Готовится к выходу 23-й номер 2017. Опубликоваться ->>

Медиаобразование в системе образовательных стандартов

Гудилина С.И.Ломакина Т.Ю., доктор педагогических наук, заведующий Центром исследований непрерывного образования  ФГБНУ «Институт  стратегии развития образования РАО»
Гудилина С.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования ФГБНУ «Институт  стратегии развития образования РАО»

Ключевые слова: медиаобразование, интегрированное медиаобразование, Федеральные государственные образовательные стандарты, международные диагностические исследования, Единый государственный экзамен

Аннотация: рассматривается взаимосвязь медиаобразования с требованиями   Федеральных государственных образовательных стандартов, данными международных диагностических исследований и Единых государственных экзаменов.

Media education in the system of educational standards

Abstract: the interrelation of media education with the requirements of the Federal State Educational Standards, the data of international diagnostic studies and the Uniform State Examinations is examined

Keywords: media education, integrated media education, Federal state educational standards, international diagnostic studies, the Unified State Exam

Cкачать статью в .pdf

Формирование социальной активности подростка происходит на основе принципа социальной детерминации, который обусловливает  взаим­ную зависимость социальной эволюции подростка и его психи­ческого развития. Л. С. Выготский показал, что   окружающая среда влияет на развитие и создание новых форм  социальных связей подростка.   Сегодня  эти связи формируются  средствами информационных и коммуникативных технологий и должны быть учтены при обучении школьников, сформировав у них умения и навыки находить, использовать и самим создавать необходимую информацию  или медиатексты, т.е. быть  медиаобразованными.

Медиаобразование можно рассматривать как целенаправленный процесс познавательной деятельности в мериасреде. В современной ситуации, когда медиасреда информационно перенасыщена, каждый человек должен понимать, как взаимодействовать со всеми видами масс-медиа и массовой коммуникацией.  Медиаобразование следует начинать с детства  и продолжать на протяжении всей жизни - на формальном, неформальном и внеформальном уровнях. Поэтому медиаобразование можно считать необходимым компонентом непрерывного образования. Опыт показывает, что на  формальном уровне медиаобразование формирует системность знаний и помогает в дальнейшем самостоятельному образованию.

Европейский парламент уже принял Резолюцию о введении обязательного медиаобразования для школьников  стран Европейского Союза. В российской школьной практике медиаобразование развивается по двум основным направлениям – как специальная область дополнительного образования и как надпредметная образовательная область, которая представлена в концепции интегрированного медиаобразования с базовым (Зазнобина Л.С.).

В обоих случаях рассматриваются методы работы с текстами масс-медиа и решаются общие проблемы учебной деятельности с информацией. Разница состоит лишь в том, что в дополнительном образовании с выделением большего количества учебных часов учащиеся имеют возможность получить углубленное представление о работе средств массовой информации.

На базовых занятиях, как известно, решаются в первую очередь учебные задачи того или иного предмета и, если есть возможность, поднимаются проблемы медиаобразования, которые пересекаются с учебной темой. Материал учебных курсов дает фактологическую основу для медиаобразования, а результаты медиаобразовательной деятельности становятся метапредметными, что  является одним из основных требований реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В основе ФГОС лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования при разработке содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет формирование метапредметных умений обучающихся, как универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Для решения познавательных и коммуникативных задач необходимо научиться использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с соблюдением норм информационного этикета. Стандарт также устанавливает овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, развитие умений осознанного высказывания и составления текста в устной и письменной формах.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования повышает планку требований развития способностей обучающихся. Через активную учебно-познавательную деятельность обучающихся необходимо их готовить к саморазвитию и непрерывному образованию. Метапредметные результаты включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, осуществлять учебную деятельность как в сотрудничестве, так и по индивидуальной программе обучения, которую выстраивает сам ученик. Для такой деятельности требуются специальные умения и навыки, направленные на осознанную работу с информацией, развитие умений смыслового чтения и использования речевых средств в коммуникации, формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
В основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Информационно-образовательная  среда образовательного учреждения должна обеспечивать информационно-методическую поддержку образовательного  процесса; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а также с другими организациями социальной сферы.

