Готовится к выходу 25-й номер 2018. Опубликоваться ->>

УДК 37.01
ББК 74.6

Инфографика как информационный пакет. Инфографика в образовании

Золотухин Сергей АлександровичЗолотухин Сергей Александрович,
доцент кафедры педагогики и профессионального образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курский государственный университет»,
кандидат педагогических наук,
доцент,
moodlefree@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрено понятийное поле инфографики, ее основное назначение. Большое внимание уделяется вопросам применения инфографики в образовании, технологии ее применения как средства визуализации и проектной работы. Практическая часть посвящена анализу основных сервисов инфографики

Ключевые слова: инфографика, визуализация учебной информации, виды инфографики

Infographics as an informational package. Infographics in Education

Zolotukhin Sergey Alexandrovich,
associate professor of the Chair of Pedagogics and Professional Education
of the Federal State Budget Educational Institution
of Higher Education "Kursk State University"

candidate of pedagogical sciences,
assistant professor,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Annotation. The article deals with the conceptual field of infographic, its main purpose. Much attention is paid to the application of infographic in education, the technology of its application as a means of visualization and design work. The practical part is devoted to the analysis of the basic services of infographics
Keywords: infographics, visualization of educational information, types of infographics

Cкачать статью в .pdf

 Введение
Бурное развитие информационных технологий привело к так называемой информационной перегрузке – явлению, при котором информации столь много, что становится крайне сложно в ней ориентироваться. В этой связи разрабатываются различные стратегии, направленные на эффективный поиск, переработку и использования массива данных.
В сфере образования мы также можем наблюдать проникновение разнообразных средств информационных технологий, адаптированных под педагогические задачи. Одним из таких инструментов является инфографика, которая используется не только как удобный способ представления учебной информации, но и как средство проектной деятельности и развития мышления обучающихся.

I. Методология и теоретическая часть

1. Методы визуализации учебной информации
В работе рассматривается общая характеристика инфографики как метода визуализации учебной информации. Методы визуализации учебной информации предполагают сжатие информации в начальный образ и представление ее в удобном, компактном виде. Следует различать наглядность как процесс пассивного наблюдения графических схем, анимации, таблиц и прочее, и визуализацию как процесс перевода мыслеобразов из внутреннего плана во внешнюю деятельность, проекцию мыслительной деятельности в наглядный образ, создание опоры мыслительных и практических действий.

Основой визуализации учебной информации служат рассмотренная Г.К. Селевко технология интенсификации обучения в методе В.Ф. Шаталова (применение символьных моделей представления учебной информации) [7], теория активного обучения контекстного типа А.А. Вербицкого [2], зарубежные теории визуальной грамотности (теории схем – Р.С. Андерсон, Ф. Бартлетт; теории фреймов – Ч. Фолкер, М. Минский и др.), а также выделенная Г.В. Лаврентьевым и соавторами технология визуализации учебной информации [6]. Кроме того, к теоретическим основам методов визуализации учебной информации относятся теория содержательного обобщения В.В. Давыдова, и теория укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева.

Г.В. Лаврентьев и соавторы выделяют два основополагающих принципа визуализации учебной информации – принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации. Согласно принципа системного квантования представление знания в сжатом виде является врожденной особенностью человека мыслить образно. Другими словами, усвоение текста, его изучение, обдумывание и есть кодировка материала в уме. Соответственно, при необходимости человек может сворачивать и разворачивать полученную информацию. Прочность и качество подобных схем в памяти обучающегося будут зависеть от сложного комплекса условий интеллектуальной работы студента.

Принцип когнитивной визуализации также связан с общепсихологическими закономерностями, согласно которым качество освоения знания повышается, если наглядность выполняет когнитивную функцию, или, другими словами, используются когнитивные графические компоненты. Так, например, З.И. Калмыкова считает, что опорные схемы, рисунки, модули способствуют более качественной систематизации знаний [4].
Технологические аспекты визуализации учебной информации разрабатываются в рамках перспективного направления когнитивной визуализации дидактических объектов. Под это определение фактически подпадают все возможные виды визуализации педагогических объектов, функционирующие на принципах концентрации знаний, генерализации знаний, расширения ориентировочно-презентационных функций наглядных дидактических средств, алгоритмизации учебно-познавательных действий, реализуемых в визуальных средствах.

