Готовится к выходу 25-й номер 2018. Опубликоваться ->>

УДК 159.937.5
ББК 88.9

Изучение звуко-цветовой синестезии у студентов

Екатерина Владимировна МихальчиЕкатерина Владимировна Михальчи,
старший преподаватель
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы

при Президенте Российской Федерации,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Елена Евгеньевна МихальчиЕлена Евгеньевна Михальчи, младший научный сотрудник
Научно-исследовательского центра
Военной Академии генерального штаба,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье приводится исследование звуко-цветовой синестезии у студентов. Полученные результаты исследования показали, что синестезия является своеобразным дополнительным механизмом восприятия. Её можно развивать и использовать в процессах обучения, при изучении иностранных языков, занятиях творческой деятельностью и для компенсации нарушений в сенсорных системах у лиц с психофизическими отклонениями.

Ключевые слова: звуко-цветовая синестезия, схема фоносемантического анализа, звукобуквы, синестеты, бисенсорное восприятие, фоносемантика, психолингвистика.

STUDY OF SOUN-COLOR SYNESTESIA OF STUDENTS

Mikhalchi EkaterinaV.,
lecture of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.
Mikhalchi Elena E.,
junior researcher of Research Centеr of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation.

Abstract.The article studies the sound-color synaesthesia in students. The obtained results of the study showed that synaesthesia is a kind of additional mechanism of perception. It can be developed and used in educational processes, in the study of foreign languages, in creative activities and in compensating disorders in sensory systems in persons with psychophysical deviations.

Key words: sound-color synaesthesia, phonosemantic analysis scheme, sound recordings, synesthetics, bisentory perception, phonosemantics, psycholinguistics.

Cкачать статью в .pdf

Научные исследования синестезии как «ненамеренного физического опыта межчувственных ассоциаций»[10] начались с середины XIX в. В настоящее время учеными даны определения этого нейропсихологического феномена в разных областях науки – психологии, медицине, психофизиологии, лингвистике, психиатрии, психолингвистике; выделены основные виды синестезии: графемно-цветовая, фонемно-цветовая, фонемно-вкусовая, хромостезия, кинестетико-слуховая, акустико-тактильная, музыкально-цветовая и другие; изучено ее влияние на перцептивные и когнитивные процессы у человека.

«Цветной» слух или звуко-цветовая синестезия является одним из хорошо изученных видов синестезий. Ей посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых в областях психологии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики, нейропсихолингвистики: Лурии А.Р., Ананьева Б.Г., Журавлёва А.П., Красниковой Е.И., Прокофьевой Л.В., Смирнова-Дорсо А.В., Ефименко Н.В., Cytowic R., Eagleman D., Simner J. и других. На стыке психологической и лингвистической науки выделена специальная область фоносемантики, которая изучает вопросы соотношения «в языковом сознании звука и смысла» [7] и перцептивно-когнитивные процессы у человека, основанные на синестезии. Одним из ее объектов является исследование цветовых ассоциаций в сознании индивида, возникающих при произнесении тех или иных звуков или слов. Этот нейролингвистический феномен будет положен в основу обследования студентов по методике изучения звуко-цветовой синестезии.

Целью нашего исследования является выявление студентов, обладающих синестезией, в общей выборке учащихся. В основе методики по выделению синестетов среди студентов лежит синестезия, связанная с восприятием звуков и букв (звукобукв [5] – термин введен Журавлёвым А. П.) русского языка человеком и отражением в сознании, помимо звуковых образов, также и индивидуальных цветовых соответствий. Актуальность исследования обусловлена тем, что синестезия является своеобразным дополнительным механизмом восприятия; ее можно развивать с помощью соответствующих методик и использовать в процессах обучения и получения самообразования, при изучении иностранных языков, занятиях творческой деятельностью и для компенсации нарушений в сенсорных системах у лиц с психофизическими отклонениями.

