Готовится к выходу 29-й номер 2019. Опубликоваться ->>

Экзистенциальный Колобок. Сказкотерапия как одна из технологий преподавания медиаграмотности в школе

Наталия Степановна Романива Наталия Степановна Романива 
журналист,
магистрант 3 курса ф-та «Медиаобразование»
Института журналистики,
 коммуникаций и медиаобразования МПГУ,
руководитель Мультимедийной ученической 
редакции "Территория успеха",
пресс-служба ГБОУ Школа №2009, преподаватель журналистики

Аннотация: в статье говорится об одной из технологий преподавания медиаграмотности в школе – сказкотерапии, результатом которой может стать не только продукт детского творчества, но и прогноз развития общества в ближайшем будущем.

Ключевые слова: сказкотерапия, медиаобразование, информационная грамотность, школьная журналистика, дополнительное образование, сказка Колобок, МУР Территория Успеха.

Natalia Stepanovna Romaniv
journalist,
Undergraduate of the 3 course of faculty "Media Education"
Institute of Journalism,
  communications and media education MPGU,
Head of Multimedia Student
Editorial "Territory of success",
Press Service of the State Budgetary Educational Establishment of School No 2009,
journalism teacher

Annotation: The article considers a tecnology of teaching media literacy at school - fairytale therapy, which may result not only in the product of children’s creativity, but also in a prognosis of the development of the society in the nearest future.
Key words: fairytale therapy, media education, information literacy, school 

Cкачать статью в .pdf

Несколько лет назад в СМИ появилась серия статей, посвященных чтению книг, в которых авторы часто ссылались на лекцию Нила Геймана, прочитанную им в лондонском комплексе «Барбикан» для Агентства по чтению, организованном в качестве платформы, где ведущие писатели и мыслители могут делиться новыми заманчивыми идеями о чтении и библиотеках [1]. В этой лекции приводился пример зависимости строительства частных тюрем в Америке от процента десяти- и одиннадцатилетних детей не умеющих читать или не имеющих возможности читать ради удовольствия. Этот факт впечатляет, поскольку взаимосвязь столь разных объектов исследования доказана.

В настоящее время  специалисты Высшей школы экономики доказали, что стоимость жилья в том или ином районе Москвы напрямую зависит от результатов ЕГЭ [3]. Чем лучше показатели учащихся в школе, тем выше стоимость жилья рядом с данным учебным заведением [2]. Этой же точки зрения придерживается руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан: «…Школы влияют на качество застройки в районе и городе также, как это делают университеты. Одним из примеров такого влияния стали школы образовательного фонда «Айб», которые построили в Армении. Учебные заведения прославились во всем мире и стали частью культурного бренда страны. Другой пример — школа CIS Nordhavn в Копенгагене на месте старого порта. Градостроители решили привлечь в некогда промышленный район новых жителей с помощью современной школы. По задумке, здание школы станет образцом для архитектуры района в будущем, а современное образование привлечет родителей вместе с детьми».  Занятный факт, не правда ли?  В этой статье будет рассказано о возможности прогнозировать ближайшее будущее, используя простейшую технику сказкотерапии, если общество научится прислушиваться к детям и их мироощущению и мировоззрению в настоящем.

Экзистенциальный Колобок

Модная в последнее время психологическая техника сказкотерапии активно применяется не только для работы с проблемными детьми. Чтение, обдумывание, переработка сказок – очень интересное и полезное задание для любого ребенка, которое можно и нужно активно внедрять в дополнительное и медиаобразование.

Как показал в знаменитой работе «Морфология волшебной сказки» русский структуралист Владимир Пропп, фабула всех сказок достаточно простая, она всегда повторяется, особенно если речь идет о сказаниях европейских народов. Но за нехитрой сюжетной линией всегда кроется огромный пласт смыслов, который дети «впитывают», на который ориентируются потом всю жизнь. Что такое хорошо и что такое плохо? Как поступить в трудной ситуации? Что такое любовь, верность, дружба? Кто сел на мой стул и сломал его? – целая плеяда этических и эстетических представлений закладывается в сознание при слушании и чтении сказок. И порою очень полезно эти сказки перечитывать в подростковом и даже взрослом возрасте.

Но чтением сказкотерапия, конечно, не ограничивается. Сказку можно написать или – и это самое интересное – продолжить или переделать! Такая форма творческой работы не только развивает детскую фантазию, помогает лучше разобраться в жанровом своеобразии народного мини-эпоса, но и заставляет ребенка невольно заниматься самоанализом, самостоятельно ставить и отвечать на важные жизненные вопросы. А взрослым подобная методика позволяет заглянуть в ближайшее будущее, проанализировав результаты детского творчества.

Одна из самых знакомых и, казалось бы, простых русских сказок - «Колобок». Простая, да не очень. Недаром философ Сергей Зимовец в работе «Молчание Герасима» уделяет анализу именно этой сказки несколько страниц. Юнкоры Мультимедийной ученической редакции «Территория успеха» ГБОУ Школы №2009 тоже взялись проанализировать старого доброго «Колобка» и придумать для него альтернативную концовку.