2. Понятие инфографики
Инфографика — это изображение, передающее смысл, данные, информацию с помощью графики, без использования текста.
Инфографика очень популярна в СМИ, промышленном дизайне. Именно из этих отраслей она проникает в образование.
Для чего используется инфографика? Она используется для:

  • тренировки навыков цифровой коммуникации;
  • критического анализа содержания информации;
  • визуализации данных;
  • развития визуального мышления

Под визуальном мышлением понимается
- особая форма деятельности человека, содержанием которой является оперирование и манипулирование наглядными образами. Результат такой деятельности – порождение новых, часто абстрактных образов, несущих определенную смысловую нагрузку.
Как отличить инфографику от других видов наглядной информации?
Здесь действует такое правило. Надо убрать весь текст и оставить только иконки и цифры. Если без текста все понятно, то это - инфографика. Если нет - просто иллюстрация. 

3. Применение инфографики в образовании
В образовательном контексте инфографика используется следующем образом:
1. Преподаватели применяют ее для визуализации учебного материала.
2. Интересно использование таймлайна в качестве студенческих или ученических проектов, контрольных работ. Предлагается использовать инфографику как средство анализа текста и развития ИКТ компетенции обучающихся [5].
Технология создания инфографики преподавателем как средства визуализации данных заключается в следующем.
1-й шаг – определите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы). Стоит принять во внимание, что в графике очень легко отображать существующее в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченные понятия и почти невозможно – мнения и комментарии.
2-й шаг – разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются вашей аудиторией.
3-й шаг – создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и всем известной [3].
Этапы создания инфографики как средства проектной деятельности заключаются в следующеем.
1. Объяснение что такое таймлайн, демонстрация примеров;
2. Выбор темы исследования;
3. Разбивка на малые группы;
4. Создание собственной инфографики в малых группах;
5. Демонстрация проекта и оценивание его.
Например, на уроках русского языка инфографика используется для акцентирования внимание на главном; развития коммуникативных навыков, навыков понимания текста.  Можно составить такую инфографику:

  • Анализ ошибок
  • Работа над ошибками
  • Составление правил и др.

В преподавании русского как иностранного, инфографика используется в качестве упражнений на аудирование и письмо, как страноведческий материал и ряд других.
Например, студентам предлагается сравнить свадебное торжество в России и в других странах (URL https://bit.ly/2xy8RQl).
После демонстрации инфографики следуют задания:
1. Представляем студентам незаполненную инфографику, пропустив и цифры, и некоторые слова. У преподавателя в руках – заполненный вариант инфографики, который он читает не по порядку. Студенты должны заполнить пропуски в тексте. Это упражнение на аудирование и письмо.
2. Может быть предложено лексико-грамматическое упражнение, совмещённое с «загадкой»: нужно раздать студентам инфографику с пропусками, сделав пропуски не только в словах, но и в цифрах инфографики.
3. Предлагаем студентам сравнить свадебное торжество в России и в других странах.
4. В качестве финального задания можно организовать дебаты сторонников и противников брака с аргументами «за» и «против» [1].

4. Виды инфографики
Условно мы выделяем следующие виды инфографики вообще и в образовании в частности.
1. Статистическая – она представляет собой уникальное отраслевое исследование (пример URL https://bit.ly/2xmdb5S).
2. Таймлайн - информация о том, как развивалась компания или какой-то феномен/продукт. Следует отметить, что таймлайн выделился в отдельный вид представления информации (пример URL https://bit.ly/2DfZURO).
3. Карты – ряд сервисов, например Пикточарт позволяют делать карты интерактивными (пример URL https://bit.ly/2xBwA26).
4. Иерархия, с помощью которой описывается каких-либо процессы или системы принятия решений в компании (пример URL https://bit.ly/2xrcubx).
5. Матрица, представляет собой набор разных данных, посвященных одной проблеме (пример URL https://bit.ly/2xqvCqe).
6. Алгоритм или технология чего-либо (пример URL https://bit.ly/2xnHn0w).
7. Фото-инфографика, достаточно редко встречаемая инфографика, используется, как нестранно, художниками, фотографами и т.д. (пример URL https://bit.ly/2xr9T17).
8. Сравнение – достаточно популярный вид инфографики (пример URL https://bit.ly/2PR1XwW).
9. Исследование – также представляет собой набор разных данных (пример URL https://bit.ly/2NrgAdS).

