Готовится к выходу 24-й номер 2018. Опубликоваться ->>

УДК 372
ББК 74.273

Конкурсные мероприятия в структуре системы медиаобразования

Егор Владимирович КривошеевЕгор Владимирович Кривошеев
Педагог дополнительного образования ГБОУ школа 2045, Москва
begemot_tv@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема проведения в системе дополнительного образования профильных конкурсов по программе медиаобразования: маркетинговое конструирование конкурса как системы в структуре и со своей структурой, особенности структурных компонентов на период 2003-2017 гг.

Ключевые слова: медиа, конкурс, контент, оценка, критерий, компетенции.

 

Egor Vladimirovich Krivosheev
Teacher of additional education of GBOU school 2045, Moscow
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

COMPETITIVE MEASURES IN THE STRUCTURE OF THE MEDIA EDUCATION SYSTEM

 Annotation: The article deals with the problem of carrying out in the system of additional education specialized competitions on the program of media education: marketing design competition as a system of co in the structure and with its structure, especially the structural components for the period 2003-2017.

Key words: media, competition, content, evaluation criteria, of competence.

Cкачать статью в .pdf

Одним из интереснейших направлений образования школьников является сфера медиа. А их деятельность по созданию медиапродукта предполагает развитие множества компетенций и создание глубоких межпредметных связей.

На протяжении десятилетий в российском дополнительном образовании это направление в различных формах развивается в значительном количестве учебных учреждений. По данным Реестра школьной прессы России (RSPR)на2016-2017 уч.г. – это более 3500 объедений, редакций и пресс-центров в организациях общего среднего и дополнительного образования.[1]

Интерес к сфере журналистики и технологиям СМИ поддерживается возможностью получить профессию на почти тысячи факультетах в более чем трехстах российских вузов, в частности, на факультетах журналистики (153), рекламы и связей с общественностью (278), издательского дела (37), телевидения (7) и др.

Запрос на активную медиадеятельность школьников удовлетворяется в рамках большого количества региональных и всероссийских конкурсов с различной историей проведения – от одного года до 30 лет. На период конца 2017 года – это более 60 журналистских конкурсов, 51 литературных, 102 видеоконкурса, 87 фотоконкурсов, 60 конкурсов анимации и других профильных конкурсов [2].

Необходимость исследования направления деятельности организаторов конкурсных мероприятий обусловлено выработкой единых требований не только к конкурсным заданиям, но и к формам их эффективного проведения. Так как конкурсы – это не только определение уровня компетенций, а еще и осознание школьником своего интереса к профессии.

Исследование сделано на основе наблюдения и анализа более 20 международных, всероссийских, региональных конкурсов, в том числе, и конкурсов учебных организаций, проведенных в России в период 2005-2017 годов. Большинство конкурсов информировали участников путем рассылок. Часть из них являются значимыми мероприятиями департамента образования города Москвы, часть имеют хорошие отзывы участников или заинтересовывают местом проведения.

Конкурс – соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы (по Ожегову), как форма оценки компетенций школьников рассмотрен в работах Патова Н.А.[13], Николаева П.В[10]., Смеюхи В.В[16]. В работах приводятся такие характеристики как географический охват (районный, городской, областной, региональный, республиканский, всероссийский, международный); форма участия (очная, заочная, комбинированная), этапы проведения конкурса, периодичность, сроки проведения.

Рассмотрим цели проведения конкурсных мероприятий. Банальный вопрос «для чего конкурс» не приводит к прямому ответу: «чтобы выявить уровень конкурсантов относительно друг друга». Главные цели: оценка уровня умений и навыков участников, стимулирование к самообразованию, профориентация, – не поддерживаются и в половине конкурсов. У многих на передний план выходят следующие приоритеты: информационное сопровождение другого конкурса (т.е. журналистский конкурс добавляется к уже имеющемуся танцевальному, техническому и т.д., для его освещения), насыщение контентом интернет ресурса организатора, реклама товара и бренда, создание нужного организаторам контента. Подобные цели также имеют право на существование, но вышеприведенные истинные цели конкурса как теста не интересуют организаторов. Их главная и единственная цель – PR. «Competitiontourism» – участие в конкурсе ради туризма, подобно «агротуризум», занимает в сегменте целей все больший объем. Предлагая сопровождающим значительную скидку или даже бесплатное «все включено» при вывозе группы от 10 человек, организаторы рассчитывают на интерес к путешествиям. К сожалению, о качественном тестировании в медийных конкурсах с подобными целями и речи быть не может.

