Готовится к выходу 25-й номер 2018. Опубликоваться ->>

УДК 376.1
ББК 77.5

Применение социально-педагогических технологий в воспитании толерантности в молодёжной среде посредством тележурналистики

Майя Геннадьевна КазакМайя Геннадьевна Казак,
педагог дополнительного образования,
художественный руководитель
школьной телестудии «Зеркало»
с. Кинель-Черкассы
Самарской области
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В статье раскрывается проблема обучения детей с особенностями развития навыкам телевизионной журналистики. Применение в процессе обучения социально-педагогических технологий позволяют таким детям почувствовать себя более уверенными, востребованными, а значит социально-адаптированными.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, тележурналистика, толерантность, социально-педагогические технологии.

The application of social and pedagogical technologies in teaching tolerance among the younger generation through TV journalism

Maya GennadievnaKazak,
ateacher of additional education, artistic director of the school television studio "Zerkalo"
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

annotation
The article reveals the problem of teaching skills of television journalism to children with disabilities. The use of social and pedagogical technologies in the teaching process allows these children to feel more confident and helpful  and therefore socially adapted.

Key words: children with disabilities, TV journalism, tolerance, social and pedagogical technologies

Cкачать статью в .pdf

В последние десятилетия в связи с ростом числа информационных ресурсов, особенно востребованными стали навыки телевизионной журналистики. Ведь снять сюжет и выложить его в интернет может каждый школьник, имеющий сотовый телефон, видео или фотокамеру. Но, как правило, ребята делают это примитивно, в виде сэлфи, подражая известным блогерам. Для того, чтобы делать репортажи грамотно, по всем телевизионным канонам, необходимо освоить первичные навыки работы с видеокамерой, с текстом и монтажной программой на компьютере. Занимаясь в телестудии, ребята имеют  возможность постоянной практической отработки умений и навыков телевизионного журналиста.[1] Причем наиболее эффективно они обучаются этому в процессе создания передачи, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать текст репортажа, осуществить видеосъёмку и монтаж, до получения конечного продукта социального значения.

Школьная телестудия «Зеркало» существует более двух десятков лет. За это время сменилось не одно поколение студийцев. Поэтому накопленный нами опыт может пригодиться другим педагогам, занимающимся тележурналистикой. Важно отметить, что каждый подросток или молодой человек, будучи удивительной, талантливой, имеющей огромный творческий потенциал личностью, не всегда с уважением, доброжелательностью и с пониманием относится к людям, отличающимся чем-то от них.
В педагогике и психологии толерантность определяется как приобщение детей и молодёжи к искусству жить в мире непохожих людей и идей. Воспитывать у молодёжи терпимость к другим людям, обычаям, вере, а именно так воспринимается толерантность, можно средствами массовой информации.

В современной школе наблюдается тенденция увеличения в классах количества учащихся с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся дети, которые имеют дефекты в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Эти дети обучаются в обычных школах и посещают различные кружки, секции, студии. Поэтому перед современными педагогами стоит задача привлекать в свои объединения дополнительного образования всех детей. Занятия в телестудии позволяют ребятам с ОВЗ почувствовать себя более уверенными, востребованными, а значит социально-адаптированными.Толерантное отношение к таким детям в студии тоже немаловажный воспитательный фактор. Толерантность – это не уступка и не снисхождение. В разных словарях понятие толерантности формулируется по-разному. Например, в переводе с латинского tolerantia – терпимость по отношению к другим людям, отличающимся по их убеждениям, ценностям и поведению.

В Декларации принципов толерантности, которая была утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года,  даётся такая формулировка: толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм, самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.[2]

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Принимая в студию ребёнка с ОВЗ, нужно понимать, что работа с ним невероятно кропотливая и требует большого терпения. Она предусматривает коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно его уменьшить. В нашей студии с такими детьми мы проводим как индивидуальные, так и групповые занятия. Они  позволяют ребенку познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире. Осознать, насколько важно грамотно владеть речью для достижения успехов в обществе. При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить.

Для решения этой проблемы нами разработан специальный курс, позволяющий детям с ОВЗ успешно заниматься тележурналистикой. Таким детям нужно больше времени на подготовку вопросов для интервью и написания телевизионного текста. Но сколько радости испытывает такой ребёнок, когда видит результат своего труда в виде готового репортажа!

В структуре курса можно выделить два смысловых блока:

Первый блок, «Общение», даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением. Сведения этого блока развивают умения подростков ориентироваться в ситуации, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок, «Речевые жанры», даёт сведения о тексте как продукте коммуникативной деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть, текстах определённой коммуникативной направленности.

В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров, в соответствии с условиями речевой ситуации, даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для ребят, занимающихся тележурналистикой. В нашей телестудии мы изучаем особенности жанров информационной публицистики, таких как репортаж, интервью, заметка.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт ребят, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед ними жизнь. На групповых занятиях проводятся ролевые игры, позволяющие ребятам «примерить» на себя различные образы, представить себя в различных жизненных ситуациях. А это, в свою очередь, способствует наилучшей адаптации подростков в современном мире.

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление воспитанниками системы ценностей. Ребята должны понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Занятия в студии процесс творческий и трудоёмкий. Не каждый ребёнок готов тратить на это своё свободное время. Поэтому одного желания попробовать себя в тележурналистике не достаточно. Педагог должен не только преподать ребёнку основы интервью, но научить его умению устанавливать контакт с незнакомыми людьми, быть вежливым и терпимым, понимать субординацию. Делая репортажи на самые разные темы, мы стараемся привить детям ценности социальной солидарности: чувство справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. А также большую роль отводим воспитанию гражданственности и патриотизма. Ребята должны осознавать себя как члены общества, иметь желание служить Родине, своему народу. Посещение музеев, выставок художников, экскурсии на производства помогают прививать  любовь к природе своего края и страны, к культурным наследиям предшествующих поколений.

