Готовится к выходу 25-й номер 2018. Опубликоваться ->>

 Медиаэкология: выбор пути

Бондаренко Елена АнатольевнаБондаренко Елена Анатольевна,
Кандидат педагогических наук,  доцент

Аннотация: медиасреда постепенно становится естественной средой обитания и коммуникации молодого поколения. Пока идут споры о влиянии этого процесса на традиционные формы образования, воспитания, культуры, на трансформацию мира и процесса его познания в целом и в частностях, отметим: не стоит забывать о том, что медиаэкология не менее важна, нежели защита окружающей биологической среды.

Ключевые слова: медиасреда, медиаэкология, медиаобразование

Mediaecology: choosing the path

Helena Bondarenko

Abstract: media environment gradually becomes a natural habitat and communication of the younger generation. While there are debates about the impact of this process on the traditional forms of education, upbringing, culture, on the transformation of the world and the process of its cognition in general and in particular, we should note that media ecology is no less important than protecting the surrounding biological environment.
Keywords: media environment, mediaecology, media education

Cкачать статью в .pdf

В европейском образовании мы насчитывает более сорока активных моделей медиаобразования. Однако все они показали некоторую слабость в условиях открытых информационных атак и сильной модерации информационного пространства. Оказалось, что слишком рано делать выводы о наличии активного критического мышления аудитории, способности сопротивляться медиавирусам, формировать собственное мнение и не следовать предлагаемым вариантам информационных атак. 

В рамках реформ  российского образования разрабатывается методология включения в систему образования внешкольных ресурсов (создание образовательной среды); развитие модели образования, ориентированного на будущее, и создание системы самообразования, способствующего формированию способов учения и развитию компетенций. Сам образовательный процесс в новых стандартах рассматривается, как взаимодействие обучения и самообразования.

В образовании одна из главных проблем – конкуренция с теми источниками информации, которые, не являясь официально частью общего среднего образования, тем не менее, содержат сведения, благодаря которым у учащихся складывается мировосприятие. Специальный термин «параллельная школа»  отражает остроту проблемы – у образования действительно появился серьезный конкурент. Разнородность, неточность, эмоциональная яркость информации, получаемой учащимися по каналам массовой коммуникации, образная природа языка средств массовой информации, наличие «скрытого смысла», низкий уровень профессионализма и общей культуры большинства медиатекстов, – именно эти факторы определяют опасность влияния «параллельной школы» на формирование картины мира. Здесь и возможность формирования «информационных коконов», ограничивающих восприятие любой не соответствующей тематическим эталонам информации и ведущих к образованию «замкнутых» молодежных течений, неадекватных форм социального протеста (вплоть до терроризма); и неточные знания; и неправильное понимание «скрытого смысла» медиатекстов, что приводит к  формированию другой морали, другой этики, другой системы мотиваций, установок и ценностных ориентаций.

Можно ссылаться на извечную пропасть между поколениями, глубокий социальный кризис, проклятие «эпохи перемен». Однако уроки истории показывают, что сами кризисные явления возникают в первую очередь там, где происходит разрыв культуры, где формируется новое отношение к реальности. Если система ценностей (ценностных ориентаций) не передается следующему поколению, а опыт искажается либо не транслируется, неизбежно углубление кризиса.

Поэтому выход, на наш взгляд, следует искать в первую очередь в сфере формирования культуры. Для борьбы с отрицательными эффектами «параллельной школы», для адаптации учащихся к новой информационной среде, к жизни в новом обществе, для формирования коммуникативной компетентности, критического мышления, толерантности, необходимо выделить область информационной культуры, которая определяет взаимодействие СМИ и общества – медиакультуру.

Медиаобразование – оптимальный способ достижения этой цели. Медиаобразование как идеология педагогической деятельности в данной ситуации является гарантией эффективности формирования общих учебных умений, информационной культуры учителя и обучающегося.

Однако области, где наиболее эффективна реализация медиаобразования, постоянно меняются. Напомним – в настоящее время оптимальными областями, где необходима медиаобразовательная работа, являются:

  • сфера обеспечения информационной безопасности личности (умение ориентироваться в медиапространстве, грамотно осуществлять навигацию, бороться с эффектами медиавирусов и интернет-аддикции);
  • сфера поиска информации (умение составлять поисковые запросы, отбирать и фильтровать информацию, сохранять и изменять ее по заданным параметрам; важно здесь также осуществление и стимулирование потребности в новой информации)
  • сфера восприятия и интерпретации медиатекста (восприятия, понимания, освоения контекста, умения воспринимать концепцию и скрытый смысл /скрытые смыслы/ медиатекста, умение выстраивать свою концепцию по поводу полученной информации);
  • сфера медиатворчества (создания собственных медиатекстов – как самостоятельно, так и в соавторстве; от репродуктивного уровня – через креативный – к творческому);
  • практическое освоение медиапространства (умения соблюдать этику общения в медиапространстве, понимать направленность медиатизированного диалога; степень участие в создании и функционировании медиапространства на различных уровнях – от локального (например, школьного) медиапространства до общемировых информационных сетей). Именно здесь мы обозначаем медиаэкологию как базовую стратегию формирования медиакультуры – культуры общества на новом этапе развития.