5. Трудности в использовании инфографики
Сложности использования инфографики заключаются в следующем.
Во-первых, часто знание в образовании представлено так называемым концептуальным знанием, т.е. знание «что», которое сложно визуализировать.
Во-вторых, инфографика пока не очень понятный инструмент, как для преподавателя, так и для студента. Работа с инфографикой требует умения работы с визуальными образами.
В-третьих, проблемой может стать низкая скорость интернета – наиболее доступны именно онлайн сервисы создания инфографики, чувствительные к скорости интернета.
В-четвертых, ухудшение условий тарифного плана, и прежде всего, бесплатного тарифного плана. К сожалению, сервисы постоянно пересматривают политику пользования в худшую сторону.
В-пятых, английский интерфейс онлайн сервисов отпугивает многих преподавателей

II. Практическая часть
Существуют два основных способа создания инфографики. Первый - с помощью графических редакторов, таких как Photoshope, Illustrator. Данные редакторы не направленны конкретно для создания инфографики. Это просто редакторы широкого спектра деятельности.
Второй способ создания инфографики – использовать онлайн сервисы, такие как  Easy.ly, Canva, Piktochart и другие. Рассмотрев наиболее популярные в Рунете сервисы инфографики мы сделали следующие выводы.

Easy.ly
Это простой сервис для создания инфографики. Небольшое количество объектов и шаблонов является одновременно плюсом и минусом данного сервиса – с одной стороны вы не потеряетесь в большом объеме иконок. С другой – при работе над крупным проектом объектов явно будет не хватать.
Плюсы:
- Простой и понятный интерфейс;
- Небольшое количество объектов;
- Готовые шаблоны.
Недостатки:
- Нет поддержки русского языка;
- Небольшое количество объектов.

Canva
Сайт проекта – canva.com. Один из наиболее популярных сервисов в Рунете. Популярность связана, на наш взгляд, с поддержкой русского языка. В целом это типичный сервис с платным и бесплатным тарифами.  Помимо собственно инфографики сервис позволяет создавать презентации, флаеры, оформления к социальным сетям и многое другое.
Плюсы:
- Поддержка русского языка;
- Большое количество шаблонов;
- Большое количество графических объектов.
Минусы:
- Плохо «работают» с кириллическими шрифтами;
- Нет возможности сменить размер готовой инфографики;
- Дизайн на любителя (субъективно).

Piktochart
Сайт проекта - piktochart.com. Это также популярный сервис инфографики с большим количеством опций в бесплатном тарифе. 
Плюсы:
- Поддерживают кириллические шрифты;
- Стильный дизайн;
- Можно поменять размеры готовой инфографики.
Минусы:
- Мало шаблонов;
- Английский интерфейс;
- Нет предустановленных размеров графики для различных социальных сетей – приходиться постоянно держать размеры в голове.

Обозначим одной строкой еще ряд сервисов инфографики и их эксклюзив.
Venngage. Сайт проекта - venngage.com. Основная особенность – позволяет создавать пиктограммы.
Infogram. Сайт проекта - infogram.com. Основная особенность – позволяет создавать интерактивные диаграммы.
Genial.ly. Основная особенность – позволяет создавать интерактивную инфографику, которая позволяет обучающимся манипулировать теми или иными объектами (пример - URL  https://bit.ly/2DcYOGA).

Заключение
Эффективность применения новых информационно-коммуникационных технологий связана с технической грамотностью, развитием абстрактного мышления, регулярностью их применения и обусловлено целесообразностью применения в каждом конкретном случае. Важным направлением также можно считать общее развитие навыков медиадизайна у педагогов и обучающихся. Действенной стратегией видится применение готовых шаблонов в практической деятельности. Это позволяет выработать как привычку работы с сервисами инфографики, так и полезные когнитивные, ассоциативные, культурологические и иные умения у пользователей.

Библиографический список
1. Амлинская Ю. Применяем инфографику на уроках русского как иностранного [электронный ресурс]. URL доступа https://bit.ly/2ppViPm
2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
3. Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н., Лапухова О. В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm.
4. Калмыкова З.И Развивает ли продуктивное мышление система обучения В.Ф. Шаталова?//Вопросы психологии. – 1987.-№2.С. 71-80.
5. Контролируемые элементы содержания ФГОС НОО: электронный кодификатор метапредметных умений работы с текстом. – Санкт-Петербург, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга, 2017. - 83 стр.
6. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие: в 3 ч. – 2-е изд., доп. – Барнаул, 2009. – Ч. 2.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ.– М.: Народное образование, 1998.– 256 с.

Дополнительная информация