стандарта медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего образования» Л.С. Зазнобина предлагает «находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков, обеспечивать их пересечение, а затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые соответствуют именно этому учебному материалу» [7].

Действительно, частичная интеграция элементов медиаобразования возможна практически в каждый школьный предмет, за исключением, пожалуй, физкультуры. Это становится возможным в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Известно, что стандарты устанавливают требования к результатам освоения образовательной программы, которые разделены на три категории: личностные, метапредменые и предметные. Личностные результаты обучающихся включают в себя «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности» [10]. Метапредменые результаты обучающихся это – «освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [10]. Предметные – представляют собой «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира» [10].

Вместе эти три категории требований призваны формировать всесторонне развитую и образованную личность, получившую необходимые компетенции для успешной социализации и самоактуализации. Нам представляется, что теоретической основой для понимания соотношения этих трех категорий может быть идея, которая лежит в основе концептуальной взаимосвязи триады «медиа+информация=коммуникация» [6].

В этом смысле теоретической основой предметных результатов несомненно является информация, «которая приобретает свойства «информационности» лишь в том случае, когда начинает своё движение к субъекту. Скрытые до поры в объекте сведения преобразуются в информацию исключительно в случае её «распаковывания», расшифровки, потребления субъектом в результате возникающей коммуникации» [6]. Действительно, обучающиеся в ходе познавательных процессов, инициированных учителем, получают доступ к информации, относящейся к изучаемой дисциплине и учатся использовать ее в своей учебной деятельности. Результатом этого процесса является владение широким спектром информации, касательно различных дисциплин, и умение использовать эту информацию в жизни.

Перейдем к понятию «метапредметный». Практика показывает, что далеко не все учителя, особенно молодые, понимают значение этого термина. Приставка «мета-» в переводе с греческого означает «между», «после», «через», и как часть сложных слов используется для обозначения обобщённости, промежуточности, перемены состояния, превращения, расположением между чем-либо [2]. В эпистемологии приставка мета- придает значение самоописания, предлагающее выйти за рамки предмета с целью описания самого себя. Так, любая научная дисциплина имеет свою метатеорию, то есть теорию о самой себе, которая является теоретическими соображениями об основах и методах. Таким образом, принцип метапредметности состоит в обучении школьников общим приемам и техникам мыслительной работы, которые применимы с одной стороны для всех учебных предметов, а с другой – позволяют принимать решения вне рамок учебного процесса, в различных жизненных ситуациях. Обратим внимание, что в этом смысле принцип метапредметности четко сопоставляется с целями медиаобразования.

Связь предметной деятельности и метапредметной коррелирует с пониманием взаимосвязи информации и медиа, как средств или каналов передачи этой информации. Как медиа актуализируется только при наличии информации, а информация «приобретает свойства информационности исключительно в случае её канализации от источника к потребителю» [6], так  и достижение метапредметных результатов происходит на основе предметной деятельности, а предметные результаты деятельности напрямую зависят от усвоения метапредметных принципов мышления.

Процесс становления личности соотносится с процессом коммуникации. Л.С. Выготский писал: «сознательность речи и социальный опыт возникают одновременно и совершенно параллельно» [4]. Неотъемлемой характеристикой сознания человека является его коммуникативный характер, на основе которого и происходит его развитие. Источником человеческой психики ученый называет общество, а общение, тем процессом, в котором она формируется. «Человек и наедине с собой сохраняет функции общения» подчеркивал Выготский.  Для личностного развития коммуникативные навыки играют важнейшее значение, поскольку именно они определяют успешность взаимодействия этой личности с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.

Идея концептуальной взаимосвязи медиа и информации заключается в том, что они представляют собой две стороны единого процесса коммуникации. Это понимание дает возможность по-новому взглянуть на процесс становления личности, формирование его сознания, социализацию и самоактуализацию. Это также дает возможность осознать взаимосвязь предметной и метапредметной деятельности в процессе формирования личности в широком смысле, и зависимость личностных результатов от достижения результатов предметных и метапредметных.

Возвращаясь к теме медийно-информационной грамотности, еще раз подчеркнем, что, являясь базовым набором компетенций, МИГ по сути представляет собой принцип метапредметности. Для наглядности обратимся к тексту ФГОС основного общего образования в части требований к метапредметным результатам освоения образовательной программы:

«1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8) Смысловое чтение.

9) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

10) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

11) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

12) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации» [10].
Первые пять пунктов представляют собой набор компетенций, необходимых для эффективной организации самообразования, что соотносится с одной из задач медиаобразования – формированием навыков необходимых для образования на протяжении всей жизни. 