На основании научных трудов ученых (Cytowic R., Simner J., Rothen N., Meier B.) были выделены следующие пропорции численности синестетов в общей численности населения: от 1% до 4,4% у одних авторов [14], от 2% до 5% – данные других авторов[15]; есть также данные о 7% синестетов среди студентов художественных вузов.[11]

Для участия в изучении звуко-цветовой синестезии были выбраны студенты 1-4 курсов Института бизнеса и делового администрирования ФБГОУ ВО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (ИБДА РАНХиГС). Количество участников исследования составило 200 человек. В повторном опросе, проведенном через 1 месяц, участвовали 90 респондентов из первичной выборки. По гендерному составу выборка характеризуется следующими данными: 33 мужчины и 167 женщин (в повторном опросе участвовали 21 мужчина и 69 женщин); участники исследования по возрастному составу относятся к группам 17-20 лет – 63 человека и 20-25 лет – 137 человек (при повторном опросе – 20 человек в возрасте 17-20 лет и 70 человек в возрасте 20-25 лет). Из студентов, принявших участие в исследовании, 7 человек имели психофизические нарушения.
Методика исследования состояла из трех этапов и заключалась в определении наличия звуко-цветовой синестезии у учащихся при характеристике ими цветовых соответствий гласных звукобукв, слов, обозначающих явления природы, и стихотворений отечественных поэтов. Исследование было проведено в формах письменного и электронного опроса с возможностью обратной связи в апреле 2017 г.

На первом этапе исследования изучалась звуко-цветовая синестезия у студентов при восприятии гласных звукобукв и была выделена численность учащихся, обладающих этими «естественными ассоциациями, возникающими и закрепляемыми в процессе комплексного, бисенсорного восприятия действительности у определенного круга людей, функционирующих в одинаковых географических, исторических и социальных условиях»[2] (табл. 1).

Таблица 1
Распределение студентов по цветовым ассоциациям гласных букв русского языка


№ п/п

Буквы

Цветовые соответствия букв
(по Журавлеву А.П.)

Количество студентов с такими же цветовыми ассоциациями, чел.

Доля студентов с такими же цветовыми ассоциациями, (%)

1

А

красный

123

61,5

2

О

светло-желтый, белый

67

33,5

3

У

темно-синий, лиловый

61

30,5

4

ы

черный, темно-коричневый

81

40,5

5

Э

зеленоватый

12

6

6

Я

красный

60

30

7

Ё

желто-зеленый

61

30,5

8

Ю

голубоватый, сиреневый

62

31

9

И

синий

43

21,5

10

Е

зеленый

55

27,5

Среднее значение:

63

31,25

Результаты исследования восприятия гласных звукобукв и приведенные цветовые ассоциации у респондентов показали, что по схеме цветовых соответствий [5] д.ф.н., профессора Журавлёва А.П., определения цветов совпали в среднем у 31,2% студентов. Здесь и далее автор будет использовать схемы фоносемантического анализа, опубликованные в научных трудах Журавлёва А.П., как известные и проверенные в ряде научных исследований методики. Остальные учащиеся характеризовали каждую звукобукву цветом в соответствии с индивидуальными предпочтениями, отличающимися от приведенных в схеме. Полностью совпали цветовые ассоциации гласных букв русского языка у 1,5% учащихся (3 чел. из 200 студентов), при повторном анализе у 1% учащихся (1 чел. из 90 студентов). Эти респонденты будут отнесены к явным синестетам.

Анализ характеристик цветового восприятия звукобукв студентами дал возможность составить автору схему цветовых ассоциаций звукобукв русского языка, подтвержденную при повторном опросе респондентов, по результатам которого достоверных различий не обнаружено.

Отметим, что цветовые соответствия букв русского языка исследовались многими отечественными учеными: Журавлёвым А.П., Прокофьевой Л.П., Дымшицем М.Н., Ефименко Н.В. и другими. На основании их научных работ были получены схемы цветовых ассоциаций букв русского языка (полные – для всех букв и неполные – только для гласных букв). В частности, для гласных букв были получены следующие звукоцветовые соответствия (табл. 2).

Таблица 2
Сопоставление схем цветовых ассоциаций букв русского языка разных авторов


Авторы схем
(год)
Буквы

Прокофьева
Л.П. [8]
(1985-1995)

Журавлев А.П. [5]
(1991)

Бондарь С.В.
(2001)

Дымшиц М.Н.
(2003)

Ефименко Н.В.[4]
(2011)

Михальчи Е.В.
(2017)

