Готовится к выходу 25-й номер 2018. Опубликоваться ->>

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам медиабезопасности в условиях учреждения дополнительного образования

УДК 376.1
ББК 74.204

Евгения Андреевна АндрееваЕвгения Андреевна Андреева
Оренбургский государственный педагогический университет
Институт педагогики и психологии
Магистрант кафедры специальной психологии
Andreeva_zhen@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается специфика и  особенности  психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам медиабезопасности и формирования должного уровня медийной грамотности у родителей на примере детского центра «Богдания» города Оренбурга.
Ключевые слова: медиабезопасность, медиапросвещение, семья ребенка с ОВЗ.

Evgeniya A. Andreeva
Orenburg State Pedagogical University
Institute of Pedagogy and Psychology
Master of Psychology
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Interaction with a family raising a child with disabilities in matters of media security in the context of the establishment of additional education

Abstract. The article deals with the specifics and peculiarities of the psychological and pedagogical support of a family raising a child with disabilities in matters of media security and forming the proper level of media literacy in the parents of such children, (the example of the children's center "Bogdaniya" of the city of Orenburg).
Key words: media security, media education, family of a child with disabilities.

Cкачать статью в .pdf

В настоящее время уже сложно представить наше общество без использования интернет-ресурсов и социальных сетей, которые стали  неотъемлемой частью жизни, «средой обитания» - медиасредой современного человека, в которой аудитория находится параллельно  реальной жизни [1]. Медиасреда для пользователей всех возрастов – это источник информационных и образовательных ресурсов, возможностей для творчества, исследований, поиска новых увлечений, друзей для общения.

Однако помимо положительных характеристик и возможностей медиасреды, достаточно остро на сегодняшний день стоит вопрос медиабезопасности пользователей, особенно  детей и подростков. Одной из наиболее уязвимых категорий в данном вопросе являются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), так как зачастую интернет становится единственным источником информации и способом взаимодействия ребенка с ОВЗ с внешним миром.

А. А. Морозова раскрывает понятие «медиабезопасность» как состояние  защищенности  каждого  индивида  от  недостоверной  или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека, его нравственности  и  личностному  развитию. Исследователь указывает на необходимость защиты от информации, которая способна развивать порочные наклонности, формировать  искажённую картину мира, неправильные жизненные установки [2, с. 281], что крайне важно учитывать в воспитании ребенка с ОВЗ. При этом, как отмечает, И. А. Фатеева, проблема медиабезопасности несовершеннолетних в российском обществе  не должна решаться лишь путем введения ограничительных, запретительных мер, она должна сопровождаться мерами позитивного, стимулирующего характера для формирования нравственно здорового и социально ответственного медиаконтента для детей и подростков [3].

Зачастую дети с ОВЗ являются не только медиапотребителями, но и медиасоздателями особого медиапространства – инклюзивной медиасреды [4]. На наш взгляд, инклюзивная медиасреда -  это  вполне естественный и непременный атрибут современного российского общества, так как она является одним из источников информации о лицах с ОВЗ, проводимых мероприятий и реализующихся инклюзивных проектах. Необходимость развития инклюзивной медиасреды бесспорна, так как она способствует социализации и включению ребенка с ОВЗ и его семьи в активную социальную жизнь. Она как раз и призвана быть нравственно здоровым медиаконтентом для детей с ОВЗ, о котором упоминалось выше.

Однако рисков и угроз для детей с ОВЗ в интернет-пространстве все же огромное количество, здесь можно выделить бесконтрольное и беспрепятственное распространение любой информации, интернет-зависимость и целый ряд проблем, связанных с процессом социализации детей и подростков в интернете. Учитывая психолого-педагогические особенности развития детей и подростков с ОВЗ, такие как инертность, высокая внушаемость, склонность к подражанию, бедное содержание самосознания, неадекватно завышенная или заниженная неустойчивая самооценка, низкий уровень критичности, повышенная склонность к аддикциям [5], отметим увеличение риска неполноценной, искаженной  работы с информационным потоком у данной категории детей и подростков. Наряду с особенностями дизонтогенеза, педагогам и родителям необходимо учесть такой значимый фактор, как недостаточность социального опыта у детей с ОВЗ. Вышеперечисленные особенности развития  способствуют тому, что дети с ОВЗ легко могут стать жертвой мошенников, столкнуться с агрессией, навязыванием взглядов и мнений, стать жертвой социальной провокации или издевательства в сети (троллинг).