Еще один важный аспект целеполагания – тематическая направленность конкурса. Тема – это воспитание и возможность качественной журналистской работы на своем образовательном уровне. Но это в случае, если задания подобраны с учетом возрастных особенностей участников. Но в ряде конкурсов задания по контенту превышают уровень интеллектуальных и возрастных возможностей школьника (например, школьнику предлагается создать материал в аналитическом жанре).

Кроме того, существует болезнь охвата необъятного: нужен ли конкурс «на все руки мастер» с включением непрофильных компетенций (IT-репортер)? У большинства организаторов журналистика – это и умение написать текст, и снять на видеокамеру, и монтаж, и редакторская работа. Да, все правильно, журналистика и технологии СМИ идут рука об руку, но тогда очень важно разделить компетенции и оценивать всех участников процесса по их заслугам в создании контента.

В итоге, единых критериев оценки работ и компетенций не существует. Но попытка привести к общему знаменателю все же сделана. Единый демонстрационный экзамен по медиакомпетенциями и конкурс wolrdskillsrussia junior закладывают основу этих критериев.

Кто, когда, на каком уровне должен их утвердить? Значимость дипломов, в том числе единая форма их оформления – пока открытый вопрос. Без реестра и аккредитации конкурсов, без утверждения тестируемых компетенций – рост уровня медиа подготовки школьников не изменится.

Большая часть современных конкурсных мероприятий использует комбинированную форму участия (очно-заочную), что дает возможность провести двойную экспертизу, т.е. подтвердить уровень конкурсных работ в очной борьбе, а также поставить участников лицом к лицу, что немаловажно при учете возрастных особенностей школьника. Также увеличилось количество конкурсов заочного проведения, особенно на платной основе.

Сложнейшим моментом в организации конкурсных процедур является периодичность, сроки и дата проведения. Подавляющее большинство конкурсов ежегодные, что позволяет планировать участие заранее. Не так благополучно обстоят дела со сроками и датой проведения. Тенденция объявлять о конкурсе за неделю до окончания сроков подачи заявок имеет место даже у крупных организаторов. Тому возможны, на наш взгляд, две причины: неорганизованность операторов (долгое прохождение утверждающих документов, нехватка ресурсов и пр.), а также ангажированность конкурса (когда участники нужны как статисты).

Распределение операторов конкурсных мероприятий по финансированию также претерпело изменения. Резко сократилось количество конкурсов, имеющих государственную (полную или частичную) и спонсорскую поддержку. Большинство конкурсов выживает за счет собственных ресурсов. Увеличилось количество конкурсов, участие в которых требует полного или долевого финансирования со стороны конкурсантов. Данное обстоятельство отражается на призовом фонде. Конкурсов с призами, а тем более с ценными призами остались считанные единицы. Большинство из них находятся в сегменте негосударственных операторов. Это за редким исключением конкурсы, которые проводятся крупными компаниями с целью рекламы или создания нужного компании медиаконтента: «Фотопоединки» (olympus),конкурс видеороликов для школьников (Национальная программа США Population Education), Международный конкурс эссе «Единство в различии» (компания РЕЛОД совместно с издательством Оксфордского университета, Музеями Московского Кремля и Российско-Британской Торговой Палатой), Международный конкурс плакатов (ISLP),

По видам организаторов конкурсы можно поделить на следующие сегменты[16]: журналистские объединения и коллективы, школы и учреждения дополнительного образования, вузы, управления образования территориальных ведомств, министерство образования, коммерческие организации и НКО. Сегмент последних значительно вырос за последнее десятилетие: корпорация «Российский учебник» (ДРОФА‑ВЕНТАНА) (международный конкурс буктрейлеров «Школьная пора»),Совет по компостам США (Конкурс плакатов о компосте), корпорация«Olympus», корпорация «Adobe».

