Готовится к выходу 24-й номер 2018. Опубликоваться ->>

Медийный портрет подростка двухтысячных годов (резюме исследования)

Сергей Борисович ЦымбаленкоСергей Борисович Цымбаленко,
президент творческого объединения ЮНПРЕСС,
доктор педагогических наук,
кандидат философских наук,
Москва, Россия

Cкачать статью в .pdf

Наше исследование подростков в информационно-коммуникативных взаимодействиях дает представление об основных социально-психологических особенностях подрастающего поколения и позволяет определить новые цивилизационные задачи формирования медиакультуры детей цифровой эпохи, опирающиеся на нее социальные стратегии.

Исследование является продолжением анализа тенденций, обнаруженных в 1998-2014 гг. Новые данные были получены в результате социологического опроса и наблюдения учащихся Москвы, которые приняли участие в медиаакадемии в международном детском центре «Артек» в июле-августе 2017 г. В опросе приняли участие 1657 человек из всех федеральных округов, чтобы была возможность сравнения учащихся Москвы (22%) с другими подростками.

Рис. 1. Динамика роста количества российских подростков, пользующихся интернетом

За последние годы сложилось новое, цифровое поколение с иным входом в мир информации, знаний и человеческих отношений.

Существенная особенность цифрового поколения: дети и подростки не просто пользуются интернетом, они живут посредством него. Интернет-сеть и в целом информационное пространство являются продолжением, усилением личностного и группового социального пространства.

Подрастающее поколение сделало решающий шаг к диалоговой, знаниевой цивилизации, где основным фактором и формой прогресса становится поколенческое и межпоколенческое взаимодействие. Подростки с опережением, стихийно уже живут по модели коллективного интеллекта, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

Несостоятельным оказывается миф о том, что интернет уменьшает реальное жизненное пространство. НА САМОМ ДЕЛЕ – подростки не менее интенсивно общаются.

Таблица 1. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

 

1998

2012

2017

2017М

провожу время с друзьями

67,4

68,5%

57%

59%

слушаю магнитофон, проигрыватель, плеер

69,6

34,9%

47%

54%

играю в компьютерные игры

29,3

47,3%

43%

29%

общаюсь в кружке, секции, клубе, другом объединении

36,6

33,6%

38%

40%

читаю книги

49,1

34,1;

34%

45%

провожу время с родителями или другими взрослыми

27,6

29,1%

33%

38%

обмениваюсь информацией по компьютерной сети

5,3

46,7%

28%

27%

хожу в кино

6,0

30,2%

28%

29%

смотрю телевизор

76,7

56,2%

26%

24%

смотрю видеозаписи

51,7

26,1%

26%

21%

общаюсь по телефону

33,1

34,3%

21%

24%

встречаюсь с девочкой (девушкой), мальчиком (юношей)

32,1

23,9%

18%

18%

путешествую по компьютерной сети

4,6

33,7%

18%

18%

хожу в театры, на концерты, в музеи

15,6

13,2%

16%

21%

читаю газеты, журналы

36,2

20,3%

11%

7%

слушаю радио

51,7

15,2%

5%

4%

Данные исследования опровергают еще один миф о том, что якобы интернет уводит детей от чтения. Сенсационным стало существенное увеличение чтения книг в структуре досуга (опережает компьютерные игры, интернет, телесмотрение и кино) и при получении значимой информации, а также в целом интеллектуализация информационного пространства подростков.

Книга (помимо учебника) входит в пятерку основных каналов значимой информации для подростков (43%/45%), и это значительно больше, чем в 2012 году (32%).

Таблица 2. Откуда ты узнаешь обо всем самом интересном и важном для тебя?

 

1998

2012

2017

2017М

из компьютерных источников, Интернета

14,6

71,0%

74%

76%

от родителей

62,1

55,7%

57%

62%

на уроках в школе, от учителей

65,1

52,3%

50%

52%

от друзей и подруг

66,8

57,5%

48%

54%

из книг (помимо учебников)

55,0

32,0%

43%

45%

в кружке, секции, клубе, другом объединении

28,6

24,6%

32%

31%

из телевизионных программ

54,1

40,7%

24%

26%

просматривая видеофильмы

26,5

25,7%

21%

30%

из газет и журналов

34,9

26,7%

15%

13%

прослушивая аудиозаписи (кассеты, диски)

28,0

12,3%

12%

18%

из радиопередач

23,3

13,3%

11%

7%

С возрастом чтение книг в структуре досуга занимает все большее место: 30% в 11-12 лет, 37% в 13-14 лет, 48% в 15-16 лет (в Москве с 41% до 56%), а просмотр телевизора уменьшается с 27% до 18% (в Москве с 32% до 18%).

