Готовится к выходу 29-й номер 2019. Опубликоваться ->>

Опыт Астраханской области как пример управления многоэтничностью путем повышения медийно-информационной грамотности населения 

УДК 394.9
ББК 60.54

Байбатырова

Наиля Мунировна Байбатырова
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
к. фил. н., доцент кафедры теории и истории журналистики,
факультет филологии и журналистики



Аннотация: Статья посвящена анализу национальной региональной прессы как фактору медийно-информационной грамотности этнических групп Астраханского региона. Прикаспийский регион, отличающийся поликонфессиональностью и полиэтничным составом, выходит на уровень обретения единого информационного пространства. Автор подчеркивает, что необходимо сохранить единое информационное поле этнических групп Астраханской области, в котором могут свободно функционировать газеты и журналы для граждан, владеющих русским языком и национальными языками, независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания.

Ключевые слова: полиэтничный регион, Астрахань, медийная грамотность, национальная пресса, информационное поле, газеты.

Nailya Baybatyrova
Astrakhan State University
Candidate of Philology, associate professor of the theory and history of journalism,
Faculty of Philology and Journalism

Experience of the Astrakhan region as an example of managing multi-ethnicity by improving media and information literacy of the population

Abstracts: The article is devoted to the analysis of national regional press as a factor of media and information literacy of ethnic groups of the Astrakhan region. The Caspian region, which is characterized by polyconfessionality and polyetnic composition, reaches the level of acquiring a single information space. The author emphasizes that it is necessary to preserve a single information field of ethnic groups in the Astrakhan region, in which newspapers and magazines can operate freely for citizens who speak Russian and national languages regardless of their nationality and religion.

Key words:polyethnic region, Astrakhan, media literacy, national press, information field, newspapers.

Cкачать статью в .pdf

Прикаспийский регион, отличающийся поликонфессиональностью и полиэтничным составом, выходит на уровень обретения единого медийного пространства.  Журналистика является существенным фактором межэтнического взаимодействия и сохранения социокультурных ценностей этносов, проживающих в Астраханском регионе. Одним из наиболее значимых последствий глобализации мирового информационного пространства стало усиление взаимодействия и взаимовлияния культур. Миссия повышения уровня медийно-информационной грамотности предполагает поддержку и развитие единого полиэтничного пространства в информационном поле астраханской прессы. Позитивный имидж многонационального и поликонфессионального региона,  общей социокультурной среды должен стать результатом имиджево-коммуникативной стратегии региональных медиа.

В Астраханской области более 100 этнических групп проживают в мире и согласии. Особую роль в этом играют региональные СМИ, которые продолжают традиции грамотного освещения межэтнической тематики, заложенные местной прессой еще в XIX веке. Историк А.В. Сызранов отмечает, что в последние десятилетия национальный состав Астраханской области значительно поменялся за счет процессов внутренней и внешней миграции: «Преобладающее население – русские (70 %), казахи (14,2 %) и татары (7 %), однако вследствие миграций неуклонно возрастает численность народов Кавказа» [1, с.19]. В конце прошлого века, а именно с эпохи перестройки, началось «национальное возрождение». Этот процесс затронул и Астрахань. Выразилось это, прежде всего, в возникновении целого ряда национально-культурных обществ, провозгласивших своей главной задачей возрождение родного языка и культуры. Некоторые общества стали издавать свои газеты. Среди них – татарская «Идель» («Волга»), казахская «Ак Арна» («Чистый родник»), немецкая «Астраханское обозрение».

В условиях полиэтничного и поликонфессионального региона важно формировать и воспитывать медийно-информационную грамотность населения, его отдельных этнических групп. В связи с этим важно рассмотреть два понятия: этническая журналистика и межэтническая журналистика. Этническая журналистика – это журналистика отдельных этнических групп, которая выполняет функции самопознания, консолидации и интеграции этноса, сохранения языка и развития культурной самобытности. Межэтническая журналистика рассматривается как отдельное направление в СМИ, которое освещает темы межэтнического взаимодействия народов России и их этнокультурное развитие. Межэтническая журналистика имеет большое значение в сохранении толерантных отношений между различными этническими группами. Важна роль межэтнической журналистики в информационном обеспечении реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

В астраханской прессе сложилась традиция освещения межэтнических отношений вследствие многовекового сотрудничества между различными этносами. Кроме того, активно работают национальные объединения. Одно из направлений – создание средств массовой информации для обсуждения вопросов, волнующих диаспоры. События 1990-х годов способствовали развитию этнической доминанты, что и повлекло появление понятия «этническая журналистика». Р.П. Овсепян в своей работе «Приоритеты отечественной журналистики» подчеркивает, что «дезинтеграция СССР, образование СНГ, рост национального самосознания, проблемы глобализации, потребность в толерантности, миграционные процессы вызвали к жизни этническую журналистику» [2, с. 7]. В статье «Многонациональная печать новой России (некоторые аспекты функционирования)» автор анализирует процесс формирования национальной прессы российских регионов, характеризует национальную журналистику последних 20 лет: «Изменения, произошедшие буквально во всех сферах жизни России в начале 1990-х гг., стали переломными как в развитии общества, так и в этническом самосознании народов, которое стало обостренным и уязвимым в нежелании потерять свою самобытность, свою культуру, свой язык» [3, с.45].