В формируемых при этом мировоззренческих позициях ведущее значения должна занимать медиаэкология как особое отношение к миру, понимание важности проблем функционирования и развития информационного пространства как новой области бытия человечества.
Предлагаемые компоненты обеспечивают оперативность реагирования  на смену ситуации и требования времени - в частности, именно так , в ответ на реальные требования школы и практический интерес подростков, возникли методики практического освоения новых технологий - видеосъемки, видеомонтажа, изучения и использования мультимедиа технологий в комплексных творческих проектах, использование гаджетов в целях образования, создание новых средств обучения и информационных сред в целях обеспечения сферы саморазвития и самообразования обучающихся, расширения возможностей их самореализации в среде информационного общества.
Специфика современной школы – сочетание интенсивных способов освоения информации и необходимость освоения основ медиаграмотности и информационной культуры – определяет на сегодня особую роль комплексного медиаобразования как использования всего комплекса возможностей медиатехнологий для активизации процесса образования в целом. С нашей точки зрения, в современных российских школах необходимо именно комплексное медиаобразование, поскольку оно объединяет преимущества формирования медиакультуры во всей деятельности учащихся (урочной, внеурочной, внеучебной).

По концепции комплексного медиаобразования, в качестве групповых показателей индикаторов медиаграмотности предлагается использовать: область обеспечения информационной безопасности личности, факторы восприятия, понимания, интерпретации медиатекстов/информационных сообщений, критерии практического освоения личностью современного медиапространства.

Проблемы, которые ставит перед традиционным образованием «параллельная школа», не исчерпываются ни необходимостью научить вырабатывать научный подход к фактам, ни потребностью формировать критическое мышление. Здесь, на стыке педагогики и мира за порогом школы необходимо умение адаптироваться в современном информационном пространстве.
«Параллельная школа» должна стать частью мира современной школы и союзником современного учителя.

Современные школьники в некоторых отношениях опережают своих учителей. Оставаясь подростками, которым предстоит проходить все этапы становления личности, они обретают невиданные возможности для общения и самовыражения в среде новых информационных технологий, где вкусовые критерии являются ведущими, где царит свой жаргон и выявляются свои закономерности бытия, где притяжение среды столь велико, что может легко сформировать самые разные формы психологической зависимости. Повторяя, что современный учитель больше не единственный авторитет и источник знания, мы забываем о том, что механизм образования – многоуровневое внедрение в сознание образа мира. Объявляя учителя «педагогом, оказывающим образовательные услуги», мы ставим его в ситуацию полного отрицания предыдущих ценностей. Для того, чтобы быть консультантом, советчиком, тьютором, руководителем самостоятельной работы учеников, прежде всего он должен иметь в обществе статус учителя, а не «мерчендайзера знаний».

Необходимо помнить и о том, что и сам процесс формирования и самосозидания личности так быстро не меняется. Фиксируя физиологические изменения (например, «компьютерное поколение» московских детей первого десятилетия нового века отличается пониженным весом и увеличенным объемом черепа [2, с.4], мы обнаруживаем, что процессы формирования личности отличаются большей стабильностью. Если какие-то этапы развития оказались «свернутыми», непройденными, их все равно придется отработать, пережить, сделать выводы и осознать их. Если авторитетом для школьника будет не учитель – найдется замена в виртуальных мирах Интернета; вот только к решению и осознанию проблем становления личности в этом случае можно идти гораздо дольше.
«Убирая» сложившуюся не годами, но веками систему восприятия мира и отношения к нему, мы рискуем получить различные степени социальной неадаптированности, личностной «незрелости», надолго растянутой во времени и пространстве. В этих условиях любые механизмы формирования и активизации критического мышления становятся чрезвычайно важными, и роль медиаобразования в новом информационном пространстве трудно переоценить.

На наших глазах меняется культурная среда, привычные ценностные ориентации далеко не стабильны; можно называть это катастрофой и очередной гибелью цивилизации, однако всегда есть варианты других решений и интерпретаций. Путешествие по реке всегда ведет к смене пейзажей. Поэтому не будем в ужасе закрывать глаза – но попробуем понять, где же мы очутились и к чему это может привести.
В настоящее время в школах развернут интенсивный поиск здоровьесберегающих технологий обучения. В этих рамках медиаобразование также представляет большой интерес, поскольку психологический комфорт и психическое здоровье современного подростка находятся под угрозой.