Количество участников конкурсных мероприятий колеблется от 50 до 500 человек. Большинство конкурсов оперируют конкурсантами в пределах 100-200 человек, что является наиболее приемлемым количеством при современных условиях финансирования. Более 300 участников серьезно осложняют систему организации, условия и технологии проведения. В особенности страдает очная часть, в частности, церемония награждения, которая может быть растянута на 6(!) часов, чтобы суметь красочно наградить конкурсантов в 10-ти и более номинациях, в результате чего, праздник превращается в рутину не только для организаторов. Кроме того, страдает оценка работ: организация проведения экспертизы журналистского контента различной типологии от 300 и более участников недостаточным количеством экспертов при отсутствии материальной поддержки выполняемых экспертных работ – труднейшая задача для организаторов. К оценке часто привлекаются недостаточно опытные эксперты, не имеющие опыта подобной работы.

Стоит отметить, что с развитием интернета один из важных аспектов работы любого конкурсного мероприятия, как информирование и обратная связь, претерпел положительные изменения. Но, к сожалению, участники (школьники) не имеют навыка поиска и определения нужного им конкурса. Кроме того, практически ни один конкурс не рецензирует работы. Возможно, со временем появится консолидирующий журналистские конкурсы сайт, который даст возможность эффективного поиска нужного ресурса. Попытки создания подобных ресурсов есть («PROБумеранг», «Konkursgrant» всероссийский образовательный портал «Классные-часы.Ру» «Конкурсы для детей (newart.ru)). Но сайты не охватывают всего многообразия медийных направлений, не имеют эргономичной структуры поиска по направлениям и датам проведения.

Техническое обеспечение конкурсных мероприятий практически во всех регионах слабое. Практически ни одна площадка не имеет хоть сколько-нибудь достаточных ресурсов для обеспечения конкурсных мероприятий. Есть единичные случаи: wolrdskillsrussia junior (Москва), «Медиформат» (Новокуйбышевск) – предоставляет конкурсантам монтажные станции или ноутбуки, но это скорее исключение, нежели правило. Для очного участия конкурсанты привозят необходимое оборудование с собой. Возможно, что так и должно быть при тотальном оснащении учреждений образования необходимым мультимедийным оборудованием. Но в подобном случае, школы с лучшим (выше стандартного по качеству и количеству) оборудованием будут иметь стратегическое преимущество.

Более эффективная работа с талантливым в этой области школьниками проходит в тех учебных организациях, где за монтажными столами и камерами может одновременно обучаться группа школьников (имеется более одного комплекта оборудования), и организация, в связи с этим, имеет возможность выполнения требований о количественном составе группы дополнительного образования. Кроме того, разные по мощности компьютеры дают существенную разницу по времени при монтаже и рендеринге готового материала, что в условиях современных конкурсных мероприятий в номинациях связанных с обработкой видео значительно влияет на конечный результат.

Важный аспект организации конкурса – приспособленность общей программы работы площадки под конкурс. Это особенно актуально при проведении конкурсных мероприятий на базе стационарных лагерей. В большинстве случаев система стационаров (специалисты и программа работы) не приспособлены, не адаптированы для его проведения. В программе либо не предусмотрено время для работы конкурсантов, либо вожатые на отрядах не то чтобы не обучены работать в направлениях конкурса, а даже не проинструктированы как содействовать с участниками («Артек» – самое яркое тому подтверждение).

Обеспечение компетентными специалистами конкурсами медийного формата оставляет желать лучшего. Проблема, видимо, не только конкурсов. Модная в последнее десятилетие образовательная составляющая конкурсов очного сегмента требует присутствия специалистов в области медиа. В большинстве случаев, приглашенные профессионалы делают отличную рекламу себе, своей специальности, своей компании. И дают абсолютный мизер знаний по профессии. Это понятно – они не преподаватели: могут создавать – не могут научить. Первые встречи ребенок ощущает на «ура», но из конкурса в конкурс выслушивать случаи из жизни, т.е. подменять истинную цель встречи – образование - на компанейские посиделки он уже не хочет. Принимая во внимание этот аспект, педагоги, сопровождающие деятельность воспитанника, могут отклонить приглашение на участие в конкурсе.