Соотнесение метапредметных умений из образовательных стандартов и медиаобразовательных умений на основе интегрированного образования позволяет учителям активно внедрять медиаобразовательные технологии в учебный процесс, которые будут:

  • способствовать формированию у обучающихся медиа- и информационной грамотности;
  • помогать подрастающему поколению достичь реальной независимости от масс-медиа и использовать медиа в своих целях на основе этических, нравственных и правовых норм деятельности;
  • формировать учащихся как активных участников коммуникативных процессов не только в современном обществе, а и в обществе будущего.

Реализация требований образовательных стандартов пока позволяет достигать определенных успехов в проводимых международных исследованиях. Международные диагностические исследования PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из других стран по ключевым показателям формирования функциональной грамотности. В данной ситуации  интегрированное медиаобразование помогает формированию медиа- и информационной грамотности.
Оргдеятельность  включения медиаобразования в общую практику подразумевает  несколько этапов:

  • пропедевтический  этап - дети знакомятся с разными видами и носителями текстов в процессе игровой деятельности; 
  • начальный этап, направленный на первоначальное представление  работы с вербальным, визуальным, аудио и аудиовизуальным текстом;
  • продуктивный этап при работе с масс-медиа.

Исходя из задач медиаобразования обучение следует организовывать по нескольким взаимодополнительным блокам:  

  • информационно-поисковый блок, направленный на работу с поисковыми системами, развитие умений находить, перерабатывать и использовать информацию (медиатексты);
  • семиотический блок, рассматривает деятельность со знаковыми системами, способами видоизменения форм информации (медиатекстов);
  • аналитический блок ориентирован на методы оценивания, сравнения и сопоставления информации и медиатекстов, формирование критического отношения к текстам, это не просто процесс оценки произведений медиакультуры, а процесс их исследования;
  • этико-правовой блок предусматривает обсуждение вопросов морально-этических и нравственных ценностей медиатекстов, юридические вопросы, проблемы информационной безопасности;
  • прикладной блок предназначен для развития умений осваивать ИКТ- и медиатехнологии, с помощью которых изучаются способы создания, презентации и распространения медиатекстов; 
  • блок медиатворчества помогает осваивать способы самовыражения, медиаприемы;
  • диагностический блок позволяет скорректировать формирование медиаграмотности.

Следует обратить внимание, что в центре учебной деятельности стоит медиаобразовательная  работа с текстом, с вербальными и визуальными текстами, информационными и медиа технологиями. От учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности. Требования образовательных стандартов проверяются диагностическими исследованиями и Единым государственным экзаменом, выявляются при грамотном чтении медиатекстов. При этом степень  продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебной деятельности учащегося и грамотного чтения.   

Оценивается грамотное чтение не только учебных текстов, но и дополнительных материалов. Проверяются умения понимания текста (позицию автора,  основную мысль),  умения аргументировано высказывать свою точку зрения, как в устном, так и в письменном виде.

Проводилось экспериментальное исследование использования медиаобразовательных технологий. В обсуждении результатов этого исследования участвовало 62 педагога и сотрудника администрации образовательных учреждений. Было отмечено, что учителя изменили свой взгляд на методику обучения,  появилось понимание, каким образом можно использовать медийные средства; появилось желание заниматься медиаобразованием, поиском «свежей» информации, организацией работы с электронными пособиями; отмечено, что 40% учебного времени отводится на медиаобразование. Учителя стали активно участвовать в семинарах, конференциях, появилась необходимость в освоении новых технологий учебной деятельности, что отразилось на развитии интеллектуального и научного роста педагогов. Развиваются компетенции учащихся по составлению визуальной информации, инфографики, презентаций, видеороликов. Медиаобразование становится основой аттестации школьников, для чего необходимо найти задание, извлечь, сканировать, разобрать задание. Работа с детскими журналами и другими медиа помогает детям увлекаться чтением, обмениваться мнением, развивается словарный запас, речь и грамотность чтения. Детям нравятся медиаобразовательные уроки, звуко- или видеозапись мотивируют познавательную деятельность, у них развивается интерес к проблемным ситуациям.