О. М. Скибина и А. А. Чернова [6] в своем исследовании отмечают преобладание низкого уровня медиаграмотности у детей с ОВЗ, и говорят о необходимости создания  и  внедрения  различных  педагогических  условий,  способствующих  повышению  уровня  медийной грамотности  у  детей  с  ОВЗ,  где  первичным  становится формирование  и  дальнейшее развитие  информационно-образовательной  среды. Немаловажна здесь и работа с родителями, и задача специалистов, работающих с этими семьями – информировать родителей детей с ОВЗ о возможностях, которые предоставляют интернет-ресурсы для их детей и о необходимости обеспечения медиабезопасности. И.А. Фатеева отмечает важность медиапросветительской и медиаобразовательной деятельности в решении проблемы медиабезопасности,  которые должны сопровождать и дополнять запретительные законодательные меры.

Так, в Оренбурге на базе детского центра «Богдания», где проводятся развивающие занятия для дошкольников и школьников с ОВЗ совместно с детьми нормативного развития, перед началом 2017-2018 учебного года были организованы беседы с родителями на тему медиаобразования и медиабезопасности. Специалисты данного центра говорили  о последствиях неконтролируемого использования информационно-коммуникационных ресурсов,  а также    о роли родителей при анализе качества медиапродукции, предпочитаемой их детьми. Отметим, что среди семей, воспитывающих детей с ОВЗ, тема медиабезопасности стала крайне актуальной. Специалисты центра провели опрос родителей, о каких возможных деструктивных воздействиях медиапродукции им известно. В большинстве случаев, (около 80%) родители называли вред здоровью (влияние на осанку, зрение), последствия гиподинамии, компьютерная зависимость и совсем мало родителей детей с ОВЗ были осведомлены о рисках, связанных с такими проблемами как агрессия, подростковые суициды, травля, мошенничество, взлом в сети. При этом  большинство родителей детей с ОВЗ отметили, что запрет на использование гаджетов не решит проблемы, а скорее всего решение должно быть в повышении уровня медиаграмотности детей с ОВЗ и в более чутком анализе качества медиапродукции.

Также специалисты центра отмечают необходимость привлечения внимания общественности к проблемам семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и создания позитивной и качественной информации для детей с ОВЗ, и о детях с ОВЗ. Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, отмечают, насколько на сегодняшний день важно и необходимо фиксировать внимание общества не на ограничениях, а на возможностях данной группы детей, рассказывать об их интересах, творческих успехах. Например, в дни осенних и зимних каникул в детском центре «Богдания» были организованны творческие мастер-классы под девизом: «Каникулы без гаджетов», где дети с ОВЗ вместе с нормально развивающимися сверстниками лепили, рисовали и создавали интерьерные композиции, украшения для дома. Затем, вместе со своими сверстниками ребята разместили фотоотчет об их творческих успехах в  сообществе центра в социальной сети  «ВКонтакте». Также, с помощью данного сообщества «ВКонтакте», была организованна благотворительная елка с новогодним представлением, подарками и угощениями для детей с ОВЗ, ставшая прекрасной возможностью общения и поддержки для семей, воспитывающих ребят с серьезными проблемами со здоровьем.

Таким образом, вопросы медиабезопасности и развития  медиакомпетентности  семей, воспитывающих детей с ОВЗ,  в настоящее время становятся  актуальными в современных условиях постоянно увеличивающегося потока информации. Решению данных вопросов может способствовать  стратегия  внедрения  медиапросветительской и медиаобразовательной деятельности педагогов, психологов и других специалистов, которые работают с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Морозова А.А. Социальная сеть: к вопросу о безопасности пользователя [Текст]/ А.А. Морозова// Знак: проблемное поле медиаобразования. – Челябинск. – 2017. - №3 (25).-С. 201-205.
  2. Морозова А.А. Медиа-безопасность в эпоху информации // Информационное поле современной России: практики и эффекты: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 18–20 октября 2012 г.). – В 2-х т. – Т. 1. – Казань, 2012. – С. 280–287.
  3. Фатеева И.А. Актуальные проблемы медиаобразования: учеб. пособие [Текст]/ И.А. Фатеева. – Челябинск: Издательство Челяб. Гос. Ун-та, 2015.- 129 с.
  4. Каллиома Л.А. Инклюзивная медиасреда как составляющая информационно-коммуникативного универсума [Электронный ресурс] // МИК URL: http://mic.org.ru/21-nomer-2017/634-inklyuzivnaya-mediasreda-kak-sostavlyayushchaya-informatsionno-kommunikativnogo-universuma (дата обращения: 28.01.2018).
  5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  6. Скибина О.М., Чернова А.А. Педагогические условия повышения медиаграмотности для детей с ограниченными возможностями здоровья// Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-1. С. 244-250.

Дополнительная информация