Шестой пункт может быть изложен как умение систематизировать информацию, что является одной из основных составляющих информационной грамотности.

Седьмой и восьмой пункты излагают часть навыков МИГ, описанных в каталоге ЮНЕСКО под категорией «Язык медиа».

Девятый пункт представляет собой своеобразный обобщенный симбиоз навыков, описанных в каталоге ЮНЕСКО под категориями «Отношения в медиасреде» и «Этика и ценности в информационной и медийной среде», с той лишь разницей, что ФГОС не оперирует понятием «медиасреда». Здесь формулируются коммуникативные навыки.

Десятый пункт отражает одну из идей демократических свобод – свободу самовыражения, и цель медиаобразования как популяризатора этой идеи. Схожие компетенции отражены и в каталоге ЮНЕСКО под категориями «Творческое использование медиа».

Одиннадцатый пункт, отражающий навыки работы с ИКТ, является одной из составляющих медийной грамотности и, на наш взгляд, в отдельных комментариях не нуждается.

Последний двенадцатый пункт, отражающий сформированность экологического мышления – единственный пункт, по которому мы не нашли соответствия с предложенными ЮНЕСКО компетенциями МИГ. Тем не менее, говоря о развитии экологического мышления, на наш взгляд, следует включить в программу вопросы медиаэкологии, основатель которой Нил Постман считал, что «нет никакого смысла изучать медиа вне морального и этического контекста» [9].

В связи со всем вышесказанным, можно с уверенностью утверждать, что вопросы медиаобразования постепенно проникают в систему российского образования. С другой стороны, этот процесс проходит почти незаметно, без должной рефлексии и не отражает всего спектра медиаобразовательных задач.

  1. Баранов, О.А. Состояние современного медиаобразования: дискуссия экспертов / О.А. Баранов, С.И. Гудилина, В.В. Гура, Н.Б. Кириллова, А.П. Короченский, В.А. Монастырский, С.Н. Пензин, Л.В. Усенко, А.В. Федоров, Н.Ф. Хилько, Т.Ф. Шак, А.В. Шариков // Инновационные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – 2008. – №1. – Режим доступа : http://elibrary.miu.by/journals!/item.iot/issue.13/article.15.html. (Дата обращения: 05.08.2017).
  2. Большая советская энциклопедия: Т. 15: Ломбард — Мезитол. — 1974. — 632 с., [30] вкл. л. : ил., карты, фото [Электронный ресурс]. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.:  Советская энциклопедия,  URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения 04.08.2017)
  3. Бондренко, Е.А. Обоснование концепции комплексного медиаобразования: современная школа в российском и мировом медиапространстве //Е.А. Бондаренко / Медиаобразование 2013: Сб. трудов Международногофорума конференций «Медиаобразование 2013».Москва, 31 октября — 02 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]/ Под редакциейИ. В. Жилавской. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. – С. 10-27. URL: http://mic.org.ru/phocadownload/mediaed_sbornik_end.pdf (дата обращения: 12.07.2017)
  4. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. - М., Собрание сочинений, 1982-84, т. 1. – С. 97.
  5. Гендина Н.И. Информационная и медиаграмотность в России: результаты исследования, выполненного по заказу ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.) / Сост. Е. И. Кузьмин, И. В. Жилавская, Д. Д. Игнатова, под ред. И. В. Жилавской. – М.: МЦБС, 2014. – С. 67-84.
  6. Жилавская И.В. Медиаобразование, как фактор, способствующий самоактуализации  личности в информационном обществе [Электронный ресурс] / Текст доклада на 24-м заседании семинара «Методологические проблемы наук об информации» (Москва, ИНИОН РАН, 28 января 2016 г.) URL: http://inion.ru/files/File/MPNI_24_Zhilavskaya_I_V_Doklad.pdf (дата обращения 12.08.2017)
  7. Зазнобина Л.С. Освоение информации [Электронный ресурс]/ Журнал Энергия: экономика, техника, экология –М: Федеральное государственное унитарное предприятие «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука», 2009. – С. 55-60. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12688947_23025338.pdf (Дата обращения 14.06.2017)
  8. Зазнобина, Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании.  1998.  № 3. – C.26-34.
  9. Постман Н. [PostmanN.] Гуманизм медиаэкологии: пер. с англ. [Электронный ресурс] // Гефтер: электрон. журн., 2017, 12 января   URL: http://gefter.ru/archive/20734 (дата обращения: 29.05.17)
  10. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
  11. Туоминен, С., Котилайнен, С. и др. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности [Электронный ресурс]. -М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 140 с. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf(дата обращения: 22.09.2017)

 

Дополнительная информация