Однако есть несколько условий, необходимых для эффективной медиаобразовательной деятельности учащихся в массовой школе.

  1. Проведение обучения в среде на основе медиатехнологий, способствующих формированию медиаграмотности, направленных на поисково-исследовательскую деятельность, требующую размышлений, анализа, логики, методов сравнения и обобщения.
  2. Должны быть знания базовых учебных дисциплин, которые будут помогать понимать медиатексты.
  3. Соотнесение медиаобразовательных и учебных целей. Введение фрагментов масс-медиа в урок должно быть обоснованным и сочетаться с программным материалом. Содержание медиа-текстов должно работать на методическую цель.
  4. Проектирование учебной деятельности с медиатекстом. Сначала необходимо рассмотреть условия знакомства с медиа материалами (печатной, аудио, видео), как с источником знаний и как с источником, организующим проявление чувств, впечатлений, наблюдений. Затем использование медиатекстов рассматривается с позиций выявления их информационно-образовательных возможностей. Включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных из медиа. Создание проблемных ситуаций на основе масс-медиа. Использование методов на определение структуры медиаматериала, преобразования текста, использование словарей и баз данных.
  5. Особое место материалы масс-медиа занимают в системе творческих работ учащихся. Опыт показал, что они могут стать организующим центром самостоятельной и коллективной работы.
  6. Системность работы. Работа с каждым видом информации масс-медиа должна проводиться систематически, при этом должны учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки и круг  интересов.
  7. Свобода деятельности в информационной сети ставит вопрос о качестве информационных текстов, их достоверности. Поэтому обучение критическому отношению к получаемой информации, осознание ответственности за последствия распространяемой информации  становится первоочередным.  В этом же аспекте следует обеспечить нравственно-этетическое воспитание учащихся в процессе обсуждения медиа.

Медиатексты интересны с познавательной точки зрения, они эмоционально влияют на человека, на развитие его способностей, потому это одно из самых эффективных средств воздействия на человека. Педагогической задачей является всестороннее раскрытие значения медиа информации и определениеь функциональных педагогических возможностей ее как средства обучения.
  
 Материал подготовлен при поддержке РГНФ, грант № 16-06-00957

 Литература 

  • Баранов О.А. Медиаобразование в школе и в вузе: Учеб. пособие.  Тверь:  Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002.  87 с.
  • Гендина Н. И. Информационная культура и медиаграмотность в России// Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 77–83.
  • Гудилина С.И. Медиа- и информационная грамотность - ключевая составляющая развития базовых способностей при обучении на протяжении всей жизни// Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 14-й междунар. конф.: в 2 ч. [Текст: Электронный ресурс] / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. проблем непрерыв. образования. – Вып. 14. – 1 CD-ROM. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. – Ч. II. С.148-151.
  • Гудилина С.И. Непрерывное развитие медиа- и информационной грамотности школьников в обществе знания /Федеральный справочник. Образование России [информационно-аналитическое издание]; Т.11 / Центр стратегических программ. – М.: АНО «Центр стратегических программ», 2016. –С. 84-88.  URL: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/11/O11-2016-Gudilina.pdf (дата обращения: 3.11.2017)
  • Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании.  1998.  N 3. C.26-34.
  •  Ломакина Т.Ю.,  Перминова Л.М. О разработке образовательных стандартов в системе непрерывного образования. Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 12-й междунар. конф.: в 2 ч. /  сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. – Вып. 12. - СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. – Ч.I.  492с. – С.128-131. 
  • Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.)/ Сост. Е. И. Кузьмин, И. В. Жилавская, Д. Д. Игнатова, под ред. И. В. Жилавской. – М.: МЦБС, 2014. – 232 с.
  • Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 3.11.2017)
  • Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика [Электронный ресурс] / А.В. Федоров. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 708 с.
  • Якушина Е.В. Медиаобразование: как научиться грамотно работать с информацией URL: http://mic.org.ru/3-nomer-2012/122-mediaobrazovanie-kak-nauchitsya-gramotno-rabotat-s-informatsiej (дата обращения: 3.11.2017)

Дополнительная информация