А

красный

густо-красный

красный

красный

красный

красный

О

бело-желтый

светло-желтый, белый

желтый

сине-красный

белый

синий, желтый

У

синий

темно-синий, лиловый

светло-зеленый

синий

зелено-синий

сине-зеленый

ы

черный

черный, темно-коричневый

темно-коричневый

сине-красный

черный

черный, коричневый, серый

Э

красно-желтый

зеленоватый

желтый

-

желто-зеленый

фиолетовый

Я

красный

ярко-красный

-

-

светло-красный

красный

Ё

-

желто-зеленый

-

желто-зеленый

-

зеленый, оранжевый

Ю

-

голубоватый, сиреневый

-

сине-красный

фиолетовый, красно-синий

фиолетовый, красный

И

синий

синий

синий

желто-зеленый

синий

синий

Е

-

зеленый

-

зеленый

-

зеленый, желтый

Полученные звукоцветовые соответствия букв русского языка уточняют представленные ранее в схемах других авторов. Для мягких гласных букв (Я, Ё, Ю, Е) многие ученые не приводят цветовые соответствия в своих схемах. Результаты исследования звуко-цветовой синестезии у студентов помогли выявить цветовые ассоциации мягких гласных звуков, также на основании ответов респондентов появилась возможность составить спектр для гласных букв русского языка, соответствующий восприятию молодых людей на современном этапе. Результаты исследования показали, что в течение определенного периода (с момента первых исследований в данной области (1985) по настоящее время (2017)) цветовые соответствия некоторых букв заметно изменились (например, для буквы «О» - белый, желтый, сине-красный, белый, синий, желтый), а для других наоборот остались стабильными (буква «И» в большинстве схем соответствует синему цвету). Изменение цветовых ассоциаций для гласных букв русского языка может быть обусловлено рядом факторов: культурными и социально-экономическими преобразованиями в жизни общества, историческим периодом и современными языковыми тенденциями, демографическими характеристиками индивидов, воздействием СМИ, рекламы и Интернет на студентов, а также рядом других аспектов развития этой социальной группы. Устойчивость и изменчивость цветовых соответствий букв русского языка является одной из научных проблем фоносемантики.

Рассмотрим результаты второго этапа реализации методики по изучению звуко-цветовой синестезии у студентов, а именно поиск звуко-цветовых соответствий в названиях природных явлений (табл. 3).

Таблица 3
Распределение студентов по цветовым ассоциациям названий природных явлений


№ п/п

Слова

Цветовые характеристики природных явлений/предметов

Количество студентов чел,

Доля студентов
(%)

Цветовые соответствия звукобукв*

Количество студентов чел,

Доля студентов
(%)

1

зелень

зеленый

155

77,5

зеленое

155

77,5

2

пожар

оранжевый, красный, черный

167

83,5

желто-красное, оранжевое

164

82

3

зима

белая, голубая

129

64,5

сине-красная

40

20

4

туча

черная, фиолетовая

68

34

сине-красная, фиолетовая

52

26

5

пустыня

бежевая, коричневая

122

61

темно-коричневая, красная

28

14

6

космос

фиолетовый, черный

105

52,5

белый, желтый

56

28

7

айсберг

голубой, белый

140

70

красный, зеленый

12

6

8

осень

оранжевая, красная, коричневая

100

50

желтая, зеленая

77

38,5

9

лиана

коричневая, темно-зеленая

41

20,5

сине-красная

14

7

10

молния

черная, белая, желтая

111

55,5

белая, желтая, сине-красная

148

74

11

клён

зеленый, красный

84

42

желто-зеленый

94

47

12

цунами

темно-синее, черное

92

46

сине-зеленое, красное, синее

89

44,5

Среднее значение:

110

54,8

 

77

38,7

Восприятие названий природных явлений связано в сознании с цветовыми характеристиками этих явлений (зелень (трава) – зеленая; зима (снег) – белая, голубая). Многим студентам было сложно преодолеть эту связь восприятия названия природного явления с цветом самого явления или объекта, хотя их просили привести цветовые ассоциации только к словам, абстрагируясь от сути явлений. Почти 55% респондентов выбрали цвета наиболее близкие к окрасу объектов (лиана – коричневая, зеленая; клен – зеленый, красный) и ассоциациям с природными явлениями (туча – черная, темно-синяя; айсберг – голубой, белый»). Многие слова, обозначающие те или иные природные объекты и явления соответствуют их окрасу. Следуя схеме Журавлёва А.П., слово «зелень» имеет зеленый цвет; слово «пожар» имеет желто-красный, оранжевый цвет и т.п. Всем названиям природных явлений были даны характеристики их цветовых соответствий. Количество студентов, которые выбрали подобные цветовые соответствия названий природных явлений и смогли полностью абстрагироваться от сути образа самого явления и предмета, составило 38,7%. Доля учащихся, чьи цветовые ассоциации полностью совпали с цветами слов по схеме цветовых соответствий, составила 2% от общей выборки (4 чел.) и 1% от общего количества повторно опрошенных (1 чел.).