В журналистику идут люди неординарные, способные к самовыражению с ранних лет. Такой ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры.

Для ребёнка с задержкой психического развития успехом является правильное произношение слов, выразительное чтение, способность улавливать правильную интонацию. В 2016 г проходил II Всероссийский  дистанционный  конкурс буктрейлеров «Дети цифровой эры. Актуальное чтение». Для участия в нём необходимо было самостоятельно снять видеоролик, побуждающий к прочтению книги. В нём принял участие ребёнок,  с особенностями образовательных потребностей, являющийся юным корреспондентом телестудии «Зеркало». Его работа по книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» стала победителем в этой номинации. Она была отмечена как увлекательная и эмоциональная, побуждающая к прочтению книг. У ребёнка значительно повысилась самооценка и возникло желание не только читать книги, но и самому писать рассказы.

В нашей телестудии занимается девушка – инвалид детства. Физический недуг компенсируется её жизнерадостностью, начитанностью, трудолюбием и желанием узнавать новое. Девушка успешно освоила основы тележурналистики. Её репортажи занимают призовые места в конкурсах различного уровня. Среди сверстников она пользуется уважением. Решив стать журналистом, девушка набирается опыта не только у своего педагога, но и участвуя в Фестивалях и  слётах юных журналистов.

В своей работе нам не обойтись без современных средств информации (Интернет, медиатека,  электронная энциклопедия).Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Для повышения мотивации учения и осознания успеха на занятиях мы используем нестандартные формы работы, такие как сюжетно-ролевой урок, интегрированные уроки, урок-исследование и др.

Современная  школа и дополнительное образование должны стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей подрастающего поколения школьников. Для этого мы используем различные социально-педагогические технологии. [3]
«Социальная технология - это разработка методов и методик результативного целенаправленного социального воздействия» - так звучит определение в словаре «Современная западная социология». «Социальная технология – это совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата».

Нестабильность общества особо затрагивает молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Наиболее успешными являются такие социально-педагогические технологии как добровольчество, социальное проектирование и социально-культурная деятельность. Совместная деятельность, направленная на пользу, оказание помощи другим повышает самооценку, сплачивает участников и даёт дополнительную возможность для самореализации и самовыражения. Отдельный урок по толерантности, как бы блестяще он не был проведён, не сможет сформировать толерантного сознания. Вовлечение подростков и молодых людей в такие проекты, как создание документальных фильмов  патриотической направленности, о добровольческой  помощи сверстникам и семьям в трудной жизненной ситуации, - наилучший способ воспитания толерантности. Поэтому каждый год мы выбираем тему, наиболее актуальную в молодёжной среде, собираем необходимый материал, находим героев событий или исторические факты. Всё это ложится в основу документального фильма, который  демонстрируют в школе и районе.

Сегодня в активе телестудии документальный фильм «В рубашке рождённый…» о бывшем педагоге и ветеране Великой Отечественной войны полковнике в отставке Николае Фёдоровиче Писоцком; документальный фильм о малолетних узниках концлагерей «Война глазами детей». Нашей телестудией  был снят документальный фильм о воспитанниках Самарской школы-интерната № 117 для слабослышащих и глухих, ставших паралимпийцами. Этот фильм был показан в Олимпийском Сочи на II Всероссийском молодежном  спортивно-образовательном фестивале «Здравствуй, Сочи!», посвященном  XI Паралимпийским зимним играм. Ребята с гордостью рассказывали о своих земляках – чемпионах Олимпийских и Паралимпийских игр.

Тема особенного ребёнка легла в основу документального фильма «Вера в себя». Рассказ о подростке, перенёсшем не одну операцию на пути к выздоровлению и научившемся ходить в 14 лет. Документальный  фильм стал победителем в региональном конкурсе «Жизнь без границ» в номинации «Дети с ограниченными возможностями».

В своей деятельности нам часто приходится общаться с представителями других образовательных учреждений, структурными подразделениями, спортшколой, РДК, ДМО, педакадемией, библиотеками, музеями, творческими союзами, различными художественными коллективам. Это общение мы оцениваем как  взаимовыгодное. Для наших студийцев – это информационный повод для репортажа, знакомство с творчеством других коллективов. Возможность применить полученные знания, выйдя за рамки школьных новостей. Для других коллективов, возможность транслировать с нашей помощью свой опыт, демонстрировать своё творчество. В сотрудничестве студийцы развивают свои творческие и коммуникативные способности, приобретают неоценимый социальный опыт.

Таким образом, телевидение формирует коммуникативные навыки, помогает находить и раскрывать интересных неординарных людей. Позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья, занимающимся в телестудии, чувствовать себя более уверенными. А документальные фильмы, снятые юными журналистами про людей с ограниченными возможностями здоровья, помогли по-другому взглянуть на проблемы этих людей.

Источники:                                                           

  1. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. Учебное пособие  - 2-е изд., доп.- М.; Изд-во Моск. Ун-та,  2004.
  2. Большой психологический словарь. (Электронный ресурс) https://psychology.academic.ru/2664/толерантность (дата обращения: 28.03.2018).
  3. Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы «Новый день». Авторы Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 1999

Дополнительная информация