Отечественные исследователи имеют различные взгляды на определение термина и структуру этнической журналистики. О.А. Богатова считает, что «данный сегмент – особый в журналистике, его основная задача заключается в освещении этнических вопросов, которые появляются при реализации культурных потребностей этносов» [4, с. 149]. И.Н. Блохин предлагает разграничивать два значения понятия «этническая журналистика». Согласно первому значению этническая журналистика связана с освещением жизни и культуры различных этнических групп, их взаимодействии, национальных и межэтнических отношениях. Аудитория у данных средств массовой информации гораздо шире аудитории национальной прессы: все, кто интересуется межнациональными вопросами, несмотря на этническую принадлежность. Во втором варианте значение термина «этническая журналистика» связано со СМИ, которые выходят на родных языках. Они предназначены не только для информирования, но и сплочения, объединения этноса, сохранения и развития культурной составляющей и родного языка. И.Н. Блохин пишет: «Целевая аудитория в этом случае будет состоять непосредственно из представителей определенной этнической группы» [5].

Однако на сегодняшний день этническая журналистика недостаточно развита, прежде всего в силу экономических причин. Об этом говорит С.И. Августевич в статье «Этническая журналистика и идентификация читателя»: «...достаточно даже беглого взгляда на развалы в газетно-журнальных киосках, чтобы понять: этническая журналистика в России не лидирует» [6, с. 100]. Следует отметить, что аудитория подобных СМИ небольшая, и этническая пресса не стремится занять высокие места в рейтингах СМИ. К тому же они в данном сегменте не всегда популярны у своей целевой аудитории.

Важнейшей функцией межнациональной журналистики является формирование медийно-информационной грамотности этнических групп. Причем она выполняет её в социальной, политической, культурной, психологической, развлекательной, просветительской, организационной и мемориальной сферах жизни. Особая информация помогает индивидам, оторванным от исторической родины, почувствовать связь с ней. Р.П. Овсепян отмечает: «Полиэтничность российского общества требует признания права каждого народа на свой язык, культуру, знание истории. Рост национального самосознания, слитность исторических судеб коренного населения с землей обуславливают развитие СМИ для коренных жителей и других национальных групп» [7, с. 7].

В нашей стране действует этический кодекс журналистов, освещающих межэтническую тематику в Российской Федерации. Документ разработан Гильдией межэтнической журналистики. В кодексе подчеркивается, что его соблюдение «является добровольным, свободным и осознанным шагом каждого профессионального журналиста» [8]. В 2017 году в Астрахани открылось отделение Гильдии межэтнической журналистики. В него вошли работники региональных национальных печатных, аудиовизуальных и интернет-СМИ, которые занимаются освещением межэтнических проблем. В рамках организованной Школы межэтнической журналистики ее участники анализируют и обсуждают этнокультурное разнообразие России и Астраханской области, особенности работы журналиста в полиэтническом регионе, изучают этические нормы и стандарты при освещении национальной тематики.

Астраханская региональная межэтническая журналистика служит инструментом воспитания и развития информационной грамотности этносов. Об астраханских региональных СМИ и этнической составляющей их деятельности пишет исследователь Г.С. Белолипская, рассматривая векторы освещения межэтнических отношений в прошлом и настоящем [9]. На примере функционирования одного из национальных изданий Астраханской области проанализируем реализацию задачи повышения медийно-информационной грамотности этнического населения татар. Газета «Идель» имеет давнюю историю, она основана более 110 лет назад. Сейчас выпускается на двух языках: русском и татарском. На территории Нижнего Поволжья, республик Кавказа, кубанских и калмыцких степей проживает немалое количество татар, говорящих на родном языке или только его понимающих. «Идель» является единственным периодическим изданием для татар на этой территории и одним из старейших и уважаемых этнических изданий России. Изначально газета зарекомендовала себя просветительским изданием, выполняя функции повышения медийно-информационной грамотности татарского населения.

Первый номер, вышедший в сентябре 1907 года в типографии Никифорова, содержал новости о действиях и распоряжениях правительства, расшифровки телеграмм, новости о местной жизни, судебную хронику, биржевые известия, справочный отдел. С 1910 года ответственным редактором и издателем газеты «Идель» стал ученый и просветитель А. Умеров. С изданием сотрудничали лучшие представители татарской творческой интеллигенция Поволжья. На страницах газеты рассказывалось о политической, социальной, культурной жизни страны и региона, особое внимание уделялось проблемам образования и просвещения мусульман. Редакция стремилась развивать духовную культуру татар в рамках европейской цивилизации. Просуществовав семь лет (за которые вышло 623 номера), в 1914 году под гнетом царской цензуры газета «Идель» была закрыта без права на возобновление работы [10].