На третьем этапе студентам было дано задание: определить звукоцветовые соответствия стихов разных поэтов и жанров. Им были необходимо абстрагироваться от цветовых эпитетов в стихах и описать общее ощущение цвета, оставшееся после прочтения каждого произведения (табл. 4.)

Таблица 4
Распределение студентов по цветовым ассоциациям стихотворений


№ п/п

Название стиха

Автор стихотворения

Цветовые эпитеты в стихах

Количество студентов, выбравших данные цвета, чел.

Доля студентов, выбравших данные цвета, %

Цветовые ассоциации стихов

Количество студентов, с цветовыми ассоциациями, чел.

Доля студентов, с цветовыми ассоциациями, %

1

Береза [3]

Есенин С.А.

«Белая береза…»

78

39

Зеленый, желтый, красный, белый

98

49

2

Вечером синим…[3]

Есенин С.А.

«Вечером синим, вечером лунным…»

66

33

Зеленый, желтый, синий

86

43

3

Лиловый негр [1]

Вертинский А.Н.

«Лиловый негр Вам подает манто…»

27

13,5

Коричневый, черный, темно-синий, фиолетовый

80

40

4

Пожар [13]

Шевченко В.

«И когда черный дым пожирал небеса…»

56

28

Белый, желтый, ярко-красный

76

38

5

Дерево [12]

Цой В.Р.

«Я посадил дерево…»*

41

20,5

Зеленый, желтый, красный

76

38

6

Белая стена [6]

Кормильцев И.В.

«Мы стоим перед белой стеной…»

38

19

Зеленый, белый.

66

33

Среднее значение:

51

26

 

80

40,2

Стихотворения были побраны так, что почти в каждом имелся цветовой эпитет (кроме стихотворения «Дерево», где на цвет может указывать образ дерева). Часть респондентов (26%) обратили внимание на цветовые эпитеты в этих стихотворных произведениях и указали их. Большее количество студентов указали те звукоцветовые соответствия, которые сохранились в их сознании после прочтения стихов. Цветовые ассоциации каждого стихотворения были определены по схеме фоносемантического анализа стихотворений Журавлёва А.П [5]. Приведем пример ее использования для стихотворения Вертинского А.П. «Лиловый негр» (табл. 5.)

Вертинский А.Н.

Лиловый негр

Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?
Куда ушел Ваш китайчонок Ли?
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть, с малайцем Вы ушли.
В последний раз я видел Вас так близко.
В пролеты улиц Вас умчал авто.
Мне снилось, что теперь в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр Вам подает манто.

Таблица 5
Звукоцветовые соответствия в стихотворении Вертинского А.Н. «Лиловый негр»


Звукобуквы

Количество звукобукв в тексте

Доли звукобукв в тексте

Нормальные доли для звукобукв

Отношение долей звукобукв в тексте к норме

Места звукобукв по их преобладанию над нормой

Цвета преобладающих звукобукв

Э+Е

16

0,0625

0,085

0,74

6

 

О+Ё

30

0,117

0,109

1,073

4

 

Ы

6

0,0234

0,018

1,3

1

темно-коричневый, черный

У+Ю

10

0,0390

0,035

1,1143

3

темно-синий, сиреневый

И

19

0,0724

0,056

1,293

2

синий

А+Я

29

0,113

0,117

0,966

5

 

Для данного стиха респонденты выбрали следующие цветовые соответствия в порядке убывания голосов: фиолетовый, коричневый, красный, оранжевый – которые отчасти совпадают с цветами, полученными по схеме фоносемантического анализа стихотворений. На данном этапе реализации методики изучения звуко-цветовой синестезии студенты (40,2%) в основном смогли определить свои цветовые ассоциации, возникшие при чтении стихов. Цветовое восприятие стиха совпало полностью с цветами, определенными по методике Журавлёва А.П., у 1,5% студентов (3 чел.) при первичном опросе и у 1% (1 чел.) при повторном опросе. Несмотря на более объемный лексический материал, на образность поэтического слова и на то, что основные темы многих стихов были также связаны с описанием природы, студенты смогли четко определить свои цветовые ассоциации, ощутить эмоции и отрефлексировать их, уйти от интерпретации прямых эпитетов и образов природы и сюжетов.

