Психологическая антропология для медиаобразования. Конференция «Коммуникативные технологии опережающего профессионального развития педагогов и учащихся в современной медиасреде», организованная Н. Б. Ковалевой, состоялась 28 ноября 2015 года.

Конференция, носившая межрегиональный характер, оказалась достаточно представительной и собрала преподавателей, магистров, студентов целого ряда московских вузов: РГГУ, МГППУ, ПСТГУ, МГУ, НИУ ВШЭ, МИОО, РУДН, МЭСИ и, само собой разумеется, МПГУ. Кроме сотрудников московских образовательных учреждений активное участие приняли в ней также гости из Иркутска (ИрГТУ), Твери (ТГУ) и Санкт-Петербурга. В числе почетных гостей конференции были профессор МГППУ, доктор психологических наук И. В. Вачков, и зав. кафедрой журналистики и медиаобразования МПГУ И. В. Жилавская, президент Ассоциации специалистов медиаобразования (АСМО).

Антропологический подход, практикуемый в рамках новой педагогики, принуждает нас к перенесению акцентов и фокуса внимания на личностные результаты образования и соответствующие компетентности педагогов и учащихся; на специфические особенности ментального поведения всех субъектов образования в условиях цифровой медиареальности. Которая стала де-факто и средой обитания, и пространством деятельности, как для педагога, так и для студента. Общее заседание началось с постановки проблемных вопросов, предложенных Н. Б. Ковалевой для совместного обсуждения:

  1. В чем основное напряжение в развитии и реализации коммуникативных технологий в образовании 21 века?
  2. Какие новые возможности, феномены и противоречия возникают в современной медиасреде с точки зрения образовательной коммуникации?
  3. В чем заключается желательный шаг развития?

По ходу конференции, выступающие и докладчики, так или иначе, относились к заявленной проблематике. В частности, были затронуты такие темы как:

  • а) ситуация «когнитивного разрыва в современной гиперреальности» (А. А. Калмыков, профессор, д. ф. н., РГГУ);
  • б) возможности «использования современных медиа для опережающего развития младших школьников», проиллюстрированные на убедительных примерах детского творчества (Е. И. Булин-Соколова, профессор, д. пед. н., МПГУ);
  • в) «технологические приемы работы с научным и художественным текстом в студенческой аудитории» (А. Н. Фоминова, профессор, канд. психол. н., МПГУ);
  • г) ключевые идеи рефлексивно-позиционного подхода к формированию развивающей среды как возможность новой конфигурации антропологического понимания возможностей и целей медиаобразования (Н. Б. Ковалева, доцент, канд. психол. н., МПГУ);
  • д) практика применения рефлексивно-позиционного подхода и сюжетно-деятельностных технологий в программах духовно-нравственного развития детей и молодежи на примере иркутского детско-юношеского летнего лагеря (О. В. Михеева, преподаватель ИрГТУ);
  • г) герменевтическая технология понимания и истолкования медиатекста как событийной метафоры на основе «прояснения онтологических оснований высказываний и поступков» (Ф. А. Ковалев, руководитель герменевтического клуба МПГУ).

В мастер-классах, проведенных во второй части конференции, были убедительно продемонстрированы технологические возможности личностного развития учащихся на основе проектирования современной образовательной среды.

Особый интерес вызвал мастер-класс заведующего кафедрой психологической антропологии МПГУ профессора А. С. Обухова. Здесь наглядно демонстрировались возможности развития способности к взаимопониманию и поиску общих опор для сотрудничества в процессе игры.

Возможности сценирования ситуаций мотивирующей коммуникации на занятиях ОБЖ с первоклассниками (на основе технологий Тима Вильсона, профессора Оксфорда, и, одновременно, талантливого художника-мультипликатора) были ярко и эмоционально представлены доцентом кафедры психологической антропологии Л. И. Адамян.
Также состоялись мастер-классы участников Ассоциации «Мастерская психолого-педагогического сценирования», действующей с 2012 года под руководством Н. Б. Ковалевой.

Наглядную иллюстрацию возможностей рефлексивно-позиционного подхода удалось освидетельствовать в процессе «поэтической дуэли», увлекательно разыгранной на материале стихов Владимира Маяковского и Сергея Есенина, преподавателем лицея № 1524 Л. С. Беляковой при поддержке коллег Ж. В. Красавиной и Л. Е. Купцовой.

Порадовала присутствующих инициированная членом «Мастерской психолого-педагогического сценирования» Н. В. Давыдовой - с великолепно продемонстрированным педагогическим мастерством - дискуссия относительно проблемы «Личность и Власть: возможность диалога и невозможность согласия» (на материалах переписки царя Иоанна Грозного и А. И. Курбского).

Свое яркое завершение конференция получила в итоговой сюжетно-деятельностной игре "Диалог как творческое со-бытие" (с элементами медиагерменевтического тренинга), проведенной командой Герменевтичсекого клуба МПГУ (ведущий: Ф. А. Ковалев; модераторы: Л. С. Катречко, С. В. Ковалева, С. В. Данильчева, Е. М. Курапина, К. С. Береза). Материалом для творческого размышления и дискуссий о проблемах и рисках медийного управляющего воздействия и проблемах некритичного восприятия действительности послужил известный ролик «Три поросенка» от «Гардиан» (The Guardian). Задачей участников, распределенных в 4 микрогруппы, стало создание сценического размышления об узловых проблемах современного дискурса на основе известных поэтических произведений Николая Гумилева, Владислава Ходасевича, Арсения Тарковского. В качестве «финальной сборки» были представлены четыре блистательных сценки, в которых удалось отразить сложность самопознания и субъектной творческой автономии в контексте предложенной панорамы проблем – «проблем творческой свободы и независимости суждений понимающего субъекта, реципиента управляющего медиавоздействия».

Информацию подготовили: Ф. А. Ковалев и Н. Б. Ковалева.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дополнительная информация