Издание открылось спустя много лет, в 1991 году, в двуязычной версии (на русском и татарском языках). Сейчас учредителями «Идель» являются Агентство по печати и массовым коммуникациям Астраханской области и Астраханская общественная организация – общество татарской культуры «Дуслык» («Дружба»). Необходимо отметить, что основная аудитория газеты – люди старшего возраста. Именно они еще знают татарский язык, могут читать и говорить на нем. Нынешнее молодое поколение владеет татарским языком в меньшей степени, одна из основных причин этого – отсутствие изучения родного языка в школах. Одна из важнейших целей газеты «Идель» – развитие и сохранение татарского языка.

В газете «Идель» есть традиционная рубрика изучения родного языка «Мин татарча сейляшам» («Я говорю по-татарски»). Процесс приобретения медийной грамотности происходит индивидуально, но с помощью материалов подобных рубрик у представителей этнической группы появляется возможность расширять словарный запас родного языка и совершенствовать родную речь. В целях приобщения подрастающего поколения к национальному языку и культуре редакция газеты «Идель» совместно с педагогами родных языков проводили конкурсы творческих работ. Работы представляли не только татары, но и ногайцы, казахи, русские, украинцы. В данный момент редакция работает в тесной связи с администрациями области и города, Думой Астраханской области, советами районов и сел. Так, весьма востребованной является в газете рубрика «Как ты живешь, село?». В Астраханском регионе около 15 сел, где компактно проживают татары. Кроме того, регулярно печатаются статьи о культуре, людях, которые сохраняют своеобразие татарской музыки, литературы, театра.

С 2017 года в издании выходит рубрика «Этноглобус», в которой публикуются материалы этноконфессиональной тематики. Здесь печатаются статьи участников Школы межэтнической журналистики. Например, в №6 за 2017 год вышел материал Анары Едигеевой под заголовком «История нашего государства полна событий и фактов, сыгравших решающую роль в жизни народов России». Здесь же помещаются сообщения о событиях и мероприятиях, которые проводит Гильдия межэтнической журналистики.

Таким образом, опыт Астраханской области является востребованным как пример управления многоэтничностью в рамках отдельных регионов. Межэтническая журналистика играет важную роль в сохранении мирных отношений между различными этническими группами, особенно в мультикультурном и поликонфессиональном регионе. Повышение уровня медийно-информационной грамотности этнических групп происходит посредством выпуска периодических изданий на национальных языках.  В астраханской прессе сложилась традиция освещения межэтнических отношений вследствие многовекового сотрудничества между различными этносами. Национальные издания должны принимать во внимание различные особенности и специфические потребности астраханских социально-этнических образований. Они формируют политическую культуру межнационального общения, политические традиции народа.

Литература

  1. Сызранов А.В. Этносы и этнические группы Астраханской области: справочное пособие. – Астрахань: ОМЦ НК, 2008. – 72 с.
  2. Овсепян Р.П. Приоритеты отечественной журналистики: история и современность // Историческая традиция печати России: сб. материалов круглого стола «Ценностные приоритеты многонациональной отечественной журналистики: История и современность» Междунар. Науч.-практ.конф. «Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации». – М.: Факультет журналистики МГУ, 2012. – С.5-8.
  3. Овсепян Р.П. Многонациональная печать новой России (некоторые аспекты функционирования) // Вестник Московского государственного университета. Серия 10. Журналистика. – 2011. – №3. – С.39-51.
  4. Богатова О.А. Конструирование этничности и этническая пресса // Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим / под ред. П.Н. Киричека. – Саранск: Красный Октябрь, – 2003. – С.148-153.
  5. Блохин И.Н. Этнологическая культура журналиста [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. – 2008. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnologicheskaya-kultura-zurnalista (дата обращения: 16.06.2018).
  6. Августевич С.И. Этническая журналистика и идентификация читателя // Личность и медиа: технологии взаимодействия. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. – С. 99-107.
  7. Овсепян Р.П. Есть такая профессия – журналист // Журналист в этническом социуме. – 2013. – №7. – С.5-10.
  8. Этический кодекс журналистов, освещающих межэтническую тематику в Российской Федерации. – Режим доступа: http://nazaccent.ru/about/eticheskij-kodeks/ (дата обращения: 21.06.2018).
  9. Белолипская Г.С. СМИ и этническая составляющая их деятельности // Медийные стратегии современного мира: Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2009. – С. 229-230.
  10. Астраханская газета «Идел»: прошлое, настоящее, будущее // Татарские новости. – 2007. – 1 апреля. – №153.

Дополнительная информация