Сейчас перед нами стоит проблема:  следовать в своей деятельности бесчисленным предлагаемым образцам - образцам поведения (приобретения только определенных товаров - согласно рекламному имиджу), следования одним и тем же схемам, - или «идти своей дорогой», да еще и постоянно ощущать ответственность за свой выбор. Практика показывает, что характерное для западной бытовой культуры влияние предлагаемого образца в случае российского менталитета часто принимает уродливо искаженные формы; однако реальность жизни требует самостоятельности принятия решений, ответственности, умения видеть вопросы и проблемы с разных сторон; умения ставить задачи (в том числе и самому себе), разрешать их и адекватно оценивать ситуации. Один из вариантов выхода - освоение образного мышления; эстетическое восприятие определяет внешнюю незаинтересованность оценки событий или явлений, а это, в свою очередь, способствует многоплановости видения и подхода к проблемам, овладению различных уровней восприятия и анализа, умению найти выход практически из любой ситуации, потому что кроме объема знаний оказываются задействованными такие сферы мышления, как интуиция, использование различных типов логических построений, поиск аналоговых ситуаций в бытии и динамике культуры... Именно поэтому становится столь важной сфера художественного образования в работе с искусством экрана. Это область знания, где освоение новых форм поведения и поиск новых путей познания происходит в неразрывной связи с историческим бытием человечества. Область, где так легко найти и выделить культурные традиции - народа, страны. времени... так же легко, как и потерять, утратить, растворить конкретные и определенные признаки и явления в мозаичном хаосе восприятия.

Например, экранный образ несет в себе в свернутой форме базис для формирования миросозерцания, может быть толчком для формирования мировоззрения личности. Формальная пассивность восприятия экранного образа понемногу сменяется различными формами интерактивности. Здесь возможны и пути, на которых человек адаптируется к окружающему миру и станет его творцом, и варианты ухода в информационные коконы, ограничения любых раздражителей, кроме уже понятных и привычных.

Именно поэтому формирование медиакультуры - насущная необходимость времен развитой технологии. Человек двадцать первого века должен быть прежде всего человеком информационно грамотным и творческим. Для ориентации в информационных системах и работы в высокотехнологичных структурах просто необходимы практические навыки диалоговых коммуникаций и развитое образное мышление; и ничто не может заменить искусства и культуры в образовании и воспитании. При этом для процесса обучения важна не столько историческая хронология, сколько именно способ мышления и познания, формирования личности, определяемый существованием и развитием как системы искусств, так и информационно-коммуникативной среды. И союз медиаобразования и медиапсихологии дает возможность искать пути выхода из кризиса не в новом и неизведанном, но на основе накопленного на рубеже веков конкретного знания и опыта. Бытие человека в медиасредах становится одной из первостепенных проблем нашего времени. И предлагаемые рамки освоения медиасред требуют тех же подходов, которые в свое время привели к возникновению школьного предмета «Экология». Мы стремительно движемся к  миру, где экология будет одним из определяющих условий выживания и эффективности действий человека в медиасреде. И медиаобразование на современном этапе может (и должно) рассматриваться как один из наиболее эффективных способов подготовки человека к жизни в информационном обществе, формирования экологического сознания людей в медиасреде.
На современном этапе развития информационного общества цели медиаобразования таковы:

  • формирование критической компетенции (осознание воздействий медиатекстов на психику и мировоззрение) у взрослых и подростков;
  • освоение языка средств массовой информации через создание собственных медиатекстов, освоение медиаграмотности детьми и подростками;
  • умение адаптироваться в медиасреде;
  • обеспечение самоопределения детей и подростков в современной медиасреде через медиатворчество;
  • формирование медиакультуры педагогического сообщества, родителей, органов управления образованием.

Мы видим, что медиасреда постепенно становится естественной средой обитания и коммуникации молодого поколения. Пока идут споры о влиянии этого процесса на традиционные формы образования, воспитания, культуры, на трансформацию мира и процесса его познания в целом и в частностях, отметим: не стоит забывать о том, что медиаэкология не менее важна, нежели защита окружающей биологической среды. Медиасреда антропологична, и в центре преобразований инфосферы необходима опора на человека и качественное обновление его диалога с миром, а не надежда на решение проблемы за счет развития и совершенствования технологий.

Литература

  • Жилавская И.В. Медиаактивность молодежи как фактор медиаобразования [Электронный ресурс] // МИК URL: http://mic.org.ru/4-nomer-2012/150-mediaaktivnost-molodezhi-kak-faktor-mediaobrazovaniya (дата обращения: 09.03.2017).
  • Калмыков А.А. E-learning как инструмент медиаобразования / А.А.Калмыков [Текст]. — Высшее образование в России, № 10. 2009. –С.29
  • Камнев М. «Новое поколение выбирает…»/Газета «Столица № 22/2010.
  • Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну/ Н.Б.Кириллова [Текст]. — М., 2005. – 260 с.
  • Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество [Текст]. — М., 2004
  • Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. М., 2003. – 340 с.
  • Якушина Е.В. Разработка курса «Медиа-информационная грамотность и информационная безопасность // Материалы Третьей Международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (ISC-14): Сборник статей и тезисов. [Электронное издание] / Отв. редактор Бродовская Е.В. – М.: РИЦЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 390 с., С. 337-355.

 

Дополнительная информация