Средства массовой информации, кроме книги, теряют свою значимость у большинства подростков. Эта тенденция наблюдалась уже в 1990-е годы и продолжается в настоящее время. Подтверждается вывод прошлогодних исследований, что межличностная коммуникация, в том числе и с помощью социальных сетей – это медийный «котел», где переваривается вся информация, чтобы приобрести значимость. Подростки с опережением, стихийно уже живут по модели коллективного интеллекта, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками и авторитетными взрослыми.

Основным занятием в интернете, опять же вопреки мифам, является поиск информации: разнообразной (56% в среднем и 58% среди москвичей), новостей (47% в среднем и 54% у москвичей) и для учебы (47%). Разрыв между этими видами информации не так значителен, как с другими занятиями в интернете. Близко к этим показателям только общение – 43%.

Таблица 3. Что ты делаешь в интернете?

 

2014

2017

2017М

ищу и/или скачиваю разнообразную интересную информацию, фото, видео, музыку, новости

84,2%

56%

58%

ищу информацию для учебы (работы)

75,2%

47%

47%

читаю новостные ленты (в том числе в социальных сетях)

51,9%

47%

54%

общаюсь в интернете всеми возможными способами

60,9%

43%

43%

играю в онлайн- и мобильные игры

30,1%

27%

31%

заказываю и покупаю разные товары

35,2%

25%

28%

пользуюсь образовательными порталами, онлайн-курсами

26,6%

20%

24%

ищу новых друзей в социальных сетях

27,2%

18%

16%

создаю и размещаю свой контент (видео, фото, аудио, свой блог)

30,1%

16%

20%

ищу информацию о новинках в интернет-магазинах, выгодные предложения, акции

23,6%

12%

15%

общаюсь с другими людьми в онлайн-играх и виртуальных мирах

21,5%

8%

10%

ищу возможность заработать

13,1%

7%

11%

скачиваю бесплатно все, что можно скачать, в том числе и без разрешения

19,1%

5%

9%

создаю сам сайты, программы, приложения

11,6%

5%

5%

навожу критику, спорю, издеваюсь в комментариях

14,3%

3%

4%

Это реальные занятия в интернете. Контрольный вопрос был задан о том, чем привлекателен интернет. Возможность готовиться к занятиям в школе отодвигается со второго на последнее место у среднего подростка и на предпоследнее у москвича, это дело вынужденное. На первом месте опять же обилие интересной информации, затем общение с друзьями у среднего подростка, у москвича – доступ к развлечениям.

Таблица 4. Что тебя привлекает в интернете?

 

2014

2017

2017М

обилие интересной и развивающей информации

73,2%

66%

67%

возможности для знакомства и общения с друзьями

64,1%

54%

53%

доступ к развлечениям, играм, фильмам и книгам

67,3%

51%

58%

быстрый и бесплатный доступ к разнообразным ресурсам

55,6%

47%

51%

возможности готовиться к занятиям в школе

60,1%

45%

53%

Подростки негативно воспринимают опасность ложной и ненужной информации (63%) – это главный раздражитель в интернете. Почти половина осознает и другие негативные последствия пользования интернетом.

Таблица 5. Что тебя раздражает в интернете?

 

2014

2017

2017м

ложная, ненужная или негативная информация

30,1%

61,0

63%

потеря времени, мешает живому общению

29,7%

48%

41%

зависимость, усталость и вред здоровью от постоянного нахождения в интернете

30,1%

43%

45%

риск заражения компьютера вирусами и вредоносными программами

30,4%

42%

49%

Для сведения.
Таблица 6. Как часто ты пользуешься интернетом?

 

2014

2017

2017м

каждый день

88,8%

90%

88%

один-два раза в неделю

7,4%

7%

9%

несколько раз в месяц

2,7%

2%

2%

не пользуюсь интернетом

1,2%

1%

0%

Перемещение средств массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы) на периферию интересов подростков – это кризис привычных информационных каналов российского общества. Власть и политические элиты фактически потеряли возможность прямого влияния на подрастающее поколение. Оно получает информацию из хаотического и неконтролируемого интернета, а также в семье и школе, от сверстников.

В этих условиях многое зависит от самоорганизации подростков в информационном пространстве, самодеятельных средств информации и коммуникации учащихся (ученические газеты, альманахи, радийные и телевизионные программы, блоги и другие интернет-ресурсы, медиахолдинги).

Всматриваясь в медийный портрет, мы имеем возможность не только лучше понять детей цифровой эпохи, выстроить с ними оптимальные межпоколенческие отношения, но и разглядеть контуры эпохи, в которой нам предстоит жить, создать условия для позитивных преобразований социальной среды с участием подрастающего поколения. Это особенно актуально в связи с тем, что ученые, пытаясь строить прогнозы будущего России, приходят к выводу, что оно неопределенно, так как зависит от тех выборов, которые сделают новые поколения.

Дополнительная информация