Изучив звуко-цветовую синестезию у студентов, можно сделать следующие выводы:

  • на разных этапах реализации методики численность участников, обладающих этим нейропсихологическим феноменом и использующих его без предварительного научения, находилась в границах от 1% до 2% респондентов из общей выборки. Ответы этих студентов при определении цветов гласных букв, названий природы и стихотворений более чем на 80% совпали с цветовыми характеристиками, полученными по схемам фоносемантического анализа Журавлёва А.П., что позволило определить у них явную звуко-цветовую синестезию;
  • численность студентов, которые по индивидуальным схемам звуко-цветовых соответствий выявили цвета гласных букв, слов и стихов с частичным совпадением со схемами цветовых ассоциаций разных авторов, находится в пределах от 31,3% до 40,2%.  Эти значение близки к распределениям синестетов в обществе, полученным зарубежными и отечественными учеными: «в более поздних работах появились цифры 34% и 62% опрошенных (обладателей «цветного слуха» – Е.М.) [9]». Повторный опрос участников исследования подтвердил результаты первичного исследования, полученные на разных этапах применения методики;
  • исследование звуко-цветовой синестезии у студентов позволило автору составить схему цветовых ассоциаций для гласных букв русского языка, уточнив их соответствия при восприятии и дополнив цветовыми вариантами для мягких гласных букв (Е., Ё, Ю, Я).

Методика изучения звуко-цветовой синестезии может быть использована для исследований данного нейропсихологического феномена у представителей разных социальных групп (детей, подростков, лиц с психофизическими нарушениями, иностранных студентов и других).

Для углубленного изучения звуко-цветовой синестезии рекомендуется применять данную методику совместно с другими психологическими методами исследования: наблюдением, опросом, индивидуальными тестами на звуко-цветовое восприятие, сериями тестов, тестом Струпа и другими. Применение комплекса психологических методик позволяет точнее выявить лиц со звуко-цветовой синестезий в социальной группе и установить их численность. Это одно из направлений для проведения исследований звуко-цветовой синестезии, которое в будущем будет реализовано автором.

Список литературы

  1. Вертинский А.Н. Стихотворения и песни. М., 2009.
  2. Галеев Б.М. Природа синестезии. // Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка». Казань: КАИ, 1979. С. 86-88.
  3. Есенин С.А. Я московский озорной гуляка. М.: Эксмо, 2009.
  4. Ефименко Н.В. Экспериментальная проверка цветовой ассоциативности звуков русского языка: сопоставительный анализ данных. // Вестник Череповецкого государственного университета: Языкознание. – 2011 – № 2. С. 61-65.
  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991.
  6. Кормильцев, И.В. Стихи. Скованные одной цепью. М.: Советская эстрада и цирк, 1990.
  7. Красных В.В. Основы психолингвистики. М.: Гнозис, 2012.
  8. Прокофьева Л.П. Звуко-цветовая ассоциативность: универсальное, национальное, индивидуальное. Саратов. 2007.
  9. Прокофьева Л.П. Изучение звуко-цветовой ассоциативности в европейских языках: история и современность. // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского: Филология. Искусствоведение. – 2008– №4, С. 256-262.
  10. Прокофьева Л.П. Цветовая символика звука как компонент идиостиля поэта (на материале произведений А. Блока,К. Бальмонта, А. Белого, В. Набокова): автореф. дис. ...кан.филол.наук. Саратов. 1995.
  11. Сидоров-Дорсо А.В. Синестезия естественного развития в рамках теории о способностях: анализ современных исследований. // Журнал высшей школы экономики: Психология – 2013 – №2. С. 173-180.
  12. Цой В.Р. Последний герой. Стихи, песни, воспоминания. М. 2009.
  13. Шевченко В. Р. Пожар. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://seria2.ucoz.ru/index/0-2. (Дата обращения: 17.09.2017).
  14. Cytowic R.E. Synesthesia: A Union of the Senses. 2nd ed. Cambridge. 2002.
  15. Simner J., Holenstein E. Ordinal Linguistic Personification as a Variant of Synesthesia // Journal of Cognitive Neuroscience. Massachusetts Institute of Technology – 2007 – 19:4, Pp 694–703.

Дополнительная информация