Дети увидели в Колобке простачка, участника шоу «Голос», путешественника, семьянина, остроумного героя, мыслителя и даже революционера.  Кто-то из ребят предпочел начать свою сказку с момента, когда Колобок покидает старика со старухой, кто-то — с момента предположительной кончины персонажа. Уместно привести несколько фрагментов самых ярких сиквелов сказки.

Смерть Колобка как медиасобытие

Пятиклассник Михаил Зайцев остроумно предложил подать известие о гибели Колобка в форме сообщения ленты ТАСС: «Новость быстро распространилась по лесу и деревне. Все очень горевали: некоторые из-за гибели друга, некоторые из-за того, что не успели съесть его сами…Но сегодня у стариков большая радость – Курочка Ряба снесла яйцо. Но это уже совсем другая история».

Свобода, равенство, Колобок

Ученица 11 класса Екатерина Шеховцева написала панегирик Колобку, представив его символом свободы: «Нет больше на свете Колобка. Вчера еще он, бодрый и круглый, катился по лесу полный надежд. Что искал он? Чего ждал? Свобода — единственное, что было нужно круглому гражданину мира. Свобода — единственное, чем он дорожил… Подобно солнцу Колобок совершал свой путь, не задумываясь о последствиях. Он отказался от всего, чтобы получить ее — свободу. Он заплатил за нее своей жизнью. Но разве имела бы его жизнь смысл, если бы он не был свободен? Нет больше на свете Колобка. Ни следа от него не осталось. Осталась только бесконечная, абсолютная свобода».  

Лиса и  Жан-Поль Сартр

Уделили внимание ребята и переживаниям антигероя – Лисы, которая, съев колобка, начинает терзаться переживаниями не хуже чем любой герой в экистенциальных романах Сартра или Камю. Вот, например, сказка от десятиклассницы Оксаны Триунтовой: «Съев Колобка, Лисица явно не задумывалась о том, что же будет с ней потом. Из-за того, что наш Колобок был, как говорилось, по сусекам скребен, Лисица подписалась на дальнейшие муки. Не только плохое самочувствие тревожило плутовку, но и плохой сон. Каждый раз, закрывая глаза, она слышала ту самую песенку, которая была исполнена в последний раз Колобком. Все это вызывало не самые приятные ощущения  у Лисицы - не совесть, но страх перед чем-то подозрительным уже гораздо чаще беспокоил ее...».

Инь и Янь русской булки

Михаил Пономарев представил процесс формирования Колобка как взаимодействие бытийственных начал восточной философии: «Янь, то есть Бабушка, собрала все свои силы и невероятным образом умудрилась  наскрести две горсти муки. Силы их покидали с невероятной скоростью, и нашим старикам нужно было спешить. Янь приступила к изготовлению, того, что решало судьбу всей сказки, а Инь (Дед), весь встревоженный и  обеспокоенный, будто отец, который ждал долгожданного ребёнка, ходил взад и вперёд. Через какое-то время субстанция была готова…  Объемная, вместительная... Не хватало только... энергии, которую Инь и Янь должны были ей передать». Ну а после сцены поедания с Лисой начинаются метаморфозы в духе Пелевина: «Перед ней была картина того, как по вине одного легкомысленного эгоиста, которой она  была, по причине ее природы (лихорадочного голода и жадности), сказка превращается в руины. Лиса потихоньку начала сходить с ума... Непрерывная икота и какие-то голоса постоянно преследовали её. Глаза  налились кровью.  Ей казалось, что голову сдавила тысяча камней.  Она не понимала, что с ней происходит, но отдавала себе отчет, что стало причиной столь страшных перемен. Вдруг её астрал покинул тело и переместился в какую-то большую и тёмную комнату,  в которой ничего  и никого не было…»

Было еще очень много версий этой, казалось бы, банальной сказки. Как мы видим, дети, если им дать знакомый материал, могут не только творчески его обработать, но и пуститься в философскую авантюру, и даже открыть в себе таланты писателя постмодернистского склада. А как бы вы завершили сказку? Какими качествами наделили бы Колобка? Оставили бы в живых главного героя или предпочли бы печальную развязку?

А самое главное:  возможно ли заглянуть в будущее сквозь спектр переделанных детьми сказок? Ведь они, вершители судьбы Колобка, далеко не все предпочли в своих произведениях счастливый конец этой простой детской истории, хотя у каждого из них была такая возможность… 

 

Список литературы:

  1.  Neil Gaiman: Why our future depends on libraries, reading and daydreaming//Нил Гейман: Почему наше будущее зависит от чтения//  https://www.theguardian.com/books/2013/oct/15/neil-gaiman-future-libraries-reading-daydreaming
  2. «Цена квартир зависит от результатов ЕГЭ» Источник: ГдеЭтотДом.РУ
  3. https://www.gdeetotdom.ru/news/2039980-2017-01-11-tsena-kvartir-zavisit-ot-rezultatov-ege/
  4. Александр Токарев «Зачем строить школы будущего? И как результаты ЕГЭ влияют на стоимость жилья» http://tatcenter.ru/rubrics/mneniya/zachem-stroit-shkoly-budushhego/

Дополнительная информация