Стоит уделить внимание критериям оценок и системе организации. Конкурс профессионального мастерства wolrdskillsrussia junior, на сегодняшний день, лучший в этом плане, т.к. оценочная база систематизирована и полностью удовлетворяет профессиональным требованиям к созданной конкурсной работе. Но, к сожалению, организация не влезает в прокрустово ложе СанПин[15]. Это издержки недостатка финансирования, т.к. пришлось бы растянуть конкурсные мероприятия на большее количество дней, с одной стороны. А с другой, требования к конкурсантам профессиональные. А школьник, к сожалению, за компьютером не имеет права находиться столько времени, сколько требуется для выполнения задания (согласно СанПин)

 Источники

  1. Реестр школьной прессы России (RSPR). Портал школьной прессы [Электронный ресурс] http://lgo.ru/rspr/izdan.htm (дата обращения: 02.09.2017).
  2. Все литературные конкурсы и премии. Пиши.про[Электронный ресурс] http://konkursy.pishi.pro/ (дата обращения: 02.09.2017); Николаев В.О. Задачи творческого конкурса. [Электронный ресурс] UPL: http://marketing.web-standart.net/node/49484 (дата обращения 12.06.2017).
  3. Аникина М. Е. Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития Интернета: чтение в условиях развития Интернета: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 Москва, 2006 203 с. РГБ ОД, 61:07-10/136
  4. Афанасьев С.В. Технология игр и игровых программ, детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.
  5. Афанасьев С.В Методика организации конкурсов//Воспитание школьников вып.№-3. М-2001. с.18-24.
  6. Бакланова Т.И. «Самодеятельное художественное творчество в СССР» М-1986г. С.31-34. 3.     Учебный терминологический словарь. «Народная художественная культура» сост. Ершова Т.М. 2-е издание. Чел. -2005
  7. Губайдуллин Ф.Ф. Методика организации и провидения фестивалей (конкурсов, смотров) народного художественного творчества (курсовая работа). [Электронный ресурс] UPL: https://referat.ru/referat/metodika-organizacii-i-provedeniya-festivaley-konkursov-smotrov-narodnogo-hudojestvennogo-tvorchestva-22556 (дата обращения 12.06.2017).
  8. Кузьмина Т.Л. Методика подготовки и проведения фестивалей, смотров и конкурсов на региональном уровне (курсовая работа). [Электронный ресурс] UPL: http://irkocc.ru/help/92-metodika-podgotovki-i-provedenija-festivalejj.html (дата обращения 12.06.2017).
  9. Кирилова Н.Б. Фестиваль как феномен // Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Наталья Кириллова. - [2-е изд.]. - Москва: Академический Проект, 2006. - С. 388-394. - Библиогр. в подстроч. примеч.
  10. Николаев В.О. Задачи творческого конкурса. [Электронный ресурс] UPL: http://marketing.web-standart.net/node/49484 (дата обращения 12.06.2017).
  11. Николаева, П. В. Фестиваль как этап эволюции праздничной культуры / П. В. Николаева // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - № 2. - С. 144-146. - Библиогр.: с. 146.
  12. Николаева П. ВСемиотика фестиваля как формы праздничной культуры: дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / Николаева П. В.; [место защиты: Краснодар, гос. ун-т культуры и искусств]. - Краснодар, 2010. - 229 с. - Библиогр.: с. 191-229.
  13. Патов Н. АФестиваль как феномен праздничной культуры (в контексте семиотики и современной теории информации) / Н. А. Патов // Праздничная культура России: традиции и современность: материалы Всеросс. междунар. участ. науч.-практ. конф. (г. Орел, 15-16 мая 2012 г.) / Орлов гос. ин-т искусств и культуры. - Орел: Горизонт, 2012. - С. 111-116.
  14. Савилова, Л. Фестивали воскрешают муз / Савилова Л. // Культура: управление, экономика, право. - 2008. - № 1. - С. 30-31. - Библиогр. в конце ст. - (Фестивали как форма культурной жизни).
  15. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  16. Смеюха В.В., Конкурсы юных журналистов: функциональные и типологические характеристики (научная статья). [Электронный ресурс] UPL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-yunyh-zhurnalistov-funktsionalnye-i-tipologicheskie-harakteristiki (дата обращения 19.07.2017 г.